Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика работы над словосочетанием в начальных классах

mari_ziteva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
По результатам проделанной работы, нами сделаны следующие выводы: 1. Работа над словосочетанием в школе часто проводится от случая к случаю, нарушается принцип систематичности; учителя делают упор лишь на правописание отдельно употребленного изолированного слова. Следовательно, вопросы сочетаемости слов друг с другом и вопросы о формах словоизменения, наблюдаемых в словосочетании, остаются в стороне. Отсутствие работы над словосочетанием на уроках способствует тому, что ученики злоупотребляют отдельным словом.
Введение

Актуальность. Словосочетание является важной синтаксической единицей, имеет особый лингвистический статус. Учение о словосочетании издавна привлекало внимание русских языковедов (М.В. Ломоносов, АХ. Востоков, Ф.Ф. Фортунатов, A.M. Пешковский, А.А. Петерсон, А А. Шахматов, ВТ. Сухотин, ВВ. Виноградов, Н.Н. Прокопович и др.) и развивалось противоречиво и сложно. Однако вопросы о грамматической сущности словосочетания, об объеме словосочетания, о его форме и значении, о его отношении к слову и предложению все еще остаются недостаточно изученными. Давнюю традицию имеет понимание функции словосочетания как выражение отношений между понятиями или словами. В первых грамматических трудах основным содержанием синтаксиса считалось учение о соединениях слов. Новый этап в разработке теории словосочетания составили труды Ф.Ф. Фортунатова, который выдвинул проблему словосочетания как центральную в синтаксисе, назвал словосочетанием «то целое по значению, которое образуется сочетанием одного полного слова (не частицы) с другим полным словом, будет ли это выражением целого психологического суждения или выражением его части». Идеи Ф.Ф. Фортунатова были развиты в целом ряде работ последующих ученых (A.M. Пешковский, М.Н. Петерсон, В.П. Сухотин и др). М.Н. Петерсон в своей работе «Очерк синтаксиса русского языка» сделал попытку построить синтаксис как учение о словосочетании, не включая в него теории предложения. В последующих трудах лингвистов проблема словосочетания разрабатывалась с разной степенью глубины. Одна группа ученых словосочетание понимала очень широко, считая предложение разновидностью словосочетания (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон, A.M. Пешковский). Совсем по-иному подходит к данному вопросу А.А. Шахматов. В «Синтаксисе русского языка» он выделяет две единицы: предложение и словосочетание, считая основной единицей синтаксиса предложение. Спорным является и вопрос о разделении словосочетаний на подчинительные (общепризнанный тип словосочетаний) и сочинительные (сочетание однородных членов предложения). Признание второго типа находим у авторов A.M. Пешковского, В.П. Сухотина, Н.Н. Прокоповича, А.А. Белошапковой и др., однако многие исследователи не относят группы однородных членов к словосочетаниям (В.В. Виноградов, Н.Ю. Шведова, Н.С. Валгина и др.). Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании. В ряде учебников и учебных пособий для высшей и средней школы словосочетание стало рассматриваться как пара по смыслу и грамматически связанных слов, выделяемая из предложения. Всех авторов объединяет в трактовке рассматриваемого вопроса понимание словосочетания как синтаксического единства, вычленяемого из предложения; словосочетание существует в составе предложения. В начальной школе работа над словосочетанием позволяет организовать изучение частей речи на синтаксической основе в практическом плане. Так, возможность проведения работы над словосочетанием при изучении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога, наречия обусловлена грамматической морфолого-синтаксической особенностью этих тем. Актуальность избранной темы обусловлена недостаточной разработанностью методики обучения словосочетаниям русского языка учащихся начальных классов, чем объясняется низкий уровень их использования в речи. Между тем целенаправленное обучение словосочетанию отвечает задачам развивающего обучения и соответствует коммуникативной направленности, что особенно важно в условиях начальной школы. Цель исследования - разработка и экспериментальная проверка эффективности обучения словосочетанию младших школьников на основе коммуникативного подхода в условиях начальной школы. Объект исследования - процесс обучения русскому языку в начальных классах, связанный с коммуникативным аспектом обучения учащихся словосочетаниям русского языка, формирование устойчивых умений и навыков правильного употребления словосочетаний в речи в начальном звене обучения. Предмет исследования - методические приемы совершенствования работы над словосочетанием. Рабочая гипотеза: систематическая, целенаправленная работа по обучению младших школьников словосочетаниям будет способствовать повышению грамотности учащихся, а также развитию их устной и письменной речи. Задачи исследования: 1. Дать теоретическое обоснование коммуникативно-направленной работы над словосочетанием в начальной школе. 2. Раскрыть наиболее эффективные методические приемы работы по обучению младших школьников словосочетаниям. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: ? теоретический (анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы); ? статистический (количественный и качественный анализ письменных работ и устных ответов учащихся); ?экспериментальный (констатирующий срез, обучающий эксперимент, контрольный срез). Научная новизна исследования: заключается в формировании работы над словосочетанием в процессе обучения младших школьников использованию лексики на синтаксической основе. Теоретическая значимость работы. В работе раскрыты лингвистические основы обучения словосочетанию в начальной школе; дано определение понятию «словосочетание». Практическая значимость работы. Материалы нашего исследования могут быть использованы учителями начальных классов, а также при написании курсовых и дипломных работ, рефератов. Методологической основой исследования послужили труды известных ученых-методистов Т.Г.Рамзаевой, М.Р.Львова,В.Г.Горецкого, Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, А.В.Текучева, А.Г.Асмолова, Г.М.Иваницкой, Г.Г.Буржунова и др. База исследования: экспериментальная работа проводилась МБОУ гимназия №28 в 3 классе г.Махачкалы Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка использованной литературы.
Содержание

Введение………………………………………………………………........3 Глава1. Теоретические основы обучения словосочетанию в начальных классах......................................................................................................................7 1.1. Словосочетание как важнейшая синтаксическая единица………....7 1.2. Роль и место обучения словосочетанию в начальном курсе русского языка.......................................................................................................10 Глава 2.Методика работы над словосочетанием в начальных классах......19 2.1. Особенности методики работы над словосочетанием в начальной школе……………………………………………………………………..............19 2.2. Опытно-экспериментальное обучение и его материалы…..............37 Заключение…………………………………………………….............................47 Список использованной литературы.............……………………………..........50
Список литературы

1. Актуальные проблемы русского синтаксиса. М., 1984, 206 с. 2. Бабайцева В.В. Изучение членов предложения в школе: Пособие для учителя. М., 2007. 3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация. М. 1999. 4. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. М.: Владос, 2001. 5. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. М., 2003. 6. Брагина Е.И. Методика изучения обобщенных синтаксических знаний и формирования синтаксических умений и навыков // Начальная школа. 2008. № 12. С. 28–30. 7. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. М. 2002. 8. Газаева Л.В. Функциональный подход к обучению младших школьников словосочетаниям//Начальная школа (+-). 2004. № 11. C. 32-34. 9. Горецкий В.Г., Львов М.Р., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2007. 10. Иванкина Н.К. Лингвистические основы методики работы над синтаксисом // Начальная школа. 2007. № 1. С. 15–17. 11. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Н. Русский язык. 3 класс. М., 2013. 352 с. 12.Загиров В.М., Кислицкая С.С., Особенности работы над словосочетанием и предложением средствами УМК"Школа России" Учебно - методическое пособие .Махачкала , ДГПУ 2018 12. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. М., 2016. 161 с. 13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 14. Кальневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок: Проблемные уроки. Ростов н/Д: «Учитель», 2006. 15. Концепция и программы для начальных классов «Школа России», часть первая, 4 издание, М. Просвещение, 2009. 16. Лизунова А.В. Система работы над темой «Главные члены предложения» в начальной школе // Начальная школа. 2004. №7. 17. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В.. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000. 18. Магомед-Касумов Г.М. Теория и методика обучения русскому языку в V-IХ классах дагестанской национальной школы. Махачкала: ДГПУ, 2010. 192 19. Мали Л.Д. Работа над порядком слов в простом предложении на уроках русского языка // Начальная школа. 2005. №8. С.23. 20. Овчинникова И.Г. Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе // Начальная школа: плюс – минус. 2002. № 6. С. 38–44. 21. Пятницына Т.Н. Как подготовить учащихся начальных классов к синтаксическому разбору//Начальная школа. 2001. №3. C. 39-40. 22. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. М.: Высшая школа, 2003. 23. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 2003. 24. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / под ред. М.С. Соловейчик. М.: «Академия», 2000. 25. Русский язык: Учебн. для студентов высших педагогических учеб. заведений / Под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2001. 26. Сироткина Е.Я. Повторение изученного о словосочетании и предложении // Начальная школа. 2004. № 5. C.58. 27. Современный русский язык. теория. Анализ языковых единиц. В 2-х ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2006-2008. 28. Современный русский язык: Учебн. для филолог. спец. высших учеб. заведений /Под ред. В.А. Белошапковой. 3-е изд., испр. и доп. М., 1999. 29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011. 30. Фролова Л.А. Обучение русскому языку в современной начальной школе. М., 2002. 31. Фомичева Г.А. О формировании синтаксического строя речи младших школьников // Начальная школа. 2001. №1. 32. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. М., 1981. 33. Целикова М.П. Развитие аналитических способностей учащихся начальной школы при изучении синтаксиса//Начальная школа плюс. 2010. №9. С. 59-61. 34. Харченко О.О. Как усилить коммуникативную направленность работы над предложением // Начальная школа. 2002. №1. С.27-32. 35. Шанский Н.М. Школьный курс русского языка / Актуальные проблемы и возможные решения// РЯШ. 1993. №2. С. 8.
Отрывок из работы

Глава1. Теоретические основы обучения словосочетанию в начальных классах 1.1.Словосочетание как важнейшая синтаксическая единица Важнейшим средством человеческого общения и обязательным элементом гуманитарной культуры человека является язык. Для осознания учащимися языковых явлений, формирования языковой и лингвистической компетенции, коммуникативных умений совершенствования общей речевой культуры необходимо знание грамматики, а именно синтаксиса, который изучает порождение речи – образование из ограниченного множества слов теоретически неограниченного множества словосочетаний, предложений и текстов. Знания о словосочетании, его составных частях, словах помогают младшим школьникам в правильном образовании предложений, в грамматически точном их использовании. При обучении русскому языку очень важно изучение особенностей развития синтаксического строя речи младшего школьника (употребление в речи словосочетаний и предложений), так как взаимосвязь лексического значения слова, его морфологических признаков и сочетательных возможностей наглядно проявляется в строе словосочетания.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 72 страницы
1800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg