Актуальность темы. Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте. У молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые – не созданы.
Таким образом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес психологов, поэтому несомненно, что для решения проблем подростков и оказания им психологической помощи необходимо знать их психологические особенности.
Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит не только перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии, по существу, только начинается, хотя отдельные вопросы изучения поведения трудных подростков привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ.
Объект исследования: личность подростка.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция личности подростка посредством культурной среды микрорайона.
Цель работы – теоретическое и практическое исследование психолого-педагогической коррекции личности подростка посредством культурной среды микрорайона.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность психолого-педагогической коррекции личности подростка;
2. Охарактеризовать культурную среду микрорайона как средство психолого-педагогической коррекции личности;
3. Проанализировать опыт психолого-педагогической коррекции личности подростка посредством культурной среды микрорайона;
4.Разработать программу по психолого-педагогической коррекции личности подростка посредством культурной среды микрорайона.
Гипотеза исследования - психолого-педагогическая коррекция личности подростка посредством культурной среды микрорайона будет эффективной, если будет изучена сущность психолого-педагогической коррекции личности подростка и на основе проведенного анализа, разработана программа психолого-педагогической коррекции личности подростка посредством культурной среды микрорайона.
Степень разработанности. Концепции психологического становления подростка как личности представлены в трудах: А.К. Абульхановой-Славской, А. Адлера, Р. Бернса, С.Л. Рубинштейна, В.Ф. Сафина, Э. Эриксона и др.; «Я-концепция» подростков разработана И.С. Коном; формирование личности в контексте ее жизненной активности исследованы Л.И. Анцыферовой, Л.C. Выготским, А. Н. Леонтьевым, М.Б. Мариновым, С.Л. Рубинштейном, Э. Фроммом и другими; изучению статусных характеристик и особенностей подросткового возраста в процессе социализации посвящены работы: Дж. Биррена, Л.И. Божович, Д.Б. Бромлей, А. Валлона, Б. Заззо, Л.С. Выготского, И.С. Кона, A.В. Мудрика, В.Л. Мясищева, Ж. Пиаже, Б.Д. Парыгина, Д.Б. Эльконина и других.
Проблемы гуманистического и личностно-ориентированного образования культурологического типа освещались в трудах Е.В. Бондаревской, А.С. Запесоцкого, В.Д. Пономарева, Ю.В. Сенько, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и других. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста и специфика работы с данной социально-демографической группой нашла свое отражение в научных трудах Т.В. Драгуновой, Д.В. Колесова, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна, обосновавших положения теории психологии юношества и социального взросления.
Психолого-педагогическую коррекцию изучали С. Холл, М. Мейман, Д. Селли, В. Штерн, Э. Клапаред, А. Бине, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев, Н. П. Румянцев, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев, И. А. Сикорский, Л. С. Выготский, Д. Кеттел.
Методологическая основа исследования:
- проблемы воспитания личности подростков в условиях коллективной деятельности на основе приоритета социально-значимых целей (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие);
- исследования, раскрывающие значимость социально–культурных технологий в воспитательном пространстве (В.П. Беспалько, Г.М. Бирженюк, И. Григорьева, М.А. Данилов, Т.А. Ильина, Ю.Д. Красильников, А.П. Марков, В.Д. Пономарев, В.Н. Сагатовский, Э.Г. Юдин и другие);
-современные педагогические концепции организации деятельности молодежных общественных организаций (М.В. Богуславский, А.В. Волохов, М.Е. Кульпединова, Э.А. Мальцева, Т.Н. Мальковская, А.В. Суворов, С.В. Тетерский и другие);
Методы исследования: а) теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, философской литературы по проблеме исследования; синтез, аналогия, абстрагирование и конкретизация; моделирование; анализ учебно-программной документации по подготовке специалистов социально-культурной деятельности; обобщение опыта культурно-досуговой деятельности и др. б) эмпирические: прямое и косвенное наблюдение за деятельностью; различные виды опросов и экспертных оценок.
Этапы исследования:
I этап (теоретико-аналитический) – на этом этапе осуществлялся анализ проблемы, подбор литературы по теме исследования.
II этап (практический) – разработка программы;
III этап итоговый (обобщающий) – обработка и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования; подведение итогов; оценка выполнения поставленной цели и задач; оформление исследования.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная программа может быть использована педагогами и специалистами по социально-культурной деятельности в сфере психолого-педагогической коррекции личности подростка.
База исследования: ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет».
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.