Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности внеурочной деятельности младших школьников

mari_ziteva 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.02.2021
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил уточнить содержание понятия «познавательных универсальные учебные действия младших школьников». Под «универсальными учебными действиями младших школьников» мы понимаем совокупность обобщённых действий обучающегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Введение

Актуальность темы. Внеурочная деятельность является частью всего учебно-воспитательного процесса, при котором деятельность школьников осуществляется во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Внеурочная работа актуальна тем, что ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников. Это выражается в том, что у внеклассной работы больше возможностей в осуществлении воспитательных функций каждой дисциплины. В современной школе очень важно заинтересовать учебным предметом учащихся, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности, вот почему внеклассная работа была важным звеном учебно-воспитательного процесса и остается актуальной в наше время. Но в организации и реализации планов учебно-воспитательного процесса порой можно столкнуться с рядом трудностей: не понимание ученика и учителя, конфликтные отношения со сверстниками, не усвоение пройденного материала и поэтому использование продуманной внеурочной деятельности занимает особое место в учебно-воспитательной процессе. Учебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время в разнообразных формах воспитательной работы. В методической литературе встречают¬ся различные трактовки термина внеуроч¬ная деятельность. Например, «...внеуроч¬ная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в кото¬рых возможно и целесообразно решение за¬дач их воспитания и социализации». При таком подходе внеурочная деятель¬ность понимается узко. Другое определение внеурочной дея¬тельности встречается в письме Департа¬мента общего образования: «...под внеуроч¬ной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образова¬тельную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образова¬тельной программы начального общего об¬разования». Исходя из данного опреде¬ления, внеурочной можно считать деятель¬ность, если она осуществляется вне клас¬са – группы постоянного состава на весь период обучения. Группа, в которую объ¬единяются школьники для занятий внеу-рочной деятельностью, может быть дина¬мичной, разновозрастной, с разным уров¬нем подготовки, кроме того, ее члены могут обучаться по различным учебным планам и программам, а занятия могут проходить вне классного помещения, главное – внеуроч¬ное занятие не может быть построено так же, как урок. Внеурочная деятельность, организованная по направлениям развития личности содержит в себе большой потенциал для самовыражения и самоопределения обучающегося. Свобода выбора направления внеурочной деятельности, кружков, секций, факультативов, курсов по выбору и обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. В связи с этим образовательными организациями разработаны различные модели организации внеурочной деятельности, максимально учитывающие интересы обучающихся и возможности школ. Анализ ситуации и реализуемых моделей в школе №1 позволил сделать вывод о том, что наиболее распространенной формой организации внеурочной деятельности является кружок. Актуальность темы подтверждается и последними нормативными документами, например, в письме Минобрнауки России от 28. 10. 2015 № 08 - 1786 «О рабочих программах учебных предметов» говорится, что «основными элементами рабочей программы учебного предмета, в соответствии с подготовленными изменениями, являются планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета..., а программа внеурочной деятельности должна содержать личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности» [23]. Внеурочной деятельностью занимались много ученых такие как Л.К. Балясная, Н.Ф. Дик, А.А. Рубин, Н.В. Фомина, З.В. Юрченко, но в данной работе рассмотрим проблему организации внеурочной деятельности по источникам Григорьева Д.В., Глигмана И.З. Они говорили о том, что больше внимания необходимо уделить созданию условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Цель: теоретическое и практическое обоснование возможности развития познавательных способностей во внеурочной деятельности младших школьников. Объект исследования: образовательный процесс развития познавательных способностей во внеурочной деятельности младших школьников. Предмет исследования: организация внеурочной деятельности младших школьников и педагогическое развитие познавательных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности. Гипотеза исследования. Предполагаем, что развитие познавательных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности будет более эффективным при обеспечении следующих условий: - совершенствование форм и методов развития познавательных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности; Использование в кружковой работе практической деятельности обучающихся; - применение индивидуальной и парной форм работы, игр, индивидуальной и коллективной исследовательской работы обучающихся; - использование различного познавательного материала, творческих заданий, заданий поисково-исследовательского характера, а также логических упражнений. В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы задачи исследования: - оценить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике во внеурочной деятельности младших школьников; - изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; - Выявить особенности развития познавательных способностей во внеурочной деятельности младших школьников; - провести опытно-экспериментальную работу и анализ ее результатов. Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие разнообразные методы: - теоретические: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ специальной литературы; общенаучные методы исследования – обобщение, систематизация, сравнение, сопоставление и др.; - эмпирические: наблюдение, собеседование с учителями и школьниками, знакомство и анализ с результатами творческих работ младших школьников; - статистические: математическая обработка данных педагогического эксперимента и т.д. Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования организационно-педагогических условий в начальной школе, повышение эффективности развития познавательных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности. Материалы ВКР также можно использовать при проведении занятий педагогического цикла при изучении курса по выбору, при написании докладов, рефератов и т.д. Базой нашего исследования являлась школа МБОУ - "Гимназия №1" г. Махачкала РД , 2«а»класс. Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 Глава I. Теоретические основы организации внеурочной деятельности в начальных классах…………………………………………8 1.1.Понятие внеурочной деятельности в педагогической литературе……………………………………………………………………….8 1.2. Внеклассная работа как одна из форм образовательного процесса в начальной школе………………………………………………............................14 Глава II. Педагогические условия развития познавательных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности.…..…………………......................................................................20 2.1. Организация внеурочной деятельности в начальной школе…………………………………………………………………………….20 2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности..........................................................................................................33 Заключение………………………………………………………………49 Список использованной литературы ………………………………..50
Список литературы

1. Аксюченко В.Н. Развитие познавательной активности в процессе формирования общих учебных умений у подростков: Дисс. ...канд. пед. наук. -М., 1985. 2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя /под ред. А. Г. Асмолова. - М.: «Просвещение», 2008. 3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.:Просвещение, 2012. 4. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. - М.: Просвещение, 2013. - 177 с. - (Работаем по новым стандартам). 5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223с. - (Стандарты второго поколения). 6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с. - (Работаем по новым стандартам). 7. Демидова Т.Е. Профессиональная подготовка учителя к формированию общеучебных умений у младших школьников: Монография. - Брянск:Изд. БГУ, 2005.-С. 15-16. 8. Евладова Е.Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». - 2012. - № 3. - с. 15-26. 9. Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке / А. Золотухина // Математика. Газета изд. дома «Первое сентября». - 2010. - № 4. 10. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.- М.: Знание, 1981 11. Кулагина А. А. Теоретические основы методики обучения младших школьников по программе «Начальная школа XXI века»: Учеб. Пособие. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2010. 12. Кутрухин И.П. Роль кружков в развитии младшего школьника / И. П. Кутрухин // Начальная школа. - 1993. -№1.-С.14-15. 13. Леонтьев А.А.Что такое деятельностный подход в образовании? //Начальная школа плюс ДО и После. - № 01, 2001. 14. Маркова Н.И. Правила эргономики. Волгоград. Учитель. 2008. 15. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения // Исследование мышления в современной психологии. - М.: Наука, 1966. 16. Носова И.В. Особенности работы в малых группах // Начальная школа плюс до и после. № 6. 2004. 17. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.-М.: АРКТИ, 2003. - 112с. (Методическая библиотека). 18. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности // Учитель. № 4.2000. 19. Педагогика лета. Ч. IV. Организация занятий художественным творчеством в образовательно-оздоровительном лагере: Метод,пособие / Под ред. О.П. Савельевой, Л. Н. Ходуновой. - Магнитогорск: МаГУ, 2003.-108 с. 20. Петерсон Л. Г., Агапов Ю. В., Кубышева М. А., Петерсон В. А.Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. - М., 2006. 21. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...» / Построение непрерывной сферы образования. - М., 2007. 22. Петрова И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой ученый. - 2011. - № 5. Т.2. 23. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786 "О рабочих программах учебных предметов" [Электронный ресурс]. URL:http://www.edurm.ru/attachments/article/2423/rp.pdf (07.05.2016). 24. Программа формирования универсальных учебных действий //Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009. 25. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4классы. Программа внеурочной деятельности в начальной школе. - М.:Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. 26. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения // Начальная школа. - 2012. - 302с. 27. Савинов Е.С.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2010. – 191с. 28. Савушкина Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина // Завуч начальной школы. - 2008. - № 4. 29. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащегося на уроках физики. - М.: Просвещение, 1988. 30. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.1. -Л.,1949. -С.67. 31. Шамова Т.И. Педагогические основы активизации учения школьников. -М.: Педагогика, 1981.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности в начальных классах 1.1.Понятие внеурочной деятельности в педагогической литературе В данном параграфе рассмотрим понятие внеурочной деятельности в современной научно-педагогической литературе. В работах ученых выделяется несколько определений внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно-полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях [1]. Внеурочная деятельность — часть деятельности учащихся в школе. Это самообслуживающийся труд школьников, их участие в кружках и спортивных секциях, в конкурсах, олимпиадах, диспутах, в школьных и классных вечерах, в играх и походах, занятия в библиотеке. Эта деятельность, организуемая и направляемая педагогами, является весомым средством воспитания школьников[2].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg