Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Изучение соотношения уровня самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста

natali2018 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.04.2018
Одним из главнейших факторов развития личности является формирование адекватной самооценки, которая активно развивается в период дошкольного возраста и существенно зависит от оценок сверстников и особенно взрослого. В процессе прямого социального взаимодействия, протекающего в малой группе и создающего социальную “микросреду” человека, происходит огромное воздействие на формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности.
Введение

Развитие самосознания — центральный психический процесс. Перестройка самосознания связана не столько с умственным развитием человека (когнитивные предпосылки для нее созданы раньше), сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматривает . Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта. Самооценка возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости[1]. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки[2]. Актуальность изучения влияния социометрического статуса ребенка-дошкольника в группе сверстников на формирование его самооценки обусловлена тем, что многогранность изменений в старшем дошкольном возрасте во многом определяет последующее развитие личности и самооценки человека. В настоящее время достаточно ясно осознаются новые общественные тенденции и проявляется живой интерес к современным образовательным программам и технологиям по развитию личности дошкольника, формированию дружеских взаимоотношений в дошкольном возрасте. Однако направления развития самооценки детей и ее влияния на социометрический статус в группе сверстников все еще относятся к неразработанной области дошкольного образования. Таким образом мы вывели проблему нашего исследования: как развитие самооценки детей влияет на социометрический статус в группе сверстников? Цель исследования : выявить наличие или отсутствие корреляционной связи между уровнем самооценки и статусом ребенка в группе. Объект исследования: процесс развития в старшем дошкольном возрасте. Предмет исследования: влияние самооценки старших дошкольников на социометрический статус в группе сверстников. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу 2.Исследовать процесс развития самооценки детей в старшем дошкольном возрасте. 3.Определить уровень самооценки ребенка с помощью методик «Лесенка» и «Проба Де Греефе»; 4. Выявить социометрический статуса ребенка с помощью метода социометрических измерений. Гипотеза исследования: самооценка детей старшего дошкольного возраста влияет на социометрический статус в группе сверстников, что обеспечивает их корреляционную связь. Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии и педагогики. В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внести, в частности А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, А.В.Запорожец, А.В. Петровский, Д.Н.Узнадзе. Психолог Мерлин B.C. изучал проблемы самосознания, работал над психологией мотивов человека, изучением мотивации занимались также Славина Л.С., Бочкарева Г.Г., Божович Л.И. Кроме этого вопро­са они работали над проблемой формирования личности. Вопросам взаимоотношений в дошкольном возрасте посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В., Запорожец А.В., Усова А.П., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В. и многие другие. Методологическую основу исследования составляет теория личности Мясищева В. Н., который рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей дей­ствительности, являясь одной из форм этого отражения, системно-деятельностный подход в психологии и теория игры Эльконина Д.В. В ходе исследования использовались разнообразные методы: 1.Теоретические: -анализ психолого-педагогической литературы; -обобщение полученных знаний в результате анализа литературы; -обработка результатов различных методик. 2.Эмпирические: -наблюдение за деятельностью детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО; - социометрические измерения; -использование методики В.Г.Щур "Лесенка" -применение методики "Проба Де Грефе"; -корреляционный анализ. Опытно-экспериментальная база: дети в возрасте 6-7 лет ДОУ №73 в количестве 17 человек. Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами в дошкольном образовании, а также родителями для выявления тех характеристики системы представлений о себе у детей, динамика которых может повлиять на успешность личностного самоопределения. Новизна исследования. Несмотря на то, что многими авторами достаточно подробно освещены вопросы личности, однако в отношении старшего дошкольного возраста четких практических разработок проблемы самооценки пока не достает. Поэтому наше исследование является новым, где развитие самооценки дошкольников основано на новом комплексе игровых мероприятий, кроме того, выявлена связь между самооценкой и социометрическим статусом в группе детей старшего дошкольного возраста.
Содержание

Введение 4 1. Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи самооценки и социометрического статуса старших дошкольников 9 1.1. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. 9 1.2. Теоретическое исследование вопроса о формировании самооценки у детей старшего дошкольного возраста 16 1.3. Теоретическое исследование вопроса о развития и формирования потребности в общении у детей старшего дошкольного возраста. 23 Выводы по главе 1. 29 Глава 2. Экспериментальное исследование с взаимосвязи 30 самооценки и социометрического статуса в группе сверстников у старших дошкольников 2.1. Программа исследования и описание методик 30 2.2. Процедура исследования 36 2.3. Экспериментальное исследование связи между самооценкой 37 и социометрическим статусом у ребенка старшего дошкольного возраста 2.3.1. Обработка результатов по методике «Проба Де Греефе» 37 2.3.2. Обработка результатов по методике «Лесенка» 39 2.3.3. Обработка результатов по методике «Метод социометрических измерений» 41 2.3.4. Корреляционный анализ 44 Выводы по главе 2 46 Заключение 48 Приложения 50 Список литературы 53
Список литературы

1. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / О.А. Белобрыкина// Вопросы психологии.- 2010.- N 4.- С.31-38. 2. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1979.-№4.-С.23-24. 3. Венгер, А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / А.Л. Венгер // Вопросы психологии.- №3.- 2001.- С. 17—26. 4. Вересов, Н. Предпосылки возникновения коллективной деятельности у старших дошкольников / Н. Вересов // Вопросы психологии. - 2009.- №1. - С. 37—46. 5. Воспитание детей в игре/ Под ред. Д.В. Менджерицкой. М.:Просвещение, 1979.-159 с. 6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика. - 1992-1996. 7. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М., Просвещение, 2009.-340 с. 8. Давыдов, В.В. Проблема развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.:Педагогика, 2008.-190 с. 9. Детская практическая психология: Учебник // Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М. : Гардарика, 2010.- 112 с. 10. Заморев, С.И. Игровая терапия: совсем не детские проблемы / С.И. Заморев. - СПб.: Речь, 2010.-135 с. 11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.:Академия, 2009.-416 с. 12. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 2008. - 189 с. 13. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М., 1975.-302 с. 14. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г.Л. Лэндрет. - М.:ИНСЕКО, 1994.- 368 с. 15. Марцинковкая, Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии / Т.Д. Марцинковская. - М.:Прогресс, 2008.-117 с. 16. Матвеева, О.А. Развивающая коррекционная работа с детьми / О.А. Матвеева. - М.:Педагогическое общество России, 2010.-160 с. 17. Межличностное восприятие в группе/ Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова, М.: Просвещение, 2008.- 320 с. 18. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.:Академический проект, 2008.-160 с. 19. Немов, Р.С. Психология. Т.3. / Р.С. Немов. -М.: Инфра-М-Норма.-1999.-450 с. 20. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н.И. Непомнящая. - М.:Педагогика, 2009.-116 с. 21. Ольшанский, Д. Самооценка и самоуважение / Д. Ольшанский // Школьный психолог.-2010.- №4.- С. 6—7. 22. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.-160 с. 23. Поддъяков, Н. Ребенок - дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития. / Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. -2008. -№2. - С.39. 24. Практическая психология для педагогов и родителей./ Под ред. М.А.Тутушкиной.- СПб. :Диалектика Плюс, 2010.- 340 с. 25. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методичес­кие рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лав­рентьевой. М, 2006. -144 с. 26. Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А. Г. Рузской. М.:Наука, 1989.-240 с. 27. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.:Наука, 2006.-230 с. 28. Сальникова, Н. Работа с детьми: школа доверия / Н. Сальникова. - СПб.:Питер, 2009.-282 с. 29. Смирнова, Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. -М.: Школа-Пресс, 2007. - 384 с. 30. Смирнова, Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Вопросы психологии. - 2004. - №1. - С. 91—103. 31. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.:Педагогика, 2006.-180 с. 32. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. -М.,2007.- 180 с. 33. Шорохова, Е. В. Проблема «Я» и самосознание / Е.В. Шорохова// Проблемы сознания. М., 2006. 34. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.:Педагогика, 1978.-304 с. 35. Юдина, Е. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка. / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. - 2008. -№12. - с. 69.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи самооценки и социометрического статуса старших дошкольников 1.1. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. В дошкольном детстве завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребёнка, а также предметом сознательного изучения. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растёт словарный запас речи. Здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребёнок 3-5 лет осваивает языковую действительность. В конце дошкольного возраста ребёнок переходит к контекстной речи. Он может пересказывать прочитанный рассказ или сказку, описать картинку, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Использование новых форм речи, переход к развёрнутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребёнком в этот возрастной период. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам - общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Таким образом, возможности этой новой формы внимания - произвольного внимания - к шести-семи годам уже достаточно велики. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg