Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

mari_ziteva 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
Профессионализм, любовь к детям, ответственное отношение к их судьбе, к их будущему, постоянное самообразование, поиск, творчество помогут каждому учителю уже при обучении детей составу слов, заложить прочные основы последующих шагов ребенка в овладении богатствами родного языка в развитии и совершенствовании своей речи.
Введение

Актуальность исследования. Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной но исключительно важной. Трудности изучения данной темы обуславливается тем, что теоретическое и практическое усвоение состава слова требует наличия развитого абстрактного мышления, богатого лексического запаса , навыка произношения и правописания слов. Важность усвоения состава слова заключается в том , что морфологический анализ слов в начальной школе является одним из главных способов раскрытия лексического значения слов , обогащения словаря и развития речи учащихся , осознанное изучение состава слова и словообразования способствует выработке орфографических и произносительных навыков , оказывает большую помощь в усвоении грамматического строя русского языка. Знание состава слова ведут к пониманию закономерностей языка, к формированию точности речи. Знакомство с составом слова начинается в самом на¬чале первого класса. Ещё не пишущим и не читающим ученикам предлагается сравнивать два написанных один под другим слова. Задачи этих упражнений следую-щие: 1) развивать зрительное восприятие; 2) разви¬вать внимание и произвольность; 3) формировать умение рассматривать внешнюю сторону слова, аб-страгируясь от его смысла; 4) формировать орфогра¬фическую зоркость. Чем раньше мы приучим ребёнка смотреть на бук¬венный состав слова и видеть количество и последова¬тельность букв, тем лучше он будет запоминать напи¬сание слов, тем раньше сформируется у него зритель¬ный контроль. Умение сравнивать слова - важнейшее умение для успешного изучения языка. Без умения сравнивать невозможно выделить части слова, подобрать прове¬рочное слово, определить слово как часть речи и т.д. Без него не сформируется умение рассматривать сло¬во с разных сторон. Вместе с тем, как практика, так и исследования учё¬ных, в частности, Д.Н. Богоявленского и С.Ф. Жуйкова, показывают, что «...приём сравнения не становится достоянием всех учеников. Только отдельные, наибо¬лее развитые школьники сравнительно легко нахо¬дят одинаковые и разные части слов (звуки или их сочетания). В большинстве же своём ученики такую умственную операцию самостоятельно выполнить не могут». Следовательно, важной задачей учителя становится, помимо прочего, формирование умения сравнивать. Изучение темы «Состав слова» важно для школьников по нескольким причинам: 1. Школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слова. 2. Дети узнают об основном способе словообразования, морфологическом. 3. Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействуют формированию точности речи. 4. Анализ морфемного состава слова, упражнения в словообразовании являются основным средством развития логического мышления и речи. 5. Без знания морфем, умения их вычленения невозможно усвоение орфографии, так как формирование орфографического навыка происходит на основе морфологического принципа. Морфемный состав слова в качестве самостоятельной темы изучается во 2 классе. В 3 классе предусматривается совершенствование знаний о составе слова в связи с изучением частей речи. В период изучения темы решаются задачи, имеющие большое значение для усвоения учащимися грамматических знаний и орфографических навыков. Главные из этих задач таковы: 1) в процессе целенаправленных упражнений добиться осознанного усвоения учащимися понятий морфем: корня, приставки, суффикса, окончания; 2) вооружить детей умениями и навыками анализа слов по составу: они должны уметь находить в слове определенную морфему, подбирать к данному слову однокоренные слова с разными приставками и суффиксами, отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов; 3) научить школьников сознательно пользоваться правилами правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных; развивать орфографическую зоркость; ознакомить с правилами написания приставок, которые пишутся одинаково независимо от произношения; научить отличать приставку от предлога. Цель работы - рассмотреть морфемный состав слова и методику её изучения в начальных классах. Объект исследования – процесс изучения морфемного состава слова, преподавание морфемы и эффективность формирования словообразовательных понятий в начальной школе. Предмет исследования – методические приемы изучения морфемного состава слова в начальной школе. Задачи: ? подобрать, изучить и систематизировать литературу по теме; ? описать морфемный состав слова в современном русском языке; ? рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова; ? изучить опыт работы учителей школ по данной теме. Гипотеза исследования: обучение морфемному составу слова пройдет более интенсивно если опираться на широкое использование заданий и упражнений по данной теме. Методы исследования: Теоретические методы: 1) изучение методологических основ; 2) изучение «истории вопроса» и изучение всей литературы по вопросу, анализ всего прошлого опыта, сопоставление прошлого опыта с современным положением дела; 3) изучение современных методов исследования и смежных наук, опыта исследовательской работы великих ученых; 4) анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем – в результате наблюдений, изучения опыта учителей, формирование выводов и практических рекомендаций [13, с. 268]. Эмпирические методы: 1) изучение опыта учителей, обобщение нового и ценного; 2) целенаправленное наблюдение над процессом обучения: протоколирование уроков и их фрагментов, ответов учащихся на вопросы, их рассказов, ведения магнитофонных записей, фотографирование, изучение письменных упражнений и контрольных работ – диктантов, изложений, сочинений, анкетирование школьников и учителей. База исследования : Педагогический эксперимент проводился в 3-их классах МКОУ Кичигамринской СОШ Научная новизна заключается в описании методики формирования у младших школьников в процессе обучения составу слова на экспериментальном материале. Теоретическая значимость исследования в обосновании методики морфемного состава слова в начальных классах. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при обучении составу слова в начальных классах, при разработке спецкурсов на факультетах начальных классов и педагогических колледжей. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка литературы.
Содержание

Введение ..............…………………………………………………………….....3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МОРФЕМНОМУ СОСТАВУ СЛОВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....................................................7 1.1. Понятие морфемы и изучаемых ею объектов…………………….....7 1.2. Виды морфем и их характеристика………………………………......9 1.3. Значение морфем в начальном обучении русскому языку……......24 Глава II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...................................................................................30 2.1.Содержание работы по изучению состава слова в начальной школе......................................................................................................................30 2.2. Методы и приемы изучения морфемного состава слова в начальной школе……………………………………………………………………..……....32 2.3. Опытно-экспериментальное обучение и его материалы..................43 Заключение ……………………………………………………........….....60 Список использованной литературы…………….....................................63
Список литературы

1. Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М., 1968. С. 136 2. Бородина Н.В. Вставить пропущенную морфему // Русский язык в школе. - 2014. - № 4.- С. 15. 3. Бунеева Е.В., Комисарова Л. Ю., Яковлева М. А. Русский язык. 1–2 класс (1–4): Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2011. 4. Бунеева Е.В., Яковлева М. А. Русский язык. 3 класс (1 – 4): Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2012. 5. Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. - М., 1958. Ч. 6. Дунаева В.П. Элементы этимологического анализа на уроках русского языка // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 28. 7. Жуковская О.А. Словообразовательный анализ как средство повышения грамотности учащихся // Русский язык в школе. - 2013. - № 5. 8. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973. 9. Краткий справочник по современному русскому языку. / Под ред. П.А. Леканта. - М.: Высшая школа, 2012. 10. Кудряшёва (Таратова) М.Г. Словообразовательный анализ в системе развивающего обучения // Начальная школа. - 2011. - № 10.- С. 71. 11. Кудряшева (Татарова) М.Г. Активизация познавательной деятельности младших школьников при обучении словообразовательному анализу. Автореферат. - М., 2011. 12. Кудряшева (Татарова) М.Г. Словообразовательная работа в четвертом классе // Начальная школа. - 1998. - № 9. 13. Кудряшева (Татарова) М.Г. Словообразовательная работа как фактор мотивации деятельности четвероклассников // Начальная школа.- 1998. - № 4. 14. Леонтьев А.А. и др. Методические основы согласования стандартов по русскому языку для общего среднего и высшего образования. - М., 2014. 15. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Обучение русскому языку в начальной школе: 1 класс. - М., 2011. 16. Лоншакова А. А. Состав слова. // Начальная школа. 2013. № 9. С. 38. 17. Лопатин В.В. Морфемика // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2010. 18. Львов М.Р. В поисках новых решений. К спорам об изучении приставок и суффиксов // Начальная школа. - 1990. № 1. - С.15-16. 19. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М., 2005. 20. Мережко Е.Г. Работа со словообразовательным гнездом в начальных классах // Начальная школа. - 2003. - № 10. - С. 45. 21. Мережко Е.Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка // Начальная школа. - 2012. - № 6. 22. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Академия, 2013. - 472 с. 23. Музыченко А.С. К изучению «состава слова» // Русский язык в школе. - 2003. - № 4. 24. Наумова Ю.П. Что раньше изучать: приставку или суффикс? // Начальная школа. - 1998. - № 9. 25. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. - М.: Баласс, 2003. - 288 с. 26. Перепелицина Т.А. Изучение морфемного состава слова. // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 94. 27. Рочко Т.А. Морфемный и словообразовательный разбор слова // Еженедельник «Русский язык» издательского дома «Первое сентября». - № 25/2001. 28. Современный русский язык: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Филология» / Под ред. П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2014. 29. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. - М., 1975. 30. Федорова Л.Л. Сложные слова (теория) // Еженедельник «Русский язык» издательского дома «Первое сентября». № 44/2002.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1. Понятие морфемы и изучаемых ею объектов Морфема – это наименьшая значимая часть слова и грамматических форм слова. Это минимальная значимая единица языка, характеризующая по сравнению со словом как общими для них (интегральными) так и различными (дифференциальными) признаками. Интегральными признаками морфемы и слова являются и материальность, значимость и воспроизводимость. К числу дифференциальных признаков морфемы относятся ее минимальность, повторяемость, структурная соотнесенность со словом, а не со словосочетанием или предложением. Однако четкой границы между обоими типами признаков морфемы провести нельзя, поскольку ее интегральные признаки, внешне сходные с аналогичными признаками слова, качественно отличаясь от них, являются в то же время и дифференциальными.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 72 страницы
1800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg