Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

ПРОБЛЕМА ВЛАСТИ В ТРАГЕДИЯХ А.СУМАРОКОВА «ДИМИТРИЙ САМОЗВАНЕЦ» И А.ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ»

natali2018 190 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.04.2018
Жанровая уникальность трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» состоит в том, что автор создал сплав «высокой» трагедии и народной драмы. «Человек и народ — Судьба человеческая, судьба народная» — вот авторская формула, указывающая на два важнейших содержательных пласта произведения. В пьесе развернуты две «судьбы человеческие» — судьба царя Бориса Годунова и судьба беглого монаха Григория Отрепьева, Самозванца, принявшего имя погибшего царевича Дмитрия.
Введение

Актуальность темы. Выбранная тема курсовой работы является попыткой проанализировать различные концепции по проблеме государственного управления. Трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» и А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец» поддаются исследованию на предмет изображения проблемы власти. Исследователи литературы XIX-го века выделяли Бориса Годунова как основного персонажа трагедий. Литературоведы советского периода (Г.А.Гуковский, Б.П.Городецкий) считали народ главной величиной в произведенииях. Критики нашего времени возвращаются ко взглядам, современным А.С.Пушкину, так как сам автор выделял Бориса Годунова в качестве основного героя, что видно из названия произведения. Несмотря на большое количество исследовательских работ, посвящённых трагедии «Борис Годунов», нет возможности исчерпывающе её проанализировать. Существует загадка, тайна, которая окружает это произведение: конфликт между желанием описать с литературоведческой точки зрения и невозможность сделать это в полной мере. Проблема власти в произведении А.С.Пушкина «Борис Годунов» достаточно актуальна в настоящее время. Данный вопрос исследовался и получил интерпретацию многих критиков творчества А.С.Пушкина: Н.И.Надеждина («Борис Годунов». Сочинение А.Пушкина. Беседа старых знакомцев»); И.В.Киревского («Обзор русской словесности за 1831г.»); Н.А.Полевого («Борис Годунов» Александра Пушкина»); Н.В.Гоголя – («Борис Годунов»); В.Г.Белинского «Соч. А.Пушкина» ст. 10); Д.В.Веневитинова «Разбор отрывка из трагедии г. Пушкина, напечатанного в «Московском вестнике»); Д.Благого («Пушкин – мастер композиции (о «Борисе Годунове»)»); Б.П.Городецкого («Драматургия Пушкина»); И.З.Серман («Пушкин и русская историческая драма 1830-х годов»); Г.С.Винокура (Примечание к «Борису Годунову» в академическом издании 1935г.); Г.А.Гуковского («Пушкин и проблемы реалистического стиля»); С.А.Фомичёва (предисловие к академическому изданию «Бориса Годунова» 1996г.); Л.М.Лотман (комментарии к академическому изданию «Бориса Годунова» 1996г.) и других. Творчество А.П.Сумарокова в трудах известных отечественных литературоведов Г. А. Гуковского, П. Н. Беркова, Д. Д. Благого, Н. Л. Бродского, Л. И. Кулаковой, А. В. Западова, В. А. Западова, Ю. В. Стенника изучено достаточно обстоятельно. Однако, отечественное литературоведение занималось большей частью проблематикой комедий Сумарокова. Например, Н. Л. Бродский в статье «История стиля русской комедии XVIII века» указывает, что в комедиях драматурга выводится целая вереница персонажей, неразрывно связанных с русской действительностью, русским бытом. Л. И. Кулакова в статье «Проблема характера в русской комедии XVIII века (к вопросу о генезисе русского реализма)» отмечает меньшую зависимость Сумарокова от теоретических установок Н. Буало. Итальянская исследовательница М. Феррацци утверждает, что именно Сумароков «положил начало национальной русской комедии своими тремя пьесами, где интриги, и ритмы, приемы и персонажи итальянских комедий вплетаются в петербургскую современность». Более того, творчество Сумарокова-драматурга в целом оказало «положительное влияние на формирование в русском обществе европейского взгляда на театральное искусство». Неразрешимость этических, психологических конфликтов и формальное разрешении части внешних, связанных с трагедиями «Борис Годунов» А.С.Пушкина и «Димитрий Самозванец» А.П.Сумарокова, послужили причиной выбора темы курсовой работы.. Объект исследования – трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» и А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец» Предмет иследования – проблема власти в трагедиях А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец» и А.С.Пушкина «Борис Годунов» Цель исследования – проанализировать конфликты действующих лиц как источников проблемы на примере каждой из политических сил произведений в их единстве или противодействии. Для реализации цели необходимо решить ряд задач, которые непосредственно связаны с заявленной темой: 1) Изучить трагедии и их оценку в критике и литературоведении. 2) Сопоставить специфику изображения эпохи и характеристику власти в трагедиях. 3) Проанализировать типы правителей, представленные в трагедиях. Практическое значение работы состоит в возможности использования ее материалов на занятиях по истории русской литературы во время изучения творчества А.П.Суморокова и А.С.Пушкина. Структура. Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованных источников.
Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3 Глава 1. Основная часть исследования 1.1. Трагедии «Борис Годунов» А.С.Пушкина и «Димитрий Самозванец» А.П.Сумарокова в критике и литературоведении……………………..….6 1.2. Проблема власти и ее преломление в образе царя Бориса в произведении А.С.Пушкина «Борис Годунов»………………………………………………...11 1.3.Проблема власти и образ Самозванца в трагедии «Димитрий Самозванец» А.П.Сумарокова………………………………………………………………….20 Заключение………………………………………………………………………24 Список использованных источников…………………………………………..27
Список литературы

1. Александр Петрович Сумароков. Современная его характеристика (май 1769) : [Письмо неизвестного к А. П. Сумарокову. 1769 г.] / Публ. и коммент. Н. С. Тихонравова // Русская старина. — 1884. — Т. 41, № 3. — С. 609—618. 2. Алексеев М.П. Пушкин .Сравнительно-исторические исследования/ М.П.Алексеев.- Л.: Наука, 1984.-300с. 3. Белинский В. Г. Русская литература в 1840 году // Белинский В. Г.- Собр. соч.: В 9 т. -М.: Худож. лит., 1978.- Т. З.- С. 185. 4. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Белинский В. Г. Полн. собр. соч.- М.:Наука, 1955. -Т. VIII. -С. 61. 5. Белинский В. Г. Речь о критике. Статья вторая // Собрание сочинений в трёх томах / Ред. С. П. Бычкова. — М. : ОГИЗ, 1948. — Т. II. Статьи и рецензии. 1841—1845. — С. 364—398. — 932 с. 6. Белковец Л.П. Россия в немецкой исторической журналистике XVIII в. Г.Ф. Миллер и А.Ф. Брюшинин / Л.П. Белковец. - Томск: ТГУ, 1988. - 284 с Берков П. Н. Жизненный и литературный путь А. П. Сумарокова // Сумароков А. П. Избранные произведения. — Второе изд. — Л. : Советский писатель, 1957. — С. 5—46. — 608 с. — (Библиотека поэта. Большая серия). 7. Благой Д. Д. История русской литературы XVIII века./ Д.Д.Благой. — М. : Учпедгиз, 1946. — 420 с. 8. Большой энциклопедический словарь.-2-е изд. перераб. и доп.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 1242с. 9. Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII - XVIII веков / В.А. Бочкарев.-М.:Наука, 1988.-С. 112-142. 10. Гоголь Н.В. Соч.: В 6 тт./ Н.В.Гоголь.-М.:Худож. Лит-ра, 1959.- Т.6. –С.221-234. 11.Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина./ Б.П.Городецкий.- М.-Л.:Мысль, 1953.- 344с. 12.Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века / Г.А. Гуковский. - М.:Худож. Литер-ра, 1998.-С. 147-154. 13. Гуковский Г. А. Сумароков и его литературно-общественное окружение // История русской литературы: В 10 т. — М.—Л. : Изд-во АН СССР, 1941. — Т. III: Литература XVIII века. Ч. 1. — С. 349—420. 14. Гуковский Г. А. Ломоносов, Сумароков, школа Сумарокова // Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века / ред. и вступ. ст. В. М. Живова. — М. : Языки русской культуры, 2001. — С. 40—71. — 352 с. — (Studia philologica. Series minor). 15. Гуськов Н. А. А. П. Сумароков в мифе о создании русской литературы: к постановке проблемы // Мир русского слова. — 2013. — № 3. — С. 58—66. 16. Захаров Н. В. У истоков русского шекспиризма: А. П. Сумароков, М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин: Монография. Для обсуждения на научном семинаре 29 августа 2009 года / Отв. ред. Вл. А. Луков. — М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2009. — 95 с. — (Шекспировские штудии XIII). 17.Захаров Н. В. Сумароков и Шекспир/ Н.В.Захаров // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение».- 2008.- № 5. — Филология. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/5/Zakharov_Sumarokov&Shakespeare/ . 18. Калганова Е. В. Русский Мольер (Сумароков-комедиограф) // «Знание. Понимание. Умение». — 2005. — № 9.-С.23-25. 19. Карамзин Н. М. Пантеон Российских авторов // Карамзин Н. М. Сочинения: 2-х т. -Л.: Худож. лит., 1984.- С. 111. 20.Карамзин Н.М. История государства Российского.: в 12 т./ Н.М. Карамзин. - СПб., 1892. - Т.11. - 156 с. 21. Кулакова Л. И. Проблема характера в русской комедии XVIII века (к вопросу о генезисе русского реализма)/Л.И.Кулакова // Проблемы жанра в истории русской литературы. -Уч. зап. ЛГПУ. -Л., 1969.- С. 42. 22. Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века: Учебник. — М. : Высшая школа, 2003. — Драматургия и лирика А. П. Сумарокова (1717—1777). — С. 114—150. — 415 с 23. Моисеева Г.Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России XVIII века / Г.Н. Моисеева. - Л., 1980. - С 171-182. 24. Москвичева Г.В. Русский классицизм / Г.В. Москвичева. - VI., 1986. - С. 48 - 73. 25. Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика./ Н.И.Надеждин.- М., 1972.- С.254-270 26. Новиков Н. И. Опыт исторического словаря о российских писателях/ Н.И.Новиков // Новиков Н. И. Смеющийся Демокрит.- М.: Сов. Россия, 1985.- С. 311. 27. Одесский М. П. Поэтика русской драмы: вторая половина XVII — первая треть XVIII в./ М.П.Одесский.- М.: РГГУ, 2004.- С. 99. 28. Письма русских писателей XVIII века. - Л.: Наука, 1980. - 472 с. 29. Погосян Е. Восторг историка (Ломоносов в полемике с Миллером) / Е.Погосян // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. III. К 40-летию «Тартуских изданий». - Тарту, 1999. - С. 47-53. 30. Пушкин в русской критике. Сборник статей./Вступ. ст. и примеч. В.Дорофеева и Г.Черемина. -М.:Наука,1950.-288с. 31. Серман И. 3. Русский классицизм / И.З. Серман. - Л.:Наука, 1973.-С. 87- 115. 32. Стенник Ю. В. Идея «древней» и «новой» России в литературе и общественно-исторической мысли XVIII — начала XIX века./ Ю.В.Стенник.- СПб.: Наука, 2004.- С. 266. 33. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе / Ю.В. Стенник. - Л.: Худож.литер-ра, 1981.-С. 68-74. 34.Сложеникина Ю. В. «Сон. Счастливое общество» А. П. Сумарокова: к проблеме вербального кода русского масонского текста // Вестник Волгоградского гос. университета. Серия 2: Языкознание. — 2011. — № 2 (14). — С. 35—39. 35. Сокращенная повесть о жизни и писаниях господина статского действительного советника и Святыя Анны кавалера, Александра Петровича Сумарокова // Санкт-Петербургский вестн.- 1778.- Ч. 1.- С. 41.
Отрывок из работы

Глава 1. Основная часть исследования. 1.1.Трагедии «Борис Годунов» А.С.Пушкина и «Димитрий Самозванец» А.П.Сумарокова в критике и литературоведении . Критическая литература имеет множество взглядов на трагедию «Борис Годунов»А.С.Пушкина. Каждый из периодов исследования трагедии вносил собственное влияние. В современный для написания «Бориса Годунова» этап выделилось несколько точек зрения. В.Г.Белинский, Н.И.Надеждин, Н.А.Полевой говорили об отсутствии целостности и о большом влиянии Н.М.Карамзина. Н.В.Гоголь в своей статье утверждал, что А.С.Пушкин достиг сочувствия у читателей, а значит, смог написать работу на высоком уровне. В советский период был выбран идеологический критерий для оценки произведений. Нужно было видеть в народе революционные массы, упоминать цитаты Ленина о трактовке последней фразы в драме. Все статьи этого периода разбирают произведение относительно народа (Г.А.Гуковский, Б.В.Томашевский, Д.Д.Благой). На современном этапе идеологического диктата нет. Авторы (С.А.Фомичев, Л.М.Лотман) разбирают драму в соответствии с традицией А.С.Пушкина, рассматривая каждый образ с позиции исторической объективности. Трагедия «Борис Годунов», стала не только первым завершенным драматургическим произведением А.С.Пушкина, но и его первым опытом масштабного художественного осмысления исторического прошлого России. Вдохновением послужили чтение «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, исторические пьесы-хроники Шекспира и русские летописи. Пушкин-драматург обратился к одному из переломных моментов в истории России — Смутному времени (конец XVI — начало XVII в.). Однако Пушкин не пошел путем своих дальних и близких предшественников — авторов французских и русских трагедий на исторические темы: Ж. Расина, П. Корнеля, А.П. Сумарокова, В.А. Озерова, П.А. Катенина и др. Он хотел стать драматургом-новатором. А.С.Пушкин думал о реформировании не только трагедии — древнейшего жанра европейской драматургии, но и современного российского театра. «Борис Годунов» — творческий эксперимент Пушкина. Отзывы современников о трагедии были преимущественно критическими. Критике подверглись пушкинская интерпретация истории и исторических деятелей, а также сама художественная форма произведения. Трагедию признавали несценической, противоречащей законам театра, скорее всего ее предназначение – стать «пьесой для чтения». То, что сам Пушкин считал смелым новаторством, многие критики посчитали художественным тупиком. Театр пушкинского времени технически и творчески не был готов к адекватному сценическому воплощению этого, как сказал В.Г.Белинский, «гигантского создания»[3,с.61]. Только сейчас можно сказать, что поистине революционная сценография «Бориса Годунова» предвосхитила крупнейшее открытие конца XIX в. — кинематограф и театральные эксперименты XX в. На рубеже 1820—1830-х гг. полемика с критиками трагедии, в частности с Булгариным, неблагоприятная атмосфера вокруг «Бориса Годунова» помешала Пушкину осуществить новые драматургические замыслы — пьесы о судьбе Лжедмитрия и царствовании Василия Шуйского («Борис Годунов» завершается событиями июня 1605 г.)
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, История, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, История, 24 страницы
2000 руб.
Курсовая работа, История, 29 страниц
500 руб.
Курсовая работа, История, 32 страницы
600 руб.
Курсовая работа, История, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, История, 38 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg