Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛАХ

mari_ziteva 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
Анализ педагогической литературы в исследуемой области, показал, что формирование познавательных универсальных учебных действий необходимо и рассматривается как способность субъекта к саморазвитию, самосовершенствованию и самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Введение

Реализация в современных условиях федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) предполагает формирование у младших школьников универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности. Формирование универсальных учебных действий (УУД) является главной задачей современного образования, которые способствуют обеспечению у младших школьников умения учиться. Учащихся необходимо научить самостоятельно, ставить учебные задачи, произвольно строить речевые высказывания, подбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, осуществлять анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения и доказательства и пр. Всё это относится к блоку познавательных универсальных учебных действий. Теория и практика формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся представлены в работах многих исследователей, в том числе А.Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, С. В. Молчанова и др. Особенности деятельности начальных малокомплектных школ рассматриваются в работах В. Стрезикозина, Г.Ф. Суворовой, М.А. Арипова, Т. Креславской, В. Лебединцева, И.В. Прокоповича, С.А. Рогачева, А.Я. Савченко и др. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что педагогикой и психологией накоплено большое количество материала, характеризующегося своим многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий. Однако, не смотря на разработанность данной темы, выделяется противоречие между необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в условиях малокомплектной школы и недостаточной разработанностью вопроса в научно-методической литературе. Это определило его проблему, которая заключается в необходимости определения педагогических условий развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в условиях начальной малокомплектной школы. Исходя из актуальности проблемы, была определена тема исследования «Особенности реализации познавательных универсальных учебных действий в малокомплектных школах». Цель исследования – выявить педагогические условия эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в специфических условиях начальной малокомплектной школы. Объект исследования – учебный процесса младших школьников в условиях начальной малокомплектной школы. Предмет исследования – процесс формирования познавательных универсальных учебных действий. Гипотеза исследования заключается в том, что формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в малокомплектной школе будет осуществляться при соблюдении следующих педагогических условий: - мотивация младших школьников к выполнению творческих проектов; - включение обучающихся в выявление творческой проблемы, целеполагание и планирование деятельности; - включение младших школьников в поиск необходимой творческой информации, ее анализ и структурирование; - учет особенностей разновозрастного коллектива. Проблема, цель и гипотеза исследования обусловили решение следующих задач: 1. Раскрыть сущность познавательных универсальных учебных действий. 2. Описать особенности выполнения творческих проектов. 3. Выявить педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в условиях начальной малокомплектной школы. 4. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников в разновозрастном коллективе. Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы: - теоретический анализ психолого-педагогической литературы и методической литературы по теме исследования; - опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ её результатов. Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе (поисково-теоретическом) изучалась психолого-педагогическая, учебно-методическая литература, что позволило изучить современное состояние проблемы исследования и сформулировать цель, задачи и гипотезу исследования. На втором этапе (опытно-экспериментальном) разрабатывались и реализовывались творческие проекты, которые предполагают формирование познавательных универсальных учебных действий младшими школьниками. На третьем (заключительно-обобщающем) проводилась систематизация данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, формулировались основные выводы. Исследование проводилось в начальных малокомплектных школах Центра организации образовательной деятельности зон отгонного животноводства Республики Дагестан. Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный комплекс творческих проектов, предусматривающий развитие познавательных универсальных действий у младших школьников начальных малокомплектных школ может быть использован учителями, работающими в этом типе школы, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профиль подготовки Начальное образование. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и информационных источников. Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, выявлено противоречие, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы и этапы исследования, определена практическая значимость. В первой главе «Психолого-педагогические основы формирования познавательных универсальных действий младших школьников в учебном процессе» раскрыта сущность познавательных УУД, выявлены педагогические условия формирования познавательных УУД, описаны особенности выполнения творческих проектов младшими школьниками. Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в начальной малокомплектной школе» описаны организация и методики опытно-экспериментальной работы, проведен анализ результатов. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..…………………… ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в учебном процессе…………………….………….………... 1.1. Сущность и содержание познавательных универсальных учебных действий младших школьников……………………………………… 1.2. Роль и место творческих проектов в формировании познавательных УУД младших школьников…………………………………………… 1.3. Педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий в условиях малокомплектных школ……………………………………………………………………… ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в начальной малокомплектной школе………………….. 2.1. Определение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников………… 2.2. Выполнение творческих проектов, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий младшими школьниками……………………………………………………………. 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы……………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… 3 7 7 15 23 35 36 41 47 51 53
Список литературы

1. Алексеева Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова. – М.: Просвещение, 2010. – 150 с. 2. Андреев Г. П. К столетию метода проектов / Г. П. Андреев, Н. И. Бугаев, О. И. Михалёва, Н. Н. Романов // Школьные технологии. – 2005. – №4. – С. 29-30. 3. Арипов М.А. Малокомплектные школы Дагестана. – Махачкала: ДГПУ, 2012. – 182. 4. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2008. – С. 70-103. 5. Банников В. Н. Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся / В.Н. Банников, М.А. Банникова // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 3. – С. 83-86. 6. Борытко Н. М. Теория и методика воспитания: учебник для студентов педвузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – Волгоград: ВГИПК РО, 2006. – 98 с. 7. Бурменская Г.В. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. // Национальный психологический журнал. – 2011. – № 1(5). – С. 104-110. 8. Бурова Л. Ю. Метод творческих проектов в начальной школе / Л.Ю. Бурова // Начальная школа. – 2007. – № 3. – С. 24-27. 9. Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычкова. – М.: Просвещение, 2010. – 136 с. 10. Васильев В. А. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В. Васильев // Народное образование. – 2000. – № 9. – С. 177-180. 11. Виноградова Н. Ф. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и их оценка / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование. – М.: Русский журнал, 2011. – № 2. 12. Володин А. А. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» / А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2014. – №2. – С. 143-150. 13. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина. – Стандарты второго поколения. - 2 изд. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. 14. Ганин Е. А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей [Электронный ресурс] / Е. А. Ганин. – Режим доступа http://www.ito.su/2003/VII/VII-0-1673.html (дата обращения 3.04.2018 12:34:56). 15. Горленко Н. М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования/ Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В.Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева // Народное образование. – 2012. – № 4. – С. 153-160. 16. Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. – 2011. – № 6. – С. 45-47. 17. Гузеев В. В. Консультации: проектная деятельность / B. В. Гузеев, Н.В. Новожилова, А.В. Рафаева. – М.: Просвещение, 2000. – 240 с. 18. Дворецкий С. В. Формирование проектной культуры / C. В. Дворецкий // Высшее образование в России. – 2003. – № 1. – С. 71-73. 19. Демидова М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова. – М.: Просвещение, 2009. – 187 с. 20. Джужук И. И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования [Электронный ресурс] / И.И. Джужук. – Ростов н/Д: Феникс 2004. – Режим доступа: https://newdisser.ru/ avtoreferats/01002739235.pdf – (дата обращения 20.03.2018.17.28.46). 21. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в начальной школе / Е.С. Евдокимова. – М.: Творческий Центр Сфера, 2010. – 62 с. 22. Ермолаев С. А. Проектная деятельность школьников социально - экологической направленности: учебно-методическое пособие / С.А. Ермолаев. – Арзамас: АГПИ им. А.П. Гайдара, 2006. – 86 с. 23. Замбацявичене Э. Ф. Методика исследования словесно-логического мышления младших школьников / Э.Ф. Замбацявичене – [Электронный ресурс]: Режим доступа / http://infopedia.su/15x11fdd.html – (дата обращения 22.03.2018, 17.22.51). 24. Кальней В. А. Структура и содержание проектной деятельности / В.А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С.Е. Шишов // Стандарт и мониторинг в образовании. – 2004. – №5. – С. 30-31. 25. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н. М. Конышева // Начальная школа. – 2011. – №1. – С. 128. 26. Лазарева Н. И. Педагогические возможности творческих проектов в процессе воспитания интереса к творческой деятельности школьников // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2009. - № 2. - С. 296-299. 27. Лутцева Е. А. Технология: ступеньки к мастерству: программа для 1-4 классов общеобразовательных учреждений / Е. А. Лутцева - М. - Вентана-Граф, 2011. – 80 с. 28. Лутцева Е. А. Технология. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. – М.: Просвещение, 2014. –127 с. 29. Лутцева Е. А. Технология. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с. 30. Матяш Н. В. Творческие проекты в младшей школе / Н. В. Матяш, М.В. Хохлова / под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск, 1999. – 379 с. 31. Меньшикова Е. А. Развитие познавательной активности детей (психолого-педагогический аспект) / Е. А. Меньшикова. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006. – 204 с. 32. Неклюдова М. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий / М.В. Неклюдова - [Электронный ресурс] / Режим доступа https://infourok.ru/formirovanie poznavatelnyh universalnyh uchebnyh devstviy-536775.htm (дата обращения 27.03.2018, 12.48.12). 33. Новикова Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. А. Новикова // Народное образование. – 2010. – № 7. – С. 151-157. 34. Пахомова Н. Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. – 2007. – №1. – С. 92-96. 35. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим- Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2005. – 528 с. 36. Поливанова, К. И. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. 37. Полипенко А. В. Методика «Выделение существенных признаков» [Электронный ресурс] / Режим доступа http://azps.ru/tests/tests3 sushp.html (дата обращения 12.01.2017, 16.27.36). 38. Пионицина И. В. Познавательные УУД / И.В. Пионицина - [Электронный ресурс] / Режим доступа https://multiurok.ru/pionitsina- irina/blog/poznavatiel-nyie-uud-1.html (дата обращения 24. 03. 2018, 16.22.25). 39. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. - Электрон. Министерство образования и науки РФ. (39619 bytes). - М.: Просвещение, 2015. - Режим доступа httpV/минобрнауки.рф /документы/922/8262 Monday, 05 Feb 2018 20:49:15. 40. Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ / научно-методический журнал «Концепт». - 2015. - № 2. - С. 5-6. [Электронный ресурс] / Режим доступа / http: //www.irbruo .ru/dsfgsG/distanc rmo/rus yaz/2.pdf (дата обращения 24.03.2018, 13.46.44). 41. Скворцова Г. В. Проект как форма организации самостоятельной деятельности детей / Г. В. Скворцова // Начальная школа. - 2006. - № 11. - С. 20-21. 42. Смыковская Т. Е. Проектная деятельность в начальной школе / Т.Е. Смыковская. - М.: Просвещение, 2011. - 210 с. 43. Тарасова, И. П. Метод проектов в образовательном учреждении / И. П. Тарасова // Приложение к журналу «Профессиональное образование». - 2004. - №12. - С. 19. 44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Электрон. Министерство образования и науки РФ. (41639 bytes). - М.: Просвещение, 2011. - Режим доступа http://минобрнауки.рф Wednesday, 07 Feb 2018 13:19:07. 45. Федосова Н. А. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения / Н.А. Федосова // Управление начальной школой. - 2008. - № 11. - С. 46-49 [Электронный ресурс] / Режим доступа http: //blog.zabedu.ru/garmoniya (дата обращения 28.05.2018 21.36.12). 46. Формирование у младших школьников познавательных УУД в проектной деятельности [Электронный ресурс] / Режим доступа http://nsportal.ru (дата обращения 05.04.2018 15.30.51). 47. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? [Электронный ресурс] / Г.А. Цукерман. - 2000. - Москва-Рига: Эксперимент. Режимдоступа: http://spobpk.ru/wpcontent/uploads/2017/02/kak mladshie shkol niki uchatsya.pdf (дата обращения 13.03. 2018. 19.43.57). 48. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д. Чечель // Директор школы. - 1998. - № 3 - С. 5-12. 49. Чудов В. Т. Проектно-исследовательская деятельность школьников / В.Т. Чудов // Народное образование. - 2005. - №1. - С. 133-140. 50. Шатилова, М. Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты / М.Ю. Шатилова. - Волгоград, 2010. - 127 с. 51. Яковлев В. В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе / В. В. Яковлев, С. Ф. Пачко // Образование в современной школе. - 2008. - № 1. - С. 15-22.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1. Сущность и содержание познавательных универсальных учебных действий младших школьников Во ФГОС НОО дается следующее определение универсальных учебных действий: «Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [44]. А. Г. Асмолов понятие «универсальные учебные действия» толкует в двух значениях (в широком и узком значениях). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [4, с. 27].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 85 страниц
2125 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg