ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
1.1. Понятие личности и личностных качеств в психологии и педагогике
Понятие «личность» применяется во многих науках; однако значимость их похожи. Личиной в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Маска была характерной – «герой», «злодей», «счастливый» и др. и указывала на ту роль, которую актер исполнял в представлении. В настоящее время, изъясняясь о человеке как о личности, также имеют ввиду его роль, однако в наиболее широком значении – роль в «театре жизни», в обществе среди людей.
Что определяет такую роль человека? Ответы различные, однако, преобладает следующие: индивидуальные достоинства человека, характеризующие его роль в обществе, социальную сформированность.
Немаловажно выделить также следующее: личность – социальная характеристика и оценка человека. Не группа крови, не особенности строения тела, не цвет волос, не усы, не одежда и иное определяют, что представляет из себя человек как личность, а непосредственно его социально значимы особенности.
В социологии личность расценивается в большей степени согласно социально-демографическим ролям. В этике личность – обладатель моральных ценностей, чувства долга и ответственности, владеющий совестью и достоинством.
В юриспруденции личность – дееспособный индивид, субъект правовых отношений, осознанно принимающий решения и несущий юридическую ответственность за поступки.
В педагогике человек – субъект и объект педагогического процесса, создатель и участник его целей, задач, содержания, конфигураций также способов и устанавливающий его результативность. Психология, в гармонии со своим предметом, объединяет достоинства человека как личности со свойственными ему психологическими качествами.
Личность в психологии – системное социальное качество человека, основная целостная характеристика его внутреннего мира, степень его «творца человеческих ценностей.
В данных ипостасях любой индивид вступает равно как участник культурного сообщества, как гражданин, представитель конкретной социальной группы, как творец, однако у всех людей эти характеристики индивидуальны.Статьвысокоразвитойличностьюозначаетвысококачественно сформировать у себя ее необходимые свойства, занять заслуженное место в жизни.
Известный немецко-американский психолог Э. Фромм писал: ‹‹Никогда еще человек не подходил так близко, как сегодня, к осуществлению своих самых заветных надежд. Понадобились тысячелетия, чтобы раскрылись интеллектуальные способности человека, чтобы он научился разумной организации общества и концентрации сил. Человек создал новый мир, со своими законами и своей судьбой. Оглядывая свое творение, он может сказать: воистину это хорошо›.[39]
Проблема личности в педагогике: в соответствии со своим предметом и задачами ее интересует в первую очередь организация целенаправленных влияний на формирование личности, преодолевание стихийности, поддержка в самореализации. Данный вопрос формирования педагогической системы также обеспечения процесса формирования личности, соответствующей ее увлечениям и увлечениям общества. Решая ее, педагогика предусматривает закономерности, механизмы, характерные черты, утверждения также заключения иных наук, связанные с этой проблемой. Задачи ее заключаются в теоретической, а также в прикладной разработке таких вопросов формирования личности, как: педагогические цели и задачи, педагогические принципы, содержание, педагогические принципы, содержание, организация и формы, обеспечение, средства, способы, методы, технологии, педагогические условия успеха, деятельность педагога по формированию личности, само-формирование личности, индивидуальный подход, возрастные особенности формирования, особенности и пути воспитания, развития, образования и обучения, формирование отдельных качеств личности, педагогическая система в обществе, педагогическая система в семье, педагогическая система дошкольного воспитания, педагогическая система в образовательных учреждениях, педагогическая система в трудовых коллективах. В педагогической литературе практически постоянно возникает проблема формирования личности, её рассматривают как проблема воспитания. Некоторые представители гуманитарной науки, а также правозащитники выступают против категории «формирование», а также «воспитание», полагая, что за ними стоит принуждение и насилие над школьником, нарушение его прав быть индивидуальностью.
1.2. Основные средства воздействия физической культуры и спорта на личностные качества
Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений. ФК и спорт как социальные феномен. ФК - часть общечеловеческой культуры.
Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. ФК и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности. ФК ориентирована на развитие целостной личности, ее возможности также готовности целостно осуществить свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в построении необходимой культурной комфортной среды.
ФК и спорт считаются не только эффективным средством физического развития школьника, охраны и укрепления его здоровья, сферой общения также проявления общественной деятельности школьников, разумной формой организации и проведения их досуга, однако безусловно оказывают большое влияние также на другие стороны школьной жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно-интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. ФК и спорт предоставляют каждому школьнику широчайшие возможности для развития, формирования, а также выражения своего собственного «Я» (рис 1). Непосредственный процесс регулярных целенаправленных занятий ФК или спортивной тренировки подразумевает развитие не только определенных навыков и умений, физических качеств, а также физиологических свойств, но также психических качеств, черт и свойств личности.
Рис 1.Занятия ФК и спортом в школе.
ФК способна:
? формировать интеллектуальные способности (умение анализировать, обобщать, объяснять и переносить знания в другие сферы культуры, научные дисциплины);
? развивать физические качества, учитывая логику используемых методов, последовательность освоения, оздоровительную значимость специфической нагрузки;
? формировать научное мировоззрение, гражданственность, активное отношение к труду, эстетические и нравственные качества;
? обучать методам самовоспитания, самосовершенствования, самоконтроля и коррекции.
ФК школьника неразрывно связана с его общей культурой, поскольку присущие фк личности свойства формируются и развиваются на основе тех же психофизических (природных) задатков и психофизических процессов, что и нравственная, эстетическая и другие виды культур человека. Поэтому, занимаясь физическими упражнениями, человек не только развивает и совершенствует свои физические возможности, но и формирует другие качества личности – нравственные, эстетические, а также смелость, волю, инициативность и терпимость и т.п. Он развивает у себя инициативу, самостоятельность, стремление к творчеству, формирует мировоззрение и воспитывает критическое отношение к собственным поступкам. Положительные свойства, приобретаемые человеком в результате физкультурной деятельности, формируют его как целостную личность, обладающую высоким уровнем общей культуры.
Под фк личности подразумевается совокупность свойств школьника, которые приобретаются в процессе занятий физическими упражнениями и выражаются в активном стремлении школьника всесторонне и гармонично улучшать свою физическую природу (материальность), вести здоровый образ жизни. Обучаясь фк, школьник постигает себя, других людей и окружающий мир. У него стремительно развиваются: инициатива, самостоятельность и творчество, формируются собственное мировоззрение и методы мышления, индивидуальные черты характера, решающий подход к действиям других людей и собственным поступкам. Все без исключения данные позитивные качества, приобретаемые в результате физкультурной деятельности, характеризуют школьника не только как физически культурную личность, но и как развитую личность, всесторонне и гармонично развитую, отражающую высокий уровень общей культуры школьника. Всецело сформированная личность стремительней адаптируется в разнообразных условиях жизнедеятельности. Таким образом, мы видим, что фк и спорт выступают как сильное средство социального становления личности, интенсивное улучшение индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Непосредственно поэтому фк и спорт выступают важным обстоятельством многостороннего развития личности.
ФК - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. ФК воздействует на жизненно важные стороны школьника, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. ФК удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
В своей основе фк имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность. ФК представлена совокупностью материальных и духовных ценностей (рис 2).
Рис 2. Ценности фк.
Результатом деятельности в фк является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Итак, фк следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
1.3. Сущность воздействия средств физической культуры и спорта на качества личности
Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда. Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно- интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. Причём это касается не только самих спортсменов, но и тренеров, судей, зрителей. Одновременно физкультура и спорт сами подвержены «обратной» связи со стороны других социальных институтов и явлений общественной жизни. Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека.[2]
В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Спорт – очень сложен и порой противоречив. Поэтому влияние его на становление личности не однозначно. Поэтому сами спортсмены видят в спорте, ценят в нём, то одну, то другую его сторону. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимают и осмысливаются спортсменами по-разному.
Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями, укреплять координационные навыки (рис 3), (рис 4). Это очень важно. Ещё в 1927 году, в первой отечественной монографии, посвящённой психологии физической культуры, профессор А.П. Нечаев писал: «Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульными добродетелями, а утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность – мускульными пороками».[26]
Рис 3. Укрепление организма силовыми занятиями.
Рис 4. Упражнения на укрепление координационных навыков.
Спорт, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других.
Как, благодаря чему приходит к людям смелость, сила, быстрота и осмотрительность, умение не сдаваться и радоваться победе других – все те лучшие волевые и физические качества, которыми спорт венчает пропорционально, конечно, личному вкладу каждого, кто к нему приобщается? И пусть мы знаем, что роль спорта в воспитании «нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» велика и многозначительна.
Воля является важнейшим качеством личности человека. Трудно найти родителя или учителя, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все хотят видеть своих воспитанников волевыми, настойчивыми, целеустремленными. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно они позволяют ставить цели и добиваться намеченного. Можно полагать, что становление воли является одной из главных линий развития личности школьника [31].
Самое главное — научить школьника не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий. Часто возникает конфликт между долгосрочными планами, отражающими целеустремленность ребенка, и ситуативными интересами, желаниями, потребностями, снижающими его активность. В связи с этим необходимо знать основные пути поддержания целеустремленности. Значение в воспитании волевых качеств школьника, имеет руководство взрослых. В первую очередь педагог, родители и окружающие подростка взрослые применяют определенные приемы и средства по воспитанию воли и направляют её развитие. Взрослые учат подростка овладевать собственным поведением, организуя его волевую деятельность как практику поведения в обществе. Воля воспитывается только в преодолении трудностей. Воспитание ответственности, долга важное условие воспитания воли.
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования
При написании выпускной квалификационной работы, перед нами стояли определенные задачи:
1. Изучить влияние ФК и спорта на формирование морально-волевых качеств личности учащихся 10 класса МБОУ СОШ;
2. Проанализировать особенности формирования морально-волевых качеств школьников при занятиях фк и спортом;
3. На основе теоретического и практического анализа определить методы и формы формирования морально-волевых качеств подростков при занятиях физической культурой и спортом;
4. Изучить и проанализировать методическую литературу по выбранной теме;
5. Провести анализ результатов, полученных в процессе исследования морально-волевых качеств подростков при занятиях физической культурой и спортом;
6. Сделать выводы, дать рекомендации;
2.2. Методы исследования
В процессе написания выпускной квалификационной работы для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
1. Метод анализа и обобщения литературных источников;
2. Методика изучения импульсивности и волевой регуляции школьников;
3. Методика «Социальная смелость» Данная методика является фрагментом методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н);
4. Тест «Самооценка силы воли» Методика описана Н. Н. Обозовым (1976) и предназначена для иной характеристики проявления «силы воли»;
5. Методика проведения обучающего эксперимента.
1. Метод анализа и обобщения литературных источников
При написании выпускной квалификационной работы нами было проанализировано 42 литературных источников, выпущенных с 1985 по 2015 год. Центральное место в работе занимает исследование особенностей волевой регуляции детей подросткового возраста. Работа базируется на теоретических исследованиях Е.П. Ильина, Б.Г. Ананьева, А.И. Высоцкого и др. Использованы, в основном, типология волевых актов К.К. Платонова, П.А. Рудик, С.Л. Рубинштейна.