Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование представлений о традициях народов Поволжья в начальных классах

natali2018 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.04.2018
Наблюдающийся в последние годы активный рост национального самосознания вызвал у народов нашей страны повышенный интерес к своей истории и традиционной культуре. Этнокультура каждого народа имеет свой уникальный пласт материальных и духовных ценностей, который содержит мощный воспитательный потенциал для развития и формирования полноценной личности. Признание приоритета этнокультуры и общечеловеческих ценностей требует поиска новых способов и возможностей включения в эту область детей разного возраста, в период формирования личности.
Введение

Актуальность исследования. Культура, традиции и личность неразрывно связаны друг с другом. Это три части одного целого. Именно люди создают культуру и традиции, которые, в свою очередь, оказывают на них влияние. Это процесс постоянного совершенствования и обновления. Личность является движущей силой культуры и традиций. Человек постоянно совершенствует ее в соответствии с требованиями общества и эпохи. В свою очередь, культура и традиции формируют характер человека, делает его более социализированным. Она предполагает определенные правила, без которых невозможно существование ни одного сообщества. Народная традиционная культура – основа самосохранения нации. В процессе воспитания настоящего гражданина и патриота своей страны необходимо опираться на свои корни, на свой народ, язык, культуру и традиции. Изучение национальной культуры, традиции и языка помогает не только более глубокому осмыслению истории своего народа, но и формирует в детях национальное самосознание и формирует личность ребенка [7, c. 43]. Основы национальной морали, закрепленные в традициях и обычаях, пословицах и поговорках, песнях и сказках, танцах и праздниках, служат надежной программой нравственного воспитания будущего гражданина. Именно начиная с раннего возраста, мы должны воспитывать уважение к народам, национальной культуре, формировать бережное отношение к ней. Современное образование не может быть полноценным, если не будут учтены существующее этническое самосознание и своеобразие. Обращение к опыту этнокультурного воспитания личности делали многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Н.А.Бердяев, В.И.Водовозов, Г.Н. Волкова, Л.С.Выготский, И.А.Ильин, А.Н.Леонтьев, С.Т.Шацкий, Д.Б.Эльконин, Ю.И.Юдина и др. они ставили перед собой задачу проследить формирование этнокультурных качеств личности именно через народные традиции. Создание подлинно национальной школы возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое воссоздание прогрессивных народных традиций, никакое национальное возрождение невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики. Реализация приобщения детей к культуре народов обеспечивает приобщение ребёнка к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ окружающего мира, хранящих знания об историческом прошлом, настоящем, изучении культурных традиций родного края, соседних народов формирует чувство гордости за принадлежность к национальности, сохранению традиций, идущих издревна. Вышесказанное определило проблему исследования - необходимость создания условий, для формирования представлений о традициях народов Поволжья в начальных классах. Этим обусловлен выбор темы исследования: «Формирование представлений о традициях народов Поволжья в начальных классах». Цель исследования: теоретически исследовать проблему этнокультурного воспитания в начальных классах и экспериментальным путем проверить эффективность комплекса занятий по формированию представлений о традициях народов Поволжья в начальных классах. Объект исследования: процесс формирования представлений о традициях народов Поволжья Предмет исследования: формирование представлений младшим школьникам, о традициях народов Поволжья. Задачи: 1. изучить культуру и традиции народов Поволжья в аспекте этнокультурного формирования личности. 2. рассмотреть условия формирования этнокультурных представлений в начальных классах. 3. провести диагностику представлений о традициях народов Поволжья у младших школьников. 4. организовать работу по формированию представлений о традициях народов Поволжья в начальных классах. Методы исследования. 1) Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме. 2) Эмпирические методы: наблюдение 3) Метод обработки данных: качественный и количественный анализ результатов исследования. 4) Представление результатов исследования: рисунки, таблицы. Методологической основой исследования могут являться философские идеи Н.Бердяева, И.Ильина, Г.Д. Гачева, Л.Н.Гумилева о значимости культурно-исторического наследия для судьбы России, получившие свое развитие в контексте культурно-исторической теории развития личности и сознания Л.С. Выготского, А.Р. Лурия. Практическая значимость обусловлена тем, что составленный комплекс занятий и результаты исследования могут быть использованы в практике работы учителей по формированию представлений о народах Поволжья в начальных классах. База исследования (МБОУ Большечирклейская СШ, Ульяновской области, Николаевского района) Структура исследования - введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о традициях народов Поволжья в начальных классах………………………………………...6 1.1.Культура и традиции народов Поволжья в аспекте этнокультурного формирования личности………………………………………………………….6 1.2.Условия формирования этнокультурных представлений в начальных классах……………………………………………………………………………22 Выводы по главе 1……………………………………………………………….38 Глава 2. Экспериментальная работа по формированию представлений о традициях народов Поволжья в начальных классах…………………………..40 2.1. Диагностика представлений о традициях народов Поволжья у младших школьников………………………………………………………………………40 2.2.Организация работы по формированию представлений о традициях народов Поволжья в начальных классах……………………………………….56 Выводы по главе 2……………………………………………………………….70 Заключение……………………………………………………………………….72 Список литературы………………………………………………………………75
Список литературы

1. Акимова, О.В. Педагогическое стимулирование как средство всестороннего развития личности / О.В. Акимова. Киев, М.: КГУ, 1999. - 192 с. 2. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань, М.: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с. 3. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. – М.: Учпедгиз, 1957. – 240 с. 4. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1999.- 145 с. 5. Биктагирова, Г. Ф. Семейные ценности в контексте этнопедагогики /– Казань, М.: ТГГПУ, 2009. – 136 с. 6. Васильева, Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) Текст. / Ю.В.Васильева. - М.: Педагогика, 2001.-424 с. 7. Выготский, Л. С. Психология: монография / Л. С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 108 с. 8. Гаврилова, Т. П. Использование приемов эмоционального стимулирования в нравственном воспитании младших школьников : метод. пособие / Т. П. Гаврилова; Пермь, 2005. – 43 с. 9. Давидчук, А. Н. Обучение и игра.- М.: Мозайка-Синтез, 2006.-271с. 10. Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений. 4–5 классы / А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с. 11. Дыбина, О.В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи : учеб.-метод. пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 77 с. 12. Журина, Т. Ю. О совместной работе школьных и районных детских библиотек / Т. Ю. Журина // Воспитание школьников. – 2012. – № 6. – 60 с. 13. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова // – 2012. – № 1. – 35 с. 14. Крючкова, Е. А. Историко-обществоведческий компонент в курсе «Мир вокруг нас» / Е. А. Крючкова // Начальная школа. – 2003. – № 8. – 65 с. 15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с. 16. Маклаков, А. Г. Общая психология. — М.: Питер, 2001. — 592 с. 17. . Мануйлов, Ю. С. Соотношение понятий «пространство» и «среда» в контексте управленческой практики / Ю. С. Мануйлов // Социокультурная среда и единое образовательное пространство: региональная политика. М.: Гуман. Центр, 2004. – 302 с 18. Мастеница, Е. Н. Музейная среда в формировании человека культуры / Е. Н. Мастеница // Эстетическое развитие ребенка в музейной среде и современные образовательные технологии. – М.: Гос. Эрмитажа, 2000. – 58 с. 19. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. – Ростов н/Д, М.: Феникс, 1998. – 544 с. 20. Новицкая, М. Ю. Факультативный курс «Введение в народоведение» / М. Ю. Новицкая // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Ч. 2 (1–4 классы). – М.: Просвещение, 2001. – 345 с. 21. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с. 22. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование в полиэтническом регионе. Монография. / Г.В. Палаткина – Астрахань, М.: Астраханского гос. пед. ун-та, 2001 - 167 с. 23. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы: пособие для учителей, М.: Перспектива, - 125 с. 24. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. – М.: Владоспресс, 2004. – 365 с. 25. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – М.: Высш. шк., 2004. – 512 с. 26. Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетентности обучающихся в полиэтнической образовательной среде,// Поштарева Татьяна Витальевна. – Ставрополь, 2009. – 393 с. 27. Рождественская С. Б. Этническое самосознание и современный быт // Материалы Международного симпозиума. М., Переиздание 2001, - 72 с. 28. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (Стандарты второго поколения) / сост. Е. С. Савинов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 204 с. 29. Соколова, П. Ю. Сотрудничество семьи и школы как фактор социализации младших школьников в условиях этнокультурной образовательной среды / П. Ю. Соколова // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 2. – 141 с. 30. Соколова, П. Ю. Педагогические условия формирования этнокультуры обучающихся начальных классов в общеобразовательной школе / В. В. Кадакин, П. Ю. Соколова // В мире научных открытий. – 2013. – № 11.12 (47). – 159 с. 31. Солодухина, Т. К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: / Солодухина Татьяна Константиновна. – М., 2005. – 414 с. 32. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании: Педагогические сочинения: В 2-х т. / К.Д. Ушинский. – М.: 1981. – Т. 1. – 92 с. 33. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн ; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с 34. Щербакова, А.И. Практикум по общей психологии. /Под ред. А.И.Щербакова. - 2 изд., переработанное и дополненное, - М.: Просвещение, 1990. - 288с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о традициях народов Поволжья в начальных классах 1.1. Культура и традиции народов Поволжья в аспекте этнокультурного формирования личности В психологической науке категория "личность" относится к числу базовых понятий. Но понятие "личность" не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Чаще всего в содержание понятия "личность" включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки. Таким образом, личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное важность для него самого и окружающих. [16, c. 215] Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Личность - это характеристика человека в целом, она проявляется во всех видах его деятельности. Именно поэтому А.Н. Леонтьев говорил, что деятельностный подход к анализу человеческой психики есть одновременно и личностный подход. И наоборот, личностный подход есть одновременно и деятельностный. [15, c. 114] Вместе с тем личность характеризует человека только с одной стороны: включенность его в общественные отношения, его направленность, которая определяется ведущими мотивами деятельности, поведения. Направленность личности может быть общественной или эгоистической. В одних случаях общественные и личные интересы могут совпадать, в других - эгоистическая направленность может приносить вред другим людям, обществу в целом. Исходя из этого, можно вещать о положительном и отрицательном развитии личности. Уровень положительного развития личности определяется мерой ответственности человека перед другими людьми, перед окружающей средой, перед своей деятельностью, перед собой. Нравственные нормы, принятые человеком и перешедшие во внутренний план его психической жизни, контролируются с помощью чувств, называемых чувством задолженности, совестью, стыдом. С личностью, с нравственностью связаны и такие понятия, как честное слово, кодекс чести, достоинство личности. При отрицательном развитии личности человек ориентируется на нормы, противоречащие принятым в обществе. Поведение, основанное на аморальных правилах, приносит вред другим людям; в этих случаях говорят о безответственном отношении человека. Однако отступление от принятых норм не постоянно означает отрицательное развитие личности. Наоборот, это нередко говорит о высокой степени ответственности человека перед другими людьми. Субъективно личность для любого человека воспринимается как его Я (как образ Я). Стремиться быть личностью - значит стремиться к социально значимой деятельности. Личность характеризуется также устойчивостью, т.е. постоянством моральной основы, ориентирующей поведение человека.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 72 страницы
1800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg