Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Содержание психологического консультирования родителей по вопросам воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ

mari_ziteva 1450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 143 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.02.2021
Проблема нашего исследования заключалась в выявлении противоречия детско-родительских отношений между желанием родителей видеть своих детей уверенными, самостоятельными людьми, с одной стороны, и гиперопекой в воспитании - с другой. Целью исследования являлось изучение влияния консультативного процесса на динамику родительских установок в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Введение

Введение Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска стратегии и содержания психологического консультирования родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих низкий уровень самостоятельности. Родительская гиперопека ослабленного ребенка, сначала «вынужденная», потом закрепившаяся в качестве привычной модели воспитания мешает развитию эмоционально-волевой, познавательной, коммуникативной сфер ребенка. В жизни любого человека важную роль играет семья. Так и для ребенка с нарушениями развития семья является основным институтом социализации. Рождение в семье такого ребенка воспринимается его родителями как трагедия, потеря перспектив и смысла жизни. На протяжении своего жизненного цикла семья, воспитывающая ребенка с нарушениями развития, постоянно встречается с самыми различными трудностями, неблагоприятными условиями, специфическими проблемами. Во многих семьях возникают проблемы организации жизнедеятельности ребенка и семьи в целом. Это нередко приводит к конфликтам между родителями и другими членами семьи, стрессовым и фрустрационным состояниям и эмоциональным переживаниям родителей. Именно данный период классифицируется как серьезное испытание для семьи. Л. С. Выготский придавал существенное значение детско-родительским взаимоотношениям, когда говорил о том, что «ребенок попадает под воздействие среды своих близких, обстановки, той роли, которую в отношении его играют окружающие», и где «…мать (взрослый)…для ребенка… является первой социальной средой» [10, С. 359]. Формирование диады «мать – ребенок» составляет доминанту развития всех психических функций и личностного становления ребенка и особенно ребенка с нарушениями развития. Кроме того, Л.С. Выготский отмечал, что дети с нарушениями развития испытывают трудности взаимодействия с окружающим миром, прежде всего с окружающими людьми, т. е. трудности социального взаимодействия. Образно он называл эти трудности «социальным вывихом», который препятствует приобретению ребенком знаний, опыта «врастания его в культуру» [37]. Дети с ОВЗ нуждаются в особой помощи взрослых, однако определение степени необходимой помощи является важным условием в достижении поставленных задач развития ребёнка. Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с ОВЗ, проблема их подготовки к самостоятельной жизни и труду. В своём исследовании к закономерностям развития самостоятельности детей дошкольного возраста мы подходили с позиции культурно-исторического и деятельностного подходов. Истоки проявления самостоятельности наблюдаются в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личности». Дальнейшее развитие самостоятельности связано с освоением ребенком разных видов деятельности – игровой, трудовой, продуктивной. Так игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. Каждая деятельность, в которую включён ребёнок, оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Игра способствует развитию активности и инициативы, потому что создаёт положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно (Д. Б. Эльконин) [19]. С.В. Теплюк отмечает, что «истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении». Л.С. Выготский, давая характеристику дошкольному возрасту, отмечал, что к концу раннего возраста ребенок начинает выделять себя как самостоятельного субъекта в мире взрослых, что создает предпосылки для новой социальной ситуации развития. С учетом особенностей детей дошкольного возраста поддержка становления самостоятельности имеет особую значимость. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве целевых ориентиров развития самостоятельности дошкольников по завершению этапа дошкольного образования выделяет следующие возможные достижения ребёнка: • проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструирование и др.; • способность выбирать себе род занятий, партнёров по совместным занятиям; • способность к волевому усилию и способность принятия решений. Проблема исследования состоит в выявлении противоречия детско-родительских отношений между желанием родителей видеть своих детей уверенными, самостоятельными людьми, с одной стороны, и гиперопекой в воспитании- с другой. Цель исследования: изучение влияния консультативного процесса на динамику родительских установок в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ. В соответствии с заявленной целью нами были сформулированы следующие теоретические и практические задачи: 1. Рассмотреть понятие «самостоятельность» в современной психологии. 2. Рассмотреть теоретические аспекты изучения детско-родительских отношений в различных психологических направлениях. 3. Проанализировать опыт изучения проблемы психологического консультирования родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ. 4. Подготовить методы для проведения эмпирического исследования. 5. Разработать программу консультирования, направленную на преодоление затруднений у родителей при воспитании самостоятельности детей. 6. Апробировать консультативную стратегию. Объект исследования: психологическое консультирование аспектов детско-родительских отношений. Предмет исследования: психологическое консультирование родителей по вопросам воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ. В своей работе нами была сформулирована следующая гипотеза, основанная на предположениях о том, что: 1. Низкий уровень развития самостоятельности ребёнка старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОВЗ связан с деструктивными стилями воспитания. 2. Консультативная деятельность родителей детей с ОВЗ является эффективным средством, обеспечивающим положительную динамику в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста. Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы необходимо разработать комплекс методов, включающий теоретический анализ социально – психологической литературы по проблеме исследования, проведение эмпирического исследования, количественный и качественный анализ результатов исследования. Практическая значимость связана с возможностью использования полученных данных в психологической консультационной и психокоррекционной работе психологической службы дошкольного образования в разрешении проблемы низкого уровня самостоятельности ребёнка с ОВЗ, а также в рамках лекционных, семинарских занятий. Новизна исследования: заключается в исследовании трудностей, возникающих у родителей при формировании самостоятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ, и разработке программы, направленной на формирование оптимального стиля воспитания в семье для повышения самостоятельности ребёнка дошкольного возраста, является одной из малоизученных тем. Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты выпускной квалификационной работы были частично апробированы на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы психолого-педагогического образования» СурГПУ 19 апреля 2019 г. (выступление с докладом; публикация статьи); на всероссийской международной научно-практической конференции, посвященной Н.В. Промоторовой «Педагогика в интегрированном пространстве науки и практики» 29-30 марта 2019 г. ТюмГУ (публикация статьи), на международной научно-практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека» НГПУ 19 апреля 2019 г.; на сайте www.педагоги. онлайн (социальная сеть для педагогического сообщества РФ), 26 мая 2020 г. опубликована статья «Аргументация необходимости консультативной работы для родителей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОВЗ с низким уровнем развития самостоятельности».
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ подходов психологического консультирования детско-родительских отношений по вопросам становления самостоятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ 8 1.1. Содержательные характеристики психологического консультирования детско-родительских отношений в различных психологических теориях 8 1.2. Проблема формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 11 1.3. Современные подходы к проблеме психологических особенностей детей дошкольного возраста с ОВЗ 17 1.4. Опыт изучения проблемы психологического консультирования родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ 25 Выводы по 1 главе 33 Глава 2. Эмпирическое исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самостоятельности дошкольника с ОВЗ в процессе психологического консультирования 35 2.1. Методы эмпирического исследования 35 2.2. Результаты исследования проявления уровня самостоятельности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ОВЗ 40 2.3. Описание системы психологического консультирования родителей по развитию самостоятельности дошкольников с ОВЗ 50 Выводы по 2 главе 65 Заключение 67 Список литературы 69 Приложения 76
Список литературы

1. Агаева И.Б. Терминологический словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии. Красноярск, 2014. – 204 с. 2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Изд.2-е. М.: независимая фирма «Класс», 2000.-237 с. 3. Андронникова О.О. Основы психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013.- 346 с. 4. Афонькина Ю.А. Технология комплексного сопровождения детей/ Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова.- Волгоград: Учитель, 2013.-139 с. 5. Богатая О. Ф., Павалаки И. Ф., Рассказова, Н. П. Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях: метод. рекомендации / Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры "Сургут. гос. пед. ун-т ". - Тюмень: Аксиома, 2013. – 289 с. 6. Болгарова М.А., Кожанова Н.С., Павалаки И.Ф., Рассказова Н.П., Степанова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие. Направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование, магистерская программа «Педагогика и психология инклюзивного образования» - М.: Издательство «Перо», 2016. - 326 с. 7. Боулби Д. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. - 480 с. 8. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. — 144 с. 9. Вербина Г. Г. Психодиагностика и консультирование семьи: учеб. пособие / Г. Г. Вербина. Чебоксары: Изд-во Чуваш.ун-та, 2015. - 246 с. 10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. -262 с. 11. Галустова О.В.Психологическое консультирование: конспект лекций / О. В. Галустова.- М.: А-Приор, 2006. – 241 с. 12. Гладкая В.В. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни // Воспитание и обучение детей с на- 12. рушением развития. 2010. № 5. С. 32-41. 13. Глухов В. П. Специальная педагогика и специальная психология: учеб. для акад. бакалавриата: для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / В. П. Глухов; Моск. пед. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017.-279 с. 14. Глэддинг С. Психологическое консультирование (Электронный ресурс). Режим доступа: http://nashaucheba.ru/v56701. 15. Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи / Пер. с англ. – М.: Форум, 2004.- 258 с. 16. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб., 2001. – С 45-51. 17. Гуткевич Е. В. Психолого-генетические технологии выявления факторов психической дезадаптации семейных систем: учеб.пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) 37.05.01 Клиническая психология / Е. В. Гуткевич, М. Н. Каткова. Томск: Изд. дом Томск.гос. ун-та, 2015.-266 с. 18. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – М.: Академкнига, 2005. – 247 с. 19. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус.- Минск: Университетская, 1997.- 187 с. 20. Добрынина О.А. Проблема формирования благоприятного социальнопсихологического климата семьи: дис.канд. психол. наук. М., 1993. 21. Дружинин В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2011.- 342 с. 22. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.- СПб.: Питер, 2001.- 320 с. 23. Дубровиной И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с. 24. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 567 с. 25. Ершова И.А., Пермякова М.Е., Вильгельм А.М. Основные направления консультативной работы с семьёй: Издательство Урал. Ун-та, 2018.- С . 67-74. 26. Желиба Н.С., Морозова Н.А Психолого-педагогическая профилактика дезадаптации ребенка с ОВЗ.- М.: Гном-Пресс, 2012.-345 с. 27. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду .- 1998.- №1.- с. 9-17. 28. Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – СПб.: Издательство ППМИ, 2003. – 186 с. 29. Карлина Р.П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие прогр., метод. обеспечение: [для образоват. учреждений 7-8 видов] / авт.-сост. -: Учитель, 2016. 30. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. 2014. 14. № 1. С. 112-115. 31. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 2000.-222 с. 32. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья.- 2004.- №2.- с. 5-14. 33. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Т.А. Добровольская. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2006.-256 с. 34. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь в специальном образовании: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование", 44.03.03 "Специальное (дефектологическое) образование" (квалификация (степень) "бакалавр") / И. Ю. Левченко, Т.- 269 с. 35. Н. Волковская, Г. А. Ковалева. - М.: ИНФРА-М, 2017. – 313 с. Линде Н. Д.Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / Н. Д. Линде. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2013.-331 с. 36. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2002. — 560 с. 37. Лубовский, В. И. «Врастание в культуру» ребенка с нарушениями развития / Лубовский // Культурно-историческая психология. – 2006. – № 3. С. 127-135. 38. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академии», 20010. – 208 с. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с. 39. Мастерство психологического консультирования / под ред. А. А. Бадхен, А. М. Родиной. СПб.: Речь, 2007. – 321 с. 40. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. – М.: Смысл, 2000.-221 с. 41. Микерина, А.С. Теоретические обоснование проблемы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста / А.С. Микерина. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 5. – С. 77–81 42. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.; Воронеж: Моск. психолого-социальный институт. НПО «Модэк», 1999.- 346 с. 43. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. — М., 2001. — 288 с. 44. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Н. Л. Белопольская // Дефектология. – 1984. – № 5. 45. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000. 46. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб.для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-347 с. 47. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во института психотерапии, 2003.- 240с. 48. Олифирович Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование: теория и практика. – Мн.: Тесей, 2005.-351 с. 49. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов вузов. - М., 2000.-244 с. 50. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению /сост. М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Академия, 2002.- 125 с. 51. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. — М.: Питер, 2006. — 294 с. 52. Перетяни Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология // Психология. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://psihologia.biz/psihologiya-korrektsionnaya/spetsialnaya-pedagogika-korrektsionnaya.html.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретический анализ подходов психологического консультирования детско-родительских отношений по вопросам становления самостоятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ 1.1. Содержательные характеристики психологического консультирования детско-родительских отношений в различных психологических теориях Детско-родительские отношения - один из видов семейных отношений, которые представляют собой систему разнообразных чувств, представлений, оценок, поведенческих реакций и стереотипов родителей и детей в отношении друг друга. Они имеют свою специфику, отличающую их от других межличностных отношений. Детско-родительские отношения – важнейший фактор, определяющий развитие и социализацию ребёнка. Изучение вопроса детско-родительских отношений остаётся неизменно востребованным на протяжении всего развития психологии. Многих психологов самых различных направлений и школ давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Отечественные психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л. И. Божович, В. С. Мухина и др.) в качестве доминирующей стороны в развитии выделяют социальный опыт, воплощённый в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребёнком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных, умений знаний, но и развитие способностей, формирование личности. Для развития личности ребёнка важна гармонизация семейных отношений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg