Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА В ШКОЛЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

mari_ziteva 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
Неудовлетворенность результатами школьного обучения русскому языку общеизвестна. Трудности в понимании, в обучении смысловому чтению, а в связи с этим и развитие ошибок в построении собственного текста широко распространены и часто не осознаются вообще. Причина кроется в том, что ученики не могут увидеть основную мысль, вложенную автором в текст, при банальном чтении произведения. Экспериментальная методика помогает прочесть текст и понять его с по-мощью деформации, тем самым деля текст на микротемы.
Введение

Восприятие текста носителями языка интересно с практической и теоретической точек зрения, так как позволяет проникнуть в сферу функ-ционирования различных систем языков и культур. Поэтому так важно понимать психологические и лингвистические механизмы восприятия текстов на родном или изучаемом иностранном языках, особого внимания заслуживает вопрос о влиянии неосознаваемых наивно-теоретических представлений русскоязычного носителя, которые распространяются на какой-либо текст и отчасти предопределяют его восприятие и понимание. Экспериментальный анализ применяется с целью наиболее точного понимания художественного произведения. Такой анализ даёт возмож-ность ученикам и студентам увидеть в тексте скрытый смысл, который не всегда лежит на поверхности. Также многие разновидности экспериментов позволяют ученику почувствовать себя на месте автора и сотворить новый текст, который, возможно, будет во многом отличаться от авторского. Тема выпускной квалификационной работы современна, интересна и актуальна для нашего времени. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что за последние десять лет изменились приоритеты целей и намерений, стоящих перед средней школой: задачи воспитания и развития личности школьника вышли на первый план. Ради усиления мотивации саморазвития и самопознания цель анали-за художественного текста для современного ученика необходимо определять через получение личностно значимого результата. Системно-деятельностный подход федерального образовательного стандарта к среднему образованию представляет образовательный процесс как самостоятельную деятельность ученика, его взаимодействие с предметом познания, которое направляется учителем. В связи с этим разработано множество методов и приёмов, одним из эффективных для максимальной активности ученика является эксперимент. Экспериментальный анализ позволяет не только проверять знания или незнания учащимися произведения, но и выявлять психологические особенности самих школьников, а также выявлять творческие особенности ученика. Проблема исследования заключалась в поиске методических прие-мов и средств обучения школьников чтению художественной литературы, которые обеспечили бы её понимание и поспособствовали развитию у детей чувства языка. Несмотря на эффективность экспериментального анализа, для прак-тики современной школы подобные эксперименты проводятся редко, что говорит о новизне данного исследования. Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс. Предмет исследования: возможности экспериментального анализа художественного текста в школе. Цель: теоретико-методическое обоснование необходимости и эф-фективности применения лингвистических экспериментов в школьном анализе художественного произведения. Задачи: 1. Выявить случаи, затрудняющие учителей и учащихся средней школы при чтении и восприятии произведений художественной литерату-ры. 2. Определить цель и задачи обучения школьников посредством лингвистических экспериментов при анализе художественного текста. 3. Составить программу экспериментальной работы с художественным текстом. 4. Отобрать художественные тексты, на которых будет осуществ-ляться формирование у учащихся умений и навыков производить лингви-стический эксперимент в целях понимания школьниками содержания, ос-новной мысли художественного произведения и его особенностей. 5. Проанализировать художественные тексты с точки зрения их структуры и содержания. 6. Выявить структурные особенности данных произведений, опре-делить, где расположены сильные позиции. 7. Составить гипотезу о результатах каждого эксперимента. 8. Провести эксперименты в школе среди учащихся 5-10 классов. 9. Проанализировать результаты экспериментов. 10. Сделать выводы о приемлемости экспериментального анализа художественного текста в средней школе. Методы исследования: 1. Теоретические: – изучение и анализ научной, учебной и межпредметной литературы по проблеме исследования, – обобщение результатов исследования. 2. Эмпирические: – проведение экспериментальной работы, – наблюдение за деятельностью учащихся, – количественная и качественная обработка результатов эксперимента. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при изучении дисциплин «Лингвистическая поэтика» и «Филологический анализ художественного текста» в высших учебных за-ведениях, а методические рекомендации по обучению учащихся лингви-стическому анализу художественного текста в средней школе позволят учителю сосредоточиться на богатстве русского языка, духовных ценно-стях русского народа и могут стать основой для обучения всестороннему анализу литературного текста в школе. Положения, выносимые на защиту: 1. Лингвистический анализ художественного текста – это анализ, в котором выявляются особенности синтаксической структуры, выразительные средства, контекстуальные значения слов. С помощью лингвистического анализа читатель способен прочувствовать прозаический или поэтический текст более глубоко. 2. В современной школе традиционная работа с художественным текстом не предусматривает его лингвистического анализа, вследствие че-го информация, получаемая детьми в процессе чтения, не связывается ими с конкретными словами; значение непонятных слов усваивается либо в контексте, либо путем попутного разъяснения значения, что ослабляет интерес к литературе и не способствует литературному развитию и формированию чувства языка. 3. Проведение лингвистических экспериментов способствует развитию практических умений. Задания, выполняемые учащимися, помогают развитию лингвистических навыков, образно-ассоциативного мышления, а также устной и письменной речи. 4. Информационная структура текста ощутима даже при его дефор-мации, несмотря на то, что ученики не всегда способны сразу понять смысл произведения и восстановить его. Поэтому одним из важных факторов при восстановлении разрушенной последовательности текста является наличие в тексте слабых и сильных позиций. 5. Ученики на интуитивном уровне определяют структуру художе-ственного текста, созданную автором, опираясь на лингвистические прин-ципы. Методологическая и теоретическая основа выпускной квалификационной работы: в процессе научного исследования была ориентация на методы и приёмы А. Ю. Корбут («О методике лингвистического анализа художественного текста», «Экспериментальные методики при изучении литературного произведения в школе»), Л. Г. Бабенко (Лингвистический анализ художественного текста), Ю. М. Лотмана (Анализ поэтического текста) и Г. Г. Москальчук («Экспериментальные методики формирования наивно-теоретических представлений студентов-филологов об абзаце и сложном синтаксическом целом»). Апробация работы. Основные положения работы были представлены на 74-м смотре студенческих научных работ в ПИ ИГУ и на научно-практической конференции «Образование в XXI веке». Темы докладов: «Результаты экспериментального анализа художественных текстов в средней школе» (2020 г.), «Эксперимент рассыпанный текст как вид лингвистического анализа» (2019 г.). Основное содержание магистерской диссертации отражено в публи-кациях: Карпова Н. В. Эксперимент «рассыпанный текст» как вид лингви-стического анализа: Вестник Иркутского университета / ФГБОУ ВО «ИГУ» – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2018. – Вып. 21. – С.214-215. Карпова Н. В. Результаты экспериментального анализа художественных текстов в средней школе: студ. сб. – Иркутск: Издательство «Аспринт», 2020. – С.119-123. База исследования: 7-е классы Каменской МОУ СОШ № 2, 5-10-е классы МБОУ СОШ № 32 и МБОУ СОШ № 20 г. Иркутска. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В 1-ой главе «Эксперимент как вид лингвистического анализа в школе» рассмотрены различные лингвистические эксперименты. Дан подробный анализ подобранным для экспериментов художественным произведениям. Глава посвящена представлению о тексте как единице анализа, рас-смотрению отдельных типов экспериментов для лингвистического анализа художественного текста в школе. Во 2-ой главе «Результаты экспериментального анализа художе-ственных текстов в средней школе» описываются получившиеся в ходе экспериментов результаты и выводы по подтверждению или опроверже-нию гипотез. Предложены материалы, которые могут быть использованы в практике школьного преподавания на уроках русского языка. Содержание главы включает проведение и анализ лингвистических экспериментов, направленных на наиболее точное понимание художе-ственного произведения. Представлены систематизация, обобщение итогов эксперимента, оформление результатов исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ВИД ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ШКОЛЕ 9 1.1. Понятие об экспериментальном анализе художественного текста 9 1.2. Эксперименты с художественным текстом 11 1.3. Свойства сильных позиций 16 1.4. Свойства художественных текстов для экспериментального анализа 17 1.4.1. Прозаическая миниатюра «Мелодия» В. П. Астафьева 18 1.4.2. Прозаическая миниатюра «Мечта» В. П. Астафьева 22 1.4.3. Стихотворение в прозе «Собака» И. С. Тургенева 27 1.4.4. Рассказ И. А. Бунина «Косцы» 33 1.4.5. Стихотворение «Самые тёмные дни в году…» А. А. Ахматовой 38 Выводы по первой главе 41 ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 43 2.1. Эксперимент «рассыпанный текст» 43 2.2. Эксперимент «замена элементов» 53 2.3. Эксперимент «компрессия» 56 Выводы по второй главе 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
Список литературы

1. Актуальные вопросы теории литературы в школьном изучении. Иркутск: Иркут. ГПИ, 1985. – 103 с. 2. Алферов А. Вопросы к сознательному чтению важнейших художественных произведений русской литературы. Орел: Тип. С. А. Зайцевой, 1902. – 26 с. 3. Алферов А. и Грузинский А. Сборник вопросов по истории рус-ской литературы (Курс средней школы). Изд. 11-е. М.: Школа, 1917. – 86 с. 4. Анализ художественного текста. Сборник статей / Гл. ред. Н.М. Шанский. Вып 1. – М.: Педагогика, 1975. 119 с. 5. Артемов В. А. Тон и интонация: учеб.-метод. пособие / В. А. Ар-темов. – М.: Просвещение, 1961. – 227 с. 6. Астафьев В. П. Затеси: Собрание сочинений в пятнадцати томах. Красноярск: Изд-во Офсет, 1997. – Т. 7. – 223 с. 7. Ахматова А. А. Самые тёмные в дни году // Анна Ахматова. Сочинения в 2-х томах. М.: Правда, 1990. – Т. 2. – С. 182. 8. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: учебник-практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 496 с. 9. Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы анализа: учебное пособие. / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 464 с. 10. Блонский П. П. Развитие мышления у ребенка / Избранные пси-хологические произведения. М., Просвещение, 1964. – 547 с. 11. Богомолова Т. И. Обучение анализу поэтического произведения. Калуга: Изд-во Н. Бочкаревой, 1999. – 239 с. 12. Бунин И. А. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 4. М.: "Ху-дожественная литература", 1988. 13. Валгина Н. С. Теория текста: учебное пособие. / Н. С. Валгина. – М.: Логос, 2003. – 173 с. 14. Викторович В. А. Понятие мотива в литературоведческом исследовании // Русская литература XIX века: Вопросы сюжета и композиции. – Горький: Изд-во Горьковск. ун-та, 1975. Вып. 2. С. 189-192. 15. Вопросы анализа литературного произведения в школе / Под ред. Л. И. Тимофеева. М., Изд-во Акад пед. наук РСФСР, 1962. – 186 с. 16. Грекова Е.В. Принципы анализа художественного произведения. М.: ОЛВЗМШ, 1998. – 21 с. 17. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1978. Т. 1. – С. 465-466. 18. Жинкин Н. И. Язык-речь-творчество: исследования по семиоти-ке, психолингвистике, поэтике. (Избранные труды) / Н. И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 1988. – 368 с. 19. Зельцер Л. З. Символ-инструмент анализа художественного произведения: Учеб. пособие по спецкурсу. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990, – 158 с. 20. Иванова Н. Д. Содержание и принципы филологического изуче-ния пейзажа // Филологические науки. 1994. – № 5. – С. 76-83. 21. Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т. Г. Браже. – М.: Просвещение, 1971. – 240 с. 22. Кайда Л. Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. — М.: Флинта, 2000. 147 с. 23. Корбут А. Ю. Лингвистическая поэтика: учебное пособие. / А. Ю. Корбут. – Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2011. – 160 с. 24. Корбут А. Ю. О методике лингвистического анализа художе-ственного текста / А. Ю. Корбут. // Русский язык в школе. – 1998. – С. 86-93. 25. Корбут А. Ю. Роль языковой модели текста в процессе активного восприятия: экспериментальный анализ / А. Ю. Корбут // Вестник ИГЛУ. – 2012. – № 2. – С.176-185. 26. Корбут А. Ю. Текстосимметрика как раздел общей теории тек-ста: дис. … д-р фил. наук: 10.02.19: защищена 15.03.2005 / А. Ю. Корбут; науч. рук. Г. Г. Москальчук; Алтайский гос. ун-т. – Барнаул, 2005. – 343 с. 27. Корбут А. Ю. Экспериментальные методики при изучении литературного произведения в школе / А. Ю. Корбут // Литература в школе. – 2017. – № 10. – С. 23-27. 28. Краснов Г. В. Мотив в структуре прозаического произведения // Русская литература XIX века: Вопросы сюжета и композиции. – Горький: Изд-во Горь-ковск. ун-та, 1980. Вып. 4. С. 173-180. 29. Кузнецова Т. В. Анализ художественного текста: Учеб. пособие для студентов, аспирантов филол. фак. и учит. школ. – Новосибирск: НГПУ, 2002. – 80 с. 30. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 688 с. 31. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста: Структура стиха: учеб.-метод. пособие / Ю. М. Лотман. – Л.: «Просвещение», 1972. – 272 с. 32. Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения в соотно-шении с читательским восприятием школьников: Автореф. дис. д-р. пед. наук. – М., 1980. – 47 с. 33. Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей М., Просвещение, 1977 – 206 с. 34. Моисеева Т. В. Обучение студентов педагогических колледжей и вузов анализу поэтического текста. Нижнекамск: ЧИШМЭ, 2002. – 156 с. 35. Москальчук Г. Г. Экспериментальные методики формирования наивно-теоретических представлений студентов-филологов об абзаце и сложном синтаксическом целом // Вестник Оренбургского Государствен-ного Педагогического Университета: электронный научный журнал. – 2012. – [Электронный ресурс]. – URL: https://attach/15722317021533992953/0%3B1/?folder-id=0&x-email=natashakarpova1996%40mail.ru (дата обращения: 15.12.2019). 36. Морозова Е. В. Грамматическая категория пространственно-временного континуума в художественном тексте: Дис. канд. филол. наук. -М., 1984. – 184 с. 37. Никифорова С. А. Жанры устной и письменной речи учащихся и литературное развитие школьников 5-6 классов: Автореф. канд. . пед. наук. – СПб, 2002. – 26 с. 38. Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. – М.: Едито-риал УРСС, 2003. – 300 с. 39. Одинцов В. В. Стилистика текста: учебное пособие. / В. В. Одинцов. – М.: УРСС, 2004. – 261 с. 40. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Толковый словарь русского языка. – 1997. – URL: http://ozhegov.info/slovar/?ex=Y&q=%D0%96%D0%98%D0%92%D0%9E%D0%A2%D0%9D%D0%9E%D0%95 (дата обращения: 29.03.2018). 41. Павлов И. П. О русском уме // Лит. газета. 1991. 30 июля. – С. 7. 42. Пращерук Н. В. Художественный мир прозы И.А. Бунина. Язык пространства. Екатеринбург: МУМЦ «РО»: НОУ «Фонд «Созидание»», 1999. – 254 с. 43. Программа литературного образования 5-11 кл. / под ред. В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2002. – 160 с. 44. Ритм, пространство, время в художественном произведении. Алма-Ата, 1984. — 134 с. 45. Салямон Л. С. О физиологии эмоциональных процессов [Элек-тронный ресурс] / Л. С. Салямон // Астропсихологический центр Aquarun. – URL: http://www.aquarun.ru/psih/tvor/tvor13.html (дата обращения: 21.02.2017). 46. Словарь русского языка в 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981. Т. 1. А-И. – С. 425. 47. Современные методы анализа художественного произведения: Материалы науч. семинара / Сост. и ред. Т. Е. Автухович и др. – Смоленск: Универсум, 2002. – 219 с. 48. Солганик Г. Я. Стилистика текста: учебное пособие. / Г. Я. Солганик. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 256 с. 49. Тургенев И. С. Собака // И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. М.: Наука, 1982. – Т. 10. – С. 129-130. 50. Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000, – 352 с. 51. Фатеева H. A. Лингвистический анализ художественного текст : материалы к лекциям / H. A. Фатеева. 2-е изд., доп. - М. : ГАСК, 2007. – 146 с. 52. Федонькина С. К. Интерпретация художественного текста : учеб.-метод. пособие / С. К. Федонькина. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. – 130 с. 53. Фетисова А. В. Анализ художественного текста в средней школе. Воронеж: Центр.- Чернозем, кн. изд-во, 1978. – 88 с. 54. Филиппов К. А. Лингвистика текста: курс лекций / К. А. Филип-пов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 336 с. 55. Филологический анализ текста: проблемы и поиски : сб. науч. ст. — Курск : Кур. гос. пед. ун-т, 2000. – 99 с. 56. Фрумкина, P.M. Психолингвистика / P.M. Фрумкина. М.: Акаде-мия, 2001. – 320 с. 57. Чернявская, В.Е. Интерпретация научного текста : учеб. пособие / В.Е. Чернявская. 2-е изд. - М. : КомКнига, 2005. – 128 с. 58. Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста: учеб.-метод. пособие / Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с. 59. Шварцкопф Б. С. Современная русская пунктуация: система и ее функционирование. М.: Наука, 1988. 60. Шевченко Н. В. Основы лингвистики текста: учебное пособие. / Н. В. Шевченко. – М.: Приор-издат, 2003. – 160 с. 61. Щерба Л. В. Опыты лингвистического толкования стихотворе-ний: «Воспоминание» Пушкина [Электронный ресурс] // Избранные рабо-ты по русскому языку. М. : Учпедгиз, 1957. С. 26–44. URL: http://www.ruthenia.ru/apr/textes/sherba/sherba2.htm (дата обращения: 17.02.2019). 62. Шкловский В. Б. О теории прозы. М.: Сов. писатель, 1983. – 384 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ВИД ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ШКОЛЕ 1.1. Понятие об экспериментальном анализе художественного текста В современной лингвистике термин «экспериментальный метод» не до конца ясен. Лингвисты часто говорят об эксперименте там, где имеет место наблюдение над письменными или устными текстами. Объектом экспериментальных методов является человек - носитель языка, который создает тексты, воспринимает тексты и выступает инфор-матором для исследователя. Лингвистический эксперимент является одним из основных приемов работы над текстом. Проводить его можно на уроках грамматики, развития речи, а также можно сопровождать многие другие виды работ. Широкое и осознанное использование этой методики требует глубокого понимания природы эксперимента, знания его различных типов. Эксперимент – это метод сбора фактов об исследуемом явлении в специально разработанных условиях, которые позволяют моделировать это явление и устранять внешние помехи. Эксперимент – это активный метод исследования, в котором экспе-риментатор изменяет независимую переменную, измеряет зависимую пе-ременную и одновременно контролирует другие переменные. В результате эксперимента получены факты, подтверждающие или опровергающие представленную гипотезу.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg