Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности

mari_ziteva 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
Актуальность исследования проблемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности обусловлена изменением образовательной парадигмы в сooтветствии с логикой кoмпетентностного подхода.
Введение

Согласно требованиям ФГОС НОО школа должна сформировать у учащихся совокупность «универсальных учебных действий» (УУД), в число которых входят и коммуникативные УУД. В современном мире подрастающему человеку трудно самореализоваться в жизни, для того этого ему необходима коммуникативная компетенция (добиться успеха в профессиональной сфере, завести друзей, создать семью, раскрыть свой творческий потенциал). Успешно адаптироваться к социальной реальности ему поможет данное качество: коммуникативные действия помогут ему присваивать новый социальный опыт, развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Особенно актуально перед педагогами начальной школы ставится задача – формирования у учащихся коммуникативных УУД. В отечественной педагогике и психологии рассматривались различные подходы к решению проблем формирования коммуникативных УУД, которые отражены в работах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Ю.К. Бабанского, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, А.Б. Воронцова, Н.Я. Гальперина, С.Т. Шацкой, Д. Эльконина и др. Но все авторы сходятся во мнении, что младший школьный возраст определяется как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребенка. Однако следует отметить, что в данных работах не отражается формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности. Формирование универсальных учебных действий следует рассматривать как элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на формирование и закрепление УУД. В современной начальной школе внеурочная деятельность осуществляется на основании плана и программ курсов внеурочной деятельности, разработанных в данной образовательной организации с учетом ее специфики. Основная образовательная программа начального общего образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования реализуется образовательной организацией через учебный план и внеурочную деятельность. Определяет деятельность по внеурочной работе основной нормативный правовой документ и это ФГОС НОО. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др. Во внеурочной деятельности начальная школа, реализуя ФГОС начального общего образования, предоставляет обучающимся новые возможности для развития необходимых личностных качеств. Внеурочная деятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации в соответствии с ФГОС, общеобразовательные учреждения должны предоставить учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Современные подходы к внеурочной деятельности раскрыты в исследованиях А.Г. Асмоловой, Д.В. Григорьева, П.В. Степанова. Основы внеурочной деятельности в школе заложены в трудах Т.А. Ильиной, И.Я. Лернер, Е.В. Советовой, В.А. Сухомлинского. В качестве одного из основных критериев эффективности образовательного процесса требует рассматривать формирование индивидуальности учащихся, талантливых, способных, усердных, с развитыми коммуникативными учебными действиями, участников открытого педагогического процесса, подготовленных к жизни в открытом обществе, начиная с первых лет обучения в школе [39], данная ситуация обусловила противоречие между потребностью социума и современной начальной школы в членах общества, владеющих коммуникативными учебными действиями и недостаточной разработанностью условий формирования коммуникативных учебных действий младших школьников. В связи с этим определим проблему исследования: каковы особенности и условия формирования коммуникативных УУД младших школьников во внеурочной деятельности. Цель исследования – определить педагогические условия формирования коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности. Объект исследования – внеурочная деятельность в начальной школе. Предмет исследования – педагогические условия формирования коммуникативных УУД младших школьников во внеурочной деятельности. Гипотеза исследования основывается на предположении, что развитие коммуникативных УУД младших школьников будет происходить более успешно, если соблюдаются следующие условия: - учитываются возрастные особенности младших школьников в формировании коммуникативных УУД во внеурочной деятельности; - раскрыть потенциал внеурочной деятельности в формировании коммуникативных УУД у младших школьников; - разработать и реализовать программу по развитию коммуникативных УУД во внеурочной деятельности. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме. 2. Определить роль внеурочной деятельности в формировании коммуникативных УУД у младших школьников. 3. Изучить педагогические условия, пути и средства формирования и развития коммуникативных УУД во внеурочной деятельности в начальной школе. 4. Разработать комплекс психолого-педагогических, дидактических условий, обеспечивающих эффективность процессу развития коммуникативных УУД во внеурочной деятельности. 5. Провести эксперимент с целью апробирования программы по формированию и развитию коммуникативных УУД во внеурочной деятельности. Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; анкетирование; беседы; психолого-педагогический эксперимент; математическая обработка данных экспериментального исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явился Уркарахский «Многопрофильный лицей». Общее количество участников исследования – 44 человека. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что нами была систематизирована психолого-педагогическая литература по проблеме; раскрыта актуальность и значимость проблемы; изучен опыт работы по развитию коммуникативных УУД младших школьников во внеурочной деятельности. Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы в работе учителей начальной школы в общеобразовательных школах по формированию и развитию у младших школьников коммуникативных УУД.
Содержание

Введение …………………………………………………………………….….. 3 Глава I. Теоретический анализ формирования коммуникативных УУД у младших школьников 1.1 Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных УУД у младших школьников …………………..………………………… 7 1.2 Место и особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе ………………………………………………………………………. 15 1.3 Внеурочная деятельность как фактор формирования коммуникативной компетенции младших школьников ……………………………………. 20 Глава II. Педагогические условия формирования коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности 2.1 Описание процедуры исследования и результатов диагностики сформированности коммуникативных УУД ……………………………….. 31 2.2 Программа развития коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности …………………………..…………………..…… 40 2.3 Оценка эффективности формирования у младших школьников коммуникативных УУД во внеурочной деятельности ……………………… 51 Заключение ………………………………………………………….………… 56 Список использованной литературы ………………………………………… 58 Приложение ……………………………………………………………...……. 63
Список литературы

1. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]: учеб. пособие / [Л.Л. Алексеева и др.]; под ред. ГС.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. 2. Андриевская, В.В. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников [Текст] / В.В. Андриевская, Г.А. Балл, З.Г. Кисарчук и др. // Вопросы психологии. — 2014. — № 2. — С. 30-40 3. Андриенко, Е.В. Развитие коммуникативной компетентности учащихся в профильном обучении. [Текст] / Е.В. Андриенко // Педагогическая наука и образование. — 2010. — №11. — С. 30 - 35. 4. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. [Текст] / А.Г. Асмолов. Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. — М.: Просвещение, 2012. – 210с. 5. Белкина, В. Н. Взаимодействие детей со сверстниками: психологический и педагогический аспекты. [Текст] / В.Н. Белкина. — Ярославль: ЯГПУ, 2010. – 58 с. 6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] Психол.исслед. / Л.И. Божович. — СПб: Питер, 2008. — 400 с. 7. Бунеев, Р.Н. Личностно ориентированное образование [Текст] / Р.Н. Бунеев. // Начальная школа: плюс до и после. — 2013. — № 2. — С. 3-5. 8. Вазина, К.Я. Психологическая структура личности [Текст] / К.Я. Вазина // Среднее спец. образование. — 2003. — № 1. — С. 19—21. 9. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). [Текст] / под ред. Эльконина Д. Б., Давыдова В. В. — М.: АСТ, 2014. — с. 302. 10. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей. [Текст] / Сост. Л.В. Ковинько. — 4-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 288с. 11. Воронцов, А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации [Текст] / А.Б. Воронцов// Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 72 с. 12. Воронцов, А.Б., Чудинова, Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. [Текст]: учеб. пособие / А.Б. Воронцов. Е.В. Чудинова — М., Издатель РассказовЪ, 2014. – 300 с. 13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 5 т., Т. 3: Проблемы развития психологии. [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: КИТ, 2012. — 369 с. 14. Гальперин, П.Я., Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе [Текст] / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец. // Вопросы психологии, — 2013. — N5. — С.61 — 72. 15. Григорьева, М.В. Развитие коммуникативных умений у детей в сценической деятельности. [Текст] / М.В. Григорьева // Начальная школа. — 2013. — №10. — С. 103 - 106. 16. Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии. Учебное пособие для студентов [Текст] / В.В. Давыдов. — М.: Academia, 2008. — 176 с. 17. Давыдов, В.В. Теоретические обобщения в составе развивающих форм обучения [Текст] / В.В. Давыдов // Начальная школа плюс До и После. — М.: Баласс. — 2007. — №12. — С. 63–66. 18. Дохоян, А.М. Необходимость формирования коммуникативной культуры студентов. [Текст] / А.М. Дохоян // Педагогическая наука и образование. — 2010. — №10. — С. 93 - 95. 19. Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности. [Текст] / К.П. Зайцева // Начальная школа плюс До и После. — 2011. — №4. — С. 78 - 83. 20. Ильин, Г.Л. История психологии. Учебник [Текст] / Г.Л. Ильин. — М.: Юрайт, 2015. — 400 с. 21. Имедадзе, И.В. Ситуативное развитие мотивации и установок [Текст] / И.В. Имедадзе // Вопросы психология. — 2010. — № 2. —90 с. 22. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя [Текст] / [А.Г. Асмолов и др.] М. : Просвещение, 2012. – 151 с. 23. Ковалева, Т.Ю. Использование риторических приемов для развития коммуникативных умений и навыков на уроках в начальных классах. [Текст] / Т.Ю. Ковалева // Начальная школа плюс До и После. — 2011. — №5. — С. 18-21. 24. Колесина, К. Ю. Развитие ключевых компетентностей учащихся в условиях метапредметной проектной деятельности: Монография [Текст] / К.Ю. Колесина. — Ростов н/Д: Старые русские, 2014. — 263 с. 25. Королькова, Л.В. Групповые взаимодействия младших школьников. [Текст] / Л.В. Королькова // Начальная школа. — 2007. — №2. — С. 13-15 26. Костяк, Т.В. Тревожный ребенок. Младший школьный возраст. [Текст] / Т.В. Костяк. — М.: Academia, 2008. — 96 с. 27. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. [Текст] / А.Н. Леонтьев. — М: НК Смысл, 2013. — 710 с. 28. Лернер, И.Я. Проблемное обучение. Учебное пособие. [Текст] / И.Я. Лернер. — М.: Знание, 2014. — 64 с. 29. Лешли, Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. [Текст] / Пер. с англ. А.С. Ефимова. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с. 30. Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах. [Текст] / Н.Н. Макарова // Начальная школа. — 2007. — №7. — С. 38-40. 31. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно - ролевых играх. [Текст] / А.А. Максимова // Начальная школа плюс До и После. — 2010. — №1. — С. 3 - 7. 32. Мещеряков, Б.Г., Зинченко В.П., Большой психологический словарь. [Текст] / Б. Мещеряков. — М. АСТ, 2015. — 986 с. 33. Микляева, А. В., Румянцева, П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. [Текст] / А.В. Микляева. — СПб.: Речь, 2014. — 248 с. 34. Мостова, О.Н. Развитие коммуникативных и познавательных умений младших школьников. [Текст] / О.Н. Мостова // Начальная школа плюс До и После. — 2007. — №6. — С. 52 - 54. 35. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Учебник [Текст] / В.С. Мухина. — М.: Academia, 2012. — 656 с. 36. Немов, Р.С. Общая психология. [Текст] / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2014. — 736 с. — (В 3 томах. Т. 1. / Р.С. Немов). 37. Петровский, А.В., Ярошевский, М.В. Психология. Учебник. [Текст] / А.В. Петровский. — М.: Academia, 2009. — 512 с. 38. Пиаже, Ж., Моральное суждение у ребенка. [Текст] / Ж. Пиаже. — М.: Академический проект, 2015. — 480 с. 39. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» 40. Психология: Хрестоматия. [Текст] / сост. Головина А.В. — М.: СГУ, 2014. — 160 с. 41. Родионов, В.А., Ступницкая, М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. [Текст] / М.А. Ступницкая. — Ярославль: Академия развития/ Академия холдинг,2012. — 160 с. 42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2015. — 718 с. 43. Саломатова, О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности. [Текст] / О.С. Саломатова // Начальная школа. — 2007. — №7. — С. 40 - 42. 44. Семаго, Н.М., Семаго, М.В. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. [Текст] / Н.М. Семаго. — М.: Речь, 2011. — 384 с. 45. Смирнова, Е.О. Детская психология. [Текст] / Е.О. Смирнова. — М.: Владос, 2003. — 368 с. 46. Столяренко, Л.Д. Психология. [Текст] / Л.Д. Столяренко. — СПб: Питер, 2016. — 592 с. 47. Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка. [Текст] / сост. Г.В. Бурменская. — М.: МПСИ, 2008. — 656 с. 48. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации». 49. Федосеева, Т.А. Задачи и игры на уроках риторики. [Текст] / Т.А. Федосеева // Начальная школа плюс До и После. — 2010. — №2. — С. 45-48. 50. Федоренко, Е.Ю. Психологические механизмы отчуждения ребенка от учебного процесса. [Текст] / Е.Ю. Федоренко. — М. Эксмо, 2012. — 208 с. 51. Фоминова, А.Н., Шабанова, Т.Н. Педагогическая психология. [Текст] / А.Н. Фоминова. — М.: Флинта, 2011. — 320 с. 52. Шкуричева, Н. Я хочу учиться вместе. Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности. [Текст] / Н. Шкуричева // Начальная школа. Приложение к г. «Первое сентября». — 2011. — №13. — С. 37 - 41. 53. Эльконин, Д.Б. Детская психология. [Текст] / Д.Б. Эльконин. — М.: Академия, 2011. — 702 с. 54. Яшина, Н.К. К проблеме коммуникативной игры в педагогическом дискурсе. [Текст] / Н.К. Яшина // Начальная школа плюс До и после. — 2011. — №11. — С. 19 - 22.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретический анализ формирования коммуникативных УУД у младших школьников 1.1. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных УУД у младших школьников Перемены, происходящие в современной обществе, в настоящее время, требуют изменения образовательного пространства, определения целей образования, которые учитывают государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В младшем школьном возрасте развитие личности характеризуется тем, что основным направлением жизни ребенка становится учебная деятельность. Под влиянием обучения у младших школьников происходит перестройка всех их познавательных процессов и приобретение ими новых качеств. Учащиеся овладевают новым для них видами деятельности, образуется иная система межличностных отношений, которая требует от них новых психологических свойств и качеств. Отличительной чертой совокупности познавательных процессов младших школьников становится их устойчивость, произвольность и продуктивность [36, с. 102]. С первых дней обучения в школе ребенку важно в течение достаточно длительного времени поддерживать повышенный уровень внимания, быть усидчивым, хорошо запоминать и воспринимать информацию, которая получена от учителя.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 103 страницы
1250 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 63 страницы
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg