Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЛИТЕРАТУРА

Повесть «Русские ночи» В.Ф.Одоевского: поэтика и проблематика

cool_lady 288 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.02.2021
Цели работы: проанализировать произведение и определить его проблематику, а также определить роль поэтики в повести. На основе выделенных целей, можно определить следующие задачи курсовой работы: 1. Анализ произведения «Русские ночи». 2. Изучение истории «Русских ночей». 3. Рассмотрение проблемы жанрового определения повести «Русские ночи». 4. Обзор поэтики в повести «Русские ночи» и её значение. 5. Выявление основных проблем в повести «Русские ночи» и их связь между собой. В ходе работы мы будем использовать частные методы изучения. «Русские ночи» - итоговое произведение в точном смысле этого слова. Повесть вышла в свет в 1844 г. Замысел "Русских ночей" возник и созревал у В. Одоевского постепенно, на протяжении многих лет. Еще в 20-е годы В. Одоевский думает о необходимости ввести читателя в современную драму с помощью персонажей, которые заменили бы собою древнегреческий хор. У него появляется идея произведения, в котором ключевую роль играли бы несколько беседующих и философствующих героев, как бы со стороны наблюдающих жизнь и творящих над нею свой суд. Позднее, в "Русских ночах", такими героями будут Фауст и его приятели. "Русские ночи" состоят из частей, писавшихся в разное время -преимущественно в течение 30-х годов. За исключением отрывка "Последнее самоубийство", все части еще прежде, чем они сложились в цельную композицию, стали романом, были известны читателям в качестве самостоятельных произведений. Так, вошедшая в состав "Русских ночей" новелла "Последний квартет Бетховена" была опубликована как самостоятельное произведение еще 1831 г. в альманахе "Северные цветы" Новелла за новеллой, отрывок за отрывком писались и печатались В.Одоевским без ясного сознания их внутренней связи и взаимозависимости. Такое сознание пришло позднее. Глубинная связь между отрывками, разумеется, была с самого начала, ее просто не могло не быть у такого писателя, как В.Одоевский, - писателя, создававшего все свои произведения на основе более или менее цельной философской концепции. Но эта связь не до конца и не сразу была осознана самим автором отрывков. В. Одоевский писал по этому поводу: "Инстинктуальная поэтическая деятельность духа отлична от разумной в образе своих действий, но в существе своем одинакова. Так бесознательно развивались во мне одна за другою «Повести дома сумасшедших», и, уже окончивши их, я заметил, что они имели между собою стройную философскую связь". [8, c.15-16]. "Русские ночи" - произведение уникальное по мысли, по характеру композиции, по жанровой своей природе. Это одновременно и роман, и драма, и философский трактат, и дидактическая книга. "Русские ночи" - это русские мысли, русские раздумья, русские идеи. Разумеется, это не точная расшифровка названия: романтическая поэтика не требует, да и не допускает логически строгой и точной расшифровки. В. Одоевский всегда проявлял влечение к фрагментарным формам в литературе. Его излюбленные жанры - обрывочные записи, афоризмы, "гномы". Тяготение к фрагментарному изложению сказалось и в "Русских ночах". Это тяготение было и естественным, и осознанным. Недаром в романе часто повторяется слово "отрывки". "Обрывочность" романа В. Одоевского не мешает ему быть цельным по внутренней своей структуре. Видимая фрагментарность произведения сочетается с глубоким, музыкальным единством всех его частей. Музыкальным можно назвать самый принцип композиции романа. Разумеется, это не точное, не терминологическое определение, а метафора. Но метафора, которая способна прояснить суть дела.
Введение

Повесть "Русские ночи" - самое значительное произведение В. Одоевского, вобравшее в себя многие его замыслы, синтезировавшее его воззрения на жизнь, выразившее в цельном и концентрированном виде его любимые философские идеи. Именно поэтому мы выбрали это произведение для написание курсовой работы. Актуальность данной работы заключается в исследовании проблематики и поэтики в данной повести. Объект исследования – повесть «Русские ночи». Предметом исследования является поэтика и проблематика и их реализация, проявления в цикле.
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...4-6 ГЛАВА 1. ПОВЕСТЬ «РУССКИЕ НОЧИ» В.Ф.ОДОЕВСКОГО: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕСТИ, ПОЭТИКА И ПРОБЛЕМА ЖАНРОВОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1.1 История изучения «Русских ночей»………………………………………7-9 1.2 Поэтика в повести «Русские ночи»………………………………………9-12 ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМАТИКА В ПОВЕСТИ «РУССКИЕ НОЧИ» 2.1Проблема жанрового определения повести «Русские ночи»…………...13-17 2.2 Проблема счастья и её тесная связь с проблемой знания в повести…..17-18 2.3 Проблема рассудочного знания и её тесная связь с проблемой полезного и бесполезного в человеческой жизни………………………………………...18-21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………22-23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………24-25
Список литературы

1 Бердяев, Н. А.О характере русской религиозной мысли ХIX века,2015-186 с. 2 Есин, А. Б. Время и пространство / А. Б. Есин // Л. В. Чернец Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. - М., 2016 - С. 30-42. 3 Красильников, Р. Л. Образ смерти в литературном произведении: модели и уровни анализа / Р. Л. Красильников - Вологда: ГУК ИАЦК, 2017. -140 с. 4 Кулишкина, О. Н. Фаустовская тема в художественном мире «Русских ночей» В. Ф. Одоевского / О. Н. Кулишкина // Русская литература. - 2018. - №2. - С. 126-132 5 Лиризм прозы В. Ф. Одоевского // Остапцева, В. Н. Лиризм русской прозы 30-х годов XIX века / В. Н. Остапцева. - М., - 2019. - С. 56-88. 6 Маймин, Е. А. Владимир Одоевский и его роман «Русские ночи» / Е. А. Маймин // В. Ф. Одоевский «Русские ночи»; Под. ред. Б. Ф. Егорова. - Л., 2014. - С. 247-276. 7 Ю. В. Манн. Русская философская эстетика. - М., 2012. - С. 153-199. 8 Морева, Т. Ю. Авторский мир в цикле В. Ф. Одоевского «Русские ночи». – М., - 2014.-С. 156-158 9 Прозоров, В. В. Автор / В. В. Прозоров // Л. В. Чернец «Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. - М., 2014 - С. 5- 13 10 Сахаров, В. И. От цикла романтических повестей к роману. («Русские ночи» В. Ф. Одоевского) / В. И. Сахаров // Динамическая поэтика. От замысла к воплощению. - М., 2016. - С. 39-55. 11 Федосеенко, Н. Г. Романтический феномен безумия / Н. Г. Федосеенко // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2017 - Сер.9, Вып. 3 - С. 26-38. 12 Шульц, С. А. «Русские ночи» В. Ф. Одоевского и полифонический роман Ф.М. Достоевского / С. А. Шульц // Филологические науки. - 2019. -№6. - С. 21-26.
Отрывок из работы

1 ПОВЕСТЬ «РУССКИЕ НОЧИ» В.Ф.ОДОЕВСКОГО: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕСТИ, ПОЭТИКА И ПРОБЛЕМА ЖАНРОВОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ. 1.1 История изучения «Русских ночей» «Русские Ночи» - итог литературной и философской деятельности В.Ф. Одоевского. Книга вышла в свет в 1844 году. Автор работал над ней в течение 20 лет: с середины 20-х до середины 40-х годов. Данное произведение первоначально задумывалось как «словарь философских идей». «Русские ночи» должны были проиллюстрировать ведущие учения и теории XIX века, их значение для человека и общества в целом. «Русские ночи» соединили в себе искания и представления В.Ф. Одоевского за многие годы. В этом произведении автор и систематизирует накопленный опыт, и отталкивается от него. Идеи Шеллинга, философско-мистический утопизм, преодоление взглядов Гегеля, мистические учения Сен-Мартена, полемика с теориями Мальтуса и Бентама соединились в «романе идей», опровергая и дополняя друг друга. Многие представления В.Ф. Одоевского находили отражение в более ранних произведениях. На их основе были написаны «Русские ночи». Итоговое произведение В.Ф. Одоевского связано с «Домом сумасшедших», «Психологическими заметками» и отдельными новеллами разных лет. Объемность текстового и идейного материала нашли отражение в структуре, форме, жанре, системе персонажей «Русских ночей». «Русские ночи» - произведение романтизма. Эстетические представления эпохи привели к отказу от строгой формы. Особенность романтиков - фрагментарность мышление. Фрагмент - сознательная установка на выражение недосказанности и многоплановости текста. Особенность романтического сознания определила и свободную форму произведений, нескованную жанровыми рамками. Поэтому в «Русских ночах» соседствуют: цикл, новеллы, фрагменты, сказка, элементы драматического диалога. Все многообразие форм вмещает в себя жанр романа, как его понимали немецкие романтики. «Роман идей - сократовские диалоги нашего времени», отличающиеся свободной формой, философским уклоном, отсутствием главного героя и объективностью. Таким образом, идея «Русских ночей» и свободная форма определяют сложную структуру произведения. Канва романа - это философские споры четырех друзей, ведущиеся девять ночей. Фауст читает рукописи юношей-шеллингианцев о «гениальных безумцах», людях творческих. Он же предлагает Ростиславу, Виктору, Вячеславу «Дневник Экономиста», включающий в себя новеллы, иллюстрирующие жизнь и проблемы общества. Наличие нескольких доминирующих тем, отсутствие главного героя, жанровое разнообразие, рамочная структура, позволяют исследователям акцентировать внимание на отдельных новеллах, темах, цикле или форме. П.Н. Сакулин дает многосторонний анализ произведения через философские споры четырех друзей, и осмысление «полноты - неполноты» жизни героев. Ю.В. Манн рассматривает структуру диалога как выражение основной идеи: философские искания В.Ф. Одоевского. В.И. Сахаров сосредотачивается на цикле, как форме прочтения всего творчества Одоевского, где особую роль играет тема «гениальных безумцев». А.В. Федоров уделят внимание антиутопии «Город без имени». О.Н. Кулишкина исследует Фаустовскую тему в «Русских ночах». Тема безумия как основополагающая рассматривается в работах О.А. Иоскевич. При всем многообразии научных изысканий в «Русских ночах» остаются части, находящиеся на периферии исследовательского интереса. Цикл «Дневник Экономиста» представляет собой особую структуру в романе, требующую более глубокого изучения. Исследователи зачастую рассматривают шесть новелл как отдельные произведения (А.В. Федоров, В.И. Сахаров). Как иллюстрация общей философской проблематики они выступают в работах П.Н. Сакулина, Е.А. Маймина. Мир, лишенный поэзии, односторонен и страшен. Шесть новелл рассматриваются как антитеза миру поэтическому. Цикл «Дневник Экономиста» не всегда отделяют от других произведений «Русских ночей». «В рассказах: «Бригадир», «Бал», «Мститель», «Насмешка мертвеца», «Последнее самоубийство», «Город без имени» рисуется мир, лишенный поэтического, - и он выглядит как мертвый, страшный мир…». В данном случае не учитывается роль Экономиста как автора текстов. В работе Ю.В. Манна впервые обращается внимание на авторство перечисленных новелл. Исследователь замечает общую «напыщенность» стиля шести рассказов. Он объясняет ее душевным состоянием «подставного автора», но не рассматривает отрывки в психологическом ключе . Важным для исследователя является авторство реальное (В.Ф. Одоевского), а не приписываемое (Экономист). Работы последних лет, выявившие тему безумия как объединяющую весь роман, по-новому определили место цикла и его автора. На первый план вышли герои-повествователи. Экономист определяется как безумец, так как его ум позабыл «поэзию сердца». Расположение новелл подчеркивает углубляющееся душевное расстройство. В работе О.А. Иоскевич отмечена связь между душевным состоянием героя и его творчеством. 1.2 Поэтика в повести «Русские ночи» Тема поэта и поэзии звучит в повести "Русские ночи" с самого его начала. Постепенно она получает в сюжете романа все более полное развитие и занимает все более важное место. Она становится одной из ключевых в частности потому, что в ней для В. Одоевского заключены не только вопросы, но и ответы, в ней есть элементы положительного решения проблемы человеческого знания и возможного счастья человека. Подобно ранним немецким романтикам и русским любомудрам, В. Одоевский придерживался того взгляда, что только поэзия обладает силою видеть и чувствовать живую основу мироздания и сущность человеческой души. Поэзия сама есть жизнь, она является поэтому совершеннейшим органом познания, и настоящий философ, человек, стремящийся постичь истину, не только имеет право, но и просто обязан смотреть на мир глазами поэта. По глубокому убеждению В. Одоевского, постижение истины требует от человека не столько прозрения ума, сколько прозрения сердца и души поэтического прозрения. Недаром, противопоставляя в эпилоге романа русскую науку западной, В. Одоевский отмечает как положительную черту, как самое существенное достоинство русской науки преобладание в ней поэтических элементов над собственно учеными: "Стихия всеобщности или, лучше сказать, всеобнимаемости произвела в нашем ученом развитии черту довольно замечательную: везде поэтическому взгляду в истории предшествовали ученые изыскания; у нас, напротив, поэтическое проницание предупредило реальную разработку" [8,с. 181]. Идеи В. Одоевского относительно поэтического познания и роли поэтического начала в жизни человека обусловили и его отношение к самой личности поэта. В идеальном обществе, как оно представлялось В. Одоевскому, поэт должен быть первым и самым почетным гражданином. В этом он придерживался взгляда, который не только не похож на точку зрения его любимого философа Платона, но и прямо ей противоположен. В утопической повести "4338-й год" В. Одоевский делает правителя государства "первым поэтом нашего времени", а сословие философов я поэтов - первым сословием. Заезжий американец говорит об этом утопическом государстве: "О! страна поэтов! у вас везде поэзия...". [1, с.18] В системе идей философского романа В. Одоевского, в особенном сюжете этого произведения поэту отводится самое высокое место. "Поэт, - говорится в рукописи молодых искателей истины, - есть первый судия человечества. Когда, в высоком своем судилище, озаряемый купиной несгораемой, он чувствует, что дыхание бурно проходит по лицу его, тогда читает он букву века в светлой книге всевечной жизни..."). [11,с.145] Рисуя картину общественной жизни или рассказывая историю жизни отдельного человека, В. Одоевский не в последнюю очередь рассматривает их с точки зрения того, какое место в этой жизни занимает поэзия. В зависимости от того; каков общественный взгляд на поэта, оценивается нравственный уровень общества. Тема поэта и поэзии оказывается в романе ключевой в самом точном значении слова. Это становится особенно заметным, начиная с Ночи четвертой и пятой. Здесь появляется много рассказов-притч, которые все по внутренней своей проблематике оказываются так или иначе связанными с темой поэта и поэзии. В рассказах "Бригадир", "Бал", "Насмешка мертвеца", "Последнее самоубийство", "Город без имени" связь с темой носит, так сказать, обратный, негативный характер, - что, естественно, не мешает ей быть глубокой и идейно значимой. В рассказах этих рисуется мир, лишенный поэтического, - и он выглядит как потерянный и страшный мир. Глава "Ночь четвертая" открывается отрывком-новеллой, названной "Бригадир". Сюжет "Бригадира" отчасти предваряет сюжет повести Л. Толстого "Смерть Ивана Ильича". Как и у Толстого, в новелле В. Одоевского говорится о жизни заурядного человека, лишенной высокого нравственного смысла и заполненной от начала до конца ложью. Герой "Бригадира" - обыкновенный статский советник, который не знал в себе "ни одной мысли, ни одного чувства". Только перед смертью, в последние мгновения, он успел просветленным и прозревшим взглядом оглянуться на свою жизнь - и в первый и в последний раз он устыдился: "О, каким языком выразить мои страдания! Я начал думать! Думать -страшное слово после шестидесятилетней бессмысленной жизни! Я понял любовь! любовь - страшное слово после шестидесятилетней бесчувственной жизни! И вся жизнь моя предстала во всей отвратительной наготе своей!" [9,с. 118]. Герой рассказа "Бригадир" прожил пустую, никому не нужную жизнь. И это потому, что он был начисто лишен "поэтических инстинктов". В. Одоевский видит и показывает не только вину героя, но и его трагедию. Главный для него виновник - "неумолимые условия общества", лишающие людей поэтических и, значит, истинно духовных потребностей. 2 ПРОБЛЕМАТИКА В ПОВЕСТИ «РУССКИЕ НОЧИ» 2.1 Проблема жанрового определения повести «Русские ночи» Вопрос о жанровом своеобразии повести В.Ф.Одоевского «Русские ночи» неоднократно рассматривался в работах литературоведов. Различные положения, сформулированные в трудах Ю.В.Манна, М.А.Турьян, М.С.Штерн , Е.А.Маймина, В.И.Сахарова ,М.И.Медового, Л.А.Ходанен в целом ведут к определению «Русских ночей» как первого философского романа в русской литературе. Однако необходимы некоторые уточнения. Во введении к «Русским ночам» В.Ф .Одоевский поясняет выбор формы своего «сочинения»: «Автор почитал возможным существование такой драмы, которой предметом была бы не участь одного человека, но участь общего всему человечеству ощущения [...], такой драмы, где бы не речь, подчиненная минутным впечатлениям, но целая жизнь одного лица служила бы вопросом или ответом на жизнь другого» [Одоевский 1975, 8]. Цель данной статьи – рассмотреть жанровую специфику романа «Русские ночи» в связи с его драматическим началом. Структура романа представляет собой переходное явление от цикла новелл к собственно романной форме. Новеллы по своему значению равны раме философских диалогов четырех друзей, представляющих разные жизненные позиции. В определении Одоевским «Русских ночей», как драмы Ю.Манн отмечает две важные особенности. К первой из них он относит саму диалогическую форму как беседу, «разговор действующих лиц», считая, что «от диалога, живого процесса обмена мыслями» Одоевский ждет «полноты выражения, максимального приближения к истине». Вторая особенность заключается в трактовке писателем термина «драма» «в смысле идеальной, внешне свободной связи всех компонентов «Русских ночей», всех его персонажей. Последующий персонаж отвечает предыдущему; одна судьба служит пояснением другой. Целая жизнь человека доведена до роли реплики, отвечающей на другую реплику – жизнь . Усматривая в форме «Русских ночей» композиционный принцип «матрешки», Л А. Левина отмечает: «Верхний слой – философский диалог, в котором представлены шеллингианство, мистицизм, утилитаризм и сомнение в каждом из них. Далее рукопись двух юных искателей, которую читают и обсуждают участники диалога. И наконец – шесть новелл, предлагающих варианты решения «задачи жизни», которые на поверку оказываются несостоятельными, так как роман ориентирован на принципиальную множественность и равно-ценность этих решений» [10,с. 429]. Диалогическая форма становится важным структурообразующим элементом романа. Прежде всех на сцену своей «драмы» Одоевский выводит Ростислава, его же словами заканчиваются «Русские ночи». Очевидно, что в нем наиболее тревожно отозвались настроение эпохи и искания самого Одоевского. Безусловно, Ростислав близок раннему писателю, о чем можетсвидетельствовать тот факт, что в публикации «Ночи первой» 1836 года функции Ростислава выполнял «автор».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Литература, 34 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Литература, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Литература, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Литература, 25 страниц
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg