Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

mari_ziteva 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.02.2021
Итак, для подтверждения выдвинутой гипотезы был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблемам происхождения и эволюции индивидуального подхода в обучении младших школьников. Анализ показал, что его использование в учебно-педагогическом процессе способствовало совершенствованию системы обучения учебным предметам в начальной школе, в частности, математики и русского языка.
Введение

Актуальность исследования. Индивидуализация в последнее время становится все более актуальной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал. Индивидуальный подход - это главная идея в программе гуманизации образования на современном этапе. В связи с этим нуждаются в пересмотре организационный, содержательный и управленческий компоненты образовательного процесса с точки зрения их влияния на развитие личности младшего школьника, повышения качества образования. Главным аспектом реализации этой стратегии является осуществление индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей ребят, создание условий для развития личности. Умелое применение приемов и способов принципа индивидуализации делает педагогический процесс природосообразным – в максимальной степени адекватным своеобразию индивидуальной природы личности учащегося и в значительной мере содействующим формированию его неповторимых черт личности и качеств. Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференцированный подход. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Требование учитывать индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения – давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Индивидуальный подход предполагает использование на уроках и в домашней работе разноуровневых заданий, которые составляются педагогом с учетом знаний и способностей ребят. Такие задания должны быть доступны детям разного уровня подготовки, иначе может получиться так, что один ученик будет усваивать программный материал легко, без затруднений, а другой – затрачивать все силы на постижение достаточно трудного для него материала. При этом один ученик не найдет применения своим способностям, не будет тренировать себя на трудном для него материале, а у другого разовьется чувство неуверенности в своих силах. И в том и в другом случае у учащихся угаснет познавательный интерес к обучению. Только индивидуальный подход позволяет сделать учебный процесс более плодотворным, интересным. Один из наиболее актуальных вопросов сегодняшнего дня – качественное усвоение программного материала всеми учащимися. Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков. При разработке вопроса об индивидуализации процесса обучения в начальной школе важно исходить из основных направлений, по которым идет процесс совершенствования обучения в последние годы: - усиление практической направленности учебно-воспитательного процесса; -управление не только содержательной, но и операционной стороной учебной деятельности (например, какие действия и в какой последовательности нужно выполнять при решении орфографической, грамматической, речевой, арифметической задачи); -формирование системы знаний и умений на основе усвоения учащимися связей между понятиями, между умениями; -воспитание в процессе обучения; -системный подход к обучению; -формирование умения учиться. Индивидуальный подход невозможен, если не соблюдается принцип обучения прогрессивными методами. Необходимо обучать детей на наивысшем уровне их познавательных возможностей. Сегодня в условиях разных типов школ необходимо создать предпосылки для оптимального развития тех детей, которые испытывают те или иные трудности в обучении . Это тем более важно, что пробелы в знаниях, образовавшиеся в начальный период обучения, как правило, приводят к стойкой неуспеваемости, развитию стойкой дезадаптации, потере учебной мотивации. Как важно интерес к школе, с которым приходит ребенок в 1 класс, разжечь в неугасаемый огонек познания. А для того чтобы поддерживать учебную активность, нужно хорошо знать своих учеников. Нужно обязательно помогать им в процессе познания, так управлять их учением, чтобы дети постепенно овладевали саморегуляцией своей деятельности, своего учебного труда. Поэтому, главной задачей в процессе обучения является изучение индивидуальных особенности учащихся и оказание им своевременной помощи, облегчив им работу над учебным материалом. При индивидуальном подходе важно преследовать цели формирования универсальных учебных действий, развитие мышления, формирование самостоятельности, самоконтроля. Индивидуальный подход в процессе обучения помогает восполнить недоработки в изучении материала отдельными учениками на уроке, удовлетворяет потребность в более глубоком освоении определенных разделов изучаемой программы. Актуальность выбранной темы - это социальный заказ общества в области обучения. Оно выдвигает задачу развития личности обучающихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Однако в настоящее время проблема индивидуализации обучения остается одной из недостаточно разработанных в дидактике, что обуславливается индивидуальными различиями школьников, которые и определяют «меру» индивидуального подхода. Анализ психолого-педагогических источников показывает, что проблема осуществления индивидуального подхода в процессе обучения привлекала и привлекает внимание многих исследователей (П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, Т.Х. Гедыгушева, З.М. Джазаева, J1.IO. Гордин, К.Ю. Лавринец, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, М.М. Рубинштейн, В.Н. Тарасюк, М.А. Эркенова и др.). Вместе с тем не достаточно рассматривается вопрос применения принципа индивидуализации в процессе обучения младших школьников. Налицо противоречия между: -- используемыми средствами стимулирования организации и их недостаточным соответствием реальным условиям обучения; -разработками научных исследований, посвященных современным технологиям образования; -между необходимостью интенсификации учебного процесса на основе активных методов и форм обучения и относительно медленным внедрением этих методов в образовательную практику. На основе обозначенных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы условия эффективной реализации индивидуального подхода в процессе обучения младших школьников. Цель исследования: выявить оптимальные пути организации обучения младших школьников в начальных классах, учитывающие индивидуальные различия учащихся и уровень развития их способности к учению. Объект исследования: процесс обучения детей младших классов с учетом принципа индивидуализации. Предмет исследования: методические основы обучения младших школьников в условиях внутриклассной дифференциации. В основу нашего исследования была положена следующая гипотеза: -процесс обучения младших школьников на основе индивидуального подхода будет эффективным если: -использовать такую систему упражнений, которая рассчитана на индивидуальный уровень усвоения знаний и умений учащихся, их интересов и склонностей; -осуществлять личностно-ориентированный подход в процессе индивидуализированной помощи ученикам; - применять стимулы обучения, сущность которых может быть представлена в трех блоках (в зависимости от содержания, организации обучения и коммуникативного подхода). Для достижения поставленной цели, проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи: 1) на основе анализа психолого-педагогической литературы: а) дать определение понятию "Индивидуализация”; б) рассмотреть требования, предъявляемые к учителю начальных классов при реализации индивидуального обучения; 2) раскрыть психолого-педагогические аспекты и особенности, связанные с возрастной спецификой учащихся начальных классов; 3) раскрыть новые тенденции в индивидуализации обучения младших школьников; 4) проанализировать представленный опыт индивидуализации обучения в начальной школе. Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: а).Теоретические: -изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по теме исследования; б).Эмпирические: -изучение опыта работы учителей начальных классов; в).Практические: -проведение уроков с использованием приемов и форм индивидуализации. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем - определены основные характеристики индивидуального подхода, среди которых, наибольшую значимость представляют знание сильных и слабых сторон развивающейся личности учащегося, создание условий, благоприятствующих разностороннему развитию и преодолению тех слабых сторон, которые мешают ему успешно учиться; -экспериментальным путем показано, что индивидуальный подход как стимул обучения мобилизует резервы умственной деятельности. Теоретическая значимость исследования заключается: - в рассмотрении индивидуального подхода как особого образования, включающего в себя как общие, так и единичные свойства младшего школьника. Анализ индивидуальности со стороны ее свойств диктует необходимость учета этих свойств ученика как субъекта и как индивида обучения; - в раскрытии особенностей технологий, способствующих эффективности усвоения научных понятий. Практическая значимость работы состоит: - в выявлении стимулирующих возможностей индивидуального под- хода в процессе овладения научными понятиями; - в значимости результатов исследования для организации учебно- воспитательной деятельности по предметам начальных классов. Результаты исследования окажут помощь в разработке проблемы исследователям, учителям, работникам ИПК, других образовательных организаций. База исследования. Исследование осуществлялось на базе МБОУ гимназии №1 г. Махачкалы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………...9 1.1. Индивидуальный подход в процессе обучения: основные положения и понятия……………………………………………………………………………9 1.2. Учет психологических и возрастных особенностей в реализации индивидуального подхода………………………………………………………15 1.3. Новые тенденции в индивидуализации обучения младших школьников………………………………………………………………………21 ГЛАВА 2. ОПЫТ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ………………………………… ………25 2.1. Формы и методы индивидуализации в обучении младших школьников………………………………………………………………………25 2.2. Опыт реализации процесса индивидуализации в деятельности образовательной организации …………………………….................................35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...............................51 БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..54 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….…..58
Список литературы

1.Алибекова Е.З., Рудковский А.В. Индивидуализированные программы обучения в высшей школе.// Педагогика, 1995, №3. 2.Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. - М.,1986, 96 с. 3.Апурина О.Д. Организационно-педагогические условия влияния дополнительных образовательных услуг на готовность детей к обучению в школе. - Ставрополь, 2003. 4. Григорян С.Т. Методические рекомендации по организации и проведению занятий в школе. - М., 2005. - 162 с. 5.Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». -М.,1991. 6. Горохов В.Г. Знать, чтобы уметь.- М., 2007. - 175 с. 7. Грачев В.Д. Философия ума.- Ставрополь,1999. - 107 с. 8. Гребенюк О.В. Педагогика индивидуальности: Курс лекций. - Калининград, 1995, 94с. - 18 с. 9.Джазаева З.М. Педагогика стимулирования.- Карачаевск, 2005. 10.Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. - М., 1982, 379 с. 11.Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. - М., 2005. - 66с. 12.Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М., "Академия", 2006. - 464 с. 13.Джазаева З.М. Педагогика стимулирования.-Карачаевск, 2005 14. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. - М., 2003. 205 с. 15.3еленцова А.В. Роль учителя в проектировании содержании личностно- ориентированного образования.//Просвещение-М., 1998.№1. С.17-21. 16. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителей /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1994. - 144 с. 17.Кулагина Д.И. Вариативность образования как условие результативного обучения младших школьников. - Карачаевск, 2002. 18.Кумарина Г.Ф. Педагогические основы реализации принципа индивидуализации в условиях коррекционного обучения. -М.,2001. 19.Курданова Х.М. Индивидуализация обучения как средство активизации учебного процесса педагогического колледжа. -Карачаевск: 2002. 20. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань, 2002. - 124 с. 21. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб.пособие для студентов высших спец. учебных заведений. - М., 2001. - 320 с. 22. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Издательство "Институт практической психологии", 1998. 23. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х книгах: учебник для студентов и вузов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям в области "Образования и педагогика" - М., 2008. - 575 с.: ил. 24.Латышина Д.И. История педагогики.- М., 2002, 604 с. 25.Леонтьев А.Н. Дидактика.- Р.-на-Д., 2003, 368 с. 26.Лукинова Н.Г. Самостоятельная работа как средство и условие развития познавательной деятельности. - Ставрополь, 2003. 27.Мудрик А.В. Социальная педагогика.-М., 2000,121 с. 28.Национальная доктрина образования в Российской Федерации.//Пед. энц. словарь. Под ред. Б.М. Бим-Бада.- М, 2003, 528 с. 29.Непомнящая Н.И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование.- М., 2008. 30.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат.- М., 2002, 271 с. 31.Павличкова Г.JI. Индивидуализированная педагогическая помощь в процессе воспитания на общечеловеческих нравственных ценностях. -Ровно, 1990. 32.Павличкова Г.Л. Педагогическая помощь как средство и условие гармоничного развития личности воспитуемого//Проблемы комплексного и гармоничного развития человека.-Тверь, 1991, 71 с. 33. Педагогический Энциклопедический словарь, Москва, 2003 -.С.207. 34. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная классы (1-4). Часть1.- М., 2001. 35. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школь- ников.-М.,1995,183 с. 36. Рамзаева Т.Г. Русский язык 2 класс. -М., 2000. 37. Рамзаева Т.Г. Русский язык 3 класс. -М., 2000. 38. Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 класс. -М., 2000. 39. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в 1 классе. -М., 1986. 40. Рамзаева Т.Г. Азбука, 2000. 41. Репина Н.А. Развитие духовно-интеллектуального потенциала подростка средствами педагогического стимулирования.- Оренбург.2003. -23с. 42. Рогов Е.И. Психология человека, -М., 2009.- 320с. 43. Российская педагогическая энциклопедия. -М., 1999.- 710 с. 44.Ситаров В.А. Дидактика. -М,2002. - 367 с. 45. Совершенствование обучения младших школьников./Под ред. A.M. Пышкало.-М., 2004. - 291 с. 46. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.,1999. - 320 с. 47. Унт Н.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.-М., 1990.192 с. 48. Ушинский К.Д. Собр. Соч.- М.,1948. 49. Фомичева Г.А. О формировании синтаксического строя речи младших школьников.//Нач. школа №1, М., 2001. 50. Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. - Омск, 2003.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении младших школьников. 1.1 Индивидуальный подход в процессе обучения: основные положения и понятия. "Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, тем легче будет учиться ученик". Л.Н. Толстой. Тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания ученика, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая различные индивидуальные и психологические особенности своего ученика, выявляя все стороны личности и соответствующим образом, зная эти особенности и качества, выбирая методы, приемы и средства педагогического воздействия. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ученика зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 66 страниц
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg