Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности развития познавательных УУД младших школьников в проектной деятельности

mari_ziteva 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
В ходе анализа научной литературы по проблеме исследования, мы установили, что под универсальными учебными действиями понимается способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного освоения нового социального опыта. Познавательные УУД являются одним из видов универсальных учебных действий.
Введение

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом определено формирование универсальных учебных действий. В значительной мере уровень их освоения способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения. За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди. Модернизация общего образования требует разработки новой модели начальной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Универсальными способами учебной познавательной деятельности являются универсальные учебные действия, которые можно определить, как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции, представленный целостной, интегративной способностью школьника быть субъектом деятельности, которая позволяет активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности. Универсальные учебные действия находят свое отражение в образовательной компетенции, которая предполагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер. Универсальные учебные действия и составляют синтезированное понятие «умение учиться». Впервые программа формирования умения учиться была предложена Д. Б. Элькониным и разработана его учениками В. В. Давыдовым, В. В. Репкиным, Л. Е. Журовой, Г. А. Цукерман и др. Особое значение для младших школьников из универсальных учебных действий имеют познавательные УУД, т.к. именно от их становления зависит результативность всего последующего образования человека. Универсальными способами учебной познавательной деятельности являются универсальные учебные действия, которые можно определить, как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции, представленный целостной, интегративной способностью школьника быть субъектом деятельности, которая позволяет активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности. Анализ литературы по теме исследования показал, что несмотря на то, что педагогикой и психологией накоплено достаточное количество материала, характеризующегося своим многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования познавательных УУД, и позволяющих сделать его обобщение, и произвести переоценку сложившихся теоретических взглядов и технологических подходов, нельзя сказать, что научная проблематика внутри этой сложной проблемы исчерпана. Нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования познавательных УУД, мы столкнулись с недостаточным использованием в практике при формировании познавательных УУД потенциала проектной деятельности младших школьников. Процесс обучения обеспечивает формирование познавательных УУД. Наличие научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования универсальных учебных действий учащихся, мы столкнулись с недостаточной степенью их сформированности в начальной школе. Все это и обусловило актуальность темы исследования. При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью развития познавательных УУД детей младшего школьного возраста в проектной деятельности и недостаточностью путей решения данной проблемы. Сказанное выше позволило нам определить тему исследования «Особенности развития познавательных УУД у младших школьников в проектной деятельности». Объект исследования: процесс формирования познавательных УУД у младших школьников. Предмет исследования: педагогические условия и особенности развития познавательных УУД у младших школьников в проектной деятельности. Цель исследования: определить особенности развития познавательных УУД у младших школьников посредством проектной деятельности и экспериментально доказать педагогические условия их развития. Гипотеза: развитие познавательных УУД у младших школьников посредством проектной деятельности выступает как условие успешности обучения, если: - целенаправленно и рационально организуется педагогическое руководство проектной деятельностью младших школьников; - осуществляется личностно-ориентированный подход в организации проектной деятельности в начальных классах; - учитываются возрастные особенности младших школьников в формировании познавательных УУД. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность понятия «познавательные УУД» в психолого-педагогической литературе. 2. Рассмотреть возрастные особенности формирования познавательных УУД в младшем школьном возрасте. 3. Изучить психолого-педагогические основы и особенности организации проектной деятельности в начальных классах. 4. Определить психолого-педагогические, дидактические условия, обеспечивающие успешность процессу развития познавательных УУД у младших школьников в проектной деятельности. 5. Апробировать программу развития познавательных УУД у младших школьников в проектной деятельности. Теоретическая значимость заключается в том, что охарактеризованы особенности развития познавательных УУД в младшем школьном возрасте в проектной деятельности, прослежена взаимосвязь между проектной деятельностью и активизацией познавательной деятельности младшего школьника. Представленный в работе теоретический материал может быть полезен школьным учителям, психологам и всем тем, кто работает и имеет отношение к начальной школе. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования учителями начальных классов, психологом или родителями учебно-методических рекомендаций по дополнению содержания и обновлению методов и приемов по развитию познавательных УУД у младших школьников в проектной деятельности. Методы исследования: анализ психолого-педагогических источников и синтез полученной информации, исходя из цели и задач исследования; наблюдение; педагогический эксперимент; сравнение результатов деятельности. База исследования: МКОУ «Аверьяновская СОШ», 3 «В» и 3 «Г» класс, Кизлярский район с. Аверьяновка. Структура итоговой аттестационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Содержание

Введение ………………………………………………………………….……… 3 Глава I. Психолого-педагогические основы формирования познавательных УУД у младших школьников в проектной деятельности …………..…………8 1.1. Сущность и структура познавательных УУД младших школьников … 8 1.2. Проектная деятельность учащихся и психолого-педагогические основы ее организации ………………………………………………………………….…. 16 1.3. Особенности развития познавательных УУД у младших школьников в проектной деятельности ………………………………………………………….. 25 Выводы по первой главе ………………………………………………………. 29 Глава II. Педагогические условия развития познавательных УУД у младших школьников в процессе проектной деятельности ………………...…………. 30 2.1 Исследование уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников ……………………………………………………..…… 30 2.2. Программа развития познавательных УУД у младших школьников в проектной деятельности ……………………………………………………...… 40 2.3. Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы развития у младших школьников познавательных УУД в проектной деятельности …… 50 Выводы по второй главе ……………………………….……………………… 55 Заключение ……………………………………………………………………... 56 Литература …………………………………………….……………………….. 58
Список литературы

1. АсмоловА.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008 – 151с. 2. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие [Текст] / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. -- 104с. 3. Бреднева H.A. Дидактические возможности метода учебного проекта / H.A. Бреднева // Педагогические науки. - М.: Спутник, 2008. – № 4 (32). – С. 109-112. 4. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. - 2010. - №6. 5. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2010. 6. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Под ред. В.В. Давыдова. - М., АСТ, 2008 - 671с. 7. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения.//Директор школы. -2011. -№6. 8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986.- 240с. 9. Дьюи Дж. Демократия и образование: Перевод с английского / Дж. Дьюи. – М. : Педагогика-Пресс, 2000. – 384с. 10. Даль В.И. «Иллюстрированный толковый словарь русского языка», - М.: «Астрель. Хранитель», 2006. 11. Ермолаев С.А. Проектная деятельность школьников социально- экологической направленности: учеб.-метод. пособие / С.А. Ермолаев. - Арзамас : АГПИ им. А. П. Гайдара, 2006. – 86с. 12. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников// Нач. школа. -2010. - №9. 13. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.//Нач.школа.-2012.-№2. 14. Камалеева А.Р. Пути реализации компетентностного подхода в образовании (на примере обучения предметам естественнонаучного цикла): монография/А.Р. Камалеева. – Казань: ТГГПУ, 2009 . – 108с. 15. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л.,1925. 16. Климова А.Д. Проектная деятельность учащихся как средство управления общеобразовательными учреждениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. –М., 2009. – 21с. 17. Коменский Я.А. Великая дидактика / Пер. А. Щекинского. – М., 1893. –С.138. 18.Костенкова Ю.А. Как помочь ребенку научиться читать? Учеб. метод. пособие. -М.: РУДН, 2008. — 78с. 19. Курнешова Л.E. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях. - Правительство Москвы. Департамент образования города Москвы, 2003. – 34с. 20. Ляхов И.И. Проектная деятельность (социально - философский аспект): Автореф. дисс. ... д-ра. филос.наук.–М.,1996.–86 с. 21. Маслов П.А. Творческая самореализация младших школьников в проектной деятельности: Дисс. канд. пед. наук.- Волгоград,2008.–218 с. 22. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2004. 23. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании/ Н.В. Медведева //Начальная школа плюс до и после. 2011, №11, - С.59. 24. Морозова С.И. Формирование у студентов функциональной самостоятельности средствами метода проектов: Автореф. дисс. канд. пед. наук.– Брянск, 2008. – 24 с. 25. Никитина И.В. Проектная деятельность как средство организации образовательной среды: Дис. канд. пед. наук. – М., 2008. – 213 с. 26. Осмоловская И.М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова// Начальная школа. 2012, № 10, - С.6. 27. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.,1998. 28. Поливанова К.И. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2011. –192 с. – С. 29. 29. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. — М.,1996. —С. 211. 30. Сборник рабочих программ «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011, с. 528, с. 287-289 31. Светенко Т.В. Учебный проект в школе. Книга для учителей/ Т.В. Светенко. -Псков, 2000. -28с. 32. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -М.: АРКТИ, 2003. 33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. -31с. -(Стандарты второго поколения).– ISBN 978-5-09-022995-16 34. Хижнякова О.Н. Педагогическое проектирование учебной деятельности младших школьников в условиях развивающего обучения: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -Владикавказ, 2009. – 25 с. 35. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –М.: Просвещение, 2010. – 251 с. 36. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с. 37. Чанова М.В. Методика использования метода проектов в обучении географов России: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2009. – 27 с. 38. Черепанова М.Д. Проектная деятельность учащихся начальной школы как фактор формирования универсальных учебных действий / М.Д. Черепанова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/619394/ (22 марта 2015 г.) 39. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям / И.Д. Чечель //Методология учебного проекта. – Москва, 2001. – С. 119-124. 40. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников / Н.А.Якимов // Исследовательская работа школьников. - 2003.- №1. - С. 48-51.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Сущность и структура познавательных УУД младших школьников Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся [6, с. 36].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg