Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ОЦЕНОЧНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В ЯЗЫКЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

mari_ziteva 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.02.2021
Характер функционирования оценочных прилагательных в языке современных СМИ отражает определенные особенности и тенденции его развития, к которым относятся демократизация языка и такие ее следствия, как жаргонизация журналистской речи, ее огрубление и тенденция к вербальной агрессии. Усиление личностного начала проявляется, к примеру, в высокой плотности оценочных прилагательных в газетном тексте, ироничности авторских оценок.
Введение

В настоящее время язык СМИ характеризуется значительной степенью оценочности; превалированием негативных эмоций в их градации, реализуемых снижением, огрублением и даже агрессивностью публичной речи; повышенной экспрессией, создаваемой, к примеру, метафорическими и окказиональными образованиями. Эти характеристики языка современных СМИ изучаются в целом ряде научных изысканий, но функционирование в них адъективной оценочной лексики в качестве одного из основных специфических средств выражения оценки пока не получило исчерпывающего описания. Актуальность работы заключается в том, что она выполнена в русле современных направлений лингвистической науки ,что позволяет реализовать многоаспектный подход к анализу оценочных прилагательных в языке СМИ в плане их семантических, стилистических, коммуникативно-прагматических особенностей. Цель работы: исследовать прилагательное как одно из основных языковых средств выражения оценки; показать функционирование оценочных прилагательных в языке современных СМИ. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач: 1) рассмотреть семантические особенности оценочных прилагательных; 2) охарактеризовать используемые в языке СМИ явления адъективной метафоры оценочном аспекте; 3) выявить и описать оценочные прилагательные в языке современных СМИ; 4) показать роль адъективной оценочной лексики в реализации воздействующей функции языка СМИ. Объектом исследования являются тексты современных средств массовой информации, рассматриваемые в аспекте реализации в них адъективной оценочной лексики. Предметом исследования являются оценочные прилагательные, функционирующие в языке современных СМИ. Источник языкового материала исследования: современные российские газеты, « Российская газета», «Литературная газета», «Новая газета», «Независимая газета», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда»,, «Собеседник», «Коммерсант», «Известия» и др. Основные методы исследования: описательный, предполагающий непосредственного семантического наблюдения; метод контекстуального анализа. В качестве базовых использовались общенаучные приемы систематизации, классификации и интерпретации . Теоретической базой диссертации служат работы в рамках семантического, формального, функционального, прагматического подходов к изучению языковых единиц, в их числе исследования по семантике оценки (Е. М. Вольф, Н. Д. Арутюнова, В. И. Шаховский, Т. В. Маркелова, В. Н. Телия и др), по языку СМИ (В. Г. Костомаров, М. Н. Володина, С. И. Сметанина и др.), по медиалингвистике и функциональной стилистике (Т. Г. Добросклонская, Н. И. Клушина, Г. Я. Солганик и др), по лингвистике текста и теории дискурса (Ю. Н. Караулов, Н. Е. Сулименко и др.). Практическая значимость работы- результаты дипломной работы и представленный в ней языковой материал может быть использован на уроках русского языка в средних и старших классах при изучении стилистики русского языка, а также в подготовке спецсеминаров в лицеях с углублённым изучением русского языка и литературы. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА I.ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ И ЯЗЫК СОВРЕМЕННЫХ СМИ……………………………………………………………………………….5 1.1. Место языка СМИ в литературном языке. Современная языковая ситуация…………………………………………………………………………5 1.2. Публицистический стиль. Общая характеристика медиаречи…….12 ГЛАВА II.ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ТЕКСТАХ СМИ……………………………………………………………………..22 2.1.Имя прилагательное............................................................................................. 22 2.2. 2.2. Формы субъективной оценки качества……………………………34 2.3. Оценочные прилагательные в заголовках СМИ ……………………..35 2.4.Оценочная адъективная метафора в текстах СМИ...............................45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..54 СПИСОК ИСПОЛБЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..56
Список литературы

1. Аветисян, Н. Г. Язык СМИ как фактор развития языка // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002. №4. С.80–86. 2. Арутюнова, Н. Д. Метафора и дискурс [Текст] / Н. Д. Арутюнова // 3. Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976. 4. Виноградов, В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) . - М., 1972. - Изд. 2. 5. Вовчок, Д. П. Семантическая оправданность образных речевых 6. Вовчок, Д. П. Семантическая оправданность образных речевых средств газеты [Текст] / Д. П. Вовчок // Проблемы современной советской печати. - Свердловск, 1978. - С. 127-142. 7. Володина, М. Н. Язык СМИ - основное средство воздействия на массовое сознание // Язык средств массовой информации / Под ред. М. Н. Володиной. - М.: Альма Матер, 2008. - С. 3-24. 8. Вольф, Е. М. Грамматика и семантика прилагательного (на материале иберо-романских языков). - М.: Наука, 1972. 9. Вольф, Е. М. Грамматика и семантика прилагательного (на материале иберо-романских языков) [Текст] / Е. М. Вольф. - М.: Наука, 1972. - 200 с. 10. Вольф, Е. М. Функциональная семантика оценки . - М.: Наука, 1985. - 228с. 11. Галкина-Федорук, Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в 12. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка: Учеб. пособие. - М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997. 13. Добросклонская, Т. Г. Роль СМИ в динамике языковых процессов // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. №3. С.38–54. 14. Добросклонская, Т. Г. Язык СМИ: становление и содержание понятия / Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. №4. С. 9–15. 15. Земская, Е. А. Язык как деятельность: Морфема. Слово. Речь - М., 2004. 16. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971 17. Макарова Е. А. Семантика качественных и относительных прилагательных в когнитивном освещении // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Серия: Филология. 2011. № 2(14). – С. 184- 190. 18. Маркелова Т.В. Семантика оценки и средства ее выражения в русском языке: дис. док. филол. н.- М., 1996 19. Пименова М. В. Проблемы когнитивной лингвистики и концептуальных исследований на современном этапе: коллективная монография // Ментальность и язык: колл. монография / отв. ред. М.В. Пименова. Вып. 7.– Кемерово: КемГУ, 2006. – С. 16-61 . 20. Солганик Г. Я. Публицистический стиль // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. 2-е изд., испр. и доп. М. : Флинта : Наука, 2006 С. 312 21. Солганик, Г. Я. Введение / Г. Я. Солганик // Язык СМИ и политика / Под ред. Г. Я. Солганика. — М.: Издательство Московского университета; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2012. — С. 8-26. 22. Солганик, Г. Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения: ок. 10 000 слов и выражений [Текст] / Г.Я. Солганик. - М.: Аст: Астрель. - 2008. 23. Скляревская, Г. Н. Лексикографическая стилистика: состояние и проблемы [Текст] / Г. Н. Скляревская // Словарные категории / Под ред. Ю.Н.Караулова; М.: Наука, 1988. 24. Скляревская, Г.Н. Метафора в системе языка. — СПб.: Изд-во наука, 1993. 25. Солганик, Г.Я. О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ) / Г.Я. Солганик // Язык современной публицистики: сб. статей. - М.: Флинта: Наука, - 2005. - С. 13-30. 26. Сулименко, Н. Е. Современный русский язык: К изучению семантики имен прилагательных: учеб. пособие [Текст] / Н.Е. Сулименко. - СПб.: Изд-во Поли-техн. ун-та, 2008. 27. Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. - М.: Прогресс, 1990.-С. 5-32. 28. Чудинов // В сб. Лингвистика. Бюллетень Уральского лингвистического общества. -Т.6. - Екатеринбург: 2001. - С. 3 8 - 53. 29. Чудинов, А. П. Политическая лингвистика: Учеб. пособие - М.: Изд-ва «Флинта», «Наука». 2006. 228. Чудинов, А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000) [Электронный ресурс]. - Екатеринбург, 2001.. Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics2/chudinov-01.htm#610. 30. Чудинов, А. П. Структурный и когнитивный аспекты исследования метафорического моделирования (регулярной многозначности) 31. Щерба JI.B. Избранные работы по русскому языку М, 1957 Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: учеб. пособие [Текст] / Ответств. ред.: д.ф.н. проф. М. Н. Володина. - М.: Изд-во МГУ, 2003.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ И ЯЗЫК СОВРЕМЕННЫХ СМИ 1. 1. Место языка СМИ в литературном языке. Современная языковая ситуация Главной особенностью современного языкового состояния является факт функционально-стилевого расслоения литературного языка: современный русский литературный язык реально существует и развивается как система относительно замкнутых функциональных стилей, каждый из которых имеет свои средства выражения, отвечающие внутренним и внешним задачам конкретной сферы общения. Литературный язык сегодня — это и газеты, и журналы, и публичная речь, и художественная литература, и радио, и телевидение. И в каждом случае литературный язык имеет свои особенности. Если в XIX веке основной стилистической оппозицией в рамках литературного языка было противопоставление «книжное – разговорное», то в наше время, как было отмечено профессором Г. Я. Солгаником, в качестве членов стилистической оппозиции могут выступать характерные элементы любых двух стилей, ибо каждый функциональный стиль осознается как самостоятельная стилистическая реальность. И это значительно усложняет картину современного языкового функционирования и развития, делает литературный язык полифункциональным и полифоничным, имеющим как бы несколько стилистических регистров. Но если, с одной стороны, статус современного русского литературного языка определяется его функционально-стилевым расслоением, формированием относительно замкнутых средств выражения, то с другой — наблюдается, по мнению ученого, противоположно направленный процесс взаимодействия функциональных стилей, выражающийся в создании новых стилистических объединений (видов литературы и жанров) или в регулярном использовании единиц того или иного стиля в маркированных в рамках другого стиля. Оба процесса взаимосвязаны и определяют характер функционирования и развития современного литературного языка.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg