Актуальностью, данной дипломной работы: на наш взгляд, выбранная тема дипломной работы является актуальной, потому что понятия лидерства и социального интеллекта широко распространены в психологии, социологии, политологии и в ряде других социальных наук. Этим понятия посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также отбора лидеров.
Социальный интеллект занимает важное место в психике человека. Будучи самой совершенной из психических адаптаций, социальный интеллект служит наиболее необходимым и эффективным орудием во взаимодействии субъекта с окружающим миром, которое реализуется сложнейшими путями и выходит далеко за пределы непосредственно одномоментных контактов, для того, чтобы достичь заранее установленных и устойчивых отношений.
Методологическая основа исследования: при рассмотрении лидерских качеств мы опирались на работы таких авторов, как Тард Г., Лебон Г., Стогдилл Р., Манн Р., Уманский Л. И., Бэрон Р. С., а при рассмотрении эмоционального интеллекта – таких, как Спирмен Ч., Векслер Д., Гарднер Х., Бар-Он Р., Сэловей П., Мейер Дж., Гоулмен Д., Люсин Д. В., Кетс де Врис М.
Степень научной разработанности проблемы. Изученностью темы социального интеллект занимались такие ученые, социологи и психологи как Ж.Пиаже, И.Кант, К.Дункер, Л.С. Выгодский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Ч. Спирмена, Л. Терсоуна, Р. Кеттела, Г.Айзенк, З.И.Колмыкова, Д.Векснер. Разработанностью выявления лидерских качеств занимались такие ученые и психологи, как Л. Бернард, В. Бинхам, О. Тэд, С. Килбоурн, М. Вебер, Е. Богардус, X. Персон, Р. Стогдилл, С. Шартл, X. Герт, С. Миллз, Д. Мак-Грегор. Разработанностью темы лидерских качеств занимались такие психологи и социологи, как ПА.С. Залужный, А.С. Макаренко, Е.А. Аркин, Б.Д. Парыгин, И.П. Волков, А.В. Петровский, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, А.Л. Журавлев, Р.Л. Кричевский.
Цель работы: исследовать взаимосвязь социального интеллекта и лидерских качеств у студентов гуманитарного вуза.
З?а?д?а?ч?и и?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я?:
1. И?з?у?ч?и?т?ь теоретические основы взаимосвязи социального интеллекта и лидерских качеств.
2. Определить уровень развития социального интеллекта у студентов гуманитарного ВУЗа.
3. Определить уровень развития лидерских качеств у студентов гуманитарного ВУЗа.
4. Определить уровень развития КОС у студентов гуманитарного ВУЗа.
5. Сопоставить социальный интеллект и лидерские качества у студентов гуманитарного ВУЗа.
Объект исследования: студенты гуманитарного ВУЗа в количестве 60 человек.
Предмет исследования: взаимосвязь характеристик социального интеллекта и лидерских качеств у студентов гуманитарных ВУЗов.
Г?и?п?о?т?е?з?а и?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я?: существует связь между социальным интеллектом и лидерскими качествами у студентов гуманитарного ВУЗа.
Методы исследования: тестирование, опрос, методы математико-статистической обработки данных.
Методики:
1. Методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности (КОС) [48].
2. Тест Гилфорда «Социальный интеллект» [17].
3. Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) [34].
4. Методика «Я – лидер» (Е.С.Фёдоров; О.В.Ерёмин, Т.А.Миронова) [33].
База исследования: Учреждение «Университет «Туран».
Теоретическая и практическая значимость исследования представляет интерес для практики исследования лидерских качеств у студентов гуманитарного ВУЗа, развития и дальнейшего усовершенствования, а так же позволяет расширить и систематизировать представления об особенностях социального интеллекта у студентов гуманитарного ВУЗа. Кроме того, разработанные рекомендации будут полезны для развития социального интеллекта у студентов, что позволит повысить уровень их успешности.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической части), выводов, заключения, списка использованной литературы.