Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МУЗЫКА

Развитие репертуара для балалайки последней трети XX века.

cool_lady 228 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 19 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.02.2021
Важнейшей составляющей развития профессионального исполнительства на инструменте является наличие оригинального репертуара и его систематическое пополнение. Эволюция репертуара для балалайки происходила по двум направлениям. С одной стороны, это опора на фольклорный материал, народные напевы, песни которые окутывали повседневный быт людей. С другой стороны, все больше появляется сочинений для балалайки, которые не используют народных интонаций. В них балалайка часто трактуется как академический инструмент, выступающий на равных с другими, обладающий широким спектром возможностей и способный современным музыкальным языком воплощать сложное музыкальное содержание. Чаще всего в музыкальной жизни, каждый известный исполнитель на балалайке являлся, в большей или меньшей степени, первым исполнителем произведений, написанных специально для этого инструмента. И каждый из них, создавая свой репертуар, создавал свое творческое «лицо», – зачастую, по музыке, которую предпочитает играть музыкант, можно судить и о его мировоззрении, и о характере, и, конечно, о его вкусе.
Введение

В своей работе хотелось бы подробно рассмотреть произведения прошлого времени, в частности репертуар для балалайки в последней трети XX века. Прежде всего нужно отметить творчество великих композиторов, которые внесли огромный вклад в музыкальную среду, создав огромное количество интересных произведений, чьи сочинения стали входить в обязательный репертуарный план каждого исполнителя. Балалайка – сравнительно молодой инструмент на концертной эстраде, на протяжении ХХ века завоевывавший признание слушателей не только исполнением обработок народных мелодий, но и более сложных и объемных сочинений. Именно в последнюю треть ХХ века (примерно с 60-х годов) балалайка демонстрирует качества, присущие любому академическому музыкальному инструменту, что непосредственно отражается и на уровне создаваемой для нее музыки. Прежде чем рассматривать тенденции развития репертуара для балалайки, происходящего в последние десятилетия, кратко опишем общий ход становления исполнительства. В первые годы появления балалайки на концертной сцене, обозначились три основных направления формирования репертуара: - обработки народных песен и мелодий, - оригинальные произведения, - переложения классики. Современное исполнительство на балалайке следует рассматривать как часть академического музыкального искусства. Это движение в сторону академической музыкальной культуры началось с первого публичного выступления Василия Васильевича Андреева в 1886 году. Именно это выступление положило начало развития новой манеры исполнительства, основанной на письменной традиции. Мечтая «одеть балалаечку во фрак» Василий Васильевич Андреев и его сподвижники подверглись воздействию академической музыки, развивающейся по законам общеевропейской музыкальной культуры.
Содержание

1. Введение 2. Обработки народных песен и мелодий. 3. Оригинальные произведения. 4. Оригинальные произведения. 5. Заключение. 6. Список литературы.
Список литературы

1. М.И. Имханицкий «История исполнительства на русских народных инструментах» издание №2, Москва 2018 год. 2. Е.Г. Блинов «Методические рекомендации как курс обучения игры на балалайке» Екатеринбург 2008 год 3. С.В. Иванова «Эволюция звукового образа балалайки в ее историческом развитии» Оренбург 2008 год 4. Авксентьев В.Е. Оркестр русских народных инструментов.1962. 5. Имханицкий М.И. Переложения музыкальной классики в современном репертуаре русского народного оркестра «Музыкальная классика в современном исполнительстве и педагогике». 1981. 6. Нечепоренко П.И. Школа игры на балалайке. Музыка, 2004. Пересада А.И. Балалайка. Музыка, 1990. 7. Пересада А.И. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов: Международная энциклопедия. – Краснодар: Всероссийское музыкальное общество, 2004.
Отрывок из работы

Обработки народных песен и мелодий. В эволюции развития музыкальной жизни, композиторы все чаще стали обращаться к русскому народному инструменту балалайка. Каждый из композиторов старался открыть новые возможности, колоритность, динамику инструмента. Стоить подчеркнуть, что появились новые яркие произведения, которые внесли большой вклад в развитие всей отечественной музыкальной культуры и они заслуживают пристального внимания. К началу 60-х годов балалайка, как сравнительно новый музыкальный инструмент на концертной эстраде, не обладает еще обширным оригинальным репертуаром. Это обстоятельство постоянно подталкивало исполнителей как к сотрудничеству с композиторами с целью создания оригинальных произведений, так и к попыткам пополнения репертуара с помощью переложений популярной классики и обработок народных мелодий. Постепенно, благодаря ведущим балалаечникам, в различных регионах страны идет формирование педагогических и исполнительских школ, обладающих характерными методическими и репертуарными признаками Уже в начале ХХ века исполнительство на народных инструментах достигает достаточно высокого уровня. Формируются традиции, зарождаются профессиональные исполнительские школы. Важнейшей составляющей развития профессионального исполнительства на инструменте является наличие оригинального репертуара и его систематическое пополнение. Эволюция репертуара для балалайки происходила по двум направлениям. С одной стороны, это опора на фольклорный материал, который может быть включен в произведение в качестве цитаты, либо использоваться более опосредованно - на уровне интонационных «знаков» или семантики жанра. С другой стороны, все больше появляется сочинений для балалайки, которые не используют народных интонаций. В них балалайка часто трактуется как «наднациональный» академический инструмент, выступающий на равных с другими, обладающий широким спектром возможностей и способный современным музыкальным языком воплощать сложное музыкальное содержание. Оба направления развивались параллельно. Первое из них - так называемое фольклорное, было заложено еще в первых оригинальных сочинениях для балалайки. Первоначально это были в основном обработки народных песен. И здесь одну из ведущих ролей сыграли обработки Б.Трояновского. Они характеризуются стремлением выразить на инструменте не только плясовую сторону, но и лирическую русскую песенность. Жанр обработки продолжил свое развитие в творчестве таких композиторов как А.Шалов, В.Городовская, А.Данилов, М.Цайгер, П.Нечепоренко, А.Панин, Е.Быков, В.Конов и др. Александр Борисович Шалов закончил Ленинградское муз. училище им. М.П. Мусоргского по классу балалайки у П. И. Нечепоренко в 1951 году, в 1956 году Институт им. Гнесиных у М.Ф.Рожкова. Он стал основателем с 1960 года класса балалайки в Ленинградской консерватории. За все время работы в Ленинградской консерватории Александр Борисович Шалов подготовил и выпустил большое количество исполнителей, им опубликовано множество статей, научно-методических работ, написано большое количество балалаечных аранжировок различных жанров и стилей, этюдов. С педагогической и исполнительской деятельностью заслуженного деятеля искусств России, профессора, композитора А.Б.Шалова можно связывать возникновение с 1960-70-х годов нового крупного балалаечного центра - Ленинградского (Санкт-Петербургского). Среди его воспитанников известные музыканты балалаечники: А.Мостыканов, М.Данилов, В.Конов, М.Сенчуров, А.Денисенко, Н.Беляев, И.Тонин и др. Из всех возможных форм претворения народного мелоса в жанре народно-инструментальной музыки – фантазий, вариаций, рапсодий, парафразов. Александр Шалов выбирает форму концертных вариаций, состоящих из трех-четырех вариаций с развернутой каденцией в середине, часто с соло рояля в кульминациях. Музыкальный язык вариаций несложен, однако балалаечная фактура требует от исполнителей профессиональной подготовки, свободного владения инструментом, особенно навыком исполнения кантилены. Будучи профессиональным балалаечником и хорошо зная специфику и звукотехнический арсенал инструмента, А. Шалов мастерски использует выразительные возможности, демонстрируя изобретательность в раскрытии динамических, фактурных, ритмических и колористических ресурсов балалайки. Стремясь к звуковому отображению заложенного в народной песне или пляске образного содержания, он не ограничивается традиционной интонационной сферой и эпизодически использует современные выразительные средства без нарочитого усложнения ладогармонического языка. Доходчивость, напевность, проникновенность, теплота и трепетность, присущие большинству обработок А. Шалова, сделали их необычайно популярными. Огромной востребованностью пользуются его обработки русских народных песен, романсов которые исполняются и по сей день. Его обработки интересны своей доступностью изложения, красотой сложения вариаций, яркой колоритностью. Александр Борисович умеет глубоко проникнуть в самую суть избираемой для обработки песни. По его словам, полюбившуюся тему песни он вынашивает в себе до тех пор» пока она не ляжет на дно душу, затронув все ее струны». Его форму произведений всегда легко узнается среди других произведений. Юрий Николаевич Шишаков советский композитор, писавший произведения для фортепьяно, скрипки, арфы, домры, балалайки, баяна.Его ярким произведения на народные песни, является сюита «Воронежские акварели» опубликованная в 1969 году. Сюита, состоящая из пяти частей для балалайки и фортепиано, написана на тему воронежских песен. Каждая часть сюита имеет свое название, расположенные в таком порядке: «Что ж ты, Маша, приуныла?», «И шел солдат», «Люблю я гусарика», «Ах вы, ути, а вы, ути..», «Матаня». Каждая часть имеет свою индивидуальную особенность, композитор бережно передает характерные черты воронежских песен, стараясь раскрыть тонкую их лиричность, яркую манеру самобытной пляски. Большой вклад в обогащение балалаечного репертуара внесла Вера Николаевна Городовская. В творческом содружестве с Анатолием Васильевичем Тихоновым появилось много пьес для балалайки, среди них «Русский перепляс», «Выйду ль я на реченьку». Под окном черемуха колышется», «Зачем тебя , мой милый, я узнала», Концертные вариации на тему русской народной песни «Калинка», «Не одна во поле дороженька» и множество других. В произведениях Веры Николаевны появляются самые различные элементы колоритности звучания инструмента: блестящие пассажи, красочные флажолеты, глиссандо взмывающие вверх и вниз. Одним из первых крупных сочинений для балалайки стала Фантазия на две русские народные темы «На посиделках» М. Ипполитова-Иванова (1930). Опираясь на традиции русской классической музыки, Ипполитов-Иванов сопоставляет две разнохарактерные народные темы. В основе произведения лежит принцип вариационно-вариантного развития, типичный для работы русских композиторов с народно-песенным материалом. Произведение к сожалению в настоящее время не пользуется большой популярностью среди исполнителей. Произведение отличается своей сложностью, требует высокого мастерства от исполнителя, но на красоту и интересность произведения никак не влияет. Очень ярким и самобытным произведением является четырехчастная «Псковская сюита» К. Волкова написанная в 1997 году. Построенная на народно-песенном материале Псковской области и своеобразно продолжающая традиции нового фольклора. Для сочинения характерны импровизационность в «народном духе», интересные колористические и тембровые решения, переменность метроритмической организации. Оригинальные произведения. Главным признаком произошедших в балалаечном репертуаре в 60–90-е годы перемен явилось то, что поиск новых образов и средств их интонационного воплощения стал более смелым. В музыке данного периода явственным становится стремление композиторов к гораздо большему охвату и разнообразию воплощаемых образов – емких, с более глубоким и многосторонним эмоциональным строем. Характерной тенденцией этого времени становится все большее привнесение в сочинения разнообразных жанров симфонических методов мышления. Возрастает творческий интерес к исканиям в сфере новых элементов музыкальной выразительности: обращение к двенадцатитоновости, серийной технике, политональным эффектам, сонорным приемам и др. Поиски новых выразительных средств отчетливо обнаруживаются и в возросшем интересе некоторых авторов к большему разнообразию тембровой стороны музыкальных произведений. Большое значение имеет обновление всей музыкальной ткани – ее ладовой структуры, гармонии, мелодики, метроритмики. Особенно важную роль в обогащении выразительных и колористических средств в последние 20 лет играет гармония. Нередко усложнение гармонического языка выполняет важную драматургическую роль. Сопоставление различных по характеру гармонических сочетаний–традиционных и современных–становится важнейшим элементом в обострении драматургии образных контрастов, в рельефном освещении отдельных эпизодов сочинений. Одной из вершин репертуара для балалайки является Концерт для балалайки с симфоническим оркестром С. Василенко созданный в 1929. Композитор в этом сочинении очень удачно сопоставляет возможности сольного инструмента и оркестра. Важное значение здесь приобретает игра низких регистров симфонического оркестра и светлого тембра балалайки соло, контраст диатоники в партии балалайки и хроматики в партиях оркестра, а также сопоставление принципов мотивной разработки и вариационно-вариантного развития материала. Важную роль в расширении колористических возможностей балалайки играет и политональность. Жесткая, “ударная” по своей природе специфика основных приемов игры на балалайке в политональных аккордовых построениях проявляется особенно своеобразно. Новаторство, проявленное композиторами в области мелодики, “осовременило” образный строй сочинений последних десятилетий. Скачкообразная мелодическая линия, перемежающаяся с тесным хроматическим движением, отсутствие классического принципа так называемого “мелодического противовеса” (традиционное заполнение скачка плавным движением в противоположном направлении), ранее непременного условия в сочинениях – все это обозначило решительный сдвиг в стилистике многих новых сочинений и раскрыло новые ресурсы инструмента. Скачкообразная мелодика, нередко сочетаемая с тесным хроматическим движением, связана с жесткими, активно-моторными образами. Такая образность типична для произведений последнего десятилетия, особенно для сонаты № 3 и Концерта А. Кусякова, “Диптиха” В. Зубицкого. Происходят изменения интервального состава современной мелодики. В сочинениях 60–90-х годов сексты в лирических мелодиях нередко замещаются ходами на диссонирующие интервалы – септимы, тритоны, ноны, что подчеркивает экспрессивность звучания. В лирике это особенно заметно – новый интервальный состав обостряет характер эмоционального высказывания, вносит в кантилену новую, нетрадиционную для балалайки окраску. Начиная с 60-х годов для расширения образов авторы стали искать матовый, приглушенный колорит, который не мог быть передан при традиционном использовании I струны в мелодических построениях. Начиная с этого времени все более развернуто во всем регистре стала применяться для подобных целей II струна или сочетание II и III струн, звук которых тембрально отличается от I струны. Новые звукоизобразительные задачи потребовали от исполнителей поиска новых средств их воплощения. К примеру, часто извлечение звука на струне “ми” происходит не пиццикато большим пальцем, а средним пальцем правой руки и иногда сопровождается vibrato левой рукой. Обогащению палитры звучания балалайки во многом способствует также максимальное расширение используемого диапазона инструмента. Ранее активно использовались лишь 1,5 - 2 октавы инструмента, а в настоящее время в оригинальных сочинениях и переложениях освоен весь диапазон. В целом в последние три десятилетия резко возросла техническая оснащенность, виртуозность балалаечников, сама скорость игры, сравнявшаяся с виртуозностью домристов. Естественно, что эти достижения параллельно находят свое отражение и в оригинальной литературе, и в переложениях. Примером наиболее концентрированного воплощения новых художественно-выразительных тенденций могут служить сонаты А. Кусякова и особенно его “Концерт для балалайки, струнных, клавишных и ударных инструментов”, премьера которого состоялась в г. Ростове-на-Дону. Анатолий Иванович Кусяков окончил Ростовский музыкально-педагогический институт по композиции у Л.П.Клинчева в 1971 году. В становлении современного балалаечного академического исполнительства его сочинения играют значительную роль. Новаторство композиторских замыслов заключается в интонационном воплощении тем, раскрываются по-новому русское национальное начало, певучесть народных песенных оборотов, обогащенность диссонирующих аккордов, необычной ритмикой и полифоническими наслоениями. Ярким примером служит двухчастная Соната №1 для балалайки и фортепиано: Соната построена на колоритном контрасте частей: экспрессивной первой и напористой и виртуозной второй. Композитор раскрывает множество выразительных возможностей солирующего инструмента. Примером этому послужит изложение главной темы в первой части, с самых первых нот чувствуется певучая, протяжная народная мелодия, напоминающая кантиленою казачью песню. Побочная партия отличается своей вальсообразностью, яркими необычными интервалами. Она же приобретает совсем иной характер в репризе, становится грациозной и изысканной. Вторая часть сонаты удивляет своим зажигательным темпераментом и напором с самых первых звуков. Большим вкладом в концертный репертуар стала Соната №3. Структура сонаты сближает ее с жанром концерта. В произведении интересно предоставлена лирическая сфера, это свидетельствует начальное проведение главной темы. Характер сопоставления партий, обоих инструментов, сближает сонату с концертом из-за диалогичного, «соревновательного» изложения. Для исполнения этого произведения требуется большого мастерства от балалаечника и пианиста. В последние два десятилетия несколько сочинений, и прежде всего – две сонаты А. Кусякова, дали возможность исполнителям заявить о балалайке как о полноценном академическом инструменте, способном как передать драматургию сонатной формы, так и приблизиться к современным средствам музыкальной выразительности. Издание этих сонат и запись на диск способствовали их быстрому распространению в концертном репертуаре балалаечников. Концерт для балалайки, с оркестром народных инструментов, А.Репникова написанный 1974 году стал новым словом в музыке для балалайки. В первой и третьей частях автор использовал интонации, характерные для архаичных напевов, что намного расширило образно-эмоциональный диапазон музыки для балалайки. Методы работы с фольклором в двухчастном Концерте для балалайки с оркестром народных инструментов А.Рогачева (2001) сближаются с традицией И.Стравинского. Не используя непосредственно народных тем, композитор обращается к отдельным архаичным интонациям и ритмам русского музыкального фольклора и строит на них свой тематизм. Такие элементы как трихордовые попевки, нетерцовая аккордика, остинатность, постоянное варьирование одной темы, повторяющиеся ритмоформулы, использование дорийского лада выступают средствами воплощения современной эстетики фольклоризма в музыке Концерта. Во многих сочинениях для балалайки композиторы, не прибегая к прямому цитированию фольклорного материала, используют обобщенные «фольклорные модели». Типичную для фольклорного музицирования контрастно-составную форму, построенную на сопоставлении лирического и плясового начал, нетрудно обнаружить и в двухчастном Концерте для балалайки с оркестром народных инструментов Ю.Шишакова (1953). Этот концерт является одним из самых популярных сочинений для балалайки. Используя в первой части темы в народном духе - лирическую песенную (главная) и шутливую плясовую (побочная), композитор апеллирует к кантиленным возможностям инструмента, активизируя мелодическое и полифоническое начала, а во второй части преимущественно раскрывает виртуозно-технические возможности балалайки. Одним из ярких крупных сочинений последних лет является «Время прощать» для балалайки и камерного оркестра М.Броннера (2005). Композиция концерта построена на постоянной смене типов движения и форм, сложных тематических преобразованиях. Сочетание сонатности (наличие контрастных тем, их разработочное развитие и преобразование) и рондальности (система повторяющихся эпизодов) определяет сложную драматургию сочинения. Интонационная драматургия выстраивается с помощью тем-символов, в частности, темы креста, пронизывающей все сочинение. Уникальным примером взаимодействия балалайки с «не народным» кларнетом в сопровождении оркестра народных инструментов является Концерт-поэма для балалайки, кларнета и оркестра народных инструментов Н.Пейко (1978). Сочетание разнородных и, казалось бы, несовместимых тембров придает этому сочинению яркую характерность. Соединение концертности (соревновательности) и поэмности (импровизационной свободы) позволило автору весьма свободно варьировать сонатную форму, которая лежит в основе концерта.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg