1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Сущность и основные понятия управления финансовыми
результатами деятельности организаций
С целью наиболее полного исследования рассматриваемого вопроса, необходимо рассмотреть сущность таких понятий как «финансовый результат», «управление финансовым результатом», а также охарактеризовать сам механизм управления финансовыми результатами организации.
Понятие «финансовый результат» вместе с развитием экономики постоянно меняется и дополняется. Среди экономистов до сих пор не сложилось единого мнения по поводу данного понятия, и существуют разные подходы к экономическому содержанию финансового результата.
Стоит отметить, что большинство ученых (авторы книг) не рассматривают понятие финансовый результат, а трактуют его через понятие «прибыль». Так, в учебнике Илышевой Н.Н. и Крылова С.И. «Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации» отмечается, что «финансовый результат представляет собой своеобразные финансовые потоки, включающие в себя как денежную, так и неденежную составляющие» [44, с. 139]. К финансовым результатам авторы относят: прибыль до налогообложения, прибыль от продаж, финансовый результат от прочей деятельности, чистая прибыль и нераспределенная прибыль.
Шеремет А.Д. считает, что «финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются величиной прибыли или убытка» [44, с. 32].
Савицкая Г.В. отмечает, что «финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности: прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции» [34, с. 341].
Бочаров В.В. рассматривает порядок формирования финансовых результатов предприятия (прибыли), систематизируя статьи, входящие в отчет о прибылях и убытках и показывая формирование прибыли от валовой до нераспределенной (чистой) прибыли (непокрытого убытка) отчетного периода [5, с. 91].
Толкачева Н.А. более точно характеризует сущность финансового результата, под которым она понимает «прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли и убытка» [39, с. 55].
Салова А.А. в своем исследовании утверждает, что финансовый результат – «показатель, отражающий увеличение или снижение объема прибыли (убытков) за определенный период времени» [36, с. 77]. Также данным автором были выделены критерии которыми характеризуется финансовый результат: изменениями величины собственных средств, доходами и убытками, кредиторской и дебиторской задолженностями. Вся информация должна отражаться на бухгалтерских счетах, что позволит быстро и точно составлять отчеты и держать под контролем финансовую деятельность предприятия.
Как показатель, исследуемый термин рассматривает Иванова Е.В.: «финансовый результат является обобщающим показателем анализа и оценки эффективности (неэффективности) деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях (этапах) его формирования. Финансовый результат деятельности предприятия служит показателем значимости данной организации в народном хозяйстве» [17, с. 78].
Ефимова М.Ю. под финансовым результатом понимает «итог работы предприятия, выражающийся в сумме полученной прибыли и уровнем рентабельности» [16, с. 252].
Практические аналогичным образом трактуют данное понятие Дузенко А.В. и Слепцов В.В.: «финансовый результат – обобщающий показатель анализа и оценки эффективности (неэффективности) деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях (этапах) его формирования» [14, с. 61].
С позиции бухгалтерского учета, конечный финансовый результат деятельности фирмы определен показателями прибыли или убытка, формируемыми на соответствующем счете и раскрываемого в бухгалтерской отчетности. При исследовании структуры раздела «Финансовые результаты» Плана счетов бухгалтерского учета и отчета о финансовых результатах, можно дать такие трактовки финансового результата:
– финансовый результат – это системное понятие, отражающее совокупный итог от производственной и коммерческой деятельности предприятия в виде разницы между выручкой от реализации и понесенных затрат, а также конечный результат финансовой деятельности в качестве прибыли и чистой прибыли;
– конечный финансовый результат понимается как разность доходов и расходов в разрезе различных видов и деятельности фирмы в целом;
– чистый конечный финансовый результат – это конечный финансовый результат, очищенный от различных изъятий как в пользу бюджета (налог на прибыль), так и собственников (дивиденды);
– финансовый результат – это результат сравнения признанных доходов и расходов и изменения величины собственного капитала организации за один и тот же отчетный период [37, с. 84].
Анализ представленных определений позволяет утверждать, что финансовый результат в большинстве случаев рассматривается как показатель эффективности деятельности предприятия.
Как уже указывалось, в рыночных условиях целью деятельности любой организации является получение прибыли, которое обеспечивало бы ей дальнейшее развитие. Образующуюся прибыль организации при этом следует рассматривать не только как основную цель функционирования организации, но и как главное условие ее высокой деловой активности, то есть эффективности ее деятельности в процессе осуществления функции по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них. Очевидно, то для получения прибыли ею необходимо управлять. Перейдем к анализу различных трактовок понятия «управление финансовыми результатами».
Бланк И.А. приводит такое определение: «управление финансовыми результатами представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования на предприятии» [4, с. 29].
Ю.Ф. Бригхэм и М.С. Эрхардт рассматривают данное понятие более широко: «под управлением финансовыми результатами предприятия понимается комплекс мероприятий по управлению кредитно-денежными отношениями предприятия, реализуемых в определенном порядке ответственной структурой для решения взаимосвязанных задач восстановления, укрепления и расширения финансов» [6, с. 47].
Ефимова М.Ю. под управлением финансовыми результатами предприятия понимает «комплекс мер по управлению денежными отношениями организации, которые в определенном порядке реализуются ответственной структурой для решения взаимосвязанных задач по восстановлению, укреплению и расширению финансирования» [16, с. 252].
Андрейцева А.В. следующим образом характеризует рассматриваемый термин: «под управлением финансовыми результатами деятельности предприятия понимается процесс выработки и принятия управленческих решений руководством, способствующих устойчивому развитию предприятия и максимизации доходов его собственников [2, с. 8].
Кенжешов, Д.Г. под управлением финансовыми результатами понимает «осуществление воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности организации, которые способствовали бы, во-первых, повышению доходов и, во-вторых снижению расходов» [20, с. 69].
Филатова В.А. и Лосева А.В. в статье «Управление финансовыми результатами: понятие и подходы», проанализировав различные точки зрения, пришли к выводу, что «управление финансовыми результатами деятельности предприятия – это процесс выработки и принятия управленческих решений руководством, способствующих устойчивому развитию предприятия и максимизации доходов его собственников» [40, с. 134].
Таким образом, управление финансовыми результатами деятельности организации – это процесс выработки и принятия управленческих решений руководством, способствующих устойчивому развитию предприятия и максимизации доходов его собственников.
Главной целью управления финансовыми результатами, по мнению большинства современных теоретиков в области управления, является максимизация благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, обеспечиваемая путем максимизации его рыночной стоимости [29, с. 626].
Таким образом, в процессе реализации своей главной цели управление направлено на решение следующих основных задач:
– обеспечение максимизации размера формируемой прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска;
– обеспечение высокого качества прибыли;
– обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия [13, с. 56].
Процесс управления финансовыми результатами является непрерывным и цикличным, что обеспечивают выполнение долгосрочных планов развития в условиях динамично изменяющейся экономической среды (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Процесс управления финансовыми результатами*
*Выполнено по [40, с. 136]
Таким образом, проведенный анализ показал, что среди ученых нет единой точки зрения по поводу определения понятий «финансовый результат» и «управление финансовыми результатами». Финансовый результат представляет собой прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли и убытка. Под управлением финансовыми результатами предприятия понимается комплекс мероприятий по управлению кредитно-денежными отношениями предприятия, реализуемых в определенном порядке ответственной структурой для решения взаимосвязанных задач восстановления, укрепления и расширения финансов. Главной целью управления финансовыми результатами, по мнению большинства современных теоретиков в области управления, является максимизация благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, обеспечиваемая путем максимизации его рыночной стоимости.
1.2 Методы управления финансовыми результатами деятельности
организаций
Управление финансовыми результатами предприятия является одним из основных направлений финансового менеджмента. Важнейшей формой управления финансами предприятия должны стать решения, суть которых сводится к формированию достаточных для развития предприятия финансовых ресурсов, поиску новых источников финансирования на финансовых рынках, использованию новых финансовых инструментов, позволяющих решать ключевые проблемы финансов.
Как уже отмечалось выше, главная цель управления финансовыми результатами, по мнению большинства современных теоретиков в области управления, является максимизация благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, обеспечиваемая путем максимизации его рыночной стоимости.
Основные задачи управления финансовыми результатами деятельности предприятия:
– контроль за выполнением планов реализации продукции и получения прибыли, изучение динамики;
– определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на формирование финансовых результатов;
– выявление резервов роста прибыли; оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
– разработка мероприятий по использованию выявленных резервов [31, с. 369].
К основным объектам при управлении финансовыми результатами организации можно отнести:
– регулирование финансовых результатов производственной деятельности, т.е. определение оптимальных вариантов формирования отдельных элементов себестоимости производства, распределения затрат, ценообразования, налогообложения;
– управление активами – деятельность, связанная с созданием имущества предприятия. Процессы собственности связаны с инвестициями, направляемыми организацией для технического развития (реконструкции) финансовых вложений (покупка ценных бумаг, создание дочерних компаний). Финансирование текущей производственной деятельности, временное маневрирование с помощью свободных денежных средств, а также обратные процессы – использование, ликвидация объектов имущественного комплекса, их реализация [33, с. 66].
Система управления финансовыми результатами включает в себя методы и функции управления прибылью, с помощью которых менеджеры предприятий выполняют поставленные задачи. Выделяют следующие функции:
– разработка целенаправленной комплексной стратегии управления прибылью предприятия;
– создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений по формированию и использованию прибыли на различных уровнях;
– осуществление анализа различных аспектов формирования и использования прибыли;
– осуществление планирования формирования, распределения и использования прибыли;
– осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в области формирования и использования прибыли;
– управление распределением и использованием прибыли [45, с. 142].
Основные методы управления финансовыми результатами представлены на рисунке 1.2.
Рассмотрим их подробнее.
Рисунок 1.2 – Методы управления финансовыми результатами организации*
*Выполнено по [9, с. 187]
Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы в организации. Прибыль планируют раздельно по видам деятельности организации. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, и, рассмотрев варианты производственной программы, и выбрать наилучшей вариант, обеспечивающий максимальную прибыль.
При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Современная ситуация в экономике затрудняет долгосрочное планирование, и организации могут составлять реальные планы прибыли по кварталам. Поскольку планирование прибыли призвано к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится необходимым. Плательщики налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявленным ими размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной. Однако, более важная цель планирования прибыли – определение возможностей организации в финансировании своих потребностей [26, с. 54].
Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Основные этапы планирования:
– расчет базовых показателей за предшествующий год;
– постановка целей хозяйственной деятельности на планируемый год;
– прогнозирование индексов инфляции; расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам;
– выбор оптимального варианта [30, с. 108].
В качестве базовых показателей используют выручку от реализации продукции, работ, услуг (без налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин), себестоимость реализованной продукции, прибыль от реализации продукции, работ, услуг, прочую прибыль и валовую прибыль, структуру себестоимости (процентное соотношение материальных расходов, заработной платы с начислениями, амортизационных отчислений, прочих расходов), стоимость активов организации на конец года, финансовый рычаг (отношение стоимости всех активов организации к собственному капиталу), рентабельность всего капитала и рентабельность собственного капитала [26, с. 55].
Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организации, так и формирование дохода страны. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды организации.
Объектом распределения является балансовая прибыль организации. Под распределением прибыли понимается ее направление в бюджет и по статьям использования в организации. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении организации, структуры статей ее использования находится в компетенции организации [8, с. 14].
Вся прибыль, остающаяся в распоряжении организации, подразделяется на две части. Первая часть увеличивает имущество организации и участвует в процессе накопления, вторая часть характеризует долю прибыли, используемой на потребление. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных расходов [23, с. 78].
Нераспределенная прибыль прошлых лет, оставшаяся на накопление, образует фонд накопления. Структура фонда накопления строится в зависимости от источников, а разделение на фонды не является обязательным, но это предпочтительнее с точки зрения эффективности использования и учета.
Источники фондов формируют следующие фонды:
– амортизационный;
– инвестиционный;
– резервный;
– страховой;
– ассоциативный или отраслевой;
– пенсионный и прочие [26, с. 55].
Амортизационный фонд организации формируется из средств амортизационных отчислений. В организации формируется фонд инвестирования в капитальные вложения или в основные фонды производственного и непроизводственного назначения.
Кроме того, формируются фонды на закупку оборудования, фонды пополнения собственных оборотных средств или их прироста, фонд освоения новой техники и технологий. Формируются специальные фонды для работы на финансовом рынке. При формировании инвестиционных фондов могут привлекаться как собственные, так и заемные ресурсы. Средства, привлекаемые в инвестиционные фонды, должны учитываться отдельно, каждый фонд создается для определенной цели. Привлечение иностранных инвестиций возможно только для транснациональных корпораций или крупных компаний, т. к. они имеют возможность формировать реальную прибыль и передавать собственнику.
Резервный фонд формируется за счет чистой прибыли. Каждая организация обязана сформировать резервный фонд для покрытия каких-либо расходов в пределах до 25 % от уставного капитала. Отраслевые фонды создаются только там, где существует отраслевая структура.
Управление по центрам ответственности является одной из подсистем, обеспечивающих внутрифирменное планирование. В рамках данной подсистемы можно оценить вклад каждого подразделения в конечные результаты деятельности организации. Выделение центров финансовой ответственности необходимо при регулировании конечных финансовых результатов на основе оценочных показателей, ответственность за которые несут руководители структурных подразделений организации [8, с. 14].
Управление предприятием через центры финансовой ответственности является эффективным инструментом оперативного управления бизнесом. Данная система управления позволяет иметь системную информацию о темпах развития организации, проводить анализ, за счет каких факторов достигнут определенный результат, выявлять, какое звено предприятия тормозит его развитие, воздействуя на определенные центры ответственности, можно достичь максимального результата и качественно новых результатов [19, с. 47].
Центр финансовой ответственности – это структурное подразделение организации:
–осуществляющее операции по оптимизации прибыли;
– способное оказывать непосредственное воздействие на рентабельность;
– отвечающее перед вышестоящим руководством за реализацию установленных целей и соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов [22, с. 31].
Цель системы управления по центрам финансовой ответственности состоит в повышении эффективности управления подразделениями организации на основе обобщения данных о результатах деятельности каждого центра ответственности с тем, чтобы возникающие отклонения можно было отнести на конкретного руководителя.
Наиболее распространенной является классификация центров финансовой ответственности в зависимости от полномочий и ответственности;
– центр затрат – это структурное подразделение, руководитель которого отвечает только за затраты;
– центр дохода – это структурное подразделение, которое отвечает только за выручку от продажи продукции, товаров, услуг и за затраты, связанные с их сбытом;
– центр прибыли – это структурное подразделение, которое ответственно за финансовые результаты своей деятельности;
– центр инвестиций – это структурное подразделение, которое несет ответственность за капиталовложения;
– центр контроля и управления – это сфера деятельности, несущая ответственность за конкретные виды работ и их результаты [26, с. 56].
Управление прибылью на основе ведения центров финансовой ответственности затрагивает работу внутренних структурных служб и подразделений организации, обеспечивающих разработку и принятие управленческих решений по отдельным аспектам формирования, распределения и использования прибыли и несущих ответственность за результаты этих решений [43, с. 224].
Целью применения методики управления прибылью по центрам ответственности является оценка, прогнозирование и достижение оптимальной прибыли, рентабельности и эффективности деятельности центров финансовой ответственности и организации в целом.
Факторный анализ. На величину прибыли от реализации продукции оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. К внешнему воздействию относятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, система налогообложения, состояние экономики страны. К внутренним факторам можно отнести цены на реализуемую продукцию, заработную плату, конкурентоспособность продукции, эффективность производственного и финансового планирования, компетентность руководства и менеджеров, квалификацию работников, технический уровень основных производственных фондов [26, с. 56].
Важнейшим фактором, определяющим величину прибыли организации, являются цены на продукцию. Цены устанавливаются в зависимости от конкурентоспособности производимой продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Уровень цен определяется качеством производимой продукции, зависящим от технического совершенствования ее производства. В структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, а ее рост к падению прибыли. Изменение среднего уровня цен на продукцию и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот [42, с. 63].
Данные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализованной продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния организации. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли.
Можно сделать вывод, что величина прибыли от продажи продукции находится под воздействием множества факторов: изменение объема реализации, структуры продукции, отпускных цен на реализацию продукции, цен на сырье, материалы, топливо и энергию, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Проведение факторного анализа прибыли позволяет оценить резервы повышения эффективности производства и принять правильные управленческие решения по использованию производственных факторов.
Таким образом, главная цель управления финансовыми результатами –я максимизация благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, обеспечиваемая путем максимизации его рыночной стоимости. Основные задачи управления финансовыми результатами деятельности предприятия: контроль за выполнением планов реализации продукции и получения прибыли, изучение динамики; определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на формирование финансовых результатов; выявление резервов роста прибыли; оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности; разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. К основным объектам при управлении финансовыми результатами организации можно отнести: регулирование финансовых результатов производственной деятельности и управление активами. Выделяют четыре основных методы управления финансовыми результатами: планирование прибыли, распределение прибыли, управление прибылью через центры ответственности, факторный анализ прибыли.
1.3 Методы оценки системы управления финансовыми результатами
организаций
Основным методом оценки системы управления финансовыми результатами организаций является анализ бухгалтерской отчетности.
Анализ формы №2 бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах» является неотъемлемым элементом анализа финансового состояния организации и оценки эффективности ее функционирования. Анализ данной формы бухгалтерской отчетности позволяет сопоставить доходы с расходами, определить различные показатели прибыли, а также рассчитать разнообразные показатели рентабельности.
Цель анализа отчета о финансовых результатах заключается в поиске и принятии обоснованных управленческих решений.