Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕНЕДЖМЕНТ

Опыт и перспективы реализации территорий опережающего экономического развития РФ по материалам ЦЭМИ РАН

mari_ziteva 1150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 114 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.02.2021
Обстановка, сложившаяся в результате кризиса, экономических санкций и падения цена на нефть, заставила ответственные и заинтересованные общественно - политические круги России пересмотреть отношение к положению в стране и ее будущему. Более реалистичный взгляд на ближайшую и отдаленную перспективу позволил понять, что необходимо интенсивно развивать экономику, опираясь, прежде всего, на внутренний потенциал, сбалансировать векторы международного сотрудничества; укреплять позицию в системе межгосударственных отношений и быть готовыми к ее защите. Создание территорий опережающего социально-экономического развития направлено на формирование полюсов роста, базирующихся на проектах, максимально вписывающихся в естественную среду регионального воспроизводства.
Введение

Как правило, под словом «территория», понимается земельное пространство, ограниченное какими-либо пределами, границами. В конце ХХ века в России появляется термин «территория с особым экономическим статусом», который так же обозначает ограниченное земельное пространство пригодное для проживания и производства, но ее отличительными чертами являются присущие этой территории льготные экономические преференции и особое юридическое положение. При этом, такую характеристику, как «ограниченное земельное пространство» не следует приравнивать к административно - территориальному делению, особые зоны выступают не в качестве обособленных географических территорий, а как национальные экономические пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая на других территориях. Основной общей характеристикой для всех зон является то, что все они представляют собой зоны сознательно организованного предпринимательства, основанного на производстве специализированной продукции или услуг и свободного товарообмена. Категория территорий с особым экономическим статусом подразделяется на несколько видов территорий со специфическими условиями, различающихся в зависимости от целей создания, принципов деятельности и порядке функционирования. В рамках данной выпускной квалификационной работы более подробно, рассматривается опыт создания особых экономических зон, как одного из вида территорий с особым экономическим статусом - как ретроспектива территорий опережающего социально-экономического развития. Особое место отведено ОЭЗ в связи с тем, что ОЭЗ считаются одной из эффективных и перспективных форм сотрудничества на мировой арене, привлечения инвестиций и дальнейшего развития экономического и научного потенциала страны. Целью создания ОЭЗ на территории Российской Федерации являлось развитие производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций, удержание интеллектуального потенциала на территории страны, стимулирования развития наукоемких производств, внедрения новейших технологий и выпуска товаров, конкурентоспособных на мировых рынках и создание большого числа рабочих мест. Но использование более тридцати лет такого инструмента экономического развития, как ОЭЗ, успешного в мировой практике, показало свою неэффективность в РФ, а именно двоякость результатов, которая проявляется в эффективности зон промышленного типа и безрезультативности логистического и туристического. Современное состояние особых экономических зон, проблемы их деятельности и отсутствие результатов за многие годы послужили предпосылками для усовершенствования инструментария развития территории - для появления зон нового типа. Так, особые экономические зоны, действующие в начале XXI века в Российской Федерации, послужили родоначальниками современных территорий опережающего социально-экономического развития. В современной российской региональной политике главенствующие позиции занимает государственный патернализм. То есть в комплексе факторов территориального развития решающую роль сохраняют меры государственного содействия. В связи с этим тенденции на создание специально отобранных отдельных территорий с благоприятными предпосылками для ускоренного экономического оживления сохраняются, преобразовавшись в другую методологию. Последовала трансформация и усовершенствование инструмента, адаптирование под российскую практику, смена концепции, нормативной базы. Территории опережающего социально-экономического развития имеют ряд существенных преимуществ перед ОЭЗ - это и смягченный налоговый режим, и существующая на территории инфраструктура, и широкий, неограниченный конкретной территорией спектр видов разрешенной экономической деятельности, а также более низкий минимальный объем капитальных вложений резидентов и наконец, это то, что такие территории создаются по инициативе региональных властей, что обеспечивается их готовностью оказывать поддержку резидентам по административным и финансовым вопросам. Актуальность изучения темы выпускной квалификационной работы обуславливается с одной стороны успешностью данного инструмента развития территории, которая подтверждается стремительной динамикой увеличения как количества ТОСЭР и их резидентов, так и объемами вложений резидентов и количеством созданных ими рабочих мест, а с другой стороны схожестью условиями существования с ОЭЗ, зарекомендовавшими себя как неоднозначный инструмент развития. Целью выпускной квалификационной работы является изучение сущности и особенностей деятельности территорий опережающего социально - экономического развития в Российской Федерации, анализ показателей эффективности, и методологического и нормативного обеспечения их деятельности. Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи: 1. Систематизировать подходы к сущности и выделить особенности территорий с особым экономическим статусом; 2. Систематизировать и изучить положения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность территорий опережающего социально-экономического развития в РФ; 3. Проанализировать ретроспективу ТОСЭР - опыт деятельности особых экономических зон; 4. Представить оценку эффективности деятельности территорий опережающего социально - экономического развития в регионах; 5. Выявить сферы для улучшения в области организационного и нормативного регулирования деятельности ТОСЭР; 6. Определить направления повышения эффективности деятельности территорий опережающего социально - экономического развития. Объектом исследования являются территории опережающего социально экономического развития. Предметом исследования - совокупность организационных, правовых и финансовых аспектов деятельности ТОСЭР, выявление проблем развития и направлений повышения их эффективности. Первая глава работы посвящена теоретическим, нормативно правовым основам деятельности территорий с особым экономическим статусом, а также исследованию опыта деятельности особых экономических зон в РФ. Во второй главе мы проанализируем сущность и динамику деятельности территорий опережающего социально экономического развития в России, обозначим отличительные характеристики ТОСЭР от ОЭЗ и проанализируем эффективность деятельности территорий. В рамках третьей главы попытаемся выявить существующие проблемы работы ТОСЭР и рассмотрим перспективы развития. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, перечня используемых литературных источников. Общий объем работы составляет 106 страниц, работа иллюстрирована 13 таблицами, 6 рисунками, список литературы включает в себя 57 источников.
Содержание

Введение 1. Организационные и правовые основы функционирования территорий с особым экономическим статусом 1.1. Особенности и значение территорий с особым экономическим статусом для стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов 1.2. Ретроспектива становления территорий опережающего социально-экономического развития в РФ 1.3. Правовое регулирование создания и деятельности территорий опережающего развития в РФ 2. Практика деятельности территорий опережающего социально-экономического развития в РФ 2.1. Цели и порядок создания территорий опережающего социально-экономического развития. Общая характеристика ТОСЭР в РФ 2.2. Налоговые преференции как важнейшее условие развития территорий опережающего социально-экономического развития 2.3. Оценка деятельности территорий опережающего социально-экономического развития 3. Проблемы и перспективы развития территории опережающего социально-экономического развития в России 3.1. Современные проблемы функционирования ТОСЭР в России 3.2. Направления повышения эффективности деятельности территорий опережающего социально-экономического развития Заключение Список использованной литературы
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014); 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146- ФЗ (ред. от 19.02.2018); 3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117- ФЗ (ред. от 23.04.2018); 4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018); 5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017); 6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017); 7. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»; 8.Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; 9. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»; 10.Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2018) 11. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» Утверждена постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года № 308; 12. Бюллетень Счетной палаты №5 (май) 2016 г. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка деятельности акционерного общества «Особые экономические зоны» и юридических лиц, созданных для управления особыми экономическими зонами в субъектах Российской Федерации, в части, касающейся эффективности использования средств федерального бюджета, государственного имущества и иных средств при создании и функционировании особых экономических зон в РФ; 13. Бюллетень Счетной палаты №12 (декабрь) 2017 г. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка обоснованности, результативности и целевого использования бюджетных средств, направленных в 2015-2017 годах в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» на создание и функционирование в Дальневосточном федеральном округе территорий опережающего социально­ экономического развития» (с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации)»; 14. Постановление Правительства РФ от 28.03.2015 № 287 «Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций в области создания территорий опережающего социально-экономического развития на территории Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»; 15. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 г. № 1132 «О совместных плановых проверках, проводимых в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля»; 16. Постановление Правительства РФ от 22.06.2015 № 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)»; 17. Постановление Правительства РФ от 28.09.2016 № 978 «О досрочном прекращении существования особых экономических зон»; 18. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 (ред. от 15.11.2017) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018); 19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. № 1398-р; 20. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации № 476 от 15.07.15 «О комиссии по вопросам создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)»; 21. Приказ Минвостокразвития России от 27.02.2015 № 20 (ред. от 28.07.2016) «Об утверждении положения о наблюдательном совете территории опережающего социально-экономического развития»; 22. Приказ Минвостокразвития России от 27.02.2015 № 22 «Об утверждении примерной формы соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития»; 23. Приказ Министерства РФ по развитию Дальнего Востока от 25 июня 2015 года № 110 «Об утверждении требований к структуре отчета о деятельности управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и сроков его размещения на официальном сайте управляющей компании в информационно­ телекоммуникационной сети «Интернет»; 24. Письмо Министерства финансов России от 2 декабря 2016 г. № 01-02-01/03-72081; 25. Письмо Министерства труда России от 3 августа 2017 г. № 20-0/10/п-5046; 26. Решение муниципального совета городского поселения Гаврилов-Ям от 28 сентября 2010 г. No 49 «Об установлении земельного налога на территории городского Поселения Гаврилов-Ям»; Специальная литература 27. Володарская ЕЛ ., Кузнецов Д.А. Инвестиционные проекты на территориях опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока // Вектор экономики.-2017.-№8.- С. 54-71 28. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Петрушина О.М., Федоров А.Г., Якунина М.В. / Территории опережающего развития. Учебно-методическое пособие. Калуга: Издательство АКФ «Политош>, - 2017. - 148 с. 29. Крысанов, А. В. Особенности привлечения иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории опережающего социально­ экономического развития/ Журнал миграционное право.- 2016. - №1.- С.22-25 30. Медведева, Л.М. Территории опережающего социально-экономического развития как инструмент государственной политики // Территория новых возможностей. -2015.- №3 (30). С.59-67. 31. Попков, С.Ю., Смирнов, В.М. Условия и перспективы формирования территорий опережающего социально-экономического развития в регионах Дальнего Востока России // Экономика. Налоги. Право. - 2015.- №6. - С.95-1O5. 32. Рязанцева М.В. Стимулирование притока трудовых ресурсов на территории опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока // Российское предпринимательство. - 2015.- №18. - С.3091- 3102. 33. Самбурова Е.Н. Оффшорный бизнес в России: черная дыра экономики или инструмент развития.// Россия и современный мир.2000. №2. С.65-71. 34. Сериков С.Г. Территория опережающего социально-экономического развития как инструмент достижения устойчивого сбалансированного развития Амурской области // Экономика и управление.- 2017.- №5.- С. 9-13 35. Степанов К. И., Орлов С. Л. Новая парадигма в национальной системе управления: формирование территорий опережающего развития в дальневосточном федеральном округе // ПСЭ. -2015.- №1 (53). - С.203-204. 36. Туктаев А.А., Хасанов Ф., Пирогова С.В. Территории опережающего социально-экономического развития - преимущества для экономики региона // Инновационная наука.- 2016.- №9 (21).- С. 198-200. 37. Черкасов, И.Л. Территории опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке: проблемы и перспективы // Экономика. Налоги. Право.- 2015. -№6.- С.106-110. 38. Шарипов Ф.Ф, Садков А.В. Создание территорий опережающего социально­ экономического развития как инструмент привлечения инвестиций в производственную инфраструктуру регионов Российской Федерации // Вестник ГУУ. - 2016.- №4. -С. 107-112. Электронные средства информации 39. Иркутск. Игра в пустые «Ворота». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iikutsk.ruspltru/index/oez-vomta--lнykala-26451-2.html 40. РИА новости. Эксперт: закрывать ОЭЗ на Северном Кавказе рано. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/economy/20160616/1448620414.html ; 41. Учительская газета независимое педагогическое издание. Перераспределение оазисов по-российски. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ug.ru/old/ugpril/ol/99/45/einterview.html ; 42. Коммерсант.ru. Коммунисты увидели в территориях опережающего развития угрозу целостности страны. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.komrrersant.ru/doc/3192825 ; 43. Информационно-аналитическое агентство «Восток России». ПовТОР, заТОР или моТОР? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eastrussia.ru/material/povtor_ zator_ili_motor/ ; 44. Коммерсант.ru. Территориям подправляют пути развития, в Белом доме ищут критерии эффективности ТОР. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3292178 ; 45. Справочная информация: «Территории опережающего социально­ экономического развития». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mrnult:mt.ru/mrn/cgi/online.cgi.?reqW&n=293862&md=E58BD243CA2119404В226178BC738B5E&dst=100134&fld=134I027814387968207877 ; 46. Народная инициатива. Отменить закон о ТОРах №473! Как разрушающий страну закон. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ni.kprf.ru/n/6136/ ; 47. Рейтинг ТОСЭР. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://toserrf.ru/ ; 48. Официальный сайт Корпорации развития Дальнего Востока. Утвержден План перспективного развития ТОР «Амуро-Хинганская». [Электронный ресурс]. - Режим дocтyпa:http://erdc.ru/news/utverzhden-plan-perspektivnogo-razvitiya-tor-amuro­khinganskaya/ ; 49. ТАСС. Дальний Восток. Острова везения - Пять вопросов о новой ТОР «Курилы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dv.land/economics/ostrova­vezeniya ; 50. Федеральной государственной службы статистики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/; 51. Официальный сайт Министерства РФ по развитию Дальнего Востока. Вячеслав Шпорт: за год в два раза увеличилось число инвесторов в хабаровских ТОР. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minvr.ru/press-center/news/12854/ ; 52. Официальный сайт ОЭЗ в РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russez.ru; 53. Корпорация развития предпринимательства. Новый резидент тутаевского промпарка «Мастер» будет производить детали для военной техники. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htlp://yariocutetor.ru/atout/presscenteriovyy-rezi.dent­tutaevskogo-promparka-Мaster-budet-proizvodit-detali-dlya-voennoy-tekhniki ; 54. Макаров Д.Н., Нечаева В.Л., Шунина О.А. Территории опережающего социально-экономического развития: проблемы создания и развития [Электронный ресурс]: Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования 2015. с. 3545-3551. Режим доступа: https://elibrary.ru/itemasp?id=24753521 ; 55. Чаркина Е.С. К вопросу об опережающем социально-экономическом развитии отдельных территорий регионов России [Электронный ресурс]: Управленческое консультирование - 2015. - №9.- с. 105-111 - Режим доступа: https://elibrary.ru/itemasp?id=25088192 ; 56. Тэйслина О.Г. Тенденции развития территорий опережающего социально­ экономического развития в РФ [Электронный ресурс]: Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели 2016. с. 98-100 https://elibrary.ru/itemasp?id=25887781 ; 57. Кузьминова Е.В., Чаплыгина М.А. Дальний восток - территория опережающего социально-экономического развития: современное состояние и перспективы развития [Электронный ресурс]: Аллея науки - 2017. - № 15. - с. 240-246 https://elibrary.ru/itemasp?id=32299736 .
Отрывок из работы

1. Организационные и правовые основы функционирования территорий с особым экономическим статусом 1.1. Особенности и значение территорий с особым экономическим статусом для стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов В каждой научной области присутствует свой понятийно-терминологический аппарат, который отражает специфику исследуемого объекта. Научные понятия и термины являются важнейшей составляющей инструментария любого исследования, и потому для раскрытия сущности какого-либо явления первостепенное значение имеет раскрытие сопутствующего глоссария. В рамках изучения сущности территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), как одного из видов территорий с особым экономическим статусом, следует принять во внимание термины, представленные в таблице 1.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg