Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Управление дебиторской задолженностью предприятия

cool_lady 1575 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.02.2021
Целью курсовой работы является анализ дебиторской задолженности компании и предложение путей по улучшению механики управления дебиторской задолженностью. Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо решить ряд задач: – раскрыть теоретические аспекты по управлению дебиторской задолженностью; – проанализировать дебиторскую задолженность и причины её возникновения; – выявить наиболее распространенные проблемы, связанные с управлением дебиторской задолженностью; разработать и предложить пути совершенствования систем по управлению дебиторской задолженностью. Объектом исследования является ООО «Регис». Предметом исследования является дебиторская задолженность компании. Источниками информации для анализа послужили: бухгалтерская баланс компании за 2016-2018 год; отчетность о финансовых результатах компании за 2016-2018 год; первичная документация и другие данные ООО «Регис»
Введение

Сегодня предприятия действуют в изменившихся условиях внешнеэкономической обстановки и внутренней среды страны. Экономическое, правовое пространство стало характеризоваться крайней нестабильностью. В этих условиях достижение предприятием конкурентоспособности, устойчивого финансового благополучия стало возможным только при создании определенного экономического, организационного механизма управления, соответствующего условиям среды, в которой оно существует. Возникновение дебиторской задолженности связано с разрывом времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты. В процесс своей деятельности любое предприятие проводит расчет с бюджетом, контрагентами и другими субъектами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами. Дебиторская задолженность – это требования предприятия по отношению к другим предприятиям, организациям и клиентам на получение денег, поставку товаров или оказание услуг, выполнение работ. Анализ дебиторской задолженности включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия, что обуславливает актуальность темы курсовой работы. В любой сфере бизнеса, жизненно важным является повседневное принятие управленческих решений. Все больше компаний и индивидуальных предпринимателей сталкиваются с проблемами дебиторской задолженности, то есть долгов со стороны недобросовестных клиентов. Конфликты интересов, которые возникают на этой почве уже стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Причиной этого выступает тот факт, что дебиторская задолженность относится к высоколиквидным активам компании и обладает высокими рисками. Увеличение объема просроченной и безнадежной дебиторской задолженности, приводит к увеличению затрат на использование заемного капитала, что, как следствие, увеличивает издержек, и уменьшает долю фактической выручки, рентабельности и ликвидности оборотных средств компании. Другими словами, дебиторская задолженность несет негативное влияние на финансовую устойчивость и повышает риск финансовых потерь. Стоит так же отметить, что дебиторская задолженность является элементом сбытовой деятельности любой организации. Если дебиторской задолженности в общей структуре активов слишком высока, то это снижает ликвидность и устойчивость компании, и увеличивает риск экономических потерь. В наше время системы по управлению дебиторской задолженностью должны включать совокупность всевозможных методов контроля и анализа оценок уровня дебиторской задолженности. Стоит так же учесть, что управление дебиторской задолженностью - это взаимодействие с источниками данных задолженностей и постоянная работа с контрагентами, которая включает в себя не только формирование кредитной политики организации, но управленческие решения в сфере долгосрочных обязательств.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 1МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 5 1.1Сущность, назначение и организация финансового менеджмента на предприятии 5 1.2Организация и цели управления оборотными активами предприятия 13 1.3Организация и цели управления дебиторской задолженностью организаци 18 2ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ 23 2.1Организационно – экономическая характеристика предприятия ООО «Регис» 23 2.2Анализ дебиторской задолженности в ООО «Регис» 28 2.3Рекомендации по повышению эффективности использования дебиторской задолженности в ООО «Регис» 35 3ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53 ПРИЛОЖЕНИЕ А 56 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 58 ПРИЛОЖЕНИЕ В 60
Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая [от 30 нояб. 1994 г. № 52–ФЗ]. Часть вторая [от 26 янв. 1996 г. № 14–ФЗ]. Часть третья [от 26 нояб. 2001 г. № 147–ФЗ].- М.: Проспект, 2008.-544 с. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая [от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ]. Часть вторая [от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ]. М.: ИНФРА – М, 2012.- 520 с. 3. Абрютина М.С. Экспресс-анализ финансовой отчетности: Методическое пособие./М.С.Абрютина. – М.: Дело и Сервис, 2013.- 310 с. 4. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия/под ред. проф. Любушина Н.П.- М.:ЮНИТИ, 2013. – 488 с. 5. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы / В. Г. Белолипецкий. - М. : Инфра-М, 2013.- 208 с. 6. Баранов В.В. Финансовый менеджмент: Механизмы финансового управления предприятиями в традиционных и наукоемких отраслях. Учебное пособие./В.В.Баранов. - М.: Дело, 2014.- 322 с. 7. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. Учебный курс./И.А.Бланк. - Киев: Ника-Центр, 2013. – 440 с. 8. Бочаров В.В., Леонтьев В.Э. Корпоративные финансы./В.В.Бочаров, В.Э.Леонтьев.- СПб, Питер, 2014. – 337 с. 9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс/О.С.Виханский, А.И.Наумов. М., ИНФРА-М, 2013. – 346 с. 10. Герчикова И.Н. Финансовый менеджмент. Учебное пособие./И.Н.Герчикова. - М.: АО Консалт-банкир, 2013. – 397 с. 11. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии./В.А.Горемыкин. М.: Юрайт, 2013. – 699 с. 12. Денежное хозяйство предприятий. Учебник для вузов / Под ред. А. Ю. Казака, О. Б. Веретенниковой. - Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2015. – 314 с. 13. Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия./Под ред. Жиделевой В.В. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 298 с. 14. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы предприятий. Учебное пособие./В.В.Ковалев, Вит.В.Ковалев. - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2015.- 498 с. 15. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент./М.Н.Крейнина. - М.: Дело и сервис. 2013. – 363 с. 16. Крейнина М.Н Финансовое состояние предприятия. Методы оценки./М.Н.Крейнина. - М.: Дело и Сервис, 2013. – 437 с. 17. Концепция контроллинга: управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование: Пер. с нем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2013. – 269 с. 18. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия./А.И.Ковалев, В.П.Привалов. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. – 341 с. 19. Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник/М.Г.Лапуста, Л.Г.Скамай. - М.: ИНФРА-М. 2014. – 424 с. 20. Лихачев О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: Учебное пособие. /О.Н.Лихачев, С.А.Щуров. – М. : Вузовский учебник, 2014. – 365 с. 21. Мхитарян Ю.И., Лагутин В.С. Совершенствование бизнеса на основе оценки и управления качеством услуг./Ю.И.Мхитарян, В.С.Лагутин. – М.: Интерэком, 2015. - 289 с. 22. Попова Р.Г. Финансы предприятий/Р.Г.Попова - СПб, Питер, 2014. – 224 с. 23. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия./Г.В.Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 377 с. 24. Сбалансированная система показателей: Пер. с нем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2013. – 478 с. 25. Чалдаева Л.А. Экономика предприятия. Учебник для бакалавров./Л.А.Чалдаева. – М.: Юрайт, 2013. – 375 с. 26. Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. Учебное пособие/ А.Д.Шеремет, А.Ф.Ионова. - М.: ИНФРА-М, 2012.- 352 с. 27. Ченг Ф., Джозеф И. Финнерти. Финансы корпораций: теория, методы и практика: Пер. с англ./Ф. Ченг, Д.И.Финнерти.- М.: ИНФРА-М, 2013. – 342 с. 28. Аксакова Н.Е.Современная оценка эффективности деятельности субъектов бизнеса// Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 3-8. С. 73-76. 29. Бекетов Н.В., Федоров В.Г. Концепция управления эффективностью компании//Экономический анализ: теория и практика. - № 4. – 2016. С.2. 30. Графова Г.Ф. Критерии и показатели оценки финансово-экономического состояния предприятия//Аудитор. - 2013. - № 12. С.46. 31. Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению организацией//Методы менеджмента качества. – 2015. - № 4. С.43. 32. Ефимычев Ю. И., Плехов Д.А., Плехова Ю.О. Разработка методики прогнозирования потоков будущих доходов для оценки бизнеса//Экономический анализ: теория и практика. – 2015. - № 5. С.9. 33. Емельянов А. М.. Основные этапы эволюции концепций управления стоимостью компаний / А.М. Емельчнов // Корпоративные финансы. - 2016. - № 4.- С. 79-87. 34. Житлухина О.Г., Михалева О.Л. Пути совершенствования информационной базы анализа эффективности хозяйственной деятельности предприятия//Экономический анализ: теория и практика. - № 14. – 2014. С.41. 35. Кулагина М.Е. Использование современных инструментов в системе управления финансовыми ресурсами//Финансы и кредит. - № 3. - 2013. С.19-20. 36. Трофимова Л.В. Экономические показатели, используемые для оценки эффективности деятельности предприятия//Аудитор. - № 6. – 2013. С.49.
Отрывок из работы

1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1 Сущность, назначение и организация финансового менеджмента на предприятии С точки зрения практики применения, цель финансового менеджмента – максимизация благосостояния собственников с помощью рациональной финансовой политики на основе: – долгосрочной максимизации прибыли; – максимизации рыночной стоимости предприятия. Задачи финансового менеджмента в современных условиях хозяйствования предприятий: – формирование объема финансовых ресурсов, необходимого для обеспечения текущей деятельности организации и направлений его развития; – наиболее эффективное использование финансовых ресурсов; – оптимизация денежного оборота и расходов (затрат); – устранение неэффективных участков деятельности; – максимизация прибыли предприятия; – минимизация уровня финансового риска; – эффективное управление ресурсами в целях увеличения стоимости предприятия; – обеспечение устойчивых темпов роста экономического потенциала предприятия; – оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия на предстоящие периоды; – применение методик оценки эффективности принимаемых финансовых решений; – избежание банкротства (антикризисное управление); – обеспечение текущей финансовой устойчивости и целевой рентабельности на основе построенной системы показателей эффективности. Процесс разработки и принятия решений представляет собой последовательное выполнение действий, которые представлены наглядно на рисунке 3 ?24?. Из него же видна и роль анализа в этом процессе. Рассмотрим подробнее нижеуказанные этапы. 1 этап - Формирование информационной базы решения. В процессе своей деятельности предприятие постоянно информационно взаимодействует с окружающей сре¬дой. При этом принимает информацию извне, являясь само¬стоятельным источником информации. Со стороны окружающей среды всегда есть реакция на любую информацию, которая выдается организацией. Эта реакция проявляется в искажениях информации. Переработанная окружающей средой информация по¬ступает назад в данную организацию. Информация подразделяется на количественную и качествен¬ную. Источники первой выступают в виде различных сводок данных, статистических данных, инфор¬мационных бюллетеней, прайсов и т.п. Качественную информацию различают двух видов: а) до¬ступную для перевода в количественную; б) неспособ¬ную к количественному переводу. Несмотря на то, что количественная информация вызы¬вает больше доверия, именно качественная информация мо¬жет быть в некоторых случаях причиной решающего воздей¬ствия на организацию. 2 этап - Определение проблемы и постановка цели управленческого решения. Накопление информации приводит к осознанию проб¬лем, из которых должны быть выделены первоочередные и второстепенные, а также причины и следствия. После того как проранжированы проблемы, следует определить цель управленческого ре¬шения. Эта цель должна быть адекватной миссии и всей системе определенных фирмой целей ?29?. Достаточно часто используют метод постро¬ения дерева целей. Он дает возможность представить логичес¬кую структуру разработки и принятия решений. К нему при¬бегают тогда, когда решение принимается поэтапно или, когда с переходом от одного варианту решения к другому меняются вероятности достижения целей. Этот метод применим скорее для крупных фирм, нежели для малых предприятий ?3?. Рисунок 1 - Этапы процесса разработки и принятия управленческих решений 3 этап - Разработка оценочной системы: Оценочная система необходима для того, чтобы измерять степень достижения целей решения. В ее состав входят: а) критерии, которые характеризуют объект оценки; б) различные шкалы. При помощи их может быть оценен объект по каждому из критериев; в) принципы выбора. Но ним в зависимости от оценочных значений критериев определяют общую оценку или производят сравнительную оценку альтернативных вариантов. Критерии формируются и в виде дерева критериев. Оно дополняет дерево целей. Крите¬рии подразделяют на количественные и качественные. Они характеризуют все аспекты принятого или принимаемого решения, должны однозначно пониматься и быть доступными для оценок, отвечать требовани-ям разложимости (количество критериев должно быть неболь¬шим, по оценке некоторых авторов, — не более 7), неизбы¬точности (недублируемости), минимальной размерности ?34?. Для каждого критерия разрабатывается своя шкала оценок. Для качественных критери¬ев могут разрабатываться специальные балльные шкалы, по¬строенные в виде вербально-числовых шкал. Цели решения определяют принципы выбора. Разные системы оценки используют для рас¬чета определенных индексов и рейтингов. С их помощью определяют приоритеты, срав¬нивают различные варианты решений. 4 этап - Анализ ситуации: Этот анализ проводится при помощи той информации, которая уже была накоплена ранее о состоянии как внешней, так и внутренней среды согласно выявленных проблем. При этом анализ ситуации должен позволить ответить на вопрос о том, каким является исходное состояние среды и каковы тенденции ее изменения. С целью составления характеристи¬ки состояния, выяснения тенденций описывают область, являющуюся проблемной. Делается это при помощи отдельных параметров: ус¬танавливают количественные значения параметров и описывают все зависимости между параметрами. На пятом этапе делается прогноз состояния среды в будущем, когда реализуется то или иное решение. Здесь анализируется состояние среды в ретроспективе, и делаются выводы о тенденциях. Прогнозирование нужно для описания будущего состояния среды. В ней и будет в дальнейшем реализовано разрабатываемое решение. Построение графика изучаемого показателя – первый этап решения задачи по анализу и прогнозированию временных рядов. Но, до того, как переходить к определению тен¬денции и выделению тренда, выясняют, есть ли вообще такая тенденция в том процессе, который исследуется. Критерии выяв¬ления компонентов ряда основаны на проверке гипотезы о случайности ряда. 6 этап - Разработка альтернативных вариантов решения проблемы: Они разрабатываются на базе уже имеющей¬ся информации, аналитических данных и прогнозов развития ситуации. Вышеуказанные варианты разраба¬тываются не только руководителем, но и, что бывает чаще, подчиненными. Так как многие решения прини¬маются в условиях ограничения времени, то при разработке альтернативных вариантов используется прошлый опыт в решении аналогичных проблем либо проецируют опыт решения других проблем. В более сложных случаях, когда проблема достаточно нова, используют специальные методы генерирования альтернатив¬ных вариантов, в том числе и с помощью автоматизирован¬ных систем ?14?. На данном этапе разработки решений принимаются во внимание все идеи, какими бы неправдоподобными или разными они ни были. Главное при этом рассматривать все аспекты данной пробле¬мы с различных точек зрения. 7 этап - Выбор оптимального варианта управленческого решения: Разработанные альтернативные варианты решения проб¬лемы или управляющих воздействий оценивают с точки зрения годности для реализации, а также и эффектив¬ности, удовлетворенности условиями достижения целей решения. Для выбора наилучшего из вариантов проводят ко¬личественную и качественную оценку каждого из альтернати¬вных вариантов. Здесь используется ранее разработанная оценочная система. Используемые способы отбора альтернативных вариан¬тов должны учитывать, как можно больше факторов, но при этом усложняется задача многокритериального выбора. При привлечении экспертов к выбору наилучшего вари¬анта следует принимать во внимание разный уровень ком¬петенции, знаний, опыта экспертов. 8 этап – на этом этапе принимается решение в основном тем руководителем, который дал задание на его разработку, и поэтому он несет ответственность за реализацию решения и его последствия. В процессе принятия реше¬ния это лицо учитывает результаты предварительного вы-бора. Указанный руководитель может принимать и собственный вариант, который не обсуж¬дался экспертами. Принятие руководителем решения, отличного от предлагаемых экспертами, может быть связано с наличием у него информации, доступной ему как руководителю. Руководитель может иметь больше опыта и интуиции. Также следует учитывать, что при принятии реше¬ния одним лицом особенно важны психологические особен¬ности личности руководителя, его склонность к риску. Решения аттестационной комиссии, собрания акционеров принимаются коллегиально. 9 этап - Организация процесса исполнения решения: После принятия решения не менее ответственным этапом является организация его исполнения, так как недостаточное внимание этому этапу может свести на нет все усилия по раз¬работке и выбору наилучшего решения. Процесс реали¬зации управленческого решения должен состоять из плана конкретных действий, где указаны исполнители, сроки, ресурсы, а также санкции на неисполнение самых значимых условий в реализации решения. В данном случае речь идет о планировании, которое подчиняется заданной цели, используя на¬копленную на предыдущих этапах информацию ?36?. План реализации решения может быть жестким и гибким. Жесткий план - это начальный план. Его составляют перед началом реализации решения. Далее показатели по плану сравнивают с фактическими, но без корректировки. Так как некоторые параметры плана могут меняться в процессе реализации решения (например, затраты меняются в зависимости от изменений уровня производства). Составляя план, можно задавать такие условия, когда возмож¬но корректировать первоначальные показатели. Такой процесс называют составлением гибкого плана. При составлении гибких планов нужно заранее опреде¬лить, какие показатели будут подвержены изменениям. Эти показатели следует планировать не в виде общей суммы, а в виде удельного показателя, например, расход материалов на единицу продукции. В отдельных случаях составляются только же¬сткие планы. Это происходит, когда принятые уже решения нельзя изменить. 10 этап - Контроль за исполнением решения: Методы такого контроля зависят от типов планов реализации решения. При жестком планирова¬нии задачей контроля является фиксация значений пока¬зателей и сравнение их с плановыми. При гибком планирова¬нии к функциям контроля добавляется функция обратной связи, т. е. появляется возможность для корректировки планов. Контроль может быть разных видов и форм. 11 этап - Анализ отклонений от поставленных целей: Это завершающий этап про¬цесса принятия решения. В него входят: а) изучение отклонений; б) изучение возможности исправить допущенные оши¬бки; в) изучение возврата в прежнее состояние. Кроме того, завершающий анализ должен сформировать представление об управленчес¬ком решении в целом, а именно — его основные результаты и отклонения от цели, сильные и слабые стороны решения, указать на дополнительные возможности развития организа¬ции в результате реализации решения. Эти выводы служат информационной базой для последующих управленческих решений ?32?. 1.2 Цели и организация управления оборотными активами предприятия Сущность оборотных активов определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения. Различие оборотных средств от оборотного капитала определяется следующими подходами: - согласно методике бухгалтерского учета, оборотные средства представляют активы организации, а капитал – источники формирования активов; - в экономической литературе под капиталом понимают стоимость, которая приносит прибавочную стоимость, а оборотные средства переносят стоимость на готовый продукт; - в целом, капитал характеризуется производственными отношениями, представленными в вещественной или денежной форме. Оборотные средства обеспечивают процесс производства и его непрерывность, при этом, не являясь отношениями; - теория оборотного капитала подразумевает определение оборотных средств, текущей задолженности и чистого оборотного капитала, как разницы между оборотными активами и задолженностью. В теории оборотных средств используются понятия собственных и приравненных к ним оборотных средств; - теория оборотных средств предполагает привлечение заемных средств с целью восполнения недостатка средств, которые, в свою очередь, обеспечивают непрерывность процесса производства; - в рамках теории оборотного капитала рассматривается однородная группа – оборотные активы, при этом не выделяются в их составе производственные фонды и фонды обращения. Оборотные активы организации представлены в бухгалтерском балансе во втором разделе и включают следующие статьи: - запасы; - налог на добавленную стоимость; - дебиторскую задолженность; - финансовые вложения (за исключение денежных эквивалентов); - денежные средства и денежные эквиваленты; - прочие оборотные активы. Согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы: - используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); - предназначенные для продажи; - используемые для управленческих нужд организации. Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством). Дебиторская задолженность также входит в состав оборотных активов и представляет долги дебиторов перед организацией. Таким образом, оборотные активы представляют собой активы, которые характеризуют совокупность имущественных ценностей организации, обеспечивающих текущую производственно-хозяйственную деятельность. Их размер всецело зависит от масштаба организации, характера ее деятельности, продолжительности и особенностей производственного цикла, состояния основных средств компании, ее взаимоотношений с деловыми партнерами, а также условиями внешней среды. Любая организация должна поддерживать достаточный уровень ликвидности с целью обеспечения стабильного финансового состояния и эффективной деятельности. Снижение ликвидности требует не только дополнительных издержек, но провоцирует периодические остановки производственного и хозяйственного процесса. Низкий уровень оборотных активов может свидетельствовать о том, что производственная деятельность не поддерживается соответствующим образом. Это, в свою очередь, может провоцировать снижение ликвидности, сбои в работе и уменьшение прибыли. При установлении оптимального уровня оборотных активов прибыль организации может значительно увеличиться. Последующий рост размера оборотных средств может привести к тому, что организация будет иметь в своем распоряжении временно свободные, бездействующие текущие активы, а также лишние издержки финансирования. Такая ситуация тоже может привести к снижению показателей прибыли. Таким образом, стратегия и тактика повышения эффективности использования оборотных активов быть направлена на обеспечение компромисса между риском снижения ликвидности и эффективностью функционирования. Это требует решения двух важных задач [39]. Первая задача состоит в обеспечении платежеспособности организации. Низкая платежеспособность может провоцировать ситуацию, когда организация не сможет погашать собственные обязательства, что приведет к банкротству. Таким образом, компания, не имеющая достаточного оборотного капитала, может быть подвержена риску неплатежеспособности. Вторая задача заключается в обеспечении достаточного объема, структуры и рентабельности активов. Практика показывает, что различные уровни текущих активов по-разному действуют на величину прибыли. Так, высокий уровень производственных запасов требует существенных текущих расходов, в то время как разнообразный ассортимент готовой продукции в последующем может обеспечивать рост объемов продаж и повышение доходов. Любое управленческое, направленное на определение величины денежных средств, дебиторской задолженности и производственных запасов, должно приниматься как с позиции рентабельности данного вида активов, так и с позиции оптимальной структуры оборотных активов. Риск снижения ликвидности или эффективности деятельности, который обусловлен размером и структурой оборотных активов потенциально несет в себе следующие явления [12]: - недостаток абсолютно ликвидных активов, то есть денежных средств. Организация должна обладать достаточными денежными средствами для осуществления текущей деятельности, как на случай незапланированных расходов, так и на случай возможностей эффективных инвестиций. Недостаток денежных средств связан с риском сбоев в производственном процессе, невыполнением обязательств или с потерей возможного дополнительного дохода; - недостаток собственных кредитных возможностей. Данный риск связан с тем, что в результате продажи товаров в кредит покупатели могут оплатить их с рассрочкой в течение нескольких дней или месяцев. В этой связи, в организации формируется дебиторская задолженность. С позиции финансового менеджмента дебиторскую задолженность рассматривают с двух сторон. С одной стороны, «нормальное» повышение дебиторской задолженности характеризует увеличение потенциальных доходов и рост ликвидности. С другой стороны, организация может «вынести» большой размер дебиторской задолженности, так как неоправданная дебиторская задолженность характеризуется иммобилизацией собственного оборотного капитала, а превышение ею лимита может также провоцировать потерю ликвидности и даже остановку производства. В современных сложившихся условиях для многих предприятий характерна ситуация, связанная с: -недостаточностью производственных запасов. Организация должна располагать достаточным размером сырья и материалов с целью обеспечения бесперебойного производственного процесса; готовой продукции для выполнения всех заказов и так далее. Необоснованная величина запасов связана с риском дополнительных издержек; - излишним объемом оборотного капитала. Размер оборотного капитала прямо связан с издержками финансирования, а поддержание лишних активов снижает доходы. Можно выделить разные причины образования лишних активов: неликвидная готовая продукция, экономически не обоснованный уровень оборотных активов и другие. Эффективное использование оборотных активов имеет для компании важное значение по следующим причинам: - величина оборотных активов у большинства компаний составляет больше половины всех ее активов; - решение вопросов, связанных с оборотными активами, является непрерывным процессом и требует повышенного внимания со стороны руководителей. Сумма, инвестируемая в каждую из позиций оборотных активов, может ежедневно изменяться и должна тщательно контролироваться для обеспечения наиболее продуктивного использования денежных средств; - оптимальное управление оборотными активами ведет к увеличению доходов и снижает риск дефицита денежных средств компании; - повышение эффективности использования оборотных активов позволит максимизировать прибыль и ликвидность и снизить финансовые риски. На эффективность использования оборотных активов влияют многие факторы, которые условно разделяют на внешние и внутренние. К внешним относятся те факторы, на которые предприятие не может повлиять, они воздействуют на его из вне. В свою очередь, внутренние факторы формируются внутри организации, и она может на них активно влиять. Таким образом, рациональное и эффективное использование оборотных активов является первоочередной задачей в деятельности организации, поскольку от них зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 1.3 Цели и организация управления дебиторской задолженностью организации В соответствии с международными и российскими стандартами бухгалтерского учета дебиторская задолженность трактуется как сумма, которая причитается компании от покупателя или заказчика. Дебиторы - это юридические и физические лица, являющиеся должниками компании. В тех случая, когда услуги или товары были реализованы (проданы), а денежные средства не поступили на счет компании или же не были получены, возникает дебиторская задолженность. Как правило, все компании заинтересованы проводить финансовые операции с покупателями и контрагентами, которые способны своевременно оплачивать свои счета. Дебиторскую задолженность, как правило, подразделяют, отталкиваясь от сроков оплаты: - дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем 12 месяцев после отчетной даты; - дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Для каждой из данных групп выделяют следующие виды дебиторов: -покупатель; - заказчик; -вексель к получению; -задолженность дочерней компании; -задолженность участников уставного капитала; авансы и т.д. (штрафы, пени, неустойка). Экономической особенностью дебиторской задолженности является то, что она представляет из себя очень вариабельный и динамичный элемент оборотных средств компании. В большей своей части она зависит от рыночной политики организации, которая была принята руководителями по отношению к клиентам, что весьма отличает дебиторскую задолженность от запасов или незавершенного производства (которые в свою очередь статичные, так как это технологический процесс). Дебиторская задолженность является обязательной составляющей оборотных средств любой организации и выполняет роль эквивалента неисполненных обязательств предприятия. Возникновение дебиторской задолженности обусловлено невозможностью одновременно выполнять расчет с поставкой товара, выполнением работ и оказание услуг. Дебиторская задолженность представляет собой сумму долга, которую должна получить фирма со стороны других юридических и физических лиц за поставку товара или выполнение каких-либо услуг. То есть возникновение дебиторской задолженности связано с поставкой товара или услуги заказчику, но расчет по ней ещё не был произведен и непосредственный платеж откладывается на фиксированный период. Дебиторская задолженность – это актив предприятия, представляющий собой будущую экономическую выгоду. «По характеру образования происходит разделение дебиторской задолженности на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности предприятия относится та, которая обусловлена ходом выполнения производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Неоправданной дебиторской задолженностью считается та, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений» [12]. По критерию получения оплаты дебиторская задолженность подразделяется на: - срочные – без нарушения обязательств, т.к. крайний срок их выполнения не наступил. Условия коммерческих сделок могут предполагать различные порядки взаиморасчётов, поэтому сам факт наличия долга не говорит о наличие проблемы. - просроченные - обязательства дебитора нарушены. Именно с такой задолженностью активно работают специалисты компаний. Они направляют претензионные письма должникам с целью истребования денежных средств, имущества или исполнения обязательств в иной форме. Как исключительный метод работы с должниками, просрочившими свои обязательства, рассматривается судебная защита интересов. - безнадёжные – по причине истекшего срока давности, экономической несостоятельности или ликвидации дебитора кредитор не может востребовать долги. В такой ситуации задолженность списывается с баланса предприятия на прочие расходы. По объёму мер востребования организации-кредитора задолженность разделяется на: истребованную, когда были предприняты все меры для возврата долга, установленные законодательно, и неистребованную, когда у организации остались неиспользованные механизмы получения денежных средств от дебитора [17]. Дебиторская задолженность играет важную роль в деятельности каждой организации. «Таким образом, можно выделить как положительные, так и отрицательные аспекты существования дебиторской задолженности. Предоставление отсрочки платежа за товары, работы, услуги способствует привлечению покупателей и тем самым стимулирует рост объема продаж и прибыли. Однако с другой стороны увеличение размера дебиторской задолженности вызывает замедление оборачиваемости оборотных активов и снижение эффективности использования оборотных средств в целом. В связи с этим организации необходимо осуществлять грамотное управление дебиторской задолженностью» [11]. Своевременный анализ дебиторские задолженности и вовремя принятые эффективные меры по её управлению является залогом платежеспособности предприятия. \
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Финансы, 52 страницы
490 руб.
Курсовая работа, Финансы, 29 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Финансы, 34 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Финансы, 42 страницы
504 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg