Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КАЧЕСТВАХ МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

mari_ziteva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 78 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.02.2021
Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое и экспериментальное изучение использования художественной литературы в качестве средства формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о качествах мужественности и женственности.
Введение

В последние десятилетия проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста привлекает к себе значительное внимание педагогов и психологов. Это обусловлено тем, что границы между проявлениями качеств мужественности и женственности становятся все более размытыми. С одной стороны, это обусловлено данными исследований, выявивших определенные психофизиологические различия у мальчиков и у девочек, а с другой – социокультурными переменами, происходящими в современном обществе, разрушением веками устоявшихся эталонов мужского и женского поведения, атрибутики (одежда, прическа, украшения). Внимание общества и государства к проблемам гендерного воспитания обусловлено тем, что в современном мире социокультурный информационный фон изменяет психологические стереотипы, что не способствует позитивной гендерной социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате истинно маскулинных качеств у мальчиков и юношей и фемининных – у девочек и девушек. Вопросы, связанные с проблемой гендерного воспитания детей, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых, важных и интересных. Проблема формирования представлений о качествах мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста активно изучалась в 60-х годах ХХ века в исследованиях Т.А. Репиной, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, В.Е. Коган, А.А. Чекалиной, Ш. Берн, И.С. Кон, В.С. Мухиной, Н.В. Плисенко, Н.А. Шинкаревой. Формирование представлений о качествах мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется посредством различных форм, методов и средств воспитания дошкольников. Огромная роль в этом вопросе принадлежит художественной литературе. Феномен художественной литературы достаточно широко представлен в литературе. В трудах В. Сухомлинского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых исследуется роль художественной литературы как образовательного и воспитательного потенциала, а также особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Роль художественной литературы в формировании представлений детей о качествах мужественности и женственности раскрывается в работах Репиной Т.А. и отчасти её учеников. В исследованиях предпочтение отдаётся сказкам, рассказам и стихотворениям. Отбор произведений осуществляется на основе полярных героев, обладающих традиционными качествами мужественности и женственности. Вместе с тем, воспитательный потенциал художественной литературы раскрыт не в полной мере. Произведения художественной литературы, на наш взгляд, могут привлекать внимание детей к нормам и правилам поведения, присущих мальчикам и девочкам, она учит их к доброжелательному и вежливому отношению друг к другу, взаимопомощи. Анализ психолого-педагогической литературы и нормативных документов, позволил выявить ряд противоречий: - между требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования к учету индивидуальных характеристик ребенка (одной из таких является пол) и не достаточной разработанностью психолого-педагогических рекомендаций по использованию различных средств в гендерном воспитании детей дошкольного возраста; - между высоким воспитательным потенциалом художественной литературы и недостаточного использования данного средства для решения задач воспитания мальчиков и девочек как представителей пола. Выявленные противоречия определили проблему исследования, состоящую в изучении возможностей использования художественной литературы как средства формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о качествах мужественности и женственности. В связи с этим нами была выбрана для исследования тема: «Использование художественной литературы в формировании представлений о качествах мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста». Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка тематического плана по использованию художественной литературы в формировании представлений детей старшего дошкольного возраста о качествах мужественности и женственности. Объект исследования: процесс формирования представления детей старшего дошкольного возраста о качествах мужественности и женственности. Предмет исследования: художественная литература как средство формирования представлений о качествах мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования. 1. Определить актуальность проблемы исследования. 2. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о качествах мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста. 3. Раскрыть педагогический потенциал художественной литературы в формировании представлений о качествах мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста. 4. Определить параметральные характеристики и осуществить отбор диагностических методик; провести исследование уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о качествах мужественности и женственности. 5. Разработать тематический план по использованию художественной литературы в формировании представлений детей старшего дошкольного возраста о качествах мужественности и женственности. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды: - Т.А. Репиной, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, В.Е. Кагана, А.А. Чекалиной, Ш. Берна, И.С. Кона, В.С. Мухиной, Н.В. Плисенко, Н.А. Шинкаревой и др., - работы Л.В. Градусовой (в области гендерного воспитания мальчиков), Е.В. Кудрявцевой (в области гендерного воспитания девочек); Л.А. Арутюновой (в области гендерного воспитания детей в семье), Н.К. Ледовских (в области построения системы гендерного воспитания), Прозументик О.В. (в области развития гендерного самосознания детей старшего дошкольного возраста), Л.В. Коломийченко (в области социального развития и воспитания детей, частью которого является гендерное воспитание детей); - Т.Д. Карпинской, Виноградовой, Л.П. Стрелковой. Е.В. Кудрявцевой, И.Я. Медведевой, Т.Н. Шишовой, О.С. Ушаковой, Е.А. Флериной (в области влияния художественной литературы на нравственное развитие и развитие детей как представителей пола). Методы исследования: теоретические (анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме); эмпирические (анкетирование; диагностические задания, беседа), количественный и качественный анализ диагностических данных. База исследования: исследовательская работа проводилась в подготовительной группе на базе МАОУ «Юговская средняя школа», СП детский сад «Совята», расположенного по адресу: Пермский район, п. Юг, ул. Полевая, 7. Контингент исследования: в исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 6 – 7 лет, посещающие структурное подразделение. Структура работы включает введение, две главы (теоретическая и прикладная), заключение, библиографический список (включающий 61 источник) и приложения. Текст изложен на 64 страницах, содержит 6 таблиц и 6 рисунков.
Содержание

Введение…...………………………………………………………….……………. …3 Глава I. Теоретическое обоснование возможностей использования художественной литературы в формировании представлений о качествах мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………… …8 1.1. Психолого-педагогические аспекты гендерного развития и воспитания детей дошкольного возраста………………….……..………… …8 1.2. Сущность художественной литературы и ее образовательный потенциал…………………………………………………………………….. ..16 1.3. Роль художественной литературы в формировании представлений о качествах мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….. ..23 Выводы по первой главе…………………………………………………….. ..28 Глава II. Прикладные аспекты изучения художественной литературы как средства формирования представлений о качествах мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста…………………….. . …31 2.1. Задачи и организация исследования…………………………………. ..31 2.2. Описание параметральных характеристик и диагностического инструментария для оценки сформированности представлений о качествах мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….. ..31 2.3. Анализ результатов диагностики уровня сформированности представлений о качествах мужественности и женственности у детей 6–7 лет……………………………………………………..……………………. ..41 2.4. Разработка плана педагогической работы по использованию художественной литературы в процессе формирования представлений о качествах мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………….. ..48 Выводы по второй главе ……………………………………………………. ..55 Заключение………………………………………………………………………… ..58 Библиографический список……………………………………………………... ..60 Приложения………………………………………………………………………... ..65
Список литературы

1. Аверьянова Т.С. Формирование начал мужественности и женственности в дошкольном возрасте // Репозиторий БГПУ. - 2012 - № 1. - С. 19-23. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/8659 2. Алексеев Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации. - СПб.: Речь, 2015. - 144 с. 3. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей женщины и мужчины // Вопросы психологии. - 1991. - №4. - С. 74-82. 4. Баурова Ю.В. Реализация гендерного подхода в образовательном учреждении // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. - 2011. - №2 2 (5). - С. 37-42. 5. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. Серия: Выпуск 2. – Изд. 2-е испр. - М.: Когито-Центр, 1998. - 24 с. 6. Берн Ш. Гендерная психология. - СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 320 с. 7. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. - Изд.-3-в. - М.: Просвещение, 1970. - 237 с. 8. Божович JI.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 463 с. 9. Гарбузов В.И. Мальчики и девочки //Семья и школа. - 1985. - № 11. - С. 29-32. 10. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учебное пособие. – Москва: Флинта, 2011. – 89 с. 11. Григорьева Ю.С. Феномен и воспитательный потенциал дидактической игры в половом воспитании детей дошкольного возраста. - Перм. гос. – пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 35 с. 12. Гурович Л.М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 1999. - С. 501-510. 13. Задиракина И.С. Организационно-педагогические условия формирования у детей 6 – 7 лет гендерной воспитанности: магистерская диссертация. Тольятти, 2016. – 131 с. 14. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. // Избранные психологические труды в 2 т. - М., 1986. - с. 66-77. - (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР). — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=165121 15. Иванова Г.Е. Особенности половой идентификации ребенка впервые годы жизни //Проблемы формирования ценностных ориентаций к социальной активности личности. М., 1984. - С. 91-94. 16. Изотова Э.И. Роль художественной литературы во всестороннем развитии детей дошкольного возраста. // Символ науки. – 2017. - №3. – С. 111-113. 17. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с. 18. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов/. Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. - 447 с. 19. Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005. - С. 39. 20. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2004. - 460 с. 21. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с. 22. Коломийченко Л.В., Прозументик О.В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста // Детский сад: от А до Я. – 2006. – № 1 (31). - С. 12-26. 23. Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 165–171. 24. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. - М.: Педагогика, 2007. - 158 с. 25. Конина М.М. Художественная литература как средство нравственного воспитания. // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1960. – С.60-68. 26. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1985. - 530 с. 27. Лушкова О.Н. Влияние художественной литературы на развитие личности ребенка-дошкольника // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков и др. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 183-185. 28. Малова Т.В. Мужественность как категории гендерного самоопределения личности мужчины и женщины. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2010. – Т. 16. - № 4. – С. 148-153. 29. Малова Т.В. Эстетизация полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства. - Киров: ВятГТУ, 2006. - 110 с. 30. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988. - 344 с. 31. Нагель О.П., Румянцева О.В. Психолого-педагогические условия формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 2. - С. 11-16. 32. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высших пед. учебных заведений: в 3 кн. - 3 е изд. - М.: ВЛАДОС, 1989. - 688 с. 33. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. - Мн., 2010. - 928 с. 34. Панкратова Л.Я. Содержание и методы обучения художественно-речевой деятельности детей 4 - 7 лет. // Эстетическое воспитание в детском саду. - М., 1985. - С. 45-56. 35. Прозументик О.В. Развитие гендерного самосознания в старшем дошкольном возрасте в ходе индивидуализации и социализации // Cоциализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста //Сборник научных трудов I-ой всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под. общ. ред. Т.И. Никифоровой, Т.И. Гризик, Л.А. Григорович. – Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2015. – С. 564–566. 36. Прозументик О.В. Проблема изучения и использования потенциала мультипликационных фильмов в процессе освоения детьми старшего дошкольного возраста представлений о качествах маскулинности и фемининности // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества: материалы Междунар. науч.-метод. конф. (Чебоксары, 14 декабря 2018 г.). – Чебоксары: ИД «Среда», 2018. - С. 193-197 с. 37. Шинкарёва Н.А., Першина В.В. Актуальность формирования полоролевых качеств мужественности и женственности у детей дошкольного возраста /Н.А. Шинкарёва, В.В. Першина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014 – С. 151-152. 38. Поваляева О.Н. В.В. Розанов о воспитательном потенциале русской художественной литературы. // Вестник Вятского государственного университета. – 2014. - № 4 - С. 234-237. 39. Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности: метод. рекомендации для студентов, обуч. по специальностям 1-86 01 01 «Социальная работа (по направлениям)» и 1-23 01 04 «Психология» / сост. Е. Д. Беспанская-Павленко. - Минск: БГУ, 2013. – 87 с. 40. Репина Т.А. Анализ теории полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. - 1987. - №2. - С. 158-165. 41. Репина Т.А. Влияние полоролевых стереотипов на формирование различий и интересах деятельности в группе детского сада // Под ред. В.Е. Белоуса – Пермь, 1992.- 159 с. 42. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации: монография. - М.: 2004. - 288 с. 43. Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии. – 1984, № 4. – С. 62-69. 44. Рогоза Н.В. Мифологизация образа женственности как основание русской культуры // Молодой ученый. - 2010. - № 3 (14). - С. 165-171. 45. Розанов В.В. Опавшие листья. Короб второй и последний. Уединённое / сост., вступ. ст., коммент., библиогр. А. Н. Николюкина. - М.: Политиздат, 1990. - С. 206. 46. Соловьева О.И. О принципах отбора художественных книг для круга чтения в детском саду. // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. - М., 1960. - С. 53 – 59. 47. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка / Л.П. Стрелкова. - Москва: Просвещение, 2000. - 96 с. 48. Суслова Э.К. Половое воспитание детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5. - С. 146 – 158. 49. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 9 т. - Т.8. - М.: Учпедизд, 1950. -774 с. 50. Фадеев С.Б. Народная культура как средство формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.07. – Екатеринбург, 2012. – 24 с. 51. Фадеев С.Б. Об изучении воспитательных возможностей народных сказок в процессе формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 4. – С.184–188. 52. Федосеева, М. И. Формирование представлений о женственности и мужественности у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2015. - № 6 (86). - С. 710-713. 53. Шинкарёва Н.А. Научно–теоретический подход к проблеме формирование качеств женственности/Вектор науки Тольяттинского государственного университета . - 2012. - № 4. (11) - С. 333–335. 54. Шинкарева Н.А. Формирование основ гендерной культуры у воспитанников детского дома: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: защищена: 12.11.2010. Иркутск, 2010. - 208 с. 55. Шинкарёва Н.А. К проблеме повышения гендерной компетентности педагогов // Гуманитарные технологии педагогической диагностики в дошкольном образовании: от теории к практике: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции 9-11 апреля 2008 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.- С. 425-429. 56. Шинкарёва Н.А. Особенности гендерной культуры и педагогические условия ее формирования // Совершенствование системы физического воспитания и физкультурного образования в Сибири. Материалы V–ой Всероссийской научнопрактической конференции. Иркутск 2007.- С.139-147. 57. Шинкарёва Н. А., Алдырова Р. К. Педагогические условия формирования качеств мужественности у мальчиков 6-го года жизни // Молодой ученый. - 2016. - № 20 (124). - С. 753-756. 58. Шинкарёва Н.А. Спецкурс «Гендерная социализация дошкольников, как средство воспитания гендерной культуры // Повышение роли воспитания в условиях модернизации российского образования: материалы региональной научно – практической конференции /Под общ. ред. А.И. Ушакова – Иркутск: ГОУ ВПО « ИГПУ», 2007. – С. 237-238. 59. Шинкарёва Н.А. Историко-педагогический анализ проблемы формирования стереотипов фемининности и маскулинности - одного из компонентов гендерной идентичности // Школа как институт социализации: Материалы заочного методологического семинара / Под ред. О.В. Гординой. – Иркутск: ГОУ ВПО «ИГПУ», 2006. - С. 36-41. 60. Шинкарёва Н.А. Сущностная характеристика определения понятий пол - гендер: к проблеме исследования // Экология образования: региональный аспект: Сборник материалов региональной научно-практической конференции. - Иркутск: ГОУ ВПО «ИГПУ», 2006. – С. 156-159. 61. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в культурно-исторической традиции Л.С. Выготского). - М.: Тривола, 1994. - 168 с.
Отрывок из работы

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КАЧЕСТВАХ МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Психолого-педагогические аспекты гендерного развития и воспитания детей дошкольного возраста Проблема формирования представлений о качествах мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста активно изучалась в 60-х годах ХХ века в исследованиях Т.А. Репиной, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, В.Е. Коган, А.А. Чекалиной, Ш. Берн, И.С. Кон, В.С. Мухиной, Н.В. Плисенко, Н.А. Шинкаревой. Т.А. Репина указывает на то, что качества мужественности и женственности не возникли просто так. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое нужно начинать с раннего детства. При активном взаимодействии с окружающим миром у ребенка формируется адекватная полу модель поведения, он овладевает культурой в сфере взаимоотношения полов, начинает осознавать роль мужчины и женщины в обществе [40].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg