Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Социальная работа с инвалидами по зрению на базе центра социальной реабилитации инвалидов по зрению

cool_lady 1975 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.02.2021
Актуальность проблемы, вызванная противоречиями в существующем нормативно-правовом обеспечении деятельности современной системы социальной защиты населения, а также анализ нормативно-правовой базы обусловила выбор темы, определили цель научно-практической работы. Цель выпускной квалификационной работы – анализ актуального законодательства и доступной среды в Санкт-Петербурге в сфере социальной защиты инвалидов по зрению. Объект исследования: инвалид как получатель социальных услуг. Предмет исследования: нормативно-правовая база социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, доступная среда для инвалидов по зрению в Санкт-Петербурге. В выпускной-квалификационной работе поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать законодательство в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации; 2. Изучить особенности системы правового регулирования социального обеспечения и социально - правовой защиты инвалидов в РФ; 3. Рассмотреть опыт социальной защиты инвалидов в РФ на современном этапе развития общества на федеральном и региональном уровнях; 4. Выявить перспективы работы по совершенствованию социальной защиты инвалидов по зрению на региональном уровне. В исследовании были использованы следующие методы: анализ нормативно-правовых актов, анализ литературы, метод анализа документации, метод анкетирования, метод интервью. База исследования: СПб ГБУ «Центр реабилитации инвалидов по зрению». Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, приложения.
Введение

Сейчас в России на учете в органах социальной защиты населения состоит свыше 11 миллионов инвалидов. В стране ежегодно признается инвалидами свыше одного миллиона человек, из них более 50% - трудоспособного возраста. Наблюдается также ежегодный рост числа инвалидов. С 1992 года ежегодно инвалидами признаются свыше 1 миллиона человек, но, к сожалению, людей с ограниченными возможностями гораздо больше. Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности, инвалидности, что предполагает необходимость в социальной защите их прав и гарантий на современном этапе развития общества. В России эти вопросы касаются свыше 12 миллионов её граждан, признанных в установленном порядке инвалидами и состоящих на учете в органах социальной защиты населения. Сегодня социальная защита населения выполняет функции социальной компенсации, а также служит определенным противовесом быстро растущему имущественному неравенству. В сложившихся социально-политических и социально-общественных условиях роль, а также значение системы социальной защиты населения существенно увеличилась. В некоторых случаях органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение помощи и поддержки в разрешении его жизненных проблем. Необходимость специализации форм, а также необходимость совершенствования методов социальной защиты, возникающие вопросы финансирования социальной сферы обусловили повышенный интерес к разрешению данных проблем многих специалистов.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 5 1.1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ 5 1.2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ 18 1.3. СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ ПО ЗРЕНИЮ 31 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ ПО ЗРЕНИЮ НА БАЗЕ ЦЕНТРА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ 42 2.1. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 42 2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 44 2.3. ПРОГРАММА 63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70 ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Список литературы

1. Визитова С. Ю. Проблемы инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха и зрения: взаимодействие в семье и обществе / С. Ю. Визитова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – М., 2016. – С.477-479. – Библиогр.: с.479. – режим доступа КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-inklyuzivnogo-obucheniya-detey-s-narusheniyami-sluha-i-zreniya-vzaimodeystvie-v-semie-i-obschestve 2. Галаганов В. П. «Право социального обеспечения» / В. Галаганов – М.: Кнорус – 2017 – 512 с. 3. Грищенко Т. А. Интеграция педагогики и медицины в работе ДОО компенсирующей и оздоровительной направленности для детей с нарушением зрения согласно требованиями ФГОС ДО / Т. А. Грищенко // Евразийское Научное Объединение. – 2017. – Том 2, №1(23). – С.175-179. – Библиогр.: с.179. – режим доступа eLibrary : https://elibrary.ru/item.asp?id=28282544 4. Глущенко А. Ф. Особенности организации индивидуализированного обучения слабовидящего ребенка в условиях инклюзивного образования / А. Ф. Глущенко // Пермский педагогический журнал. – 2015. – №7. – С.65-69. – Библиогр.: с.69. – Практический опыт реализации индивидуально-дифференцированного подхода обучения слабовидящего ребёнка в условиях инклюзивного образования режим доступа КиберЛенинка : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-individualizirovannogo-obucheniya-slabovidyaschego-rebyonka-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya 5. Дружинина Л. А. Специфика коррекционной работы по развитию мелкой моторики и осязания у слабовидящих дошкольников в условиях образовательной организации / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова // Вестник Челябинского гос. педагогического ун-та (ЧГПУ). – 2016. – №8. – С.37-44. –режим доступа eLibrary : https://elibrary.ru/item.asp?id=27381910 ; Киберленинка : https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-korrektsionnoy-raboty-po-razvitiyu-melkoy-motoriki-i-osyazaniya-u-slabovidyaschih-doshkolnikov-v-usloviyah-obrazovatelnoy 6. Дмитриев П. П., «Социальное государство» / П. П. Дмитриев, В. А. Серебрянникова // СПБ.: НОВА., 2014 – 284 с. 7. Демичев А. А. «Правовое и социальное обеспечение» / А. А. Демичев // М.: АСТ – 2013 – 312 с. 8. Епимахова Т. А. Взаимодействие специалистов в процессе формирования навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в дошкольной образовательной организации / Т. А. Епимахова, О. В. Фомина, Ю. А. Шадрина // Детский сад от А до Я. – 2015. – №3(75). – С.118-124. – режим доступа eLibrary : https://elibrary.ru/item.asp?id=23606379 9. Земсков В. В. «Социальная правовая мысль» / В. Земсков // Самара.: СОВА – 2013 – 484 с. 10. Ильина Н. В. «Права инвалидов боевых действий: международно-правовое и внутригосударственное регулирование (сравнительно-правовой анализ)» // Право в Вооруженных Силах. 2013. № 9. 116 стр. 54-67. 11. Каракулько И. Л. Направления педагогической работы с родителями дошкольников с нарушениями зрения / Е. В. Каракулова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2016. – №8-2(16). – С.49-50. –режим доступа eLibrary : https://elibrary.ru/item.asp?id=26605359 12. Крылова В. П. «Инвалиды и жилье - правоприменительная практика» // Жилищное право. 2016. № 7. 89 стр. 5-12. 13. Л. П. Степанова «Трудоустройство инвалидов на предприятии» // Справочник кадровика.-2016.- № 5.105 стр. 39-42. 14. Рожин П. А. Социальное обеспечение и социальная защита в Санкт-Петербурге. // СПБ. Издательство ОКР. 2015 г. 189 с. 15. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] : принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. / Текст докум. подгот. ООО «Гарант-СПБ-Сервис». – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/10135532/paragraph/94:0. – Загл. с экрана 16. «Конвенция о правах инвалидов» [Электронный ресурс] : принята Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006 г. / Текст докум. подгот. ООО «Гарант-СПБ-Сервис». – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability. – Загл. с экрана 7. «Конституция Российской Федерации» [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12.12.1993. / Текст докум. подгот. ООО «Гарант-СПБ-Сервис». – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/14366:1 . – Загл. с экрана 10. Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н (ред. от 05.07.2016) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192834/ 11. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 24.01.2018) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58610/ 12. Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 № 247 «О бессрочности установления групп инвалидности». http://base.garant.ru/12159786/ 13. Социальный кодекс Санкт-Петербурга (с изменениями на 21 декабря 2017 года) (редакция, действующая с 1 января 2018 года). // СПС Гарант. Режим доступа http://base.garant.ru/35358030/#friends (дата посещения 19.03.2018). 14. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ, ред. от 31.12.2017 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ 15. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N442-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ 16. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ 17. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 24.01.2018) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58610/ 18. Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 № 247 «о бессрочности установления групп инвалидности». http://base.garant.ru/12159786/ 19. Указ Президента РФ от 26.02.2013 N 175 (ред. от 31.12.2014) «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы»
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 1.1. Анализ современной литературы по использованию нормативно-правовых актов социальной защиты инвалидов В отечественной практике Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), а также «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (2002) законодательно закреплено понимание социальной модели инвалидности как социальной недостаточности, возникшей вследствие нарушения здоровья, сопряжённой со стойким расстройством функций организма, обусловившим ограничение жизнедеятельности и потребность в социальной защите. Таким образом, понимание специфики обучения социальной группы инвалидов в рамках непрерывного образования основывается на трактовке инвалидности как ограничения жизнедеятельности человека. Инвалидность как целостная психобиологическая система представляет собой контекст, во многом определяющий характер деятельности человека и систему его отношений с окружающим миром и другими людьми. (В. З. Кантор, С. С. Лебедева, А. З. Свердлов.). [с.102]. В современной научной и учебно-методической литературе изучение образовательной деятельности инвалидов осуществлялось по нескольким направлениям. Выявлялся образовательный потенциал лиц с различными ограничениями жизнедеятельности: сенсорными, интеллектуальными, моторными и др. При анализе системы образования инвалидов использовался принцип непрерывности, в связи с чем были представлены все ступени образования, соответствующие возрастному развитию от ранних лет жизни до глубокой старости. [с.102]. В центре внимания исследований, посвящённых проблемам образования инвалидов, стояли вопросы, связанные с адаптацией этой социальной группы к обществу. Однако рассмотрение потенциала адаптирующей и развивающей функции образования предполагало её конкретизацию с учётом новых требований начала XXI века – вооружение информацией не только об окружающем мире и процессах, происходящих в нём, но и актуализацию знаний, прежде всего, о самом человеке, характере его ограничений и особых механизмах его адаптации с помощью современного образования: 1. к общецивилизационным и национально-культурным ценностям; 2. рыночным отношениям; 3. непрерывному образованию; 4. новым информационным технологиям. [c.102-103]. Адаптация к ситуации инвалидизации у каждого человека протекает индивидуально. Известно четыре типа адаптации: - активно-позитивная позиция — стремление самостоятельно найти выход из неблагоприятной ситуации; - пассивно-негативная позиция — индивидуум недоволен своим положением, ощущает психологический дискомфорт, тревожен, его самооценка резко занижена и, главное, у него совершенно отсутствует желание что-либо менять; - пассивно-позитивная позиция — пациент удовлетворён положением дел несмотря на то, что объективно социально-экономическая ситуация неудовлетворительна; его самооценка занижена, он как бы смирился с ситуацией и доволен тем, что есть, «могло быть и хуже»; - активно-негативная позиция — пациент испытывает психологический дискомфорт и неудовлетворённость жизнью, не отрицает, что надо улучшать ситуацию, но, тем не менее, малоактивен и практически ничего не меняет. [c.103]. Модели обучения взрослых инвалидов столь же вариативны, сколь многообразны жизненные драмы этих людей и породившие их причины. Можно выдвинуть различные обоснования для выделения отдельных групп среди лиц с ограничениями жизнедеятельности. Инвалиды от рождения в течение детских и юношеских лет могли в какой-то мере адаптироваться к своему состоянию. У взрослых, ставших инвалидами в результате болезни, несчастного случая, участия в военных действиях, в памяти существует опыт жизни без ограничений, связанных с инвалидностью. Этим обусловлены принципиальные отличия в стратегии обучения инвалидов. [с.103]. Сам характер ограничений (нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, связанные с центральной нервной системой, и др.) и степень самостоятельности человека в организации своей жизни порождают специфику образовательных потребностей, целей и способов обучения той или иной группы инвалидов. [с.103]. В международной практике учебной работы с инвалидами существуют две основные линии. Первая предполагает их интеграцию в обычную жизнь социума, где создаются благоприятные условия для полноценного взаимодействия и партнерства со здоровыми людьми. Вторая линия ориентирована на создание для обучения людей с ограничениями жизнедеятельности специальных учреждений, групп, образовательных сообществ, информационного пространства, приспособленного к состоянию инвалидности. [с.103-104]. Образование в жизни взрослых инвалидов может иметь разную целевую направленность: повышение существующего образовательного ценза; профессиональная подготовка; реализация творческого потенциала, интеллектуальное развитие; адаптация к состоянию инвалидности; включение в социально-общественную деятельность и др. [с.104]. Независимо от выбранной модели образование должно основываться на принципах: 1. гуманизма (признание самоценности человека, сострадание, сочувствие, поддержка людей с ограничениями жизнедеятельности); 2. развития (индивидуальное обучение инвалида вопреки ограничениям, когда их преодоление заключает в себе развивающий смысл); 3. партнерства (взаимного интереса и сотрудничества всех участников обучения); 4. ангажированности (активное включение в обучение как часть жизнедеятельности); 5. адаптивности (речь идет об информационно-коммуникативной системе, с одной стороны, максимально адаптированной к особенностям ограничений человека, а с другой — адаптирующей инвалида к собственному состоянию как потенциально продуктивному в социальном плане). [c.104]. В системе образования взрослых инвалидов привычные дидактические и андрагогические принципы приобретают новое смысловое звучание. Так, реализация известных из школьной практики доступности и посильности обучения по отношению к взрослым с ограничениям жизнедеятельности требует соответствующего оборудования (слуховые аппараты, приспособления для передвижения, учебные брайлевские тексты и др.); точности выбора физиологически и психологически целесообразного объема содержания, темпа и временного режима работы с ним; подачи материала в модальности, обеспечивающей его адекватное восприятие. [с.104]. В соответствии с обозначенными целями и принципами в образовании взрослых инвалидов наряду с развитием и адаптацией на первый план выступают такие функции, как компенсаторная (восполняющая упущенные или нереализованные возможности развития, профессиональной подготовки, неудобства состояния ограниченности жизнедеятельности), коррекционная (позволяющая вносить поправки и изменения в содержание и условия обучения в ответ на образовательные потребности, информационные запросы инвалидов в рамках их реальных возможностей) и поддерживающая (направленная на оказание социально-психологической помощи средствами обучения и организацию сопровождения инвалида на образовательном пути). В реальной практике все эти функции тесно переплетаются. [с.104-105]. Обучение взрослых инвалидов опирается на науку андрагогику, часть педагогики, занимающейся теорией и технологией образования взрослых. Андрагог, работающий со взрослым инвалидом, должен глубоко понимать, что активное включение инвалида в образовательный процесс становится для него сродни подвигу, ибо предстоит пройти путь по преодолению ограничений. Поэтому первостепенная задача андрагога — оказать инвалиду необходимую помощь в преодолении комплекса трудностей: - физических (наличие физических недостатков и ограничений, затрудняющих включение в учебную работу); - психологических (отсутствие установки на получение или продолжение образования, недооценка себя как личности, интересной - для других, принятие позиции успешного учащегося и т. д.); - социальных (реализация своих прав на обучение и трудоустройство, соответствующее уровню образования; непонимание реальных перспектив использования полученных знаний, умений в социальной практике); - образовательных (наличие серьезных пробелов в знаниях, длительный перерыв в обучении, отсутствие навыков учения и самообразования); - нравственно-волевых (необходимость проявить силу духа, приложить усилия воли для успешности обучения). [c.105]. С учетом неординарности контекста жизнедеятельности инвалида выстраивается модель его обучения. Независимо от избранной модели общей задачей для андрагога остается формирование у инвалида установки на преодоление разобщенности с социумом с помощью образования, понимание компенсаторной роли успешного обучения, позволяющего внести свой вклад в жизнь социума. [с.105]. В позиции андрагога при обучении инвалидов часто оказываются люди с очень разным уровнем подготовки и предшествующим опытом. Помимо специалистов, имеющих профильное (педагогическое, психологическое, медицинское и др.) образование, в эту деятельность могут быть включены социальные работники, волонтеры, сами инвалиды, пережившие аналогичные трудности и желающие оказать помощь своим собратьям по ситуации, их родственники. [с.105-106]. Образование призвано помочь инвалиду пересмотреть свое отношение к ценности и социальной значимости собственной жизни, сформировать позитивный взгляд на себя как уникальную личность, находящуюся в контексте жизни человечества. Обращение с помощью андрагога в ходе обучения к смыслам и ценностям, носящим всечеловеческий характер, позволяет людям с ограниченными в физическом плане возможностями выстроить новый контекст своего бытия, увидеть горизонты своих возможных достижений, не ограничиваться сугубо утилитарными, прикладными задачами. Андрагог может использовать в качестве уникальных примеров творческие достижения инвалидов, сумевших получить не только вузовское, но и научное образование, освоивших впоследствии творческие профессии (например, писательница Ольга Скороходова, сценарист и режиссер Александр Суворов, художник Олег Зиновьев и др.). [с.106]. Оказавшись в образовательной ситуации, инвалидам бывает трудно идентифицировать себя с ролью человека, успешно обучающегося и имеющего перспективу дальнейшего применения полученного образовательного потенциала в разных сферах деятельности и общения. В этом случае необходима внешняя поддержка, позволяющая сформировать соответствующую образовательную мотивацию, потребность в новых знаниях, начиная с наиболее актуальных для конкретной личности. [с.106]. Требуется также обеспечить расширение образовательного поля инвалида за счет новых контактов, вовлечения в информационный поиск с использованием современных технологий, благодаря чему становятся очевидными конкретные образовательные результаты. Все это формирует опыт и мотивацию достижения успеха в познании, вызывает удовлетворение процессом деятельности, который возможно осуществить самостоятельно от замысла до завершения. [с.106]. Часто инвалиды недооценивают себя в качестве полноценных участников и потенциальных инициаторов коммуникативных связей в среде обучающихся, не имеющих ограничения жизнедеятельности или имеющих их в меньшей степени. Переломить ситуацию позволяет организация групповых форм учебной работы, предполагающих наращивание позитивного опыта общения и взаимодействия. Задача андрагога — создать условия, способствующие раскрепощению личности, путем использования диалога, интерпретации и анализа различных точек зрения. Эффективно включение слушателей в групповые формы деятельности, имитационное моделирование, групповую рефлексию, совместное создание творческого продукта. В такой образовательной ситуации инвалиду легче преодолеть замкнутость и определенный психологический барьер, что делает более плодотворным процесс социализации. Образовательный процесс призван способствовать расширению сферы социального окружения инвалидов, созданию условий для их включения в систему социального партнерства. [с.106-107]. Степень индивидуальной активности в образовательной ситуации напрямую связана с выходом на новый уровень понимания возможностей обучения для последующей самореализации. Об этом свидетельствуют многочисленные факты выступлений инвалидов с инициативами образовательного, профессионального и общекультурного характера (разработка и реализация индивидуальных образовательных программ, компьютерных программ, программ переобучения с целью получения новых специальностей и последующего трудоустройства и т. д.). [с.107]. Социальной группе инвалидов предоставлено право получать профессиональное образование в различных формах. В зависимости от имеющихся деприваций определенные группы инвалидов (в основном с сенсорными нарушениями) проходят обучение в тех или иных реабилитационно-образовательных учреждениях профессионального образования. [с.107]. В настоящее время спектр учебных заведений, имеющих структуры для обучения инвалидов в рамках начального, среднего, высшего профессионального образования, расширяется. Прием и обучение в них ведутся на основании трудовых рекомендаций медико-социальной экспертизы (МСЭ). [с.107]. В связи с ростом числа инвалидов с комплексными нарушениями жизнедеятельности актуализируются проблемы, связанные с разработкой индивидуальных образовательных программ формального и неформального видов. Их успешность во многом определяется эффективностью деятельности службы сопровождения. Эта служба в рамках МСЭ, выполняя общие функции, отличается объектами внимания (отдельные группы инвалидов, сообщество внутри социальной труппы, отдельные личности и т. д.), объемом и способами деятельности, характером предоставляемых реабилитационных услуг. [с.107]. На базе инновационных профессионально-образовательных учреждений для инвалидов проводится профориентационная работа, функционирует отдел профессионального отбора и профессиональной учебы, сотрудники которого определяют профессиональную пригодность слушателя и обосновывают возможные сроки обучения по каждой из специальностей, специфику индивидуального сопровождения, возможный прогноз обучения. [с.107-108]. Для успешного обучения инвалидов необходимо, чтобы содержание, методы обучения и его организационно-педагогические условия были максимально приближены к конкретному человеку с учетом всего комплекса его психофизиологических возможностей и социального опыта. Сегодня ситуацию обучения облегчают: 1. использование возможностей телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса; 2. обеспечение доступа к массивам научной, учебно-методической информации на базе Интернет-класса, оборудованного рабочими местами; 3. развитие дистанционного образования, особенно актуального для учащихся с проблемами опорно-двигательного аппарата, живущих вдали от современных учебных центров; 4. оборудование учебных и рабочих мест с учетом характера депривации (использование брайлевской строки, магнитофонов для слабослышащих; специальных технических средств реабилитации для лиц с проблемами опорно-двигательного аппарата и др.). [c.108]. В качестве примера можно привести интересный опыт, накопленный в обучении слепых и слабовидящих. Использование информационных технологий людьми со значительной потерей зрения предоставляет им практически равные возможности со зрячими пользователями. Для этого применяются компьютеры, оснащенные специальными программными средствами, с помощью которых можно обеспечить чтение плоского текста. Современные планшетные сканеры в сочетании с программами распознавания текста позволяют прочесть его вслух с помощью синтезатора речи. Инвалиды, имеющие остаточное зрение, используют в своей работе программы по увеличению изображения на обычном видеодисплее. [с.108]. В последние годы в работе с инвалидами повышается роль активного обучения. Все шире используются: 1. кейс-технологии, в рамках которых слушатель получает полный комплект учебных материалов по каждой дисциплине (обычные учебные пособия, их электронные версии на дискетах, видеокассетах, или в виде мультимедийных программ), а также возможность познакомиться с типовыми проблемами и вариантами их решений: 2. сетевые технологии (Интернет, региональные, локальные телекоммуникационные сети); 3. телевизионные технологии, реализуемые с помощью системы спутникового телевидения; 4. учебные фильмы. [с.108-109]. Значительное число инвалидов по заключению медико-социальной экспертизы не могут участвовать в профессиональной деятельности. Международная концепция «независимой жизни» ориентирует на использование в работе с ними широкой палитры оздоровительных, социальных, культурно-образовательных программ, позволяющих удовлетворять самые разные познавательные интересы. В последние голы на региональном и муниципальном уровнях активно действуют сообщества инвалидов, формирующие своими силами культурно-образовательные и оздоровительные программы. В рамках реализации образовательных инициатив развиваются международные связи и формы участия инвалидов в совместных гуманитарных программах с другими регионами и государствами. Они затрагивают широкий круг жизненно важных проблем: организация быта, основанная на принципе независимости от окружающих: содержательный досуг; создание семьи; построение взаимоотношений с родственниками и друзьями; организация собственного дела; арт-терапия; инвалидный спорт и многое другое. [с.109]. Спектр проблем, интересующих инвалидов, предполагает наличие высокого профессионального уровня андрагога, работающего в сфере обучения и поддержки инвалидов, и особых духовно-нравственных качеств, позволяющих выходить за рамки должностных обязанностей и рассматривать проблемы образования лиц с ограничениями жизнедеятельности в широком гуманитарном плане. Андрагог, работающий с инвалидами, должен быть внутренне готов к встрече с непростыми с психологической точки зрения ситуациями. Постоянное общение с людьми, ограниченными в жизнедеятельности, требует большого мужества, сострадания, милосердия, умения проникнуть в содержание их жизненных и образовательных проблем, понять причины не всегда адекватных поведенческих реакций и проявлений. Вместе с тем, андрагогическая позиция в системе обучающего взаимодействия с инвалидами должна строиться на отношениях ценностно-смыслового равенства, проявлении безусловного уважения к подопечным, веры в их жизненный и творческий потенциал. [с.109]. Остановимся на специфике образования инвалидов, обучающихся в высших учебных заведениях. Специальное место в системе сопровождения инвалидов отводится лицам, обучающимся в высших учебных заведениях на основе интегративной модели. [с.109-110]. Под обучающимися в данном контексте мы подразумеваем людей без интеллектуальных и психических отклонений, имеющих лишь физические нарушения (проблемы со зрением, опорно-двигательных аппаратом, слухом и т. п.). Остановимся на опыте работы со студентами — инвалидами в Новосибирском государственном университете. Социально-экономическое положение в стране с одной стороны вынуждает, а с другой стороны открывает возможности для получения высшего образования людям с ограниченными возможностями. Существующее законодательство дает право таким людям поступать на льготных основаниях в высшие учебные заведения. Стоит отметить, что речь идет не о специализированных вузах, а об обучении рядом со здоровыми студентами, так называемой интегративной модели обучения. [с.110]. Положительные стороны такого обучения: для людей с ограниченными возможностями: 1. психолого-социальный комфорт, они не чувствуют себя особенными, «не такими, как все»; 2. возможность дальнейшего трудоустройства, что приводит к возможности финансовой независимости и профессионального развития; 3. психологическая независимость и ответственность за свою жизнь и благополучие. для окружающих лиц обучение с инвалидами способствует: 1. формированию социальной нормы присутствия в разных сферах жизнедеятельности социума людей как здоровых, так и имеющих особенности; 2. развитию сочувствия и желания помочь людям с ограниченными возможностями; 3. сравнению возможностей и целеустремленности (часто студенты — инвалиды более целеустремлённые при меньших возможностях, что служит примером для подражания здоровым). для государства обучение инвалидов: 1. экономически целесообразно: человек с ограниченными возможностями находится не на иждивении у государства, а обеспечивает себя сам, к тому же приносит доход самому государству и успешнее интегрируется в социальные структуры. [с.110]. Однако, несмотря на все плюсы, такие студенты требуют к себе повышенного внимания со стороны работников вуза. Таким образом, появляется необходимость в специальном человеке, андраготе, и даже социальной службе, которая бы сопровождала его на протяжении всего обучения. [с.111]. Такого рода специалисты, андрагоги, или социальные работники должны обладать знаниями по нормативно-правовой базе документов, касающихся законных льгот и возможностей студентов с ограниченными возможностями, а также оказывали систематически социально-психологическую помощь для встраивания их в пространство вуза. Это необходимо, так как большинство из них обучались в специализированных школах. [с.111]. Актуализируется вопрос о соблюдении закона о доступной городской среде для лиц с разными ограниченными возможностями. Как известно, студенты с ограниченными возможностями по своим личностным качествам ничем не отличаются от здоровых, они также хотят общаться, вести активную студенческую жизнь. В некоторых случаях возникает необходимость коррекции их поведения, что является ещё одним доказательством актуальности сопровождения таких студентов. Помимо обучения инвалидов андрагог иногда вынужден выполнять просветительскую миссию по отношению к их родственникам, без помощи которых организовать образовательный процесс в разных обучающих системах бывает просто невозможно. Особенности специфики обучения людей с проблемами слуха были учтены в работе руководителя Межрегионального центра, создавшего систему театральных постановок на темы классических произведений. [с.111]. В процессе чтения с глухими учащимися педагог-наставник обращает особое внимание на точность, ёмкость и выразительность слов. Уроки литературы раскрывают глухим учащимся широчайшие возможности поэтического слова, помогают им познать человека, приобщиться к делам и мироощущению окружающих людей. Занимаясь проблемами социальной интеграции, мы подчёркиваем, что специальное учебное заведение для глухих решает комплекс сложнейших вопросов, в которых процесс воспитания духовно развитой, профессионально сложившейся личности осложняется необходимостью преодоления последствий дефекта, что вносит свои обязанности в учебно-воспитательный и досуговый процесс. Главной задачей уроков русского языка и литературы на первоначальном этапе обучения глухих индивидов на всех отделениях Межрегионального реабилитационного Центра является выравнивание уровня общелитературной подготовки и речевого развития. Акцентируется внимание на то, что вопросы совершенствования речевого развития учащихся являются первостепенной заботой каждого преподавателя, переводчика, воспитателя. [с.111-112]. Через систему культурных, гуманистически ориентированных институтов, в литературном, сурдопедагогическом, правоведческом, других профессиональных и культурно-досуговых аспектах не слышащие взрослые инвалиды утверждают себя и свое право быть интегрированными в современное общество. [с.112]. 1.2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ В связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов в некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации, которые регулируют сферу социальной защиты, социальной поддержки и социальной помощи инвалидам, внесены изменения. Так, федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» был дополнен статьей «Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности». Под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, которое мешает инвалиду реализовывать наравне с другими членами общества все гарантированные в России права и свободы человека и гражданина в экономической, политической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области гражданского общества. Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) являются структурным подразделением федерального бюро МСЭ по федеральному округу, городу федерального значения. А федеральное бюро МСЭ по федеральному округу или городу федерального значения находится в подчинении федерального бюро МСЭ, расположенного в городе Москва. Соответственно федеральному бюро МСЭ, расположенному в городе Москва, подчиняются профильному министерству - Министерству труда и социальной защиты РФ.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социология, 50 страниц
1250 руб.
Дипломная работа, Социология, 76 страниц
1900 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg