Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

mari_ziteva 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
Язык играет важную роль в становлении личности ребенка. Выделяют внешнюю и внутреннюю речь. В речи человека можно выделить различные функции, но они не внешние друг другу аспекты; они включены в единство, внутри которого они друг друга определяют и опосредуют. Речь ребенка имеет полифункциональный характер и выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Введение

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении с взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Умение составлять, простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонематически правильно строить фразы, способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование опосредованно участием взрослых. Развитие речи дошкольника в большей степени зависит от общего социо-культурного уровня его окружения, от социальных обстоятельств развития ребёнка. Актуальность данной работы обусловлена тем, что она посвящена особенностям развития речи детей дошкольного возраста, воспитываю-щихся в разных социальных условиях. До настоящего времени отмечается, что дети, воспитывающиеся в закрытых детских учреждениях, отстают в психическом развитии от ровесников, растущих в семьях, то есть, сохраняются основания для сглаженных, мягких форм госпитализма, что негативно сказывается на дальнейшем формировании личности подрастающего человека. Проблема развития речи детей, воспитывающихся в закрытых дет-ских учреждениях, привлекает внимание многих исследователей, как у нас в стране, так и за рубежом (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, Е.К. Каверина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Е.И. Тихеева, Т. Бауэр, К. Бюлер, Дж. Брунер, А. Валлон, В. Штерн и другие). Во многих исследованиях подчеркивается количественная сторона в развитии речи, т.е. установлены сроки появления у детей тех или иных лингвистических единиц; установлен факт отставания в речевом развитии детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях. Подчеркивается роль коммуникативного фактора в становлении и развитии речи. В отечественной психологии общепринятым является подход к ис-следованию речи в контексте общения, так как речь возникает в процессе общения и выступает как средство общения (Л.С. Выготский, А.Н. Леон-тьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн и другие). Однако, несмотря на большое количество психологических и педагогических работ, посвященных изучению речи, речевой деятельности, тем не менее, остается неясным определение причин, задерживающих или ускоряющих речевое развитие ребенка, до сих пор нет определенности в вопросе, связанном с моментом возникновения речи, с темпом ее овладения, с факторами, определяющими ее развитие. Всё выше изложенное определило объект, предмет и цель нашего исследования. Объект исследования – процесс речевого развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в разных социальных условиях. Предмет исследования – влияние социально-психологической де-привации на развитие речи в дошкольном возрасте. Цель данной работы – изучить особенности речевого развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в разных социальных условиях. Исходя из цели исследования, в процессе написания работы реша-лись следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической лите-ратуры по проблеме развития речи в дошкольном возрасте. 2. Выявить особенности развития речи на протяжении дошкольного возраста. 3. Определить влияние социально-психологической депривации на речевое развитие детей дошкольного возраста. 4. Провести экспериментальную работу по изучению уровня развития речи детей дошкольного возраста, воспитывающихся в разных социальных условиях. 5. Составить методические рекомендации по развитию речи в до-школьном возрасте. Гипотеза исследования. Возникновение и развитие речи у детей в разных условиях воспитания имеет ряд качественных особенностей, обу-словленных своеобразием коммуникативных связей ребенка с взрослым. Предполагается, что особенности сочетаний аффективных, деловых и ко-гнитивных составляющих коммуникативного фактора, проявляющиеся у детей разных условий воспитания, являются определяющими для процесса развития речи. Методологической основой исследования служили психологиче-ские теории, представленные в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштей-на, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, М.И. Лисиной, Дж. Брунера, К. Бюлера, А. Валлона, Г. Крайг и других, в которых рассматриваются подходы к проблеме психического развития и, в частности, к развитию речи у детей. Методы исследования: - теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; - эмпирические методы (стандартизированное наблюдение; психологический эксперимент); - методы обработки данных; - интерпретационные методы. Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов для своевременного выявления различных отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста, для организации целенаправленной работы по развитию речи в условиях детского сада и учреждениях интернатного типа. Предложенные в работе методики могут применяться педагогами и детскими психологами для диагностики уровня развития речи дошкольников. База исследования. Исследование проводилось на базе филиала «Дружба МДОУ «Первомайский детский сад» р.п. Первомайский Тамбовской области и ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям» «Аистенок» г. Мичуринска Тамбовской области. Структура выпускной квалификационной работы определяется её целями и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения. Список литературных источников насчитывает 61 наименование.
Содержание

Введение…………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития речи в дошкольном возрасте……………………………………………………………………6 1.1 Психолого-педагогические особенности речевого развития ребёнка в работах отечественных авторов………………………………………….6 1.2 Особенности развития речи в дошкольном возрасте…………….17 1.3 Социально-психологическая депривация как фактор нарушения речи у детей дошкольного возраста…………………………………………24 Глава 2. Экспериментальное исследование влияния социально-психологической депривации на развитие речи детей дошкольного возрас-та…………………….………………………………………………………….31 2.1 Диагностический материал………………………………………...31 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования……………38 2.3 Методические рекомендации по развитию речи в дошкольном возрасте……………………………………………………..………………….51 Заключение ……………………………………………………………..56 Список использованной литературы …………………………………60
Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2010. – 400 с. 2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников: учеб. посо-бие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2019. – 160 с. 3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей (3-7 лет) / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 128 с. 4. Белоусов, Е. Развитие речи и фонематического слуха в теат-рально-игровой деятельности / Е. Белоусов // Дошкольное воспитание. – 2019. – №7. – С.66-70. 5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1991. – 255 с. 6. Ветчинкина, Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника / Т. Ветчинкина // Учитель. – 2019. – №3. – С.14-15. 7. Возрастные и характерологические особенности детей, лишенных родительского попечительства: методические рекомендации / Сост. Е.Н. Костина. – Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2014. – 24 с. 8. Выготский, Л.С. Психическое развитие ребенка / Л.С. Выгот-ский. – М.: Эксмо-Пресс, Смысл, 2003. – 512 с. 9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: Детская психология. Т. 4. / Л.С. Выготский. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 432 с. 10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2017. – 432 с. 11. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 301 с. 12. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех спец. пед. вузов / М.В. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с. 13. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, – 2010 г. – 12 с. 14. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Са-моруковой. – М.: Просвещение, 2004. – 456 с. 15. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: ГНОМ и Д, 2011. – 144 с. 16. Детская практическая психология: учебник / под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с. 17. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2006. – 213 с. 18. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец /под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. – М.: Просве-щение, 2006. – 238 с. 19. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте / М. Змее-ман. – М.: Знание, 2004. – 217 с. 20. Илюк, М. А. Логопедическая работа с дошкольниками в дет-ском доме / М.А. Илюк. – СПб.: КАРО, 2008. – 208 с. 21. Карпова, С.Н. Психология речевого развития ребенка / С.Н. Карпова, Э.И. Труве. – Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2003. – 94 с. 22. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика дошкольников / Р.А. Кирьянова. – СПб.: КАРО, 2014. – 368 с. 23. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные про-цессы. Ч. 2. / В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2014. – 368 с. 24. Колесникова, Н.В. Создание коммуникативно-речевой среды в условиях детского дома / Н.В. Колесникова // Логопед. – 2007. – №8. – С.15-18. 25. Левина, Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраст / Р.Е. Левина. – М.: АРКТИ, 2015. – 234 с. 26. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды / А.А. Леонтьев. – М.: Ленанд, 2014. – 534 с. 27. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Ли-сина / Под ред. А.Г. Рузской. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с. 28. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 410 с. 29. Лурия, А.Р. Язык и сознание // А.Р. Лурия / под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Издательство МГУ, 1998. – 336с. 30. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971. – 415 с. 31. Ляксо, Е.Е. Развитие речи малыша / Под ред. А.С. Батуева. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 208 с. 32. Макарова, В.Н. Диагностика развития речи дошкольников: методическое пособие / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Едакова. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 80 с. 33. Михеева, И.А. Взаимодействие в работе воспитателя и учите-ля-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи / И.А. Михеева, С.В. Чещева. – СПб.: КАРО, 2019. – 256 с. 34. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 608 с. 35. Немов, Р.С. Психология: учебник для бакалавров / Р. С. Немов. – М.: ИД Юрайт, 2015. – 639 с. 36. Немов, Р.С. Психология: Психодиагностика. Введение в науч-ное психологическое исследование с элементами математической стати-стики / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3:– 640 с. 37. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Изд. «Юрайт», 2013. – 460 с. 38. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: Международная педагогическая академия, 2004. – 680 с. 39. Пожиленко, Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов / Е.А. Пожиленко. – СПб.: КАРО, 2016. – 268 с. 40. Психология детей дошкольного возраста. / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964. – 352 с. – URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/%3Fbookhl%3D%26book%3Dpsihologiya-detey-doshkolnogo-vozrasta_1964 (дата обращения: 25.03.2020) 41. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для вос-питателя детского сада. / под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с. 42. Расстройства речи и методы их устранения./ Под ред. С.С. Ля-пидевского. С.Н. Шаховской. – М.: Дело, 2005. – 342 с. 43. Рубинштейн, С.Л. Развитие связной речи. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / С.Л. Ру-бинштейн // сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2009. – 560 с. – С. 356-360 44. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб-ное пособие для студентов / Л.М. Семенюк / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2006. – 304 с. 45. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: КНОРУС, 2016. – 280 с. 46. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология: учебное пособие / Е.А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2016. – 208 с. 47. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2009. – 256 с. 48. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие. / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др. – М.: Академия, 2012. – 312 с. 49. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с. 50. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Академия, 2012. – 368 с. 51. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2013. – 368 с. 52. Ушакова, О.С. Занятия по развитию речи в детском саду / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во «Совершенство», 2011. – 368 с. 53. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 4-7 лет / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №1. – С.59-66. 54. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с. 55. Ушакова, О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с. 56. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2018. – 240 с. 57. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичёва, В.К. Лотарёв. – М.: Просвещение, 2007. – 240 с. 58. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей до-школьного возраста / Т.Б. Филичева. – М.: Академия, 2000. – 314 с. 59. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 224 с. 60. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2006. – 384 с. 61. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребёнком. Установление кон-такта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Тере-винф, 2016. – 128 с.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы проблемы развития речи в дошкольном возрасте 1.1 Психолого-педагогические особенности речевого развития ребёнка в работах отечественных авторов Родной язык играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций. Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др. С.Л. Рубинштейн писал: «Речь – это деятельность общения – выра-жения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь – это форма су-ществования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания» [43, с. 203]. Р.С. Немов дает следующее определение речи: «Речь – это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации» [36, с 121]. А.А. Леонтьев рассматривал речь следующим образом: «Речь – это деятельность познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики. Эта деятельность общения, коммуникативная деятельность. Речь может выступать как орудие планирования речевых или неречевых действий» [26, с. 234].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg