Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЛИТЕРАТУРА

Средства создания образа героини в рассказе В.Пелевина «Ника»

cool_lady 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.02.2021
Цель проекта: собрать и проанализировать информацию о средствах создания образа героини, используя различные источники информации. Задачи проекта: • Исследовать рассказ В. Пелевина?Ника? • Изучить литературные приёмы в художественных текстах для создания образа героя. • Определить режим повествования, который автор выбрал для своего произведения. • Найти в тексте и проанализировать отрывки, характеризующие главного героя. • Сопоставить образы героинь рассказов В. Пелевина «Ника» и И. Бунина «Лёгкое дыхание». • Выявить эмоции в рассказе В. Пелевина «Ника». Объектом проекта является: рассказ В. Пелевина?Ника? Структура исследовательского проекта: состоит из введения, глав, заключения, списка литературы и приложения. Предметом проекта являются: художественный образ?Ники?и средства его создания. Гипотеза проекта: анализируя созданный В. Пелевиным образ героини ?Ники?, определить его текстуру и содержание.
Введение

Виктор Олегович Пелевин (год рождения – 1962) – известный русский писатель, автор культовых романов, которого читают с вниманием не только в Российской Федерации, но и в иных государствах мира (его произведения уже переведены на 10-ки языков). Лауреат многих литературных премий «Малый Букер», «Национальный бестселлер», «Большая книга», премия Андрея Белого. Популярность Пелевина, наверное, заключается в том, что он создает некоммерческие произведения, имеющие коммерческий триумф. Имя писателя Виктора Пелевина было замечено в советской литературе на рубеже 80 – 90-х годов XX века. Это писатель, владеющий интересным стилем письма, образующий в своих творениях загадочный, иногда невероятный, зачастую фантастический мир. Его творческий процесс зачастую служил объектом рассмотрения в отечественном литературоведении, заработало огромное количество откликов в критической литературе конца XX - начала XXI вв. Например: О.В. Богданова, В. Курицын, М.Н. Лейдерман, Н.А. Лихина, И.С. Скоропанова отдавали интерес чертам отечественного постмодернизма в творчестве Пелевина. Постмодернизм – это то, что случается с нами в настоящее время, это реалии нынешней культуры. Событие в мировом искусстве, значимое со второй половины XX в. до наших дней. Известностью пользуется свод В. Пелевина «Жёлтая стрела», в который вошли такие повести и произведения, как: «Принц Госплана», «Хрустальный мир», «Онтология детства», «Девятый сон Веры Павловны», «Реконструктор» и др. С одним из рассказов данного свода, «Ника», я предлагаю ознакомиться. Рассказ был написан в 1992 году. Сюжет прост: реализуется одна из версий бесконечной и вечной темы взаимоотношения полов в ее традиционном для русской художественной картины мира варианте, когда герой является носителем познавательно-этического начала, отличается оригинальностью и скепсисом, оставаясь в то же время «несчастным скитальцем в родной земле», а героиня — чувственно-созерцательного, оказываясь в итоге выше и цельнее героя. При этом в развитии конфликта, как правило, важную роль играет тот факт, что герой так или иначе противопоставлен героине. Он или пытается проникнуть в ее особенный духовный мир, чуждый для него, в надежде обновления и возрождения души, или оказывается неспособным воспользоваться тем шансом, который сама судьба посылает ему, и, «охлажденным сердцем», не слышит или не хочет услышать зов женской души, не может до конца понять ее чувства. 3 Она погибает под колёсами автомобиля. Он остаётся один. И ни разу, начиная с первой строки и до последнего абзаца, читатель не сомневается в том, что она – это женщина, и только последнее слово текста ввергает в состояние недоумённого шока: она – это кошка. Так в произведении В.Пелевина демонстрируется игровой подход к тексту, проявляющийся во включении читателя в творческую игру и разрушении предварительно созданного эффекта достоверности.
Содержание

Введение ………………………………...………………..……..…..…………… 3 ГЛАВА 1. Формирование читательского восприятия………..…...….….….….5 1.1. Восприятие образа Ники современным читателем…………...………….…5 1.2. Литературная героиня в национальной эстетической традиции…….…….6 1.3. Конфликт рассказа и по какому типу реализуется художественное переживание …………………………………………………..…………………..7 ГЛАВА 2. Литературные приёмы в художественных текстах для создания образа героя………………………………………………………………………..9 2.1. Способы создания образа героини в рассказе В. Пелевина «Ника»…......10 2.2. Средства создания образа героини «Ника» в системе литературного произведения………….………………………………………….………..……..11 2.3. Выбранный автором режим повествования……………...….…...………...13 2.4. Эмоции в рассказе В. Пелевина «Ника»…………………………………...14 2.5. Сопоставление образов героинь рассказов В. Пелевина «Ника» и И. Бунина «Лёгкое дыхание»…………………………………………………...16 Заключение………………………………………...………...….…....…………..19 Список использованных источников………………………………...…………21 Приложение………………………………………………………………………..
Список литературы

1. 1. ООО Центр «Златоуст», Шапошникова Е. М. (иллюстрации), 1999. Биография писателя В. Пелевина // https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fmybook.ru%2Fauthor%2Fviktor-pelevin%2Fnika-2%2Fread%2F 2. Трансформация эмоционально-оценочного комплекса СПбГУ // https://nauchkor.ru/pubs/transformatsiya-emotsionalno-otsenochnogo-%20%20%20%20kompleksa-krasavitsa-v-hudozhestvennyh-tekstah-na-materiale-rasskazov-i-bunina-legkoe-dyhanie-v-nabokova-krasavitsa-i-v-pelevina-nika-587d36445f1be77c40d58b0a 3. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 4. https://ast.ru/news/kak-ispolzovat-literaturnye-priemy-dlya-sozdaniya-khoroshego-teksta/ 5. https://myfilology.ru/137/1293/ 6. https://otvet.mail.ru/question/31936278 7. http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28_212 8. https://cyberleninka.ru/article/n/zhenschina-i-koshka-v-rasskaze-v-pelevina-nika-analiz-klyuchevogo-kontsepta 9. https://vuzlit.ru/594624/analiz_rasskaza_nika 10. https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200502408
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Формирование читательского восприятия. Восприятие - это механическое отражение или готовность и желание познавать авторский мир текста субъектом, читателем. Читатель воспринимает все происходящее посредством его «я», ему проще сопереживать также сострадать персонажу. И чем больше основной персонаж подобен настоящему лицу, тем больше людей будут заинтересованы его жизнью, непроизвольно сопоставляя его с самим собою и - возможно даже - обретая параллели. Данное предоставляет создателю возможность составить наиболее основательную и прочувственную историю, в которой основным станет психологическое путешествие основного героя, от лица которого проводится рассказ. Что налаживает особую взаимосвязь между чтецом и рассказчиком. Но следует иметь в виду, что персонаж, от лица которого проводится рассказ, многого не понимает и никак не способен понять в силу ограниченности собственных физиологических возможностей и кругозора. Он не знает собственного будущего, не понимает, что находится или совершается в это время в соседнем государстве или даже комнате. Об этом он способен лишь предполагать, основываясь на посторонние подсказки: звуки, запахи и др. Кроме того он не способен прочитывать идеи находящихся рядом людей. Он не способен понимать полностью всю подоплёку совершающегося. Таким образом, раз ограничен основной персонаж, в таком случае и читатель ограничен его восприятием, по этой причине, в подобных творения мнение на мир всегда субъективно. 1.1. Восприятие образа Ники современным читателем. Тонкая игра В. Пелевина, основанная на четком мониторинге особенностей современного читательского восприятия и умелом манипулировании мыслительного образа, достигает своей кульминации в конце повествования. Главная героиня рассказа в некоторых моментах предстаёт перед читателем девушкой-сном, девушкой-фантомом: «Почти все книги, почти все стихи были посвящены, если разобраться Нике – как бы её не звали и какой бы облик она не принимала, чем умнее и тоньше был художник, тем неразрешимее и мистичнее становилась её загадка...». 5 Герой-рассказчик в повествовании Пелевина регулярно стремится пробраться в особый нравственный мир Ники, чуждый для него: «Но что же тогда такое ее душа?»; «Одно время я мечтал узнать, что она обо мне думает...». В надежде обновления и возрождения души. Он надеется, проникнуть в ее загадочный мир, «увидеть какие-то незнакомые способы чувствовать и жить». «Я никогда не звал ее полным именем. Я обходился последним слогом, что было ей безразлично...». Вероятно, повествователь не считает слогом послеударное «ка». Среди чего данное «ка» – наименование первой буквы и заверщающий слог в словах кошка, киска. В нынешней общественной культуре кошка (cat, pussy) – знак дамского сладострастия.?Ника? становится у Пелевина кошкой в соответствии с логикой текста. 1.2. Литературная героиня в национальной эстетической традиции. В национальной эстетической традиции литературная героиня — это натура, более проявленным качеством которой является духовность, «ум сердца», доступность и обнаженность души, стремление отдать эту душу герою. Способная на героический процесс, она, как оказалось, тоньше и глубже героя, при этом «не удостаивая быть умной». Будучи неподражаемой особенностью, она владеет возможностью страдать и жертвовать собой. «Смысл ее жизни — любовь», вследствие чего она в особенности чутка к внутреннему миру своего избранника. Материальность, «неодушевленность» как доминанту в виде героини сформировывают соответствующие описания. Уже само имя героини (Вероника) — «ботанический термин». Рассказчик является для нее «просто раздражителем, вызывавшим рефлексы и реакции». Её «животное бытие» определяет тот факт, что «в сущности, она была очень пошла, и ее запросы были чисто физиологическими — набить брюхо, выспаться и получить необходимое для хорошего пищеварения количество ласки». Привязанности Ники также базируются на физиологии: «Я давно догадывался — Нике нравятся именно такие, как он, животные в полном смысле слова». Даже загадочность ее зеленоватых глаз — «явление чисто оптическое». «Не-конструкции» также высвечивают вполне определенную оценочно-смысловую доминанту. Ника не считалась с чужими чувствами оттого, что «часто не догадывалась о существовании этих чувств», «слова не проникали в ее маленькую красивую голову». 6 Она не чувствительна к ласкам «мои руки, скользящие по ее телу, немногим отличаются для нее от веток, которые касаются ее боков во время наших совместных прогулок», её здравый смысл не предрасположен к путешествиям в прошлое и будущее, она не увлекается музыкой, никто не наблюдал её с книгой. Легко наблюдать, что образ героя строится у Пелевина в русле национальной литературной традиции и придерживается её конвенциям. Он типичен, а образ героини намеренно противопоставлен устоявшемуся стандарту. Но, поставив на место минуса плюс, мы приобретаем основания рассматривать, что, невзирая ни на что, содержание произведения В. Пелевина обусловлено национальной эстетической традицией. 1.3. Конфликт рассказа и по какому типу реализуется художественное переживание. Можно выразить мнение о том, как создан конфликт рассказа и по какому типу реализуется художественное переживание. Наиболее явным протестом в данном случае является произведение «Война и мир», так как в выявлении образа Ники обнаруживается огромное число аллюзий на эпизоды непосредственно данного романа. Героиня Пелевина, как и Наташа Ростова, «была сгущенной жизнью». «Природное изящество и юность придавали всем ее проявлениям какую-то иллюзорную одухотворенность; в ее животном — если вдуматься — бытии был отблеск высшей гармонии, естественное дыхание того, за чем безнадежно гонится искусство, и мне начинало казаться, что по-настоящему красива и осмысленна именно ее простая судьба, а все, на чем я основываю собственную жизнь, — просто выдумки, да еще и чужие». Герой В. Пелевина ощущает определённую боль, когда начинает подразумевать, что не вызывает у Ники никакой заинтересованности, а «сама Ника, сидящая в полуметре, ... недоступна, как вершина Спасской башни». Андрей Болконский не перестает задавать себе вопрос: «Чему она так рада? О чем она думает?» Также и герой Пелевина, который задает себе подобный вопрос «Но что же тогда такое ее душа?», устал от собственного общества, из-за которого ему некуда выбраться, потому что повсюду «умственные построения, как мухи, облепят изображение любого предмета на сетчатке моих глаз». Он рассчитывает проникнуть в ее внутренний мир, для того чтобы отыскать в ней «отблеск высшей гармонии», «измениться, избавиться от постоянно грохочущих в голове мыслей, успевших накатать колею, из которой они уже не выходили». Оба героя подразумевают, что в данном внутреннем мире они не определят ничего подобного на личный привычный мир рефлексии, так как Наташа, безусловно, мыслит «не об уставе военном, 7 не об устройстве рязанских оброчных», а Ника «совершенно свободна от унизительной необходимости соотносить пламя над мусорным баком с московским пожаром 1737 года». Оба героя рассчитывают, проникнуть в этот таинственный мир, «увидеть какие-то незнакомые способы чувствовать и жить». Однако эта призрачная одухотворенность, которая, вероятно, и ввела в заблуждение героя «Ники», недолго остается для него загадкой. Он начинает подразумевать, прерывая тем самым взаимосвязь с традицией, что Ника «в сущности... очень пошла», но счастья нет и не будет: «...у меня хватило трезвости понять, что по-настоящему мы не станем близки никогда». А когда лучшие силы его души отошли «на штурм этой безмолвной зеленоглазой непостижимости», секрет был раскрыт: он осознал, что имеет дело «не с реально существующей Никой, а с набором собственных мыслей о ней». Именно здесь писатель оставляет нам источник к той профессионально выполненной им замене, которую читатель выявляет только в завершении произведения: таинственная и непонятная Ника оказывается сиамской кошкой. Вследствие чего, можно сделать заключение, что конфликт рассказа В. Пелевина «Ника» построен на частичном следовании национальной эстетической традиции образ героя и на намеренном разрыве с ней образ героини. 8 ГЛАВА 2. Литературные приёмы в художественных текстах для создания образа героя. Литературные приёмы в художественных текстах. Художественный мир произведения отличается от действительности тем, что в нём есть сведения об персонажах, их нравах также идеях и мыслях, события их жизни не просто являются авторским вымыслом, однако также отобраны, и сформированы таким способом, для того чтобы они служили в плане писателя, а именно созданию художественного образа. В случае если в реальной жизни некое событие происходит ясным солнечным днём, то это - дело случая. Если то же самое описано в художественном произведении, то это уже - выбор писателя. Автор имел возможность не затрагивать погоду, в случае если она не воздействует на образ, а мог «заставить» светить солнце, для того чтобы выделить ясное, весёлое, душевное состояние героев. В отличие от реальной жизни, в художественном тексте нет случайностей, есть лишь средства создания образа. Литературные приемы для создания образа героя бывают следующие: • Эпитет – это слово, характеризующее той или иной объкт либо действие и при этом выделяющее его специфику. С помощью эпитета можно внести в выражение или фразу новый оттенок, сделав его более живописным и ярким. «Я никогда не называл её полным именем – слово «Вероника» для меня было ботаническим термином. Я обходился последним слогом, что было ей безразлично, а о своей тёзке-богине, безголовой и крылатой, она даже не знала» • Метафора – это выражение либо термин, в основу которого положено сопоставление одного объекта с другим на основе их общей особенности, однако используемое в переносном смысле. «Та, которая... обладает лёгким дыханием; даже после своей смерти не потеряла своей таинственной сиамской красоты»; «Ты совершенно не умеешь их дрессировать, – говорил другой в приступе пьяной задушевности». • Сравнение – это образное высказывание, связывающее между собой всевозможные объекты либо явления при помощи каких-либо единых черт. 9 «Для нее окружающие были чем-то вроде говорящих шкафов»; «…и на моих коленях лежит тяжелый, как силикатный кирпич, том Бунина…». • Аллюзия – это отличительная фигура речи, в которой содержится указание либо намёк на иной факт: политический, мифический, исторический, литературный и д.р. «На штурм этой безмолвной зеленоглазой непостижимости»; «И медленно пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна». • Повтор – это слово либо высказывание, несколько рaз повторяющаяся в одном предложении, усиливающий дополнительную смысловую также эмоциональную выразительность. «Которые по непостижимым причинам появлялись рядом с ней и по таким же непостижимым причинам исчезали»; «Почти все книги, почти все стихи были посвящены, если разобраться Нике». • Олицетворение – это употреблённое в переносном смысле высказывание либо термин, с помощью которого неодушевлённым объектам приписываются особенности одушевлённых. «У каждого в шкафу спрятан свой скелет». • Градация – это метод концепции предложений таким способом, чтобы однородные фразы в них усиливaли или понижали коннотационное значение также эмоциональную окраску. «Дождь пошел снова, и по лужам поплыли пузыри, подобные нашим мыслям, надеждам и судьбам». 2.1. Способы создания образа героини в рассказе В.Пелевина «Ника». Формируя образ?Ники?, В.Пелевин имел в виду популярное во многих национальных цивилизациях сопоставление девушки с кошкой. Таким образом оно существует уже давно, также и в языке имеются «кошачьи» аллюзии, которые автор использует с успехом. Когда лучшие силы души повествователя отошли «на штурм этой безмолвной зеленоглазой непостижимости», секрет был раскрыт: он осознал, что имеет дело «не с реально существующей Никой, а с набором собственных мыслей о ней». 10 Непосредственно тут автор сохраняет нам источник к этой профессионально выполненной им замене, которую читатель выявляет только лишь в завершение повествования: таинственная и непонятная Ника оказывается сиамской кошкой. Также в предшествующем развязке тексте имеется ряд непосредственных предписаний на настоящую натуру Ники: «её запросы были чисто физиологическими – набить брюхо, выспаться и получить необходимое для хорошего пищеварения количества ласки». Особенно чётко звучит в Нике начало: «Я кошка, хожу, где вздумается...» ?Ника?– это демонстрирование постмодернизма. Пелевин остался предан себе: он достиг того, что каждый читатель, познакомившийся с его рассказом и понявший его, будет шокирован. При этом читательское удивление тем сильнее, чем лучше он понимает всемирную литературу, историю и культуру. Возможно, в этом и содержалось основное и единственное желание автора. 2.2. Средства создания образа героини «Ника» в системе литературного произведения. 1. Имя героини, возраст: Писатель предоставляет в тексте непосредственное объяснение имени Ника: «Я никогда не называл её полным именем – слово «Вероника» для меня было ботаническим термином»; «Я обходился последним слогом, что было ей безразлично, а о своей тёзке-богине, безголовой и крылатой, она даже не знала». Тем самым задавая конкретное направление читательскому мышлению. Ника – в древнегреческой мифологии богиня победы. Она всегда изображается крылатой или в позе быстрого движения над землёй. В. Пелевин эпитетами «безголовой и крылатой» намекает на статую Ники Самофракийской - одного из главных экспонатов самого знаменитого музея Лувра. Возраст: «была намного моложе меня», «была так юна и полна сил». 2. Характеристика героя через его действия, поступки, манеру держаться, мысли: 11 «с чужими чувствами она не считалась, но не из-за скверного склада характера, а оттого, что часто не догадывалась о существовании этих чувств»; «я уже понимал, что имею дело не с реально существующей Никой, а с набором собственных мыслей, что передо мной, как это всегда было и будет, оказались мои представления, принявшие ее форму». 3. Портретная характеристика исследуемого объекта: Она – «та, которая... обладает лёгким дыханием; ; даже после своей смерти не потеряла своей таинственной сиамской красоты». Смуглая южная прелесть, маленькая красивая голова, по-кошачьи гибкое тело, природное изящество, зеленоватые глаза, сходство с совершенным произведением искусства. 4. Авторская характеристика героя: «Почти все книги, почти все стихи были посвящены, если разобраться Нике – как бы её не звали и какой бы облик она не принимала, чем умнее и тоньше был художник, тем неразрешимее и мистичнее становилась её загадка...?. Герой-рассказчик в произведении Пелевина постоянно пытается проникнуть в особенный духовный мир Ники, чуждый для него: «Но что же тогда такое ее душа?». «Одно время я мечтал узнать, что она обо мне думает…в надежде обновления и возрождения души. Видеть какие-то незнакомые способы чувствовать и жить».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Литература, 34 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Литература, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Литература, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Литература, 25 страниц
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg