Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

mari_ziteva 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 88 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
Исследуя поставленную проблему в выпускной квалификационной работе, мы изучили теоретические источники и убедились в актуальности выбранной темы. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов.
Введение

Актуальность исследования. В наше время немаловажной задачей педагога становится формирование универсальных учебных действий у младших школьников. На сегодняшний день обучение является наиболее эффективным, если педагог не просто доносит знания учащимся, но и ведет взаимодействие с ними, давая возможность ребёнку определять свои пути достижения установленных целей. Необходимо воспитать разностороннюю личность, готовую к реальной жизни. Обучение в школе становится действием сотрудничества учащихся с учителями и одноклассниками. Учащийся должен стать активным участником образовательного процесса и, в взаимодействии с преподавателем или другими учениками, решать поставленные перед ним трудности реальной жизни. Благополучное освоение ребёнком знаний ещё не гарантирует его успешную социализацию как в учебном заведении, так и после его окончания. Любому человеку нужны умения и навыки взаимодействия с людьми, которые их окружают, выстраивая с ними отношений. Ребёнок должен быть полноценной частью коллектива. Как раз в младшем школьном возрасте необходимо закладывать основы коммуникации, так как этот возраст благоприятно влияет на формирование коммуникативной компетентности. На сегодняшний день самостоятельной научной проблемой становится процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в образовательном процессе, который помогает удачной социализации ребёнка в окружающей его среде. Необходим глубокий подход к решению данной проблемы, который подкреплён соответствующими методами и приёмами, позволяющими сделать процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников действительно эффективным. Степень изученности проблемы исследования: Понятие «учебные действия» рассмотрено в статье В. В. Давыдова «Что такое учебные действия?» и выделено, что учебные действия – это процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Авторы определения «универсальные учебные действия» Г. В. Бурменская, И. А. Володарская отмечали, что «универсальные учебные действия» являются основой образовательного и воспитательного процесса. И выделили, что овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. В работах А. Г. Асмолова выделено, что «коммуникативные универсальные учебные действия» являются умением осуществлять общение, а точнее вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками, понимать и доносить информацию, учитывать позицию и взгляд собеседника, умение работать в коллективе. Возрастным особенностям младших школьников посвящены работы Л. И. Божовича, Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. Процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе представлен на уроках русского языка и на внеурочных занятиях при помощи использования различных методик и упражнений. Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе. Объект исследования: коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников. Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе. Задачи: 1. Изучить и охарактеризовать понятия «учебные действия», «универсальные учебные действия», «коммуникативные универсальные учебные действия» в научной литературе. 2. Определить факторы, влияющие на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. 3. Выделить возможности учебной деятельности в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. 4. Использовать педагогический опыт формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в урочной деятельности. 5. Применить формы, методы и средства по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности. 6. Провести диагностику результативности проведенного педагогического эксперимента. Методы исследования: – теоретические: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ работ педагогов; – эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, выполнение диагностических заданий; педагогический эксперимент; – математические: обработка результатов исследования. База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 62», 3 «А» класс. Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, представленный педагогический опыт формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в урочной деятельности и подобранный комплекс форм, методов и средств по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности обеспечивал достижение результативности в проведенном педагогическом эксперименте. Положения, выносимые на защиту: ? формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников рассматривается как развитие социальной компетентности, которое способствует развитию процесса сотрудничества с другими людьми, а так же является способностью изменять и передавать информацию; ? к факторам, влияющим на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников относятся внутренние и внешние факторы; к внутренним факторам относят индивидуальные особенности личности (темперамент, способности, мотивы и потребности, направленность), а к внешним факторам относят среду обитания, коммуникативные нормы, которые регулируют общение в социуме, среду проживания личности; формы работы с обучающимися; ? учебная деятельность младших школьников в формировании коммуникативных универсальных учебных действий предполагают следующие возможности: обучение через общение; функциональность; ситуативность; новизна; личностная ориентация общения; ? педагогический опыт, который рассматривается как источник новых идей, подходов и технологий и который в практической части служит опорой для разработки содержании, средствах, способах формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в урочной деятельности; ? формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в урочной и внеурочной деятельности включает формы (индивидуальная, парная, групповая), методы (учебный диалог; игры; проекты; выступления; участие в конкурсах, олимпиадах) и средства (монологическая и диалогическая речь; постановка вопросов; диалог; психологические коммуникативные тренинги). Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводы по главам, заключения и списка литературы. ?
Содержание

Введение 3 Introduction 8 Глава 1. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе как педагогическая проблема 12 1.1 Характеристика понятий «учебные действия», «универсальные учебные действия», «коммуникативные универсальные учебные действия» в научной литературе 12 1.2 Факторы, влияющие на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 21 1.3 Возможности учебной деятельности в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 33 1.4 Потенциал иностранного языка в формировании коммуникативных универсальных учебных действий 38 Выводы по главе 1 45 Глава 2. Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе 48 2.1 Использование педагогического опыта по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в урочной деятельности 48 2.2 Применение форм, методов и средств по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности 57 2.3 Проведение диагностики по выявлению результативности проведённого педагогического эксперимента 66 Выводы по главе 2. 74 Заключение 76 Conclusion 81 Список используемой литературы 85
Список литературы

1. Агафонова, И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся / И. Н. Агафонова // Управление начальной школой. – 2009. – № 2. – С. 32 – 38 2. Акимова, М. К. / Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения / М.К. Акимова, В.Г. Козлова // Вопросы психологии. – 1997. – №6. – С.49-56. 3. Амонашвили, Ш.А. / Гуманно-личностный подход к детям / Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 2006. – 231 с 4. Арефьева О. М. / Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников. / О. М. Арефьева // Начальная школа плюс До и После. – 2012. - № 2. – С. 74 – 78. 5. Асмолов, А. Г. / Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] / А. Г. Асмолов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.: ил. – (Стандарты второго поколения). 6. Асмолов, А. Г. / «Формирование универсальных действий: от действия к мысли» [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. – М.: просвещение, 2010. – 159 c. 7. Асмолов, А. Г. / Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя. [Текст] / Бурменская Г. В. , Володарская И.А. и др. / под ред. Асмолова А. Г. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. 8. Батракова, С. Н. / Педагогическое общение как диалог в культуре / С. Н. Батракова // Педагогика. – 2002. – № 4. – С.31-34. 9. Божович, Л. И. / Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович – М.:Наука, 1995. – 358 с. 10. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд. расширенное. – М. : АСТ, 2009 – 811 с. 11. Борзова, Е. В. / Парная и групповая работа на уроках иностранного языка в старших классах / Е. В. Борзова // Язык. Речь. Коммуникация. – 2000. – Вып.4. – С.4-15. 12. Бурмакина, Л. В. / Ролевые игры на уроках английского языка / Л. В. Бурмакина // Каро, Санкт Петербург, 2013 С. 115-118 13. Виноградова, Н. Ф. Учебный диалог – эффективный метод развития младших школьников / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование. – 2010. –№1. – С. 40-45. 14. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Избр. психол. исслед. – М. , 2003. – С. 264. 15. Давыдов, В. В. / Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 423 с. 16. Давыдов, В. В. / Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1973. – 408 с. 17. Давыдов, В. В. / Виды общения в обучении. / В. В. Давыдов. – М.: Просвещение, 2000. – 223 с. 18. Гальскова, Н. Д. / Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез – Учебное пособие – 2-е изд., испр. — 2005 г. 19. Ефросинина, Л. А. / Урок – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий / Л. А. Ефросинина // Начальная школа. – 2012. - № 2. – С. 49-57. 20. Желтовская, Л. Я. / Особенности развития умения общаться у младших школьников / Л. Я. Желтовская // Начальная школа. – 2011. – № 5. – С. 50-57. 21. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров // для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с. 22. Ковалева, Г. С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). 23. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. – 511с. 24. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975 – 304 с. 25. Матюхина, М. В. / Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учебное пособие / М. В. Матюхина, С. Б. Спиридонова. – Волгоград. : Перемена, 2005. – 215 с. 26. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с. 27. Немов, Р. С. / Социальная психология: Краткий курс / Р. С. Немов, И. Р. Алтунина. – СПб.: Питер, 2008 – 58 с. 28. Осмоловская, И. М. / Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. - № 10. – С. 6-13. 29. Подласый, И. П. / Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2008. – 400 с. 30. Пиаже, Ж. / Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. – М., 2004. – 326 с. 31. Разуваева, В. Ю. / Умение слушать собеседника – коммуникативное универсальное учебное действие / В. Ю. Разуваева // Начальная школа. – 2012. - № 9. – С. 22-24. 32. Рубинштейн, С. Л. / Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 1. – 443 с. 33. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рацапевич. – Минск : Современное слово, 2001 – 928 с. 34. Соловейчик, М. С. / Работа по культуре речи на уроках русского языка / М. С. Соловейчик // Начальная школа. – 1986. – № 9. – С.31-34. 35. Сысоев, П. В. / «Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях» / Сафонова В. В. // Иностранные языки в школе. – 2005. – №2. 36. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. – М.: Омега — Л., 2014. – 134 с. 37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 29 с. 38. Цукерман, Г. А. / Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. – Томск, 1993. – 268 с. 39. Эльконин, Д. Б. / К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Хрестоматия возрастной психологии / сост. Л. М. Семенюк; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. С. 26 - 31. 40. Эльконин, Д. Б. / Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1974. – 178 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе как педагогическая проблема 1.1 Характеристика понятий «учебные действия», «универсальные учебные действия», «коммуникативные универсальные учебные действия» в научной литературе В настоящем параграфе мы определим следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие «учебные действия» и «универсальные учебные действия» в научной литературе. 2. Изучить понятие «коммуникация» и его связь с формированием учебных действий. 3. Проанализировать понятие «коммуникативные универсальные учебные действия». Термин универсальные учебные действия впервые ввел А. Г. Асмолов в общей работе с учеными-психологами. Раскроем этот термин подробнее и начнем с понятия «учебные действия». В. В. Давыдов рассматривал понятие «учебные действия» как процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Так же учебные действия создают единую систему. [13] При изучении научных мнений важное место занимают свойственные преобразования предмета, которые направленны на раскрытие в нем конкретных основ, которые составляют содержание понятия, и построение предметной или же знаковой модели, отмечающей это отношение и позволяющей осваивать его качества в естественном облике. Автор акцентировал на том, что действия контроля являются характерным видом учебных действий. Ну, а предметом контроля является не окончательный результат деятельности, а способы его получения. Он осуществляется главным образом на базе планируемых результатов иных учебных действий. Таким образом, он приобретает характер контроля, который основывается на сформированный внутренний план действий и их рефлексию. Так же с контролем близко связано учебное действие оценки. Его функция заключается в фиксации соответствия фактического результата учебной деятельности ее конечной цели. Положительная оценка утверждает переход к новым учебным задачам, а отрицательная оценка – возвращает к учебным действиям и их контролю. В своей работе А. Н. Леонтьев определял состав деятельности «не иначе как в форме действия или цепи действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели». Деятельность в целом определяется мотивом, а каждое действие – своей целью. При этом цели могут по-разному соотноситься с мотивами. А. Н. Леонтьев пояснял это следующим образом: мотив деятельности может сдвигаться на цель действия, и тогда действие превращается в самостоятельную деятельность. [21]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 47 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg