Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

mari_ziteva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
В квалификационной работе детально рассмотрены исторические этапы становления и развития российского парламентаризма. На различных этапах проанализированы полномочия, деятельность, структура, порядок формирования и место в механизме государства высших представительных и законодательных органов России: Народного вече в Древнерусском государстве, Земского собора XV-XVII вв. (1549-1653 года), Боярской Думы X - нач. XIII в, Сената (1711 год), Уложенной комиссии (1767 года), проектов государственного преобразования М.М.Сперанского «Введение к Уложению государственных законов» (1809), Земской городской реформа Александра II (1864) - в этих выборных учреждениях стали зарождаться ростки парламентаризма. Значительная часть работы посвящена Государственной Думе (первого парламента) России, учрежденной актами императора 1905-1907 гг., высшим представительным органов власти советского типа - Съездов Советов и Верховных Советов 1917-1987 гг., времени реформ (1988 г. - до 21 сентября 1993 г.), Федеральному собранию - российскому парламенту, смоделированному Конституцией РФ 1993 г., его полномочиям, деятельности, задачам, стоящим перед ним, формированию его палат.
Введение

Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы «Исторические особенности становления Российского парламентаризма» заключается в том, что парламентаризм играет значительную роль, в которой значительное место принадлежит народному представительству (парламенту). Признание многонационального народа носителем суверенитета и единственным источником власти в России, является основой современного парламентаризма. С давних времен люди стремились к народному представительству. Со времен Древней Руси и до настоящего времени происходило развитие и становление парламентаризма в России. В настоящее время существенно укрепились позиции парламентаризма, среди которых можно выделить: реальное упрочение в умах общественности идеи парламентаризма как формы управления страной, развитие законодательного процесса, избирательных технологий, количественной увеличение и качественное улучшение принимаемых законов, углубление уровня взаимодействия между различными ветвями власти всестороннее расширение связей между депутатами и избирателями дальнейшее совершенствование и обновление всей законодательной базы российского государства и общества. Научная новизна данной квалификационной работы заключается в том, что предпринята попытка исследовать возникновение и развитие российского парламентаризма от эпохи становления государственности и до настоящего времени, путем исследования и изучения документальных материалов, относящихся к этой теме. Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Естественно, для осуществления законодательной власти необходимы соответствующие законодательные органы. Впервые в истории России, Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, закрепила понятие - парламент применительно к законодательному и представительному органу Российского государства. В ст. 94 Конституции Российской Федерации установлено, что представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации через законодательные органы народ осуществляет свою власть. Федеральное Собрание характеризуется как представительный орган. С одной стороны, это означает, что оно является представителем всего многонационального народа России, так как формируется путем участия граждан Российской Федерации во всеобщих выборах и прежде всего депутатов Государственной Думы. С другой стороны, Федеральное Собрание выступает представителем субъекта Российской Федерации, так как формируется Совет Федерации из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации. Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган. Законодательно регулируя жизнь страны, является единственным органом, который принимает федеральные законы и федеральные конституционные законы. Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Парламент, прежде всего, олицетворяет демократическое начало государства, выступает гарантом демократии. Этим обусловлен набор их властных полномочий, роль и значимость в системе органов государственной власти. Законодательные органы определяют содержание законодательства, активно влияют на практику его применения. Их деятельность, безусловно, отражается на уровне благосостояния как населения страны в целом, так и жителей отдельных регионов, а также на состоянии охраны общественного порядка, на реализации гражданами своих конституционных прав и свобод, их гарантиях и защите. Реалии российской действительности таковы, что от законодательных органов во многом зависят темпы развития Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, создание условий для идеологического многообразия и многопартийности, содержание компетенции государственных органов, политическая и правовая активность граждан. Деятельность законодательных органов существенно влияет на процессы обеспечения территориальной целостности Российской Федерации и укрепление правового статуса ее субъектов. И наконец, без парламентов невозможно вхождение России в европейское и мировое сообщества стран с высокой правовой культурой, эффективной системой реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Современный российский парламентаризм молод, но было бы безосновательно считать, что возник он почти на пустом месте. Первое в истории заседание Российской Государственной Думы состоялось 27 апреля 1906 года в зале Зимнего дворца г. Санкт - Петербурга. Именно тогда началось формирование современного российского парламентаризма. 27 июня 2012 года Государственная Дума приняла законопроект, устанавливающий в России новый праздник - День российского парламентаризма, который отмечается 27 апреля в день открытия работы I Государственной думы Российской империи. Энциклопедический словарь определяет парламент - как один из органов государственной власти государства. Парламент - представительное учреждение, депутаты которого избираются народом и представляют в парламенте его интересы. Парламент осуществляет законодательную власть, то есть имеет исключительное право принимать законы государства. Парламент выступает органом консолидации различных слоев и групп населения, регионов государства. Парламенты бывают однопалатные и двухпалатные. В двухпалатных Парламентах используется принцип так называемых верхней и нижней палат, которые работают самостоятельно, причем законодательный процесс начинается в нижней палате, и принятый ею закон идет на рассмотрение и одобрение в верхнюю палату. Парламенты работают в сессионном порядке. Основным актом, регулирующим организацию работы Парламента, является его регламент. Парламентаризм - одна из особенностей организации государственной жизни, характеризующаяся существованием постоянно действующего, избираемого населением парламента, его авторитетом и влиянием на государственные дела, политическую жизнь общества, а также специфическими формами работы и отношениями членов парламента и избирателей. Первая черта парламентаризма - наличие представительного учреждения, которое функционирует постоянно, то есть значительную часть времени заседает в пленарных заседаниях, комитетах и комиссиях. Следующая черта парламентаризма - наличие полномочий, специфических для парламента: принятие законов; всестороннее обсуждение и утверждение бюджета государства, налогов; участие в формировании и реализации государственной внутренней и внешней политики, в формировании ряда государственных органов и назначении высших должностных лиц; выполнение функции парламентского контроля. Парламентаризм характеризуется также специфическими формами и приемами работы парламента: пленарные заседания с широкой дискуссией по рассматриваемым вопросам, парламентские слушания, запросы депутатов, парламентский правительственный час, работа парламентских комитетов и комиссий, фракций и депутатских групп. Кроме того, Парламентаризм отличается особыми отношениями депутатов и избирателей. Депутаты, как правило, обладают свободным мандатом, то есть, не связаны наказами избирателей, не отчитываются перед избирателями и не могут быть ими досрочно отозваны (за исключением случаев отзыва избирателями депутатов, не оправдавших их доверия либо совершивших неблаговидные поступки). Вместе с тем депутаты поддерживают постоянные связи с избирателями, информируют их о своей работе, содействуют решению их личных проблем и т. д. Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента, и в то же время парламент основан на нескольких принципах парламентаризма, основными из которых являются разделение властей, представительность и законность. Появление в России постоянно действующего представительного и законодательного органа явилось итогом длительного и противоречивого исторического развития законодательных учреждений - от Вече, Боярской думы, Земских соборов до дореволюционных Государственных Дум и Государственного Совета, Советского народовластия, современных форм парламентской демократии. Целью выпускной квалификационной работы является всесторонний анализ истории становления парламентаризма в России. В соответствии с целью работы были поставлены следующие основные задачи: исследовать зарождение и развитие Российского парламентаризма на разных этапах истории России; выявить особенности каждого этапа становления Российского парламентаризма; охарактеризовать исторические формы парламентаризма; проанализировать полномочия, структуру, порядок формирования и место в механизме государства высших представительных и законодательных органов России на различных этапах их развития. Объектом исследования являются проекты и история создания представительных и законодательных органов в России. Предметом исследования являются общественные отношения, регулирующие особенности развития Российского парламентаризма на разных этапах развития государства. В работе использованы следующие методы научного исследования: системный, институциональный, сравнительно-правовой, исторический методы, метод анализа. Системный метод - рассмотрение становления и развития института парламентаризма. Институциональный метод - изучение политических институтов (конституционного устройства, народного представительства) Сравнительно-правовой метод - объективная оценка парламентских учреждений и идей парламентаризма в исследуемый период предполагает осмысление законодательства, действовавшего в это время, и практики его применения. Исторический метод - изучение изменяющихся во времени явлений, когда в хронологической последовательности восстанавливается цепь событий и фактов. Метод анализа - анализирование источников права, правовые принципы и институты, исторические факты. Степень разработанности темы в отечественной и мировой теории и практике. Интерес к законодательной власти имел место уже в античном обществе. Современное же звучание и практическое воплощение парламентаризм получил в Новое время. Именно в этот период разрабатывается теория представительной демократии, её родоначальниками считаются И. Бентам, Т. Гоббс, Р. Даль, Дж. Локк, Дж. Милль, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Токвиль, И. Шумпетер и др. Основоположником теории разделения властей является Дж. Локк. Он говорил о трех видах власти: законодательной, исполнительной и федеративной. Из этих трех ветвей власти Локк выделяет законодательную власть. По его мнению, она является верховной властью. В то же время законодательная власть должна подчиняться закону. Ш. Монтескье в XVIII веке дал классическое обоснование теории разделения властей. Следует отметить работы отечественных и зарубежных ученых, в которых дан анализ опыта зарубежного парламентаризма. Это исследования таких авторов, как Н. Бирюков, М. Бихари, М. Бусыгина, Р. Дик, И. Керимов, И. Котелевская, Дж. Коукли и др. О становлении российского парламента писали следующие исследователи: С.А. Авакьян, О.Н. Булаков, И.В. Гранкин и др. Они рассматривали подробно структуру и формы работы Федерального Собрания. Степень освещения темы в литературе. Среди работ, посвященных представительным органам власти - Земским Соборам, следует выделить труды историка, правоведа профессора И.Д. Беляева «Земские соборы на Руси. От Ивана Грозного до Екатерины Великой» . И.Д. Беляев рассматривает историю земских соборов на Руси со времени их учреждения в XVI веке в период правления Ивана Грозного до эпохи Екатерины Великой, считая последним земским собором Комиссию для сочинения проекта нового уложения, созванную в 1766 году. Свои труды, истокам и первым опытам парламентаризма в России - от Земских соборов XVI - XVII вв. до российского представительства в 1905 - 1917 гг., посвятил кандидат исторических наук И.В. Лукоянов «У истоков Российского парламентаризма: историко-документальное издание» . Его работа раскрывает историю Государственного совета и первых четырёх Государственных дум - по существу двухпалатного парламента Российской империи, его постепенную эволюцию. Ярко и образно воссоздает атмосферу политической жизни России. Доктор юридических наук, профессор В.Е. Усанов в своей монографии Становление и развитие парламентаризма в России: Историко-правовое и критическое исследование , рассмотрел историю становления и развития российского парламентаризма. Достоинством научного труда является то, что построена она на глубоком и всестороннем анализе большого объема эмпирического материала, отражающего становление и развитие российского парламентаризма, начиная со второй половины XVIII в. и по настоящее время. Это - различные нормативно-правовые акты, пояснительные записки к ним, стенографические отчеты и протоколы заседаний различных государственных органов и пр. Интересны также представленные в монографии данные, характеризующие практическую деятельность представительных органов власти на различных исторических этапах. Кандидат юридических наук профессор В.А. Шеховцов в своей монографии, Развитие парламентаризма в России , исследовал различные проблемы, появившиеся в разные периоды длительного, противоречивого и драматичного процесса возникновения, становления и развития российского парламентаризма, а также организации и деятельности Федерального Собрания - современного парламента России. В целом в России было издано множество научных и политических работ, касающихся вопросов российского парламентаризма. Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, из двух глав, заключения и списка литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….....3 ГЛАВА 1. Исторические этапы становления парламентаризма в России…...10 1.1Особенности каждого этапа становления Российского парламентаризма..……………………………..……………………...................10 ГЛАВА 2. Создание парламента в Российской Федерации…………………..36 2.1.Формирование парламента в Российской Федерации……………...36 2.2 Становление и развитие парламентаризма в Республике Алтай…..59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...74
Список литературы

I. Официальные издания 1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием от 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Сайт справочно-правовой системы КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ 2. Федеральный закон Российской Федерации «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 № 3-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 238-ФЗ) // Сайт справочно-правовой системы КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 3. Федеральный закон Российской Федерации «О порядке формирования Совета Федерации федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 № 229-ФЗ принят Государственной Думой 20.11.2012, одобрен Советом Федерации 28.11.2012 (в ред. от 02.04.2013 № 30-ФЗ) // Сайт справочно-правовой системы КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ 4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.01.1998 № 2134-II ГД (в ред. от 22.03.2013 № 1963-6 ГД) // Сайт справочно-правовой системы КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ 5. Постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 30.01.2002 № 33-СД «О регламенте Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» (в ред. от 17.04.2013 № 110-СФ) // Сайт справочно-правовой системы КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ II. Используемая литература 6. Баранова, Н.П. Парламентаризм в России: история и современность / Н.П. Баранова, Р.М. Романов. – М.: Современная экономика и право, 2009. – 392 с. 7. Беляев, И.Д. Земские соборы на Руси. От Ивана Грозного до Екатерины Великой» / Л.В. Беляев. – 3-е изд., – М. : Кн. дом Либроком, 2013. – 82 с. 8. Жукова, Л.В. История России с древнейших времен до настоящего времени: пособие для школьников и абитуриентов / Л.В. Жукова. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2011. - 527с. 9. Захаревич,А.В. История отечества: учебник / А.В. Захаревич. – М.: торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 756 с. 10. Исаев, И.А. История государства и права России: учебник И.А. Исаев. – М. : Проспект, 2009. – 787 с. 11. Иерусалимский, Ю.Ю. Первая российская революция 1905 - 1907 годов : учеб. пособие / Ю.Ю. Иерусалимский, В.М. Марасанова. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. – 128с. 12. Карамзин, Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. – М.: Эксмо, 2003. – 1024с. 13. Киселева, А.Ф., Щагина. Новейшая история Отечества: XX век: Учеб. Для студентов высш. Учеб. Заведений: В 2 т. - 2-е изд., испр. И доп. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 496 с. 14. Коркунов, Н.М. Русское государственное право, Том I. Введение и общая часть. Издание шестое, под редакцией и с дополнениями М.Б. Горенберга. СПб. : Типография М.М. Стасюлевича, 1909. – 623 с. 15. Коркунов, Н.М. Русское государственное право, Том II. Часть особенная. Издание шестое, под редакцией и с дополнениями М.Б. Горенберга. СПб. : Типография М.М. Стасюлевича, 1909. – 739 с. 16. Лукоянов, И.В. У истоков российского парламентаризма / И. В. Лукоянов. – СПб. : Лики России, 2003. – 413 с. 17. Нечаев, В.Д., Филиппов, А.В. Вся политика. Хрестоматия / сост.: В.Д. Нечаев, А.В. Филиппов. – М. : Издательство «Европа», 2006. – 440 с. 18. Орлов, А.С., Георгиев, В.А., Георгиева, Н.Г., Сивохина, Т.А. Истории России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М. : ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2002. – 520 с. 19. Порох, И.В., Федоров, В.А. Мемуары декабристов: Южное общество: Собр. текстов / И.В. Порох, Ред. В.А. Федоров. – М. : Изд-во МГУ, 2006. – 352 с. 20. Романов, Р.М. Истоки парламентаризма. От законодательных органов древности до наших дней / Р.М. Романов. – М. : Современная экономика и право, 2006. – 296 с. 21. Сахаров, А.Н., Боханов, А.Н., Шестаков, В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков. – М. : Проспект, 2009. – 768 с. 22. Титов, Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Ю.П. Титов. - 2-е изд. Перераб. и доп. – М. : Проспект, 2008. – 464 с. 23. Усанов, В.Е. Становление и развитие парламентаризма в России: историко-правовое и критическое исследование / В.Е. Усанов. – М. : ЭЛИТ, 2008. – 896 с. 24. Черепнин, Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI - XVII вв. / Л.В. Черепанин. – М. : Наука, 1978. –761 с. 25. Шеховцов, В.А. Развитие парламентаризма в России: В 2 кн./ В.А. Шеховцов. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. – 425 с. 26. Федоров, В.А. Мемуары декабристов. Северное общество / В. А. Федоров. – М. : Изд-во МГУ, 2007. – 400 с. 27. Шумилов М.И. История России: конец XIX - начало XXI века: учеб. Пособие / М.И. Шумилов, М.М. Шумилов.- 2-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 637 с. III. Диссертации и авторефераты 28. Елисеев А.В. Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов: конституционно-правовое исследование / автореф. дис. … канд. юрид. наук / А.В. Елисеев. – М., 200. – 99 с. 29. Махачев, Г.Н. Историко-правовые проблемы развития российского парламентаризма / дис. … канд. юрид. наук / Г.Н. Махачев. – М., 2007. – 191 с. 30. Толмачева, Н.Н.Правовое обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации / дис. … канд. юрид. наук / Н.Н. Толмачева. – М., 2002. – 138 с. IV. Периодические издания 31. Авакьян, С.А. Парламентаризм в России: идеи и решения / С.А. Авакьян // Вестник МГУ Серия 11 Право. – 2006. № 2. С. 3. 32. Бутенко, О.С.История Государственной Думы императорской России в фотодокументах – О.С. Бутенко // Государственная служба – 2011. № 3. C. 92-95. 33. Гранкин, И.В. Развитие парламентаризма - условие укрепления демократии / И.В. Гранкин //Правовой научно-практический журнал «Представительная власть - ХХI век: законодательство, комментарии, проблемы». – 2012. № 2-3. С.113-114. 34. Любимов, А.П. Представительная власть. Этапы большого пути / А.П. Любимов // Правовой научно-практический журнал «Представительная власть - ХХI век: законодательство, комментарии, проблемы». – 2006 № 2. С.68. 35. Савушкина, О.В. Парламентаризм как фактор устойчивого развития и политической стабильности российского общества / О.В. Савушкина // Правовой научно-практический журнал «Представительная власть - ХХI век: законодательство, комментарии, проблемы». – 2011. № 7-8. С. 110-111.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Исторические этапы становления парламентаризма в России 1.1 Особенности каждого этапа становления Российского парламентаризма В России парламентаризм имеет свою особенность развития, его возникновение в России растянулось на многие года. Начало формирования Российского парламентаризма возникает с времен политического развития Киевской Руси, земель Новгорода, Пскова, когда возникла такая форма, как обсуждения общих дел и всенародного принятия решений – вече. Вече (происходит от древнеславянского веет - совет) как орган государственного управления и самоуправления упоминается в 997 году в Белгородской летописи. Русские летописи свидетельствуют о существовании вече во многих городах: Киеве, Владимире-Волынском, Новгороде, Ростове, Суздале, Владимире, Полоцке, Смоленске. Вече - один из политических институтов Русского государства X - начала XVI века. Оно представляет собой общее собрание свободных жителей городов, созываемое для решения наиболее важных вопросов. Вече не являлось постоянно действующим органом. Оно созывалось князем, тысяцкими или по инициативе самих граждан в особо важных случаях, к которым относились как, призвание или изгнание князей, объявление войны и заключение мира. Вече в Новгородской и Псковской республиках принадлежала высшая законодательная и судебная власть. В распоряжении новгородского вече находились финансы и земельный фонд .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 69 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 69 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 50 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg