Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Комплекс дидактических игр, направленный на формирование пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста

mari_ziteva 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 45 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
Пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты).
Введение

Дошкольный возраст - период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой). В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, которое выполняет важнейшую функцию подготовки детей к школе, к жизни. Образовательная программа дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО должна обеспечивать «познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений…о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере…части и целом, пространстве и времени и др.)» [54, п.2.6 ФГОС ДО]. Общеразвивающий аспект развития у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении связан с особой ролью пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Представления о пространстве так же, как и представления о форме, величине, цвете, предмете в целом, формируются на основе достаточно развитого пространственного восприятия. Действительно, невозможно представить расположение какого-либо предмета в пространстве, не имея четких представлений о самом предмете и других предметах, находящихся в данном пространстве. Не зная формы предмета, нельзя говорить о взаимном расположении его частей. Таким образом, формирование пространственных представлений содержит в себе все то, что усвоено детьми ранее [1]. Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Сегодня проблема формирования пространственных представлений через дидактическую игру у детей среднего дошкольного возраста остаётся актуальной, так как возникают проблемы в игровых действиях, в правилах, в результатах. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков (Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, А.Н. Давидчук и др.) [13]. Также этой проблемой занимаются такие ученые, как А.П. Усова, Е.И. Радина, Е.И. Удальцеваи др., установившие взаимосвязь обучения и игры, структуру игрового процесса, основные формы и методы руководства. Дидактическая игра ценна только в том случае, если она содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний детей [13]. Педагоги особое внимание уделяют дидактическим играм. Вопросами теории и практики использования дидактических игр занимались, как зарубежные (Ф. Фребель, Д. Дьюи, О. Декроли и др.), так и отечественные педагоги (Блонский П.П., Венгер Л.А., Михайлова З.А. и многие другие). [14]. Авторами было выявлено, что дидактические игры не только способствуют обобщению и закреплению знаний на занятиях и в повседневной жизни, но и являются средством ознакомления с новым материалом, в частности, с новыми способами восприятия и формирования полноценных представлений об окружающем мире. Тем и обусловлена актуальность нашего исследования. Проблема нашего исследования состоит в разрешении противоречия между необходимостью формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста и возможностью использования с этой целью дидактических игр. Цель исследования: теоретически обосновать и составить комплекс дидактических игр, направленный на формирование пространственных представлений детей у среднего дошкольного возраста. Объект: процесс формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста. Предмет: использование комплекса дидактических игр как средство формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста. В соответствии с целью, предметом, гипотезой исследования поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста; 2. Рассмотреть особенности формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр; 3. Экспериментально апробировать комплекс дидактических игр, направленный на формирование пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: если в непрерывной образовательной деятельности использовать комплекс дидактических игр, то это будет способствовать формированию пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста. Методы исследования: - Анализ психолого-педагогической литературы; - Наблюдение; - Педагогический эксперимент. Экспериментальная база исследования: БДОУ «Чекрушанского детского сада» Тарского района. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, а также шести диаграмм и четырех приложений. Практическая значимость. Составленный нами комплекс дидактических игр, могут использовать в своей работе воспитатели ДОУ при формировании пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры 8 1.1. Особенности формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста 8 1.2. Формирование пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр 13 Выводы по первой главе 20 ГЛАВА 2. Практическая реализация комплекса дидактических игр, направленного на формирование пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста 22 2.1. Комплекс дидактических игр, направленный на формирование пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста 22 2.2. Организация опытно-экспериментальной работы 28 Выводы по второй главе 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей [Текст]. - М.: «Просвещение», 2007. 2. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М., 2008. 3. Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [ТЕКСТ]: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей./ Л.В. Артемова. - М.: «Просвещение», 2006. - 96 с. 4. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: «Просвещение», 2006. 5. Бейлина, А Ф. Фребель: Игры и игровые средства [ТЕКСТ]:/ А. Бейлина // «Журнал Дошкольное воспитание». - 2007. - №3. - С. 56 - 59. 6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. 7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [ТЕКСТ]: Кн. для воспитателей дет. сада. - 2-е изд., дораб./ А.К Бондаренко. - М.: «Просвещение», 2008. - 169 с. 8. Васильева А.И. Совершенствование обучения в детском саду. - Мн.: «Нар. Асвета», 2009. - 95 с. 9. Вовчик-Блакитная М.В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте: проблемы восприятия пространства и пространственных представлений [Текст]. - М.: «Просвещение», 2005. 10. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Просвещение», 2006. - 192 с., ил. 11. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Пространство вокруг нас. Справа, слева, вверху, внизу. Для детей 3-4 лет. - М.: «Астрель», 2005. - 26 с. 12. Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры - занятия с детьми раннего возраста. - М.: «Мозаика – Синтез», 2008. 13. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. - М.: «Владос», 2007. 14. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. - метод. пособие курсу «Психология человека». - М.: «Педагогическое общество России», 2006. - 276 с. 15. Говорова Р.К. вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников [Текст] // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. - СПб.: Питер, 2007. 16. Говорова Р., Дьяченко О. Формирование пространственной ориентировки у детей [Текст] // «Дошкольное воспитание». - 2008. - № 9. 17. Горюнова Т.М. Развитие детей раннего возраста. - М.: «Творческий центр», 2009. 18. Детский сад: Кн. Для заведующих / В.М. Изгаршева, Т.П. Сафонова, Е.А. Лебедева и др.; Под ред. Л.П. Тарасовой. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Просвещение», 2005. - 256 с., ил. 19. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткин и др.; /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.- СПб.,2008. 20. Джаферова Э.К., Вилеко В.Л. Весёлая переменка. - Д.: Сталкер, 2009. - 320 с., ил. 21. Журнал «Дошкольное воспитание». - №8, 2009. 22. Иншакова О.Б. Колесникова A.M. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. «Учебно-методическое пособие». - М.: В. Секачев, 2006. - 80 с. 23. Каразану В. Ориентировка в пространстве//«Дошкольное воспитание» - 2009. - № 5 - С. 14. 24. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 416 с. 25. Кононова И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике. - М. «ДиС». - 2004. 26. Люблинская А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста [Текст]// известия АПН РСФСР, Вып. 86. - М., 2009. 27. Мазепина Т.Б. Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах/ Серия «Мир вашего ребенка». - Ростов н/Д: «Феникс», 2008. - 32 с. 28. Маклаков А.Г. Общая психология. - Спб., 2008. - 583 с. 29. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М., «Просвещение», 2006. 30. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому. - М.: «Карапуз», 2009. - 272 с. 31. Мухина В.С. Детская психология. - М., «Просвещение», 2009. 32. Непомнящая Н.Н. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет. - М.: «Педагогика», 2008. 33. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е изд., доп. - М.: «Просвещение», 2005. - 160 с., ил. 34. Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [ТЕКСТ]: Пособие для воспитателя детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; под ред. С. Л. Новоселовой. 4-е изд., переработанное. - М.: «Просвещение», 2009. - С. 4 - 25. 35. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М., 2008. 36. Ориентировка в пространстве. Папка дошкольника. - М., 2006. - 19 с. 37. Павлова Т.А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. - М.: «Школьная Пресса», 2007. - 40 с. 38. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших дошкольников: сборник игровых упражнений. - М.: «Школьная Пресса», 2007. 39. Паршукова И.Л. и др. Технологии игрового обучения в ДОУ. - С-Пб., 2008. 40. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста, М., 2006. 41. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. Под. ред. Ананьева Б.Г. и Ломова Б.Ф. - М.: 2005. 42. Программа воспитания и обучения в детском саду. [Текст] /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд.; М., 2007. 43. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: «Просвещение», 2008. 44. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего возраста: Практическое пособие. - М.: «Айрис – Пресс», 2007. 45. Семенова М.А. Левое и правое. Учебно-методическое пособие для родителей и педагогов. - М.: «Карапуз», 2006. - 19 с. 46. Словарь практического психолога [ТЕКСТ]: /Сост. С.Ю.Головин. - Минск: Харвест, 2009. - 800с. 47. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы) [ТЕКСТ]: пособие для воспитателя детского сада/ А.И. Сорокина. М.: «Просвещение», 2007. - 96 с. 48. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия «Высшее образование») - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 672 с. 49. Столяренко Л.Д. Психология. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 448 с. 50. Титова О.В. Справа - слева. Формирование пространственных представлений у детей: Методическое пособие. - М.: Ихдательство «ГНОМ и Д», 2006. 51. Урунтаева Г.А. Детская психология [ТЕКСТ]: Учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, 6-е изд. перераб. и доп./ Г.А. Урунтаева. - М.: «Академия», 2006. - С. 181 - 196. 52. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., «Академа», 2008. 53. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высшего проф. обр. /Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 272 с. 54. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. N1155 [Текст]. 55. Шорыгина Т.А. Ориентировка в пространстве. - М., «Творческий центр», 2007. - с.19-25. 56. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 80 с. 57. Янушко. Е.А. Журнал «Карапуз» Левое и правое. - М., 2009. 58. http://www.proshkolu.ru/user/04061958kozina/file/3718335/.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры. 1.1. Особенности формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста. Проблема ориентировки в пространстве и формирование пространственных представлений является одной из актуальных, поскольку лежит в основе познавательной деятельности человека. Пространственные представления - это представления о пространственно-временных и пространственных свойствах и отношениях: относительном расположении объектов, их вращательном и поступательном движении: величине, форме, их вращательном и поступательном движении. [14] Пространственные представления играют важную роль в развитии познавательной, продуктивно-творческой, трудовой деятельности ребенка, в совершенствовании его интеллектуальных, сенсорных, творческих способностей. Они необходимы для обучения ребенка письму, рисованию, счету, чтению и другим дисциплинам, основанных на установлении отношений между явлениями и предметами, их последовательности, а также, их пространственных взаимосвязей. С раннего возраста ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве. С помощью взрослых ребенок усваивает самые простые представления: справа, слева, вверху, внизу и др. Все это способствует развитию восприятия пространства у детей. Умение ребенка спрогнозировать, представить, что произойдет в ближайшее время в пространстве, закладывает у него основы логики и мышления, синтеза и анализа. Умение сориентироваться в пространстве имеет огромное значение для всех сторон жизни ребенка, охватывает различные стороны его связи с действительностью, и представляет собой важное свойство человеческой психики. [1]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 72 страницы
1800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg