Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе их взаимодействий в группе сверстников (в условиях дошкольного образовательного учреждения)

natali2018 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 93 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.04.2018
Ценность личности измеряется в большей мере тем, что, как и для чего человек умеет делать. Правильное осознание своих умений, действий является не только средством и условием успешного обучения, но имеет также большое воспитательное значение как фактор формирования лучших качеств личности. Дошкольник, становится самостоятельным, более независимым от взрослых. Его взаимоотношения с окружающими расширяются и усложняются. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя и оценить. Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности.
Введение

Детство – является одним из наиболее активных этапов становления личности. Ни в одном другом возрасте индивид не постигает такое количество качественно своеобразных стадий жизни как в раннем возрасте. Из абсолютно беззащитного ребенка он преобразуется в человека с собственными интересами, нуждами, чертами характера, ценностными ориентирами, нравственными принципами, первыми взглядами на жизнь, на мир, на человеческое общество. Вопросы о развитии личности ребенка в детском саду, о формировании его личностных качеств и психических процессов, а также о том, насколько комфортно чувствует он себя в группе детского сада, нам показались очень важными и актуальными, поскольку группа детского сада – это первая ступень в системе общественного воспитания и образования детей. Здесь ребенок проводит до 12 часов в день, большую часть своего детства. Не только от родителей, но и от детского сада зависит, насколько ребенок окажется психологически подготовленным к школе. Поэтому изучение внутригрупповых взаимоотношений, совместной деятельности, общения, влияния дошкольной группы на развитие личности ребенка, становление отношений в детском коллективе и т.д. – важные и актуальные проблемы. Разработка всех этих вопросов представляет теоретический и практический интерес. В рамках исследования самооценке отводится ведущая роль - она является центральным звеном самосознания и определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве решающего фактора всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Правильно развитая самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. [1] Многие ведущие психологи, в том числе Я.Л. Коломинский, Г.Г. Кравцов, М.И. Лисина, полагают, что период дошкольного детства особенно сенситивен для развития позитивного и реалистичного образа Я - человека, активности, уверенности в себе. Это начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Именно в это время важно обеспечить условия для развития правильной самооценки человека, для дальнейшего становления и принятия себя. Закономерности и особенности развития самооценки в детском возрасте были исследованы Б.Г. Ананьевым, О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, Е.Н. Корнеевой, Н.В. Клюевой, И.С. Коном, М.И. Лисиной, В.В. Чесноковой и другими. Самооценка ребенка-дошкольника рассматривается в структуре его образа «Я», представляющего собой к концу старшего дошкольного возраста относительно устойчивое образование (И.Г. Димитров, А.И. Силвестру, Е.О. Смирнова, Л.П. Почеревина, С.Г. Якобсон). Появление к концу дошкольного возраста «собственно осознаваемых» форм самооценки показано в работах Т.А.Репиной, Р.Б. Стеркиной. Они раскрыли связь самооценки с общением детей, показали роль результативной деятельности, повышающей уровень осознанности самооценки. Е.А.Архипова установила зависимость самооценки от типа воздействия воспитателя. По мнению А.Г. Асмолова, к моменту поступления в школу ребенок должен овладеть элементарными универсальными учебными действиями, что создает основу для успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Одним из составляющих таких действий является овладение дошкольниками умением оценивать свою собственную деятельность. В связи с этим особую актуальность приобретает развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста. Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих. Старший дошкольный возраст является важным периодом для становления самооценки для дальнейшего ее развития и влияния на личность. В связи с этим необходимо организовать игровые мероприятия, направленные на повышение статуса в группе сверстников; на развитие позитивной самооценки, актуализацию потенциальных возможностей, снижение тревожности и благоприятное общение с окружающими. Все вышеизложенное определило тему нашего исследования «Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе их взаимодействий в группе сверстников (в условиях дошкольного образовательного учреждения)». Цель исследования: рассмотрение вопроса по проблеме развития самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе их взаимодействий в группе сверстников. Объект исследования: самооценка детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе их взаимодействий в группе сверстников Гипотеза исследования: процесс развития адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста будет успешнее, если реализовать коррекционно-развивающую программу, в ходе которой содержательное взаимодействие ребенка будет направлено на повышение статуса в группе сверстников; на развитие позитивной самооценки, актуализацию потенциальных возможностей, снижение тревожности и благоприятное общение с окружающими. В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста в современной науке. 2. Выделить особенности самооценки старших дошкольников. 3. Диагностировать уровень самооценки детей старшего дошкольного возраста. 4. Разработать программу игровых мероприятий по развитию самооценки детей дошкольного возраста и улучшению отношений в группе сверстников. 5. Обосновать условия эффективности мероприятий по развитию самооценки детей дошкольного возраста. Методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии. В отечественной психологии наиболее значительный вклад в решении проблемы личности внесли, в частности Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, А.В.Запорожец, А.В. Петровский. Проблемы самосознания и самооценки изучали Б.Г.Ананьев, О.А. Белобрыкина, Л.И.Божович, Л.С. Выготский, Е.А. Костицина, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мерлин., С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Л.И. Уманец. Методы исследования - эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент); - теоретические (анализ, синтез, обобщение, классификация, изучение документации педагогов); - методы математической обработки результатов исследования. Этапы исследования: 1 этап – сентябрь 2016 г. – декабрь 2016 г. – анализ современного состояния проблемы в научной литературе по теме дипломного исследования, подбор диагностических методик, изучение педагогического опыта; 2 этап – январь – март 2017 г. – разработка содержания диагностирующего эксперимента, проведение опытно-экспериментального исследования, его анализ; 3 этап – апрель – май 2017 г. – проведение количественной и качественной обработки результатов эксперимента, обобщение и анализ; разработка программы работы педагога ДОУ; оформление выпускной квалификационной работы. База практического исследования - МДОУ общеразвивающего вида Детский сад № 31 «Ручеек» села Александровского Ставропольского края. Эксперимент был проведен в течение 2 месяцев. В эксперимент было вовлечено 15 старших дошкольников. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Содержание

Введение Глава 1. Теоретические аспекты развития самооценки в дошкольном возрасте. 1.1 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. 1.2 Пути и средства развития самооценки дошкольников в процессе их взаимодействий в группе сверстников в условиях дошкольного образовательного учреждения 1.3 Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста Выводы Глава 2. Организация работы дошкольного учреждения по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе их взаимодействия со сверстниками 2.1 Методы изучения самооценки у детей дошкольного возраста и анализ результатов исследования 2.2 Коррекционно-развивающая программа развития адекватной самооценки старших дошкольников 2.3 Результаты реализации коррекционно-развивающей программы Выводы Заключение Список использованных источников Приложение
Список литературы

1. Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: Сборник научных трудов. — Смоленск: СГПУ, 1998.- С.3-10 2. Нижегородцев Н.В., Шадрина В.Д. Психологическая готовность ребёнка к школе. – М., 2002 3. Кравцова. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М., 1991) 4. Зинько, Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Е.В. Зинько. Психологический журнал. - 2006. том 27, №3. 5. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1999. 6. Козубовский В.М. Самооценка личности // В.М Козубовский. Общая психология: личность: Учеб пособие. – Мн.: Амалфея, 2011. – С. 311 – 317 7. Ищенко, С.Е. Психологические факторы формирования коммуникативной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста // С.Е. Ищенко. Дошкольная педагогика: журнал. — 2012 .— №4 .— С. 53-55. 8. Тутушкина, М.К. Самосознание: самооценка и рефлексия// Современная практическая психология: Учеб. пособие/ Под ред. М.К. Тутушкина. – М.: Изд. центр АКАДЕМИЯ, 2010. – С. 180 – 187 9. Репина Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. — М., 1978. 10. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. — М.: Академия, 1995 11. Новикова, Т. Театральная деятельность как условие социализации дошкольника // Т. Новикова. Дошкольное воспитание: журнал. — 2014 .— №11 .— С. 27-30. 12. Леванова Е.А., Волошина А.Г. и др. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – СПб.: Питер, 2008 13. Л.И. Уманец 14. Ильенков Э. В. Что такое личность? – В кн.: Психология личности. Тексты — М.: МГУ, 1982.] 15. Лобанова, В. Структура педагогического партнёрства в воспитательно-образовательном процессе со старшими дошкольниками // В. Лобанова, А. Тимошенко. Дошкольное воспитание: журнал . — 2013 .— №5 .— С. 107-112 16. Е.Т. Соколова 17. Б.Г.Ананьев 1. 1.Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. - 2002. - №1. - С. 3-6. 2. 2.Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / Абрамова Г.С. - М.: Педагогика, 1992. - 259 с. 3. .Авдеева, Н. Коррекция нарушения образа себя в дошкольном возрасте: Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования / Авдеева Н. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №3. - С. 47. 4. .Авдеева, Н. Роль матери и отца в развитии ребенка: Советы психолога / Авдеева Н. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №3. - С. 101-106. 5. .Авдеева, Н.Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет / Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М.: АСТ-пресс, 1997. - 214 с. 6. .Авдеева, Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве / Авдеева Н.Н. // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 3. 7. .Авдулова, Т.П. Особенности самооценки и склонность к конформизму у дошкольников [Электронный ресурс] / Авдулова Т.П., Кузнецова О.В. // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2008. №1. URL: #"justify">.Азаров, Ю.П. Педагогика семейных отношений / Ю.П. Азаров - М.: Педагогика, 1997. - 312 с. 8. .Алексеева, Е.А. Психологическая помощь детям дошкольного возраста при дисгармонии в семейных отношениях / Е.А. Алексеева // Дошкольная педагогика. - 2005. -№3. - С. 57-60. 9. .Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина.- М.: Прогресс, 1994. - 168 с. 10. .Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. / Ананьев Б.Г. - М.: Педагогика, 1990. 11. .Андреенков, В.Г. Математические методы анализа и интерпритация социологических данных / В.Г. Андреенков, К.Д. Аргунова. - М., 1989. - 228 с. 12. .Анненкова, Н.В. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка. / Государство и дети: реальности России (Материалы международной научно-практической конференции). - / Н.В Анненкова. - М.: Академия, 1995. - С. 60-62. 13. .Белановская, О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников / Белановская О.В. - Минск, 2004. - 148 с. 14. .Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 31- 38. 15. .Бернс, Р. Развитие «Я - концепции» и воспитание / Бернс Р. - М.: Просвещение, 1986. - 212 с. 16. .Бестужев - Лада, И.В. Родитель - это профессия / Бестужев - Лада И.В. // Начальная школа, 1997. - №9. - С. 45. 17. .Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Божович Л.И. // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 47. 18. .Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект / Болотова А.К. // Вопросы психологии. - 2006. - №2. - С. 116 - 126. 19. .Быкова, М.В. Новый подход к проблеме детско-родительских отношений / М.В.Быкова.- М.: Владос, 2001. - 173 с. 20. .Варга, А.Я. Диагностика родительского отношения / Варга А.Я., Столин В.В. // Вестник МГУ: Психология. - 1997. - № 2. - С. 12 - 19. 21. .Варга, А.Я. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике. /А.Я. Варга, В.В Столин - М.: Изд-во МГУ, 1998. - с.107-113. 22. .Васильева, А.К. Структура семьи. / А.К. Васильева. - М.: Наука, 1998. - 158 с. 23. .Васина, Е.Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка / Е.Н. Васина // Школьные технологии. - 2006. - № 5. - С. 146 - 149. 24. .Винникотт, Д.В. Маленькие дети и их матери. / Д.В. Винникотт. - М.: Прогресс, 1998. - 98 с. 25. .Герасимова, Т.Ф. Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя. / Т.Ф Герасимова. // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - №1. - С.54-56. 26. .Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. - СПб.: Речь, 2001. -688с. 27. .Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Гуткина Н.И. - М.: Владос, 1999. - 256 с. 28. .Детская практическая психология / Под ред. Марцинковской М.Д. - М.: Владос, 2000. - 345 с. 29. .Дружинин, B.Н. Психология семьи / B.Н Дружинин. - М.: Просвещение, 1996. - 236 с. 30. .Дубровина, И.В. Семья и социализация ребенка / И.В. Дубровина // Возрастная и педагогическая психология. - №1. - 1998. - С. 50-53. 31. .Думитрашку, Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности / Думитрашку Т.А. // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С. 135-142.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты развития самооценки в дошкольном возрасте 1.1 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст - возраст детей от 5,5 до 7 лет [2]. Он характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В это время идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах: от совершенствования психофизиологических функций до возникновения сложных личностных новообразований. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением. Дети шестого года жизни отличаются большими физическими и психическими возможностями. Физически ребенок стал крепче. Он овладел главными движениями. Физическое развитие, по-прежнему, связано с умственным. Оно становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие человека. Умственное, эстетическое, нравственное - сугубо социальное развитие набирает высокий темп. На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становится его высказывания. Общение развивается как вид деятельности. Использование новых форм речи, переход к развёрнутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребёнком в этот возрастной период. К старшему дошкольному возрасту появляется форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании и сопереживании, и личностные мотивы общения. Общение со взрослыми и сверстниками приобретает черты внеситуативности, что существенно раздвигает горизонты жизненного мира дошкольника; складываются устойчивые избирательные предпочтения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 59 страниц
1475 руб.
Дипломная работа, Психология, 52 страницы
1300 руб.
Дипломная работа, Психология, 99 страниц
2475 руб.
Дипломная работа, Психология, 63 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Психология, 66 страниц
1650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg