Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Повышение эффективности фазы «Полета» при старте с тумбочки у пловцов-спринтеров высокой квалификации

cool_lady 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.02.2021
Актуальность. В спортивном плавании старт имеет важное значение. Вовремя взятый и отлично выполненный старт позволяет спортсмену начать соревнование с оптимальной скоростью плавания и (при прочих равных условиях с другими спортсменами) показать наилучший результат. (Таормина Ш. Секреты быстрого плавания для пловцов и триатлетов./Ш.Таормина. Манн, Иванов, Фербер 2013г.)Однако, на сегодняшний имеется не достаточное количество исследований, по технике выполнения различных фаз стартового прыжка, в частности фазы полета. А ведь фаза полета является главнойи определяющей эффективность выполнения старта. Поэтому изучение особенностей техники фазы полета в стартовом прыжке и разработка комплекса упражнений, направленного на ее совершенствования является необходимой и актуальной задачей. Объект: Процесс технической подготовки пловцов-спринтеров высокой квалификации. Предмет: Средства, направленные на повышение эффективности выполнения фазы «полета» при старте с тумбочки у пловцов-спринтеров высокой квалификации. Гипотеза: Предполагается, что разработанный комплекс упражнений, направленный на совершенствование техники "фазы полета" при старте с тумбочки,поможет пловцам высокой квалификации более эффективно выполнять стартовый прыжок, что принесет им выигрыш на старте. Цель: Разработать и экспериментально обосновать комплекс упражнений направленный повышение эффективности выполнения "фазы полета" при старте с тумбочки у пловцов-спринтеров высокой квалификации. Задачи: 1. Выявить средства используемые для совершенствования техники "фазы полета" при старте с тумбочки у пловцов-спринтеров высокой квалификации. 2. Определить технические характеристики «фазы полета» у пловцов-спринтеров высокой квалификации и уровень развития их скоростно-силовых качеств. 3. Разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование техники "фазы полета" при старте с тумбочки у пловцов высокой квалификации. 4.Изучить влияние разработанного комплекса упражнений направленного на совершенствование техники выполнения "фазы полета" при старте с тумбочки у пловцов-спринтеров высокой квалификации. Научная новизна исследования заключается в получении новых данныхоб особенностях повышения эффективности "фазы полета" при старте с тумбочки у высококвалифицированных пловцов. Практическая значимость работы состоит в том, что на основе полученных данных, разработан комплекс упражнений, направленный на эффективность выполнения "фазы полета" при старте с тумбочки у пловцов-спринтеров высокой квалификации для улучшения их спортивных результатов. Теоретическая значимость исследования “повышение эффективности фазы полета при старте с тумбочки у пловцов-спринтеров высокой квалификации” определена следующим образом: полученные результаты расширяют представление о важности совершенствования фазы полета при старте с тумбочки у пловцов высокой квалификации, а также дополняют теоретические знания в теории и методики плавания.
Введение

Старт пловца является предметом пристального внимания отечественных и зарубежных специалистов. В настоящее время на международной арене значительно возрастает конкуренция. Иногда победителя от побежденного разделяютсотые доли секунда. Поэтому зачастую только хорошо выполненный старт может принести пловцу уже в начале дистанции выигрыш до 0,5 с., что в условиях острой конкуренции может сыграть решающую роль в достижении победы (Булгакова Н.Ж. Плавание : учебник / под общ . ред . Н.Ж. Булгаковой . М.: Физкультура и спорт , 2001. 400 с.). Как показывает практика, стартовая подготовка остается одной из проблем современного спортивного плавания. Во-первых, в тренировочном процессе пловца недостаточно эффективных средств, способствующих совершенствованию стартового прыжка. Во-вторых, большие объемы и интенсивность тренировочного процесса (на всех этапах и периодах подготовки) не оставляют места для стартовой подготовки пловцов. В-третьих, отсутствие соответствующего внимания стартовым движениям приводит к тому, что на тренировках спортсмены проплывают даже соревновательную дистанцию не со старта, а оттолкнувшись от бортика бассейна (Чаплинский, Николай Николаевич.Анализ техники современных вариантов стартового прыжка в плавании и разработка путей ее совершенствования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04. - Москва, 1979. - 150 с.). В научной и методической литературе анализу техники старта уделяется большое внимание. Совершенствованию техники этих элементов во многом способствовали исследования и труды Мухамедшиной З.Т., Коновалова И.Е. (Мухамедшина З.Т., Коновалов И.Е. Изучение выполнения стартов в современном спринтерском плавании и его влияние на спортивный результат // Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро: матер. Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2015. С. 285-286.), Тремасов В.С., Жукова Е.С. (Жукова, Е.С., Тремасов, В.совершенствование стартового прыжка пловцов-спринтеров высокой квалификации на основе выявления эффективных вариантов старта, 2016 (1):39-43)
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................4 ГЛАВА I.АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕХНИКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СТАРТОВОГО ПРЫЖКА И ФАЗЫ «ПОЛЕТА», А ТАКЖЕ МЕТОДИКИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ …………………………....7 1.1 История развития техники выполнения стартового прыжка и виды старта........................................................................................................................7 1.2 Фаза «полета» при старте с тумбочки у высококвалифицированных пловцов-спринтеров……………………………………………………….....….15 1.3 Физические качества, необходимые для совершенствования фазы «полета» при старте с тумбочки..........................................................................17 1.4 Методика совершенствования техники фазы «полета» в старте с тумбочки у пловцов-спринтеров………………………………………………………...…19 ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ........................24 2.1 Методы исследования....................................................................................24 2.1.1 Анализ литературы.......................................................................................24 2.1.2 Опрос.............................................................................................................24 2.1.3 Тестирование................................................................................................25 2.1.4 Анализ видеозаписи.....................................................................................27 2.1.5 Педагогический эксперимент......................................................................27 2.1.6 Методы математической статистики .........................................................32 2.2 Организация исследования............................................................................32 ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯФАЗЫ «ПОЛЕТА» ПРИ СТАРТЕ С ТУМБОЧКИ У ПЛОВЦОВ-СПРИНТЕРОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ...............................................................................................34 3.1. Результаты опроса тренеров об основных средствах используемых при совершенствовании стартового прыжка.............................................................34 3.2 Результаты тестирования уровня развития скоростно-силовых качеств пловцов-спринтеров высокой квалификации контрольной и экспериментальной групп до эксперимента.......................................................38 3.3 Результаты анализа видеозаписи фазы «пол
Список литературы

1. Аикин В.А. Возрастная дифференцировка средств обучения и совершенствования техники стартового прыжка в спортивном плавании : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04. - Омск, 1982. - 171 с. 2. Анализ техники современных вариантов стартового прыжка в плавании и разработка путей ее совершенствования // Чаплинский Н.Н., 1980 3. Бакшеев М.Д. Структура многолетней подготовки пловцов: лекция. Омск: СибГУФК, 2004. 36 с. 4. Булгакова Н.Ж. Плавание : учебник / под общ . ред . Н.Ж. Булгаковой . М.: Физкультура и спорт , 2001.-400 с. 5. Бутович Н.А. Плавание. Учебник для студентов спортивных факультетов институтов физической культуры. Авторы: Н.А. Бутович, И.В. Вржесневский, С.М. Гордон, К.А. Инясевский, О.И. Логунова. Под общей редакцией Н.А. Бутовича. Москва: Издательство «Физкультура и спорт», 1965.-395с. : ил. 6. Викулов А.Д. В43 Плавание : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Викулов.— М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. —367 с. ISBN 5-305-00022-Х 7. Грачева М.С. Анатомия аппарата движений [Текст] : (Лекции для студентов дневного и вечер. отд-ний фармац. фак.) / Под ред. проф. М. Р. Сапина ; М-во здравоохранения СССР. 1-й Моск. мед. ин-т им. И. М. Сеченова. Кафедра анатомии человека. - Москва : [б. и.], 1972. - 22 с. 8. Грачев О.К. Физическая культура: Учебное пособие / Под ред. доцента Е.В. Харламова. – 2-е изд. – Ростов Н/Д: Издательский центр «Март», 2011. – 464 с. 9. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь. – Ростов н /Д: Феникс, 2010. – 249 с 10. Зайцева В.В. Тренировка силы и силовые тренажеры // Теория и практика физ. Культуры. -1993. 11. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека: (С основами динам. и спорт. морфологии). [Учеб. для ин-тов физ. культуры] / М. Ф. Иваницкий; Под ред. Б. А. Никитюка (отв. ред.) и др. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 544 с. : ил.; 12. Казызаева, А.С.Основы техники спортивных способов плавания. [Электронный ресурс]. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2010. - 152 с. 13. Катранов А.Г., Самсонова А.В. Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований: учебное пособие. СПб: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. 124 с. 14. Каунсилмен, Джеймс Эдвард (1920-2004).Спортивное плавание [Текст] / Джеймс Е. Каунсилмен. - Москва : Физкультура и спорт, 1983. - 208 с. 15. Козлов А.В., Орехов Е.Ф. Спортивная тренировка юных пловцов монография / Козлов А.А.; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПБ (б.и.), 2011. 16. Меньшуткина Т.Г., Силантьева Е. И., Мосунов Д.Ф. Техника старта и поворота в спортивном плавании Лекция / Т. Г. Меньшуткина, Е. И. Силантьева, Д. Ф. Мосунов; Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта,1989. - 30 с. : ил. 17. Меньшуткина, Тамара Геннадьевна.Техника старта и поворота в спортивном плавании : Лекция / Т. Г. Меньшуткина, Е. И. Силантьева, Д. Ф. Мосунов; Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - Л. : ГДОИФК, 1989 (1990). - 30 с. 18. Мухамедшина З.Т., Коновалов И.Е. Изучение выполнения стартов в современном спринтерском плавании и его влияние на спортивный результат // Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро: матер. Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2015. С. 285-286. 19. Нечунаев И.П. Плавание. Книга-тренер / И. П. Нечунаев. — М. :Эксмо, 2012. —272 с. : ил. 20. Ныванди, Р. А.О методике определения эффективности стартового прыжка и о контроле своевременности первых плавательных движений [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тартуский гос. ун-т. - Тарту : [б. и.], 1963. - 27 с. 21. Ныванди, Р. А.О методике определения эффективности стартового прыжка и о контроле своевременности первых плавательных движений [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тартуский гос. ун-т. - Тарту : [б. и.], 1963. - 27 с. 22. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического иследования.- СПб.: Питер. 2004.-268 с. 23. Парфенов, Алексей Владимирович.Повороты в спортивном плавании / А. В. Парфенов, Т. М. Абсалямов. - Киев : Здоровья, 1989. - 70,[2] с. 24. Парфенов, Владимир Александрович.Спортивное плавание [Текст] : (Учеб.-метод. пособие для преподавателей и тренеров) / Канд. пед. наук доц. В. А. Парфенов. - Киев :Здоров'я, 1965. - 253 с. 25. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. Киев: Олимпийская литература, 2004. С. 441-497. 26. Половцев В.Г. Закономерности соотношений основных параметров нагрузки для создания предпосылок к высоким спортивным достижениям. // Теория и практика физ. Культуры., 1988. 27. Райки, Бела.Техника спортивного плавания [Текст] / Пер. с венгер. А. П. Кириллова. - Москва : Физкультура и спорт, 1957. - 88 с. 28. Самойленко, Татьяна Владимировна.Методика индивидуального планирования спортивной подготовки легкоатлеток высокой квалификации, специализирующихся в беге на средние и длинные дистанции [Текст] : монография / Т. В. Самойленко. - Москва : Спорт, 2016. - 246 с. 29. Стрельченко В.Ф., Крахмалев Д.П., Ярошенко Е.В. Плавание. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Физическая культура (элективный курс)» для студентов очной и заочной форм обучения всех направлений подготовки бакалавров. / В.Ф. Стрельченко, Д.П. Крахмалев Е.В. Ярошенко. – Пятигорск: СКФУ, 2015. – 140 с. 30. Сысоев И.В.Триатлон. Олимпийская дистанция [Текст] / Игорь Сысоев, Олег Кулиненков. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 301 с. 31. Таормина Ш. Секреты быстрого плавания для пловцов и триатлетов./Ш.Таормина. Манн, Иванов, Фербер 2013г. 32. Технологическая карта дисциплины "Теория и методика плавания (ТиМИС)" / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2008. 33. Турчанинов С.Ю. Плавание - жизненно важный навык : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04. - Ярославль, 2005. - 129 с. : 34. Упражнения для совершенствования стартов с тумбочки. (Кривенко Р. И., 2015) 35. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «плавание», 2018 36. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: 00.5 Учеб. Пособие для студ. высш.учеб. заведений. -2- е изд., исир .идоп.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 4S0с. 37. Чаплинский Н.Н. Анализ техники современных вариантов стартового прыжка в плавании и разработка путей ее совершенствования: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04. - Москва, 1979. - 150 с. 38. Чертов Н.В. Теория и методика плавания [Текст] / Н. В. Чертов ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. автономное образовательное учреждение высш. проф. образования "Южный федеральный ун-т", Фак. физ. культуры и спорта. - Ростов-на-Дону : Изд-во Южного федерального ун-та, 2011. - 451 с. 39. Плавание. Техника и методика обучения плаванию. Техника стартов URL: http://to-swim.ru/doc/Navigation-Equipment/Appliances-Launches.php -05.02.2016.
Отрывок из работы

ГЛАВА I.АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕХНИКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СТАРТОВОГО ПРЫЖКА И ФАЗЫ ПОЛЕТА, А ТАКЖЕ МЕТОДИКИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ 1.1 История развития техники выполнения стартового прыжка и виды старта Появился старт сравнительно недавно – на рубеже XIX и XX веков. В прошлом веке спортсмены всех стилей выполняли старт простым прыжком в бассейн. Конечно, кто-то приземлялся более удачно, кто-то менее, и поэтому проигрывал соперникам уже в начале дистанции. С течением времени старт в плавании получал все большее развитие и совершенствовался. Первые соревнования по плаванию проводились в открытых водоемах. Старт, соответственно, давался с берега: спортсмены либо стояли у кромки воды, либо заходили в воду по колено. О технике старта, как мы ее понимаем сегодня, стали задумываться лишь на рубеже XIX и XX веков, когда начали массово строиться бассейны для плавания. Начало совершенствования техники старта можно отнести к периоду современных Олимпийских игр (1896) и международных соревнований, а также изменению условий проведения соревнований по плаванию – перемещению из открытых водоемов в крытые бассейны. В 20-е гг. ХХ столетия на технику старта большое влияние оказали соревнования по прыжкам в длину в воду – «пленжинг». Стартовый прыжок выполнялся из исходного положения «стоя в наклоне с захватом пальцами ног края плота, с отведенными назад для замаха руками». Такой вариант старта был отработан неоднократным рекордсменом мира в плавании кролем Д. Вейсмюллером (США). Газеты писали: «Д.Вейсмюллер со старта врезался в воду концами пальцев на расстоянии 3 метров, проплывал под водой на глубине 60 см и выплывал на поверхность воды в 6 метрах от старта». Советские пловцы в 30-е гг. применяли старт из положения стоя с наклоном туловища вперед и с отведенными назад- вверх руками. Они старались сделать возможно более сильный толчок ногами, чтобы дольше пролетать по воздуху и проскользить под водой. К 50-м гг. техника старта начинает характеризоваться большим разнообразием исходных стартовых поз, различным характером и длительностью подготовительных движений.Впервые старт из низкого положения, когда руки опущены к ногам, а ноги согнуты в коленях, продемонстрировал призер XV Олимпийских игр Гуннар Ларссон из Швеции. Такой сильный наклон корпуса, а также опущенные перед туловищем руки давали ему возможность быстро продвинуть плечи вперед и раньше других спортсменов совершить отталкивание ногами. В дальнейшем спортсмены подхватили нововведение Ларссона и продолжили экспериментировать с «низким» стартом. В частности, пловцы стали делать старт с переднего края тумбы или бортика бассейна, так как это позволяло сдвинуть общий центр массы, усилив таким образом толчок ногами. Появились и варианты расположения рук. Например, одни спортсмены опускали руки перед собой, другие – отводили их назад, а третьи – сгибали руки в локтях, а кисти подводили к плечам. Последний вариант получил название старт «торпеда». В дальнейшем изменение стартовой позы обусловливалось приближением ОЦМ (общего центра массы) тела к переднему краю тумбочки. Наряду со стартовыми позами, в которых руки были опущены вниз- вперед или отведены назад, стали применяться позы, в которых руки были согнуты в локтях, кисти приближены к плечам (старт «торпеда»). В 1959 году, в первой диссертационной работе, посвященной изучению техники старта, В.А.Парфенов сравнил практически все применявшиеся в то время варианты. Наиболее эффективным был признан старт махом рук вперед, который применяется пловцами до настоящего времени. Рисунок 1-Старт смахом руками Выполняется старт из исходного положения туловище наклонено вперед до горизонтального положения, стопы на ширине 0,1 —0,15 м, ноги согнуты в коленных суставах до угла 150—170°, руки отведены назад. По сигналу стартера пловец быстро приседает. После того, как ноги будут согнуты в коленных суставах до 90°, начинается отталкивание. В начале приседания пловец делает замах руками кверху. Отталкивание выполняется за счет энергичного разгибания ног в суставах и маха руками по направлению вниз-вперед-вверх. Толчок выполняется вверх-вперед. При слишком большом увеличении угла выталкивания уменьшается поступательная скорость полета тела, а результат старта ухудшается. Значительное уменьшение угла выталкивания сокращает дальность полета, что приводит к раннему входу в воду и ухудшает результат. В полете тело вытянуто, напряжено, руки вытянуты вперед, голова между ними, ноги вытянуты, голова между руками. Сгибание тела в тазобедренных суставах в момент входа в воду приводит к снижению поступательной скорости на 10—12 %. Глубина скольжения 40—60 см. При входе в воду тело пловца вытянуто и напряжено . Поднимание головы кверху в момент скольжения приведет к уменьшению поступательной скорости (вследствие увеличения лобового сопротивления) на 23 %, а опускание головы — на 8 %. К концу 1960-х годов появилась еще один вариант старта – с захватом руками стартовой тумбочки. В отличие от предыдущего варианта, пловец не просто наклоняет туловище вперед, сгибая колени, но и захватывает руками край тумбочки. При этом основной центр массы смещается за передний край опоры. Чтобы пловцам было удобнее стартовать таким способом, даже пришлось изменить стартовую тумбочку, сделав ее края более удобными для захвата. Этот вариант старта и сейчас используют многие спортсмены, так как он позволяет заметно сократить время от подачи стартового сигнала до отрыва ног от опоры. Рисунок 2 - Старт с захватом В 1973 году пловцы позаимствовали приемы из легкой атлетики, соединив спринтерский старт «пуля» и старт с захватом в плавании. В исходном положении ноги находятся на ширине 10—15 см, пальцы стоп захватывают край тумбочки. По команде «На старт» или первому свистку судьи пловец сгибает ноги в коленных суставах и наклоняет туловище вперед, захватив руками край тумбочки. Хват руками тумбочки может быть шире или уже положения стоп или обе руки располагаются сбоку от стоп. По сигналу стартера «Марш» или зуммера пловец сгибает ноги в коленных и голеностопных суставах и энергично отталкивается руками от края тумбочки, выводя тело вперед. Затем руки движутся по направлению вперед-вверх, ноги и тело одновременно выпрямляются в том же направлении. Для выполнения этого варианта старта необходима специально оборудованная тумбочка.Такой способ позволяет еще больше сократить время от сигнала до толчка. Однако широко использоваться эта техника не стала, так как, согласно проведенным исследованиям, старт был менее эффективен по сравнению с другими вариантами. Примерно в те же годы появляется старт «пружиной», а также старт «в группировке» Старт «пружиной». Его особенностями являются низкая стартовая поза, мощный толчок. Руки спортсмена в момент отталкивания и полета остаются сзади ( у туловища) и переводятся вперед лишь перед касанием воды. Вылет производится по более высокой траектории. Для выполнения этого варианта старта пловцу необходима хорошая координация движений. В практике плавательного спорта использовалась еще одна разновидность старта — глиссирующий. Суть его заключается в том, что спортсмен после сильного толчка ногами под большим углом вылета входит в воду: сначала ногами, а затем туловище. В данном варианте старта специалисты пытались использовать эффект глиссирования. Старт не получил распространения.(Викулов А.Д. В43 Плавание : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Викулов.— М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. —367 с.) Старт «в группировке». Из исходного положения спортсмен выполняет толчок под углом 28-300. В фазе полета происходит сгибание ног в тазобедренном суставах до угла 320, в коленных – до 200 с последующим их разгибанием. Сгибание применяется для создания дополнительного момента вращения в воздухе с целью входа в воду как бы «в одну точку». Угол входа в воду – 28-300. Высота прыжка (по точке тазобедренного сустава) - 163±0,35 см, дальность - 357±4,69 см.(https://www.proswim.ru/article/tehnika-starta-v-plavanii/) В настоящее время появилось большое количество вариантов старта, особенностью которых является вход в воду как бы «в одну точку». (Т.Г. Меньшуткина, Е.И. Силантьева, Д.Ф. Мосунов. Техника старта и поворота в спортивном плавании. Лекция. Л., 1989.) Так, современный старт с тумбочки выполняется в таком порядке: по первой предварительной команде (свистку) спортсмен становится на тумбочку, по второй предварительной команде (команде «На старт!») принимает неподвижное исходное положение для старта и по исполнительной команде (выстрелу) выполняет старт с тумбочки. При старте из воды по первой предварительной команде (свистку) спортсмен произвольно спрыгивает в воду, по второй предварительной команде (команде «На старт!») принимает исходное положение, а по исполнительной команде выполняет старт из воды. (https://iplav.com/stili/start-v-plavanii.html) Так же, как и при поворотах, при стартах для улучшения анализа движений их условно делят на фазы (части): 1-я фаза — исходное положение;основные указания: 1) сохранять устойчивость И. П. с помощью рук; 2) внимательно ожидать стартовый сигнал, контролируя звенья тела, которые начнут движения. 2-я фаза — толчок; в момент отталкивания туловище и ноги выпрямлены , продольная ось тела направлена вперед -вверх под углом 20-25 к горизонту ; прямые руки вытянуты вперед , угол между ними и продольной осью тела равен 40-80; лицо направлено вперед и немного вниз; основные указания: 1) начать энергичное выпрямление туловища с движением тазом вперёд с резким подниманием головы; 2) выполнить быстрый подсед и отталкивание, избегать падения тела вниз; 3) завершить выпрямление туловища одновременно с разгибанием ног в коленных и голеностопных суставах; 4) Координировать отталкивание с махом руками. В момент завершения пролета руки и туловище входят в воду под углом 30-400, голова между руками, ноги немного согнуты в тазобедренных суставах, таз приподнят 3-я фаза — полет; длится 0,35-0,40 с (до касания воды кистями рук). Высококвалифицированным спортсменам удается пролететь по воздуху около 3,3 м (макс. до 4,0; 4,2 м);основные указания: 1) вслед за махом руками энергично направить таз вперёд – вверх и опустить голову между руками; 2) направить кисти как можно дальше в воображаемую точку входа в воду; 3) немного приподнять таз и ноги в момент касания кистями поверхности воды. 4-я фаза — вход в воду; основные указания: 1) руки вытянуть вперёд; выполнить вход в воду в одну точку и под оптимальным углом; 2) во время погружения поднять ноги за счёт разгибания в тазобедренных суставах; Тело пловца погружается в воду в хорошо обтекаемом положении (на эту часть старта уходит 0,25-0,30 с) 5-я фаза скольжение; 3) под водой добиться длинного скольжения с высокой скоростью, направляя тело по плавной траектории вперёд – вверх; 4) контролировать скорость и глубину скольжения, приготовиться своевременно начать гребковые движения руками. Общая длина скольжения 2-3,5 м. 6-я фаза — первые плавательные движения под водой; за счет изменения положения рук, головы и прогиба туловища спортсмен регулирует глубину погружения. Затем (при плавании кролем и дельфином) пловец начинает движения ногами. 7-я фаза — выход на поверхность воды; основные указания: своевременно выполнить длинный гребок рукой, посылая другую руку вперёд в хорошо обтекаемом положении; 2) согласовать гребок рукой с движениями ногами в ритме шестиударного кроля; 3) вывести плечевой пояс из воды в первой половине гребка рукой, конец гребка сочетать с захватом воды другой рукой и акцентированными ударами стопами вниз. При плавании дельфином осуществляется гребок руками, а затем – пронос рук по воздуху вперёд, согласовывая эти движения с ударами ног в ритме двухударной слитной координации. К этому моменту расстояние, преодолеваемое спортсменом, составляет : 6,0-7,5 м в кроле , 7,0-8,5 м в дельфине и брассе Исходное положение пловца на старте должно обеспечить быстрый и эффективный прыжок после исполнительной команды.Совершенствование старта происходит путем многократного выполнением прыжков с тумбочки под команду преподавателя.Современные варианты старта сформировались в результате многолетнего развития техники движений, изменения условий проведения соревнований, повышения скорости плавания. Развитие техники стартового прыжка происходит за счет уменьшения продолжительности и оптимизации всех его фаз.Плавательные движения во всех способах плавания, кроме брасса, разрешается выполнять только до отметки 15 м от стартовой стенки бассейна. В кроле на груди они делаются ногами или кролем, или дельфином и по мере приближения тела к поверхности воды выполняются движения руками — вначале одной, а затем другой. При плавании на спине первые движения под водой выполняются ногами и туловищем способом дельфин. Голова пловца должна показаться на поверхности воды не далее этой отметки и затем начинаются гребковые движения руками. Первые плавательные движения дельфином те же, что и на спине, только при этом пловцы могут находиться на груди или на боку, не поворачиваясь спиной вниз. В четвертой фазе старта при плавании брассом спортсмен может сделать под водой первый цикл движений с гребком рук до бедер, но после начала второго цикла, когда кисти рук во время гребка займут наиболее широкое положение, голова должна показаться на поверхности воды. (https://arenarussia24.ru/article/tehnika-starta-v-plavanii) 1.2 Фаза полета при старте с тумбочки у высококвалифицированных пловцов Полет основных видов стартов длится 0,35-0,40 с (до касания воды кистями рук). Высококвалифицированным спортсменам удается пролететь по воздуху около 3,3 м (макс. до 4,0; 4,2 м). Однако пронос рук, угол входа в воду и положение тела в полете у каждого вида старта отличается: При выполнении легкоатлетического старта пронос рук может осуществляется несколькими способами: пронос рук через стороны(см. рисунки 5 а) и б),а также выведение рук перед собой(см.рис. 4). Рисунок 4 - Выведение рук перед собой Рисунок 5а,б- Пронос рук через стороныа)с согнутыми локтями б) прямыми руками В начале полета руки пловца, завершив мах, вытягиваются вперед, голова занимает положение между руками, тело пловца производит «дельфинообразное» движение. Далее тело пловца разворачивается таким образом, чтобы вход в воду был выполнен как бы в одну точку. В момент завершения пролета руки и туловище входят в воду под углом 30-40, голова между руками, ноги немного согнуты в тазобедренных суставах, таз приподнят(Плавание : учебник / под общ . ред . Н.Ж. Булгаковой . М.: Физкультура и спорт , 2001. 400 с.). При выполнении старта с махом вперед, в исходном положении руки отведены назад. Во время отталкивания спортсмен делаетмах руками по направлению вниз-вперед-вверх.Также, как и при выполнении легкоатлетического старта, тело пловца разворачивается так, чтобы вход в воду был выполнен как бы в одну точку. Прыгнуть нужно таким образом, чтобы угол входа в воду был около 30-45 градусов (см.рисунки 7 и 8). Конкретной единственно верной цифры нет: для каждого она своя. Рисунок 7 и 8 - Угол входа в воду В результате тренировок нужно подобрать и почувствовать такой угол вхождения, при котором тело сохраняет максимальную скорость и далее оптимально продвигается под водой. От этого в свою очередь зависит и траектория прыжка: · Если прыгнуть слишком высоко, то у пловца будет большой угол погружения (слишком вертикально будете входить в воду) – из-за этого произойдет чрезмерно глубокое погружение и потеря времени при возвращении на поверхность. · Если прыгнуть слишком низко, то, напротив, получится маленький угол (слишком горизонтально войдете в воду) – в результате этого у тела будет больше площадь соприкосновения с водой, что повлечет снижение скорости. Оптимальный угол достигается прыжком не вниз, не вверх, а вперед. Техника стартового прыжка должна отвечать следующим требованиям: – после стартового сигнала до момента отталкивания ног от стартовой тумбочки должно пройти как можно меньше времени; – толчок должен быть максимально сильным, чтобы придать движению бoльшую начальную скорость; – в фазе полета следует быть как можно дольше, чтобы преодолеть наибольшее расстояние и войти в воду, сохранив достаточное поступательное движение вперед; – угол вхождения в воду и положение тела пловца должны свести к минимуму сопротивление воды и обеспечить быстрое проскальзывание тела под водой вперед с тем, чтобы покрыть часть дистанции, используя инерцию движения тела, полученную при толчке; – глубина погружения тела в конце скольжения не должна препятствовать началу плавательных движений. 1.3 Физические качества, необходимые для совершенствования фазы «полета» в старте с тумбочки Под физическими качествами человека следует понимать его способность преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет деятельности мышц. Развитие скоростно-силовых способностей предопределенно совершенствованием двух компонентов: силового потенциала (максимальная произвольная сила и взрывная «скоростная» сила) и скоростных способностей. Под силой человека понимают его способность преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет деятельности мышц. Сила может проявляться при изометрическом (статическом) режиме работы мышц, когда при напряжении они не изменяют своей длины, и при изотоническом (динамическом) режиме, когда напряжение связано с изменением длины мыши. В изотоническом режиме выделяются два варианта: концентрический (преодолевающий), при нем сопротивление преодолевается за счет напряжения мышц при уменьшении их длины, и эксцентрический (уступающий), когда осуществляется противодействие сопротивлению при одновременном растяжении, увеличении длины мышц. Выделяют такие основные виды силовых качеств: максимальную силу, взрывную (скоростную) силу, быструю силу, медленную силу и силовую выносливость. При выполнении фазы «полета» необходимо развивать взрывную и максимальную силу. Под максимальной силойследует понимать наивысшие возможности, которые спортсмен способен проявить при максимальном произвольноммышечном сокращении. Уровень максимальной силы проявляется в величине внешних сопротивлений, которые спортсмен преодолевает или нейтрализует при полной произвольной мобилизации возможностей нервно-мышечной системы.Максимальную силу человека не следует отождествлять с абсолютной силой, которая отражает резервные возможности нервно-мышечной системы. Максимальная сила во многом определяет эффективность старта и поворота, мощность рабочих движений, особенно при преодолении спринтерских дистанций. Взрывная (скоростная сила)– это способность нервно–мышечной системы к мобилизации функционального потенциала для достижения высоких показателей силы в максимально короткое время.В плавании данный вид силы отвечает за стартовый прыжок, толчок от стенки, толчок после поворота, за ускорение на начальном и финишном отрезках дистанции. Решающее влияние скоростная сила, которую принято определять как взрывную силу, оказывает на достижение высших результатов на дистанции 50 м и, в меньшей мере, на дистанции 100 м. В этих видах дистанций от уровнявзрывной силы и способности к ее реализации в специфических условиях зависит эффективность старта. Некоторое значение имеет уровень развития взрывной силы и для пловцов на более длинные дистанции, для качественного выполнения старта, перехода от подводной части дистанции к плаванию на поверхности. 1.4 Методика совершенствования техники фазы «полета» в старте с тумбочки у пловцов-спринтеров Для совершенствования старта с тумбочки необходимо совершенствовать технику фазы "полета", а также скоростные способности, для того чтобы во время отталкивания как можно быстрее принять натянутое и напряженное положение. Упражнения могут быть как на воде, так и на суше. Старший методист Кривенко Р. И. выявил основные средства для совершенствования техники старта пловцов высокой квалификации. (Половцев В.Г. Закономерности соотношений основных параметров нагрузки для создания предпосылок к высоким спортивным достижениям. // Теория и практика физ. Культуры., 1988.) В таблице 1 представлены средства и методы развития скоростных и силовых способностей для совершенствования техники фазы «полета» в старте с тумбочки у пловцов-спринтеров высокой квалификации. Таблица 1- Средства и методы развития основных физических качеств Средства Методы Силовые качества упражнения с повышенной сопротивляемостью. Они делятся на две группы: • упражнения с внешним сопротивлением. В качестве сопротивления используют вес предметов (например, набивные мячи), противодействие партнера, игры с перетягиванием, сопротивление внешней среды (бег по песку, глубокому снегу и т. п.), метание и толкание мячей, • упражнения с преодолением тяжести собственного тела • метод серийных упражнений; • метод интервальных упражнений. Скоростные качества • упражнения комплексного воздействия: спортивные и подвижные игры, эстафеты, виды единоборств; • упражнения, направленные на развитие отдельных компонентов скоростных способностей, обработка скорости отдельных движений, стартовая скорость, спурты, скоростная выносливость компонентов скоростных способностей, обработка скорости отдельных движений, старт; • скоростно-силовые упражнения: метания, прыжки; • упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой. • повторный; • переменный (с варьирующими ускорениями); • игровой; • соревновательный В этой таблице приведены основные средства и методы для совершенствования техники стартового прыжка с тумбочки у пловцов-спринтеров высокой квалификации. Работа над повышением скоростных качеств пловца может быть подразделена на два взаимосвязанных этапа: этап дифференцированного совершенствования отдельных составляющих скоростных способностей (время реакции, время одиночного движения, частота движений и др.) и этап интегральной подготовки, на котором происходит объединение локальных способностей в целостных двигательных актах — старте, повороте, отдельных частях дистанции.Эффективность скоростной подготовки во многом зависит от интенсивности выполнения упражнений, способности пловца предельно мобилизоваться при этом. (http://akvasvit.ru/plavanie/metodika-skorostnoj-podgotovki/2013) Методика направленного совершенствования фазы "полета" заключалась в выполнении различных прыжковых упражнений на суше и просто отработку стартов на воде с проплыванием спринта. Некоторые из них указаны в таблице 2. Таблица 2- Средства, используемые для совершенствования фазы " полета" при старте с тумбочки Упражнения на воде Упражнения на суше 1. Стартовый прыжок с прижатыми к туловищу во время полета и входа в воду руками - постараться прыгнуть и проскользить как можно дальше. 1. Из положения старта немного присесть, затем сильно оттолкнуться вперед-вверх и выполнить движения руками вниз- вперед -вверх. 2. То же, но одна рука вытянута вперед, другая прижата к туловищу. 2. Из положения старта выполнить энергичный прыжок вверх, сделав подготовительные движения руками и удерживая тело в полете в прямом положении, голова между руками, носки ног оттянуты. 3. То же, но к моменту входа в воду рука, прижатая к туловищу, энергичным маховым движением (через низ или верх) присоединяется к руке, вытянутой вперед. 3. исходное положение основная стойка. Напрыгивание на тумбу с двух ног 4. То же, что упражнение 1, но к моменту входа в воду обе руки маховым движением выводятся вперед. 4. исходное положение упор присев. выполнять упор присев упор лежа прыжком 5. Прыжок с разбега в воду головой с бортика бассейна. 5. исходное положение основная стойка. Берпи 6. Стартовый прыжок с вылетом по крутой траектории вверх, крутым входом в воду (как бы в одну точку), мощными гребковыми движениями под водой с помощью ног дельфином и переходом к плавательным движениям кролем на груди или дельфином. 6. растяжка 7. Предыдущее упражнение, но с гребком руками и ногами брассом и переходом к плавательным движениям брассом. 7. исходное положение основная стойка у скамейки. перепрыгивание скамейки боком, на время с ускорением. 8. Стартовый прыжок с поворотом тела на 90° относительно продольной оси (вход в воду в положении на боку), последующим переходом на спину во время скольжения под водой, мощными гребковыми движениями под водой с помощью ног дельфином, выходом на поверхность и переходом к плавательным движениям на спине. 8. исходное положение вис на перекладине. подъем ног до угла 90 градусов. 9. Стартовый прыжок в гимнастический обруч, через шест, установленный в диапазоне оптимального угла вылета. 9. исходное положение сидя постановка ног на тумбу. жим ногами. 10. Стартовый прыжок и скольжение без движений до полной остановки с регистрацией пройденного расстояния (по голове). 10. исходное положение основная стойка гриф на плечах. приседания с утяжелением. 11. Стартовый прыжок с акцентом на: а) быстрое выполнение подготовительных движений; б) быстрое выполнение отталкивания; в) дальность прыжка. 11. исходное положение основная стойка гриф в руках. становая тяга на прямых ногах.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 51 страница
850 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 69 страниц
1725 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 67 страниц
1675 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 49 страниц
1225 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg