Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ДРАМАТИЗАЦИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

mari_ziteva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
Исследовав материал по теме: «Драматизации на уроках литературного чтения как средство развития способности к сопереживанию у младших школь-ников», обозначим краткий вывод из проделанной нами работы, определим этапы в процессе раскрытия темы.
Введение

Современное общество предъявляет высокие требования к уровню интеллекта и научных знаний. Между тем, гораздо меньшее значение придается эмоциональной, чувственной сфере ребенка. Получилось так, что «современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны». Отмечается также недостаток наблюдательности у детей, который психологи связывают с отсутствием тренировки фантазии и воображения в процессе «сотворения игры». Кроме того, игры детей однообразны и все чаще приходят в школу дети, эмоционально не готовые к школе. В результате получается, что и смотрят дети на окружающий их мир без интереса и удивления, не умея занять себя в свободное время. Педагоги и психологи отмечают, что дети нуждаются в эмоциональном раскрепощении, обучении чувствованию и художественному воображению [56]. Многие ученые, педагоги, психологи, деятели мысли и искусства отмечают важность эмоциональной развитости человека, которой так мало уделяют внимания, посвящают усилия в современных школах. Актуальность темы обусловлена назревшей необходимостью пере-стройки системы воспитания детей в условиях социально-экономических преобразований, происходящих в современном обществе. В настоящее время подрастающее поколение обвиняют в потере нравственных ориентиров, бездуховности, агрессивности, жестокости. Задачи гуманизации педагогического процесса требуют создания атмосферы обращенности к ребенку, обеспечения необходимых условий для его полноценного развития, в том числе развития его нравственной сферы, социальных эмоций, таких как сострадание, которое выполняет важнейшую регулятивную роль в психическом и личностном развитии ребёнка, определяют его отношение к другому человеку и самому себе. Современное образование рассматривается как сложный процесс, созда-ющий условия для развития личности. Много внимания уделяется воспитанию человека, ориентированного на понимание, признание и принятие другого человека. Для этого важную роль отводят художественному произведению, т.к. исследования многих ученых показывают, что художественное произведение вызывает эмоциональный отклик у детей раньше других искусств. Психологическое изучение эмоциональной стороны отношений пред-ставляет собой одно из самых актуальных направлений современных психологических исследований.[57] Всё большее значение в работах придаётся изучению социальных эмоций (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, В.К. Котырло, М.И. Лисина, B.C. Мухина, П.В. Симонов и другие). Являясь базовыми в становлении личности, социальные эмоции направляют процесс социализации растущего человека, помогают ему "входить" в мир взрослых и сверстников. А.В. Запорожец отмечал, что социальные эмоции выполняют функцию ориентировки ребёнка в предметах и явлениях окружающего мира, играя при этом большую роль в формировании мотивов поведения. Особенно важное значение в ряду социальных эмоций имеет исследование роли сопереживания как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные отношения. Сопереживание занимает одно из главных мест внутри социальных эмоций и является "ядерным" образованием личности, играя важнейшую роль в жизни ребёнка.[55,с.46] Проблемой нашего исследования является возможность влияния драматизации на развитие чувства сопереживания в младшем школьном возрасте. На наш взгляд, существует много разнообразных методов и средств вос-питания сопереживания, но наиболее эффективным является литературное чте-ние. Художественная литература есть совершенно особый, ничем другим не за-менимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и ин-струментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений. Издавна художественная литература признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира, о воспитательном воздействии на личность ребенка. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для воспитания чувства сопереживания, поскольку в данный период происходит формирование нравственных основ личности ребенка.[49,105] Не разработанность данной проблемы послужила поводом для выбора темы исследования. Цель исследования – определить актуальный уровень развития способности к сопереживанию у младших школьников в процессе работы над драматизацией. Гипотеза исследования - мы предполагаем, что чувство сопереживания младшего школьника зависит от индивидуальных особенностей, окружающей и среды и эмоционального состояния ребенка, и может развиваться при использовании средства драматизации. Объект исследования - процесс воспитания чувства сопереживания у младших школьников при использовании средства драматизации. Предмет исследования - Особенности драматизации на развитие чувства сопереживания на уроках литературного чтения. В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования, показать уровень разработки данной проблемы. 2. Определить специфику проявления чувств сопереживания в младшем школьном возрасте. 3. Раскрыть возможности драматизации в развитии эмоционально-чувственного восприятия. 4. Выявить и реализовать на практике методические условия драматиза-ции на уроках литературного чтения в начальных классах. Научная новизна исследования - 1. Разработаны теоретические основы развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников на уроках литературного чте-ния. 2. Практически показано, что драматизация является важнейшим условием развития способности к сопереживанию у младших школьников. 3.Определены критерии эффективности уроков литературного чтения. Теоретическая значимость – раскрыта сущность и специфика проявле-ния чувства сопереживания в младшем школьном возрасте. Показано значение драматизации в воспитании чувства сопереживания. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в работе учителями начальных классов, родителями в семейном воспитании. Методы исследования -теоретический анализ педагогической, психологической литературы; качественный и количественные методы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования; экспресс-диагностика И. Юсупова, адаптированная для младшего школьного возраста. Методологическую основу исследования:- составили работы исследо-вателей устного народного творчества: В.П. Аникина, И.Н. Арзамасцевой, С.А. Николаевой, В.Г. Белинского, З.А. Гриценко, Т.В.Зуевой, Б.П. Кирдан, О.И. Капица, Ф.С. Капица, Т.М. Колядич, П.И. Кравцова, С.Г. Лазутина, М.Н. Мельникова, И.Г. Минераловой, Э.В. Померанцевой, В.Я. Пропп, Ф.И. Сетина, В.И. Чичерова; -работы по методике преподавания литературного чтения в начальной школе: Е.С. Антоновой, СВ. Бобровой, Л.С. Бушуевой, И.Н. Васильева, М.Н. Матвеева, М.П. Воюшиной, М.Е. Львовой. М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, О.В. Сосновской, Е.И. Матвеевой, Т.П. Сальниковой, Т.Г. Фирсовой. Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. База исследования – гимназия №1 г Махачкалы, ученики 2-го класса, в количестве 15 человек, 8 девочек и 7 мальчиков.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДРАМАТИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Драматизация как вид творческой деятельности……………………….8 1.2. Основы развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников…………………………………..……………………………….13 1.3.Особенности восприятия младшими школьниками художественного тек-ста……………………….…………………..……………………………….....23 1.4.Возможности драматизации в развитии способности к сопереживанию у младших школьников …………………………….…………………………26 Выводы…………………………………………………….………………….29 ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА ДРАМАТИЗАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1. Методы и приемы драматизации на уроках литературного чтения…..31 2.2. Система заданий, упражнений, формирующих драматические умения ………………..………………………………………………………………...39 2.3. Программа мероприятий по использованию драматизации, ориентиро-ванных на воспитание чувства сопереживания в младшем школьном воз-расте на уроках литературного чтения……………………………………….43 2.4.Учебно-методический практикум « Драматизация на уроке литературного чтения как средство развития способности к сопереживанию у младших школьников»……………….…………………………………………………...49 2.5.Эксперимент и его результаты…………………………………………….52 Выводы………………………………………………………………..………...63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………64 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….68
Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учебн. пособие - изд.2-е перераб. и доп.- М., 2001. 525 с. 2. Аркадьева А.В. Из опыта работы по книге для чтения «В океане света»/Под ред. Бунеевой Е.В. //Серия «Свободный ум». Метод. рекомендации для учителя. - М., «БАЛЛАС», «С-ИНФО», 1996. - 144с. 3. Басина Н. Гуманитарный центр «Театр»: О том, почему мы - «те-атр»//Управление школой: прил. к газете «1 сентября». - 2000. - Окт. (№39). 1 4. Банщиков В. М., Короленко Ц. П. Эмоции и воображение. М., 1975. - 65 с. Денисова 3. В. Механизмы эмоционального поведения ребенка М., 2001. 5. Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. // Воспр. Психол. 1988 № 4. - с.155-160. 6. Бечак Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1981. – 280 с. 7. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с. 8. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В океане света». Книга для чтения в 4-м классе. Пособие для учащихся в 2 частях. Ч. 1,2. М., «С-ИНФО», «БАЛЛАС», 1994. 9. Бушина Е.И. Воспитание интереса к литературе на внеклассных заняти-ях//поиск новых путей. - М., 1990. - с. 148-162. 10. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений/ В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 142 с. 11. Волков И.Ф. Общая типология художественной литературы. // Волков И. Ф. Теория литературы: учеб. пособие для студентов и преподавателей. - М., 1985.-с. 86-110. 12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах/ Гл. ред. А.В. Граник Г.Г. Драматурги, драматургия, театр/ Г.Г. Граник, Л.А. Концевая. - М.: ВЛАДОС, 2001. 13. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Восприятие школьниками художественного текста//Вопросы психологии. - №13. - с. 43-52. 14. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987. 15. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников. - М., Политиздат, 1989. 16. Громова М.И. В поисках современной пьесы. // Литература в школе. - 2005. - №3 - с. 74-83. 17. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1987. - 278 с. .Домашнев А.И. К социологии языка драмы. // Литература, язык, культура. - М., 2006. - с. 257-267. 18. Ермолаева М.В. Развитие познавательного и аффективного воображения ребенка средствами детской театрализованной деятельности/ М.В. Ермолаева //Ермолаева М. В. практическая психология детского творчества. - М., 2001. - Гл. 4. - 142 - 165. 19. Ершова А. Использование методов театральной педагогики на уроках в начальной школе//Нач. школа. - 2001. - №7. - с. 18-22. 20. Ершова А. Театр. Искусство на уроках в начальной школе//Искусство в школе. - 2000. - №3. - с. 15-20. 21. Жулев В. Дети - актеры от Бога//Управление школой: прил. к газете «1 сен-тября». - 2019. - Май. - с. 12. 22. Зепалова Т.С. От урока литературы к театру//Литература в школе. - 1983. - №3.- с. 71-73. 23. Золотоносцев М. В поисках «целостного человека»: личность и роль в современной драматургии. //Урал. - 1986. - №1. - с. 178 - 183. 24. Игра - драматизация в школе. Под ред. Соловьёва Е.Е. - М. 1924. - С.З - Цит. по: 25. Львов М.Р.,Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. -2000.-С.95 26. Изард К.Э. Психология эмоций/ Пер. с англ. А. Татлыбаева. - СПб.: Питер, 2009. - 460с. 27. Ильин Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 749с. 28. Колчеев Ю. Игровая театральная педагогика./ Ю. Колчеев, Н. Колчее-ва//Воспитание школьников. - 2010. - №5. - с. 29-36. 29. Комионский М. Л. Готовить к восприятию драматургии.// Литература в школе. - №2.- с. 35-40. 30. Кубасова О.В. Приём драматизации на уроках обучения грамоте. - Начальная школа. - 2015. -№4.- С.21 31. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение для четвертого класса четырехлетней начальной школы. - изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Издат. дом «ОНИКС 21 век», 2013. - 352 с. 32. Курбатская Л.С. Плодотворное сотрудничество//Литература в школе. - 2017.- №2. - с. 36-411. 33. Кургатников А. Современная драматургия. // Современная драматургия. - 2012. - №1. - с. 172 - 182. 34. Левинская Е. Дети «трудных родителей»: Вопр. формы в новой драматургии о подростке. //Дет. лит. - 2000. - №5. - с. 11-15. 35. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Лига-пресс, 2001. – 125 с. Львов М.Р. Словарь - справочник по методике преподавания русского языка. - М. - 1999.- С.60 36. Львов М.Р. Методика развития речи.- В кн.: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская. М.,2002. 37. Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения. - Начальная школа. - 2012. - №3. - С.27 38. Малькова З. Ролевые игры в классе// Начальное образование. - 2016. - №9. - с. 19-22. 39. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения. // Литература в школе. - 2002. - № 1. - с. 25-35. 40. Начальная школа: Настольная книга для учителя. /Под ред. Мельникова М.А.- М.-2000.- С.741 41. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоции. - М.: Прогресс, 1979. - 179 С. 42. Рындак В.Г. Личность, творчество, развитие: Учеб. пособие по педагогике творчества. - М.: Пед. вестник, 2011. - 291с. 43. Рябинина И.Г. О школьном театре/ И.Г. Рябинина.// Классный руководитель. - 2012. - № 6. - с. 97-99. 44. Светловская Н.Н. Нравственное воспитание младших школьников в процессе обучения чтению. -Начальная школа. - 2014. - №10. - С.ЗЗ 45. Смелкова З.С. Литература как вид искусства: Кн. для учителя и учащихся. - М.: Флинта, 2008. 46. Смучина М. Урок и театр: [ К вопр. режиссуры урока: из записок учителя] // Семья и школа. - 2001. - №11. - с. 3-4. 47. Сорокина К.Ю. Школьный театр и уроки литературы//Литература в школе. - 2017. - №2. - с. 50-52. 48. Сосновская О.В. Методика преподавания чтения. - В кн.: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. - 2000.- С. 156 49. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности младших школьников: Программа и репертуар. - М.: Гум. изд. центр ВЛАД, 2003. - 160 с. 50. Шелестова З.А. Выразительное чтение драматического произведе-ния//Литература в школе. - 2020. - №8. - с. 46-52. 51. Шульгина Н. Работа с текстом как средство формирования личности ученика //Русский язык в школе. - 2019. №3. -с. 21. 52. Хризман Т.П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка/ Т. П. Хризман, В.Д. 53. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник для вузов. - М.: Высш. шк., 1999. 54. Хализев В.Е. Драма как род литературы. - М.: Изд-во МГУ, 198с. 55. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань, Татарское книжное издательство, 1991. – 213 с. 56. Якобсон П.М. Экспериментальное изучение нравственных чувств и нрав-ственной оценки у школьников. //Вопросы психологии. 2018, № 4. - С. 23. 57. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М., 2016. 58. Яковлев И.А. Мир психологии. М., 2015.- 340 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИС-ПОЛЬЗОВАНИЯ ДРАМАТИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СПО-СОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Драматизация как вид творческой деятельности. Драматизация - один из видов деятельности учащихся, широко применяемый на практике. Вопрос об использовании данного приёма на уроках литературного чтения разрабатывался многими методистами: Адамович Е.А. и Яковлевой В.И., Кубасовой О.В., Львовым М.Р., Мали Л.Д., Светловской Н.Н., Сосновской О.В., и др. Особенно большое значение приёму драматизации придавали последователи изучения творческого чтения в начале 20 годов 20 века: Абакумов С.И., Бархин К.Б., Соловьёва Е.Е. и др. Такое внимание к этому виду творческой деятельности учащихся неслу-чайно: оно основано на исследованиях психологов. Сошлёмся на положения Л.С. Выготского, указывающего на несомнен-ную пользу драматизации: «во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием; во-вторых, она ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества.[12,с.34]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 47 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg