Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МУЗЫКА

Возраста посредством музыкально-дидактических игр и упражнений

cool_lady 1525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.02.2021
Актуальность темы данной работы продиктована тем, что в традиционной методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста не достаточно уделяется внимания организации пения, не разработаны приемы, направленные на развитие индивидуальных вокальных данных ребенка, нет целостности системы развития певческих способностей детей. Учитывая это, была выбрана тема данной работы - формирование певческих возможностей детей старшего дошкольного возраста, беря за основу подготовительную к школе группу детского сада. К этому возрасту дети уже обладают определенными вокальными навыками, их певческий диапазон достаточно расширен, дыхание укреплено, они вполне владеют осмысленным и осознанным пением. Исследователи природы детского голоса Е.И. Алмазов, Н.А. Бернштейн, Е.В. Гурьянов, Т.Г. Егоров, Н.А. Крестовников, К.Е. Платонов отмечают, что формирование исполнительской культуры, исполнительского навыка необходимо начинать в дошкольном детстве. В этом возрасте наиболее доступной для детей является исполнительская музыкальная деятельность в частности пение. В процессе пения дети имеют возможность выражать свой внутренний мир, чувства, эмоции, переживания, настроения посредствам голоса. «Человеческий голос - это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры». (Золтан Кодаи) Исходя из сказанного выше, мы определили тему данной выпускной квалификационной работы следующим образом: «Развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и упражнений». Цель:рассмотреть оптимальные условия развития вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и упражнений. Объект исследования:процесс развития вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования:возможности включения музыкально-дидактических игр и упражнений в процесс развития в музыкальное образование детей старшего дошкольного возраста . Задачи : • Рассмотреть возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста. • Дать психологическую характеристику детей 6-ти лет. • Определить конкретную последовательность формирования певческих навыков в шестилетнем возрасте. • Разработать систему музыкально-певческого материала (песен и упражнений), соответствующих выше названной задаче. • Теоретически обосновать применение на музыкальных занятиях таких педагогических приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования первоначальных певческих навыков. • Апробировать формы и методы занятий с использованием музыкально-дидактических игр и упражнений. • Опытно-экспериментальным путём проверить эффективность использования музыкально-дидактических игр и упражнений в развитии вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: процесс развития вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно если: - в существующие педагогические условия развития вокально-хоровых навыков у детей добавить специально отобранные музыкально-дидактичекские игры и упражнения; - разработать программу по развитию вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: теоретический анализ научно-методической, психолого-педагогической, музыковедческой литературы; анализ музыкального материала; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; диагностирование; статистическая обработка данных; анализ и обобщение полученных результатов. База опытно-экспериментальной работы – БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №91» дошкольные группы Структура работы:выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
Введение

Пение - основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым настроением исполнителя. Песня учит и воспитывает человека. И крылатые слова А.В. Гоголя «Под песню пеленается, женится и хоронится русский человек» тому вечное подтверждение, так как песня сопровождает человека всю жизнь. Недаром психологи утверждают, что сейчас многие дети страдают эмоциональной глухотой, часто бывают жестокими и равнодушными, оглушенными средствами массовой информации, несущими бездуховность и низкую культуру. Именно песне принадлежит роль душевного катализатора «… в песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности, чувство », - говорил К.Д.Ушинский [26, c.35].
Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. Глава 1. Теоретические основы формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………... 1.1. Отечественные и зарубежные авторы о значении музыки и пения в жизни ребенка …………………………………………………………………………………... 1.2. Психологическая характеристика и эмоционально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….. 1.3. Возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста . 1.4. Методические приемы и содержание работы на вокально-хоровых занятиях ... Глава 2. Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения……………………................... 2.1 Потенциал музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………….. 2.1.1 Музыкально-дидактические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста ……………………............................................................................................... 2.1.2 Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей………………………………………………………………………………………. 2.2 Описание опытно-экспериментальной работы по развитию вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и упражнений. Диагностика процесса развития вокально-хоровых навыков у старших дошкольников ……………………………………………. 2.3 Методика использования музыкально-дидактических пособий и игр в различных видах музыкальной деятельности…………………………………………... Заключение………………………………………………………………………………… Библиографический список………………………………………….................................
Список литературы

1. Абелян, Л. Детский хор Института художественного воспитания АПН СССР [Текст] / Л. Абелян, Е. Гембицкая. - Москва : Музыка, 1976. - 115 с. 2. Алексеев, В. Л. Обучение детей выразительному пению [Текст] / В. Л. Алексеев // Дошкольное воспитание. - 1980. - № 1. - 184 с. 3. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада к начальной школе) [Текст] / Ю. Б. Алиев. - Воронеж. : МОДЭК, 1998. -352 с. 4. Алмазов, Е. И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодежи (по данным фонетической лаборатории Института художественного воспитания АПН). В кн.: Развитие детского голоса [Текст] / Е. И. Алмазов - Москва : 1963. - с. 18 -27. 5. Андреев Л. А. Художественный образ гносеологическая структура искусства [Текст] / Л. А. Андреев. - Москва: Наука, 1981. - 192 с. 6. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / O.A. Апраксина. - Москва : Просвещение, 1983. - 224 с. 7. Апраксина, О. А. Выявление неверно поющих детей и методы занятий с ними [Текст] / О. А. Апраксина, Н. Д. Орлова // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10 - Москва, 1975. - 230 с. 8. Арисменди, А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание / А. Л. Арисменди. - Москва : 1989. - 147 с. 9. Арнаутова, О. Где прячется звук? [Текст] / О. Арнаутова // Обруч. - 1997 -№5, с. 17-20. 10. Артоболевская, А. Н. Первая встреча с музыкой (учебное пособие) [Текст] / А. Н. Артоболевская. - Пятое издание - Москва : Советский композитор, 1989. - 103 с. 11. Архипова, J1. Развитие гармонического слуха у детей [Текст] / Л. Архипова, // Дошкольное воспитание. - 1975. - №12. 12. Асафьев, Б. В. О хоровом искусстве [Текст] / Б. В. Асафьев. - Москва : 1980.-213 с. 13. Багадуров, В. А. Вокальное воспитание детей [Текст] / В. А. Багадуров. -Москва : АПН РСФСР. - 1953.- 96 с. 14. Бадалян, Л. О. Слуховое восприятие ребенка [Текст] / Л. О. Бадалян, А. Н. Миронов // Дошк. воспитание. - 1975. - № 12. 15. Баренбойм, Л. А. Музыкальное воспитание в Венгрии [Текст] / Л. А. Баренбойм. Москва : Советский композитор, 1983. - 399 с. 16. Басина, Н. Э. С кисточкой и музыкой в ладошке [Текст] / Н. Э. Басина, О. Суслова. Москва : Линка-Пресс, 1997. - 144 с. 17. Безбородова, Л. А Методика преподавания музыки в общеобразовательном учреждении : учебное пособие для студ. муз. фак. педвузов [Текст] / Л. А. Безбородова. Москва : Академия 2002. - 416 с. 18. Бекина, С. И. Музыка и движение (Упражнения, игры, пляски для детей 67 лет) [Текст] / С. И. Бекина. - М. : Просвещение, 1984. - 288с. 19. Беркман, А. Музыкальное развитие ребенка в процессе обучения пению [Текст] / А. Беркман. - Москва : Просвещение, 1984. - 65 с. 20. Бехтерев, В. М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства [Текст] / В. М. Бехтерев. - Москва : Тип. лит. т-ва И. Н. Кушнерен, 1916. - 144с. 21. Бешенков, С. А. Моделирование и формализация [Текст] : метод, пособие / С. А. Бешенков. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. – 336 с. 22. Бине, А. Вопрос о цветном слухе [Текст] Альманах музыкальной психологии / А. Бине. - Москва : Моск. гос. коне. им. П.И. Чайковского, 1994.-е. 28 -47. 23. Большой Энциклопедический Словарь http://www.vedu.ru/bigencdic/ 24. Боровик, Т. А. Речевые игры на музыкальном занятии [Текст] // Дошк. воспитание. 1998. № 5. 25. Бочев, Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса [Текст] / Б. Бочев. - Москва : АПН РСФСР, 1963. с.329 -337. 26. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет [Текст] / А. И. Буренина. - Санкт-Петербург : Музыкальная палитра, 2012. - 192с. 27. Быков, Н. В. Основы работы с детским хором [Текст] / Н. В. Быков, Метод, пособие. Москва : Всерос. хоровое общ., - 1965. - 46с. 28. Бырченко, Т. О певческом дыхании [Текст] // Дошк. воспитание. - 1962. № 12. 29. Варламов, А. С. Полная школа пения [Текст] / А. С Варламов. - Москва : Просвещение, 1953. - 115. с. 30. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина. - Москва : Просвещение, 1981. - 403 с. 31. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н. А. Ветлугина. - Москва : Просвещение, 1967. - 415 с. 32. Ветлугина, Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр [Текст] / Н. А. Ветлугина. - Москва: Академия педагогических наук, 1958. - 430 с. 33. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов [Текст] / Н. А. Ветлугина, A.B. Кенеман. - Москва : Просвещение, 1983. - 255 с. 34. Ветлугина, Н. А. Развитие слуха и голоса у ребенка 5-7 лет в процессе обучения пению. Развитие детского голоса [Текст] / Н. А. Ветлугина. -Москва : АПН РСФСР, 1963. с.213 - 228. 35. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина. - Москва : Просвещение, 1974. - 175 с. 36. Ветлугина, Н. А. Музыкальный букварь [Текст] / Н. А. Ветлугина. -Москва, 1986. - 100 с. 37. Викат, М. Ю. Индивидуально-дифференцированный подход к певческой деятельности детей (6-7 лет) в процессе коллективных занятий в детском саду [Текст] / М. Ю. Викат. - Москва : Просвещение, 1983. - 16 с. 38. Вильсон, Д. К. Нарушения голоса у детей: Пер. с англ. Д. К. Вильсон [Текст]. - Москва : Медицина 1990. - 448 с. 39. Виноградов, К. П. Работа над дикцией в хоре [Текст] / К. П. Виноградов. -Москва : Музыка, 1967. - 148 с. 40. Виноградов, Л. Система общего музыкального воспитания [Текст] / Л. Виноградов // Музыка в школе. - 2004. - № 35 (16-23). с. 20-25. 41. Витт, Ф. Практические советы обучающимся пению [Текст] / Ф. Витт под ред. Ю. А. Барсова. Ленинград : Музыка, 1968. - 63 с. 42. Войнова, А. Д Развитие чистоты интонации в пении дошкольников [Текст] / А. Д. Войнова. Москва : АПН РСФСР. 1960. - 138 с. 43. Войнова, А. Д. Пути развития чистоты интонирования в пении у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. Д. Войнова // Педагогический вестник. - 1998. - № 3,4. 44. Вопросы методики начального музыкального образования [Текст] / ред.-сост. : В. Натонсон, В. Рудченко. - Москва : Музыка, 1981.-231 с. 45. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1987. - 341 с. 46. Гаттаулина, Н. Т. Совершенствование музыкального вокально-хорового воспитания младших школьников на основе синтеза речевой и певческой деятельности (в условиях православных учебных заведений), дисс. на соиск уч. степе ни. к.п.н. [Текст], Москва : 2000. - 189 с. 47. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. Москва : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007. - 471с. 48. Гейнрихс, И. П. Музыкальный слух и его развитие [Текст] / И. П. Гейнрихс. - Москва : Музыка, 1978. - 82 с. 49. Гогоберидзе, А. Г. Развитие творческой активности дошкольников в играх с потешками // Воспитываем дошкольников самостоятельными [Текст] / Под ред. Т. Н. Бабаевой, 3. А. Михайловой. Санкт-Ппетербург : 2000. - с 80 -86. 50. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - Москва : Издательский центр Академия, 2005. - 320 с. 51. Гонтаренко, Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства [Текст] / Н. Б. Гонтаренко. - Ростов на Дону : Феникс, 2006. - 155 с. 52. Горшкова, Е. В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. [Текст] / Е. В. Горшкова. - Москва : Гном и Д, 2004.- 120 с. 52. Готсдинер, Л. А. Музыкальная психология [Текст] / Л. А. Готсиндер. -Москва : Магистр, 1993. - 190 с. 53. Гродзенская, Н. Л. Подготовка к пению по нотам: Беседы о музыке на уроке [Текст] / Н. Л.Гродзенская // Муз. воспитание в школе. Москва : 1975. Вып. 10. с.95 - 103. 54. Давыдова, М. Игровые приемы на музыкальных занятиях [Текст] // Дошк. воспитание. 1998. № 6. с. 143. 55. Давыдова, Е. В. Как развивать музыкальный слух [Текст] / Е. В. Давыдова - Москва : Музгиз, 1957. - 70 с. 56. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Б. Дмитриев. -Москва : Музыка, 2004. - 366 с. 57. Добровольская, Н. Н. Что нужно знать учителю о детском голосе [Текст] / Н. Н. Добровольская, Т. М. Орлова. - Москва : Музыка, 1972. - 32 с. 58. Емельянов, В. В. Развитие голоса: координация и тренинг [Текст] / В. В. Емельянов. - 4-е изд., пер.- Санкт-Петербург : Лань, 2004. - 192 с. 58. Заседателев, Ф. Ф. Научные основы постановки голоса [Текст] Ф. Ф. Заседателев. - Москва : Издательство 7е, - 2014. - 120с. 59. Зденек, М. Развитие правого полушария. (Углубленная программа высвобождения сил вашего воображения) [Текст]. Пер. с англ. - Минск : Попурри, 1997. - 16с. 60. Зимина, А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие [Текст] / А. Н Зимина. - Москва : ТЦ Сфера, - 2010. -320с. 61. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст] / А. Н Зимина. - Москва : ВЛАДОС, - 2000. -302 с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Отечественные и зарубежные авторы о значении музыки и пения в жизни ребенка Первые отечественные работы, посвященные изучению физических характеристик певческого голоса детей, принадлежат профессору В.П. Морозову. Он очень тщательно исследовал одну из ключевых проблем - развитие детского голоса в зависимости от использования его регистровых возможностей. В фальцетном режиме можно спеть практически все звуки диапазона голоса. Поэтому в детской певческой практике именно он, по мнению большинства специалистов, считается единственно приемлемым. Еще в 1940 году Н.А. Метлов в своей диссертации «Обучение пению детей старшей группы детского сада» ставил вопросы, связанные с охраной детского голоса. Им были определены удобные для каждой возрастной группы певческие диапазоны, выработаны рекомендации по овладению вокальными навыками: звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонирования, слаженность пения. Работа над звуковым диапазоном начинается обычно с нахождения так называемых примарных тонов голоса. Такие звуки есть в любом голосе. М.И. Глинка считал, что они располагаются на тонах спокойной речи. Большинство исследователей и практиков указывают на Фа первой октавы - Ля первой октавы как диапазон примарной зоны для детей. Постепенно диапазон расширяется. Петь - это значит проявлять эмоции и жестом, и словом. Хороший певец - это мим. Без мимики певческое искусство невозможно. Выразительность должна быть постоянной необходимостью. Внесение игровых моментов создает у детей соответствующее настроение, вызывает желание петь и, что очень важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, зажим, исчезает проблема неэмоционального исполнения, ребенок чувствует себя частью творческого коллектива. Деятельность музыкального руководителя детского сада связана с воспитанием детей средствами музыки, приобщением их к миру прекрасного, формированием у них основ музыкальной культуры. Д. Б. Кабалевский писал: «Значение музыки далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования, является могучим средством формирования духовного мира ребенка». Музыка играет важнейшую роль в становлении личности в период его развития. «Музыка вызывает в нас определенную вибрацию, которая влечет за собой психическую реакцию. Когда-нибудь, будет найдена самая нужная вибрация для каждого человека, которая поможет ему» ( Джорж Гершвин). Музыка для ребенка, по словам педагога-музыканта Н. А. Ветлугиной, мир радостных переживаний. Она вызывает у детей эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию [3,11]. «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения» - писал видный психолог Б. М. Теплов. « Доказано, что музыка которую слушает и поет будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может уже и формирует его вкусы и предпочтения» [5,43]. Пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Многие передовые, общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека. Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему виду искусства» и подчеркивал, что пение «первоначально и существенно, подобно разговору». По сути, пение - это синтез слова и музыки. П.П. Белинский в вопросах музыкального воспитания предлагал идти не от музыки к ребенку, а, наоборот, «от ребенка с его переживаниями, настроениями и естественным творчеством к пению, и через пение к музыке». Хочется отметить опыт знаменитого венгерского композитора педагога Золитака Кодая и его последователей. Он придавал особое важное значение хоровому пению во всей системе образования-в детском саду, в школе, в высшем учебном заведение. Человеческий голос считает Кодай,- это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры. Так же Кодай считает пение необходимым видом деятельности, поскольку разучивание мелодий «путем их вокального воспроизведения развивает способность музыкального слухового восприятия» [5,28]. Видный ученый и психолог В. М. Бехтерев одним их первых заговорил о необходимости воспитания детей средствами музыки. В своих работах, посвященных периоду, «первого детства», он писал, что музыка является благоприятным средством для развития внимания, ощущений чувственной сферы. Он полагал, что от «правильно организованного» музыкального воспитания с раннего детства в значительной мере зависит нравственно эстетическое развитие человеческой личности. Концепции выдающихся отечественных психологов и педагогов служат основой для теории и методики воспитания детей средствами музыкального искусства. Песня - яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и, порой, убеждает его сильней чем информация, полученная другим путем. Но в старшем возрасте интерес к песне и желание ее спеть не только на занятии, но и в повседневной жизни носит более осознанный характер. Нередко на прогулках и в группе дети играют в «концерт по заявкам», поют песни, разученные не только на музыкальном занятии, но и услышанные по радио и телевидению, звучащие в быту. Детям, известно, свойственно подражание взрослым. И они подражают: солистам, исполняя песни по одному; ансамблям, собираясь в группы, а, подключая свою игровую деятельность, с удовольствием инсценируют песню, заранее распределив роли [3,44]. Именно песни, по содержанию доходчивые и понятные ребенку, вызывают у него живой интерес, яркий эмоциональный отклик, и огромное желание исполнять песню, выражая в ней свои чувства и настроения. Хоровое пение играет важную роль в развитии ребенка. Искусству хорового пения обучают в яслях, детском саду, школе, специальных учебных заведениях, различных кружках, студиях, хоровых коллективах и ансамблях. Д.Б. Кабалевский образно назвал песню, марш, танец «тремя китами», на которых строится музыкальная структура [12,128]. Пение является важнейшим средством музыкального воспитания, играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка. 1.2 Психологическая характеристика и эмоционально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста У детей старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для психического и личностного развития. У ребенка развивается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок сознательно изучает предметы, выделяя их основные признаки. Дети-дошкольники способны давать первичные эстетические оценки: красиво - некрасиво, нравится - не нравится. Развивается воображение, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. К концу дошкольного возраста ребенок в значительной степени осваивает родную речь. Все перечисленные данные способствуют переходу ребенка на новый уровень развития личности. Он становится более самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется система взаимоотношений со сверстниками, так и со взрослыми. В дошкольном возрасте ребенок пытается установить новые, более зрелые формы отношений с окружающими. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу в этом возрасте: «Я сам». Ребенок пытается самоутвердится . Если поддержать ребенка в его самоутверждении, то у него сформируются такие качества, как инициативность, предприимчивость. Если же родители и воспитатели будут препятствовать утверждению ребенком своего «Я», тот у него могут сформироваться чувство вины и зависимости. В дошкольном возрасте у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу, лежащая в основе формирования самооценки, отношения к самому себе, своим качествам. Дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Поведение ребенка, выражение им чувств - важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Для формирования положительной самооценки ребенку важно понять, что даже ошибаясь, можно продвигаться к поставленной цели. Необходимо чаще говорить ребенку, что он «может», «способен», «умеет», тогда ребенок научится доверять себе, а этому как раз способствует музыкальное искусство. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. В дошкольном возрасте рождается ролевая игра, которая становится ведущей деятельностью. Ролевая игра, вырастая из реальных социальных отношений, играет большую роль в процессе социализации ребенка, так как в ней он осваивает социальные роли, учится выполнять различные социальные функции, учится общаться, сотрудничать, становится на точку зрения другого. Так же необходимо отметить, что эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Эмоциональное развитие ребенка-дошкольника тесно связано с развитием его нравственных представлений и чувств. Таким образом, в дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства. Однако психологические исследования морального развития дошкольников показали, что знание моральной нормы далеко не всегда обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации. Часть детей, хорошо зная норму справедливости, в реальном взаимодействии не соблюдают ее. Вместе с тем большинство детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с нормой. Несоответствие между усвоением нравственной нормы и реальным поведением предопределяет изменение стратегии развития морально-нравственной сферы дошкольника. Эта стратегия должна быть направлена не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь на развитие сопричастности, чувства общности с другими, в целом на формирование доброжелательного отношения к людям. С этой задачей может помочь справиться правильно подобранный музыкальный материал. Мощным фактором развитие гуманных чувств является сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действия и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других. Таким образом, в дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства. Мир эмоции, чувств и нравственных переживаний у дошкольника тесно взаимосвязаны. В общении детей формируется их способность выражать свои чувства, давать им оценку, развивается способность к сочувствию, сопереживанию. В связи с этим на музыкальных занятиях на первый план выходит стратегия эмоционально-нравственного воспитания дошкольника, направленная не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь на развитие сопричастности, чувства общности с другими, в целом на формирование доброжелательного отношения к людям. Музыка вызывает к жизни еще не осознанные мысли и чувства, веру в свои внутренние силы, в свое призвание. Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает внутреннюю красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира [33]. 1.3 Возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста Доктор Е.И.Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях отмечал, что общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности, оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппрата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый, он усиливается резонаторми. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Действительно, дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре первой - до второй октавы). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примерными) звуками для детей 5-6 лет чаще всего являются (ми) фа - си первой октавы. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное. Звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать. Уровень общего музыкального развития, в частности, уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это говорит о том, что у ребенка еще не сформирована координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Исследование взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Тот же доктор Е.И. Алмазов подчеркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины плохого интонирования (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения различных заболеваний [25,9]. Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения, прежде всего учета и изучения певческого диапазона звучания детского голоса. Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Таблица диапазонов детского голоса 2 - 3 года -ми - ля первой октавы - 4 года -ре - ля первой октавы - 5 лет -ре - си первой октавы - 6 лет -ре - си (до) первой октавы - 7 лет -(до) ре первой октавы - до второй октавы. Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять. Наряду с этим важно создать благоприятную звуковую атмосферу, способствующую охране голоса и слуха ребенка. А координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих способностей детей [24]. Развивая вокально-хоровые навыки, необходимо учитывать физическое состояние ребенка 6-7 лет и особенности анатомо-физиологического строения голосового аппарата. В этот период голосовой аппарат у ребенка не совершенен, окончательно не сформирован. Гортань маленькая, голосовые связки короткие, тонкие, небо малоподвижное, дыхание короткое, слабое, поверхностное. Поэтому голос у детей этого возраста не сильный, хотя, порой, и звонкий. Голосовые связи требуют к себе бережного отношения, поэтому нельзя допускать, чтобы дети кричали, напрягали и не берегли голос. Охране детского голоса необходимо уделять достаточное внимание. Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе. Музыкальные занятия следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос ещё «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т.к. можно навредить здоровью ребёнка. Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания, которых пока ещё нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей. Музыкальному руководителю, а также воспитателям необходимо наблюдать за тем, чтобы дети не перегружали голос, связки, не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосоведением, не говорили громко в группе. Крик, шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему. Проводить соответствующую работу с родителями. Показывать им песни, которые они могут разучить с детьми дома, объяснять им вред крикливого пения, громкого разговора детей и взрослых, особенно на улице в холодную, сырую погоду. Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат дома по радио, телевизору, аудио- и видеозаписях. Пение таких песен (особенно громкое их исполнение) наносит вред слабым голосовым связкам ребенка. Воспитателям и родителям надо знать, что диапазон у детей формируется с возрастом, что к старшему дошкольному возрасту у детей певческий диапазон расширен только от ре первой октавы и до второй октавы, а рабочий диапазон, где дети достигают наиболее легкого звучания, ограничен звуками ми - си первой октавы. Для защиты певческих голосов на занятиях можно использовать некоторые оздоровительные упражнения: прежде всего разнообразные дыхательные упражнения, сочетание пения и пассивного движения, чтение нараспев, ритмическое чтение - чередование коротких и длинных слогов по руке («в лесу роди-и-и-лась елочка», «в лесу родила-а-а-сь е-е-елочка»), сочетание речевой интонации с музыкальной и т.д. Это очень помогает детям со слабыми речевыми данными. В простой доступной форме детям объясняется как нужно беречь голос, как дышать. На занятиях можно проводить дыхательную гимнастику, делать специальные упражнения для голосовых связок, гортани, подбирать интересные стихи и песни, содержание которых отражают значение для ребенка правильного дыхания [12,133]. Учитывая возможности детского голоса, никогда нельзя петь с детьми без подготовки и настройки голосового аппарата. Всегда перед началом пения необходимо дать две распевки, одну-две маленькие песенки, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона, например («Две тетери» русская народная мелодия, «Мы запели песенку» музыка Рустамова, «Воробей» музыка Герчик). Их исполнение дает возможность разогревать голос, развивать слух, а пение в транспорте способствует быстрой слуховой перестройке (на полтона - тон выше или ниже). Возрастные особенности певческих дипазонов детей изучались многими исследователями. Н.Д. Орлова определяет так называемый рабочий диапазон, «звучащую зону» (в пределах звуков ми - си первой октавы). Е.И. Алмазов, Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина, А.Д. Войнова, Р.Т. Зинич, А.И. Катинене и другие отмечают, что ненапряженно, естественно звучат детские голоса в пределах ре - си первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводит и более высокие звуки. В Российской системе дошкольного образования произошли определенные положительные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Наряду с типовой программой воспитания детей в детском саду, появились новые комплексные образовательные программы: «Развитие», «Радуга», «Детство» и многие другие, где разделы музыкального воспитания получили обновленное содержательно-методическое обеспечение. В содержание выше указанных программ входят конкретные рекомендации в основном для воспитателей по организации познавательной деятельности детей в рамках личностно-ориентированного взаимодействия их с детьми. В разделе музыкального воспитания даны общие направления в зависимости от той или иной программы, но несмотря на это, прослеживается связь с типовой программой воспитания. Основные требования в разделе «Пение» остаются неизменными, а именно: формировать у детей певческие умения, способствующие выразительному исполнению. учить петь детей самостоятельно и с помощью воспитателя. развивать музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память. развивать голос, формирующий естественное детское звучание. расширять певческий диапазон и т. д. Считается, что уровень развития музыкальных способностей детей зависит от уровня их природных данных. Наличие музыкальных способностей (музыкальная память, ритм, звукоизвлечение) не определяет в дальнейшем степень культуры человека. Любые способности, даже самые слабые данные, можно развить до высокой степени. 1.4 Методические приемы и содержание работы на вокально-хоровых занятиях Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду. Песня звучит на утренниках и развлечениях, музыкальных вечерах и спектаклях кукольного театра, она сопровождает многие игры, танцы, хороводы, она — один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребенок напевает свою незамысловатую мелодию. Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. В детском саду дошкольники поют песни различного характера. Постепенно дети начинают понимать: чтобы передать то или иное настроение в песне, надо исполнять их по-разному: одни песни отрывисто или протяжно, другие — легко или напевно. Использование приема исполнения песни подгруппами или с солистом окажет в этом действенную помощь. Так, Алеша К. очень любил петь. Он знал много песен. Дети всегда с большим желанием слушали его. На музыкальном занятии после вопроса: «Кто хочет спеть песню?»— все сразу поворачивались в сторону Алеши. Конечно, это хорошо, что пение товарища нравится ребятам. Но задача педагога научить самостоятельно петь каждого ребенка, поэтому нужно обращать внимание на малоактивных, застенчивых, робких детей. Мы решили игру «Музыкальный телефон» использовать так, чтобы она помогла каждому выразительно исполнить песню, а не только узнать ее по картинке. При этом дети старались подражать пению Алеши. За основу подражания они брали не манеру исполнения песни, а прежде всего каждый стремился чисто интонировать :и передавать характер песни так же, как и Алеша.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg