Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ САМОИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ НАСИЛИЕ

natali2018 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.04.2018
Целью данной работы было исследование особенностей самоидентичности подростков, переживших насилие. Анализ литературы, проведенный в теоретической части работы, показал, что проблема идентичности в общепсихологическом контексте рассматривается в связи с проблемой самосознания личности, Я концепции и образа Я. В этой связи мы посчитали оправданным использовать показатели образа Я как показатели самоидентичности подростков. Насилие, перенесенное в детстве, является одной из самых тяже-лых психологических травм, так как источником совершенного насилия для ребенка является близкий человек, а также насилие является не единичным эпизодом в жизни ребенка. Жертва постоянно живет в ситуации угрозы повторяющегося насилия. В силу этого насилие оказывает сильнейшее воздействие на все сферы психики ребенка, вызывая как немедленные, так и долгосрочные последствия.
Введение

Актуальность. Проблема влияния чрезвычайного опыта на психику детей является одной из самых актуальных в психологии развития и возрастной психологии, поскольку травматизация детей широко распространена в современном обществе. Множество событий могут оказать травмирующее влияние на психику ребенка. Например, природные и техногенные катастрофы, военные конфликты. Такие события носят всеобщий характер, так как их последствия затрагивают буквально всех людей от мала до велика, в том числе и детей. Другого рода негативные воздействия на психику ребенка связаны с такими объективными факторами, как тяжелые соматические заболевания, смерть близких, пожары и автокатастрофы. От подобного несчастья не может быть застрахован ни один человек. Но особое место в этом списке занимает совершение физического насилия по отношению к ребенку. Ребенок страдает от действий другого человека. Более того, насильником в подавляющем большинстве случаев является член семьи ребенка или близкий знакомый. Еще одним важным отличием насилия является его направленность. Жестокие действия совершаются по отношению к конкретному ребенку с целью нанесения вреда именно ему, в отличие от урагана, торнадо или автокатастрофы. Здесь ребенок не ощущает что зло направлено прицельно на него, он видит что в данном случае пострадали и другие люди.В случае физического насилия дети ощущают себя парией, носителем некоторого клейма, по причине которого несчастье свалилось именно на них. Пережитое насилие оказывает широкое травмирующее воздействие на психику ребенка. Последствия насилия могут носить как сиюминутный, так и отсроченный характер и касаются не только самой жертвы, но и ее ближайшего окружения и общества в целом. Проблема насилия рассматривается в социальном, юридическом и психологическом контексте. Насилие в детском и подростковом возрасте зачастую приводит к необратимым последствиям, затрагивая все уровни функционирования личности, приводя к стойким изменениям отношения личности к окружающим и к себе, формируя неуверенность, непринятие себя, низкий уровень самоуважения и т. д. Близкие ребенка также страдают из-за деструктивных изменений в его психике. Особенно тяжело переживают последствия подростки, которые находятся в самом неустойчивом, самом уязвимом, самом хрупком со-стоянии тела и психики из-за анатомо-физиологических, гормональных, эмоционально-личностных и психосексуальных изменений, происходящих в их возрасте. Анализ современных зарубежных и отечественных работ, посвя-щенных проблемам насилия над детьми, показывает важность этой проблемы и пристальное внимание к ней исследователей. В некоторых работах насилие над детьми рассматривается как влияние группы факторов, действующих на общесоциальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях (E.H. Волкова, 2008; Н.О. Зиновьева, 2003; C.B. Ардашева, 2003).В исследованиях зарубежных и отечественных авторов насилие и жестокое обращение с детьми рассматривается как одна из возможных причин неправильного развития ребенка и асоциального детства (Т.Н. Шульга, 2003; C.B. Ильина, 1998;А.Б. Орлов, 2000 и др.). Проблема влияния насилия и жестокого обращения на психику и личность детей изучена достаточно широко, но не так много исследований, предполагающих обнаружение влияния насилия на самоидентичность детей и подростков. Критически важно как можно раньше диагностировать факт насилия над ребенком и оценить его последствия для психики. Это важно, как для психического здоровья самого ребенка, так и для общества в целом, поскольку насилие, перенесенное в детстве, имеет тенденцию повторяться из поколение в поколение, поскольку пострадавшие, не имея перед глазами хорошего примера, копируют поведение значимых взрослых уже с собственными детьми. Такой ребенок, вырастая, может причинить вред другим в том случае, если не получает своевременной и адекватной помощи. Все вышесказанное указывает на то, что существует социальная проблема выявления последствий насилия над детьми для их психики, в частности, с точки зрения преобразования их самоидентичности. Указанная социальная проблема делает важной и актуальной научную проблему исследования особенностейсамоидентичности у подростков, переживших насилие. Объект исследования –самоидентичность у подростков. Предмет исследования – самоидентичность у подростков, пере-живших насилие. Цель исследования – изучение самоидентичности подростков, переживших насилие. Гипотеза исследования - образ «Я» подростков, переживших насилие, отражающий особенности их самоидентичности, имеет отличия от образа «Я» подростков без травматического опыта, проявляющиеся в деформациях когнитивного и эмоционального компонентов «Я». Задачи исследования: 1. Провести обзор литературы по проблеме самоидентично-стиподростков, переживших насилие. 2. Рассмотреть виды насилия и их последствия для детей. 3. Провести психодиагностику показателей образа Я, тревожности и самооценки у детей, переживших насилие, и детей без травматического опыта. 4. Выявить различия образа Я, тревожности и самооценки у подростков детей, переживших насилие и детей без травматического опыта. 5. Исследовать взаимосвязь самодентичности с тревожностью и самооценкой подростков, переживших насилие. Методики исследования. 1. Шкала самоуважения Розенберга [45]. 2. Модифицированный метод исследования самооценки Дембо – Рубинштейн [46]. 3. Шкала личностной тревожности для учащихся (А.М.Прихожан) [46]. 4. Тест установок личности на себя "Кто Я?" (М.Кун и Т.Макпартлэнд) [45]. Выборка. В исследовании приняли участие 26 подростков (14 мальчиков и 12 девочек) в возрасте от 14 до 15 лет, которые были разделены на две группы: 1. Экспериментальная группа – 13 подростков в возрасте от 14 до 15 лет (8 мальчиков и 5 девочек). Испытуемые экспериментальной группы являются подростки, пережившие физическое насилие. 2. Контрольная группа - 13 подростков в возрасте от 14 до 15 лет (6 мальчиков и 7 девочек). Испытуемые контрольной группы являются учащимися одной из общеобразовательных школ г. Москвы и не имели травматического опыта. Практическаязначимость. Полученные в работе результаты могут быть использованы для разработки коррекционных и профилактических программ для детей, переживших насилие.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы особенностей самоидентич-ности подростков, переживших насилие 7 1.1. Понятие психологической травмы: внутри и снаружи 7 1.2. Психологическая травма у детей, вызванная насилием: виды, по-следствия 21 1.3. Проблема самоидентичности в психологической науке 33 1.4. Особенности психологического консультирования лиц, переживших тяжелую травму 46 Выводы по первой главе 54 Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самоидентичности подростков, переживших насилие 56 2.1. Процедура исследования 56 2.2. Результаты исследования и их анализ 61 2.3. Обсуждение результатов исследования 69 Выводы по второй главе 72 Заключение 73 Список литературы 75 Приложения 81
Список литературы

1. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 2006. №1. 2. Ардашева C.B., Борозинец Н.М., Евмененко Е.В. Козловская Г.Ю. Психолого-педагогические проблемы насилия над детьми: учебно-методическое пособие. Ставрополь, 2003. 3. Аринушкина Н.С. Об определении и типах идентичности // Мир психологии. №2, 2014. 4. Барский Ф.И., Кутузова Д.А. Методы анализа и направления исследования идентичности // Мир психологии. №2, 2012. 5. Бернс P. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. 6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.-Воронеж, 2000. 7. Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта. / Дж. Бьюдженталь. - СПб.: Питер, 2001.-304 с. 8. Василюк, Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - М.: МГУ, 1984. - 200 с. 9. Введение в проблему насилия и жестокого обращения с детьми / Под ред. E.H. Волковой. Н. Новгород, 2008. 10. Венгер А.Л., Морозова Е.И., Морозов В.А. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях // Московский психотерапевтический журнал, 2006, №1. 11. Волкова Н.В. Кризис идентичности как момент движения личности // Мир психологии. №2, 2011. 12. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003. 13. Ильина C.B. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств. // Вопросы психологии 1998. - № 6. - С. 65-74. 14. Кадыров Р.В, Скоробач Т.В. Метафорические ассоциативные карты «12 архетипов плюс» в работе с личностью, находящейся в кризисной ситуации // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности : Сборник научных статей III Международной научно-практической конференции / Под ред. Р. В. Кадырова. – Владивосток : Морской государственный университет, 2014. – С. 34-39. 15. Калмыкова, Е. С. Ранняя привязанность и ее влияние на устойчивость к травме: постановка проблемы / Е. С. Калмыкова, М. А. Падун // Психологический журнал. - 2002 . - Т. 23. - № 5. - С. 88-98. 16. Калшед Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа: Пер. с англ.- М.: Академический Проект, 2001.- 368 с. 17. Карцева, Т. Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен / Т. Б. Карцева // Психологический журнал. -2009 - Т. 9. - № 5. - С. 120-128. 18. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. 19. Кон И.С. Категория "Я" в психологии // Психологический журнал. 1981. №3. 20. Кочюнас Р. Контуры экзистенциальной терапии. // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. №2 (11), 2007, с. 42-59. 21. Красило А.И. Социально-гуманистический анализ психологической травмы // Культурно-историческая психология. № 3. 2009. 22. КрутолевичА.Н. Анализ взаимосвязи уровня самоэффективностии уровня посттравматического роста работников экстремальных служб //Вестник Воронежского института ГПС МЧС России Выпуск № 3 (12) / 2014. 23. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева: Смысл; Москва; 2011. С. 106 – 130. 24. Леонтьев Д.А. Саморегуляция как предмет изучения и как объяснительный принцип // Психология саморегуляции в XXI в. / Под ред. В.И. Моросановой. СПб.; М.: Нестор-История, 2011. С. 74-89. 25. Леонтьев Д.А. Многоуровневая модель взаимодействия с неблагоприятными обстоятельствами: от защиты к изменению // Психология стресса и совладающего поведения. Материалы III Международной научно-практической конференции. Кострома, 26-28 сентября 2013 г. Т. 1. Кострома: КГУ им. Н.А, Некрасова, 2013. С. 258-261. 26. Леонтьев Д.А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 2. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 03.03.2016). 27. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. - М., 2013. 28. Лочехина Л.И. Связь посттравматического стресса с интеллектом и смысло-ценностными ориентациями [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 5(13). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 05.05.2016) 29. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности. Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук. 1998. - 173 с. 30. ЛяченковаВ.В. Влияние психологической травмы на смысловую сферу личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Выпуск № 1-2 / 2015. 31. Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности. — 2-е изд. — М.: Психоаналитическая Ассоциация, 2008, — 218 с. 32. Магомед-Эминов М.Ш. Анализ современных моделей психологической травмы с точки зрения культурно-деятельностной парадигмы // Теория и практика общественного развития. 2014. №17. 33. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. - М.: Психоаналитическая Ассоциация, 2008. 34. Магомед-Эминов М.Ш. Экстремальная психология Том 2. От психической травмы к психотрансформации. – М.: Психоаналитическая Ассоциация российской Федерации, 2012. 35. Макарчук А.В, Щепина. А.И. Наказание в разных культурах: между воспитанием и насилием // Бюллетень «Мигранты из дальнего зарубежья». М., 2012. №11. 36. Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А. Г. Маклаков // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. — № 1. — С. 16-24. 37. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. 38. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 256 с. 39. Муздыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями: теоретический анализ / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1. - № 2. - С. 100-111.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы особенностей самоидентичности подростков, переживших насилие 1.1. Понятие психологической травмы: внутри и снаружи Понятие психологической травмы в настоящее время активно используется в научно-исследовательской литературе. Проанализируем основные подходы к трактовке этого понятия. Начнем с толкования самого термина «травма», который пришёл из медицины. Тра?вма (от греч. ??????, то есть, рана) — физическое повреждение организма под воздействием внешних факторов. При этом нарушается целостность органа, нарушается выполнение его функций. Эта медицинская интерпретация травмы устанавливает однозначную зависимость между внешним фактором и последствием его воздействия. Действительно, в случае живого организма воздействие, например, на руку человека острого предмета вызовет порез – физическую травму (нарушена целостность – из раны течет кровь, нарушена функциональность – труднее двигать рукой). Если перенести медицинскую модель травмы в психологическую сферу, то получается, что психологическая травма – это повреждения психики человека под воздействием внешних факторов. Однако есть существенное различие между организмом и психикой – последняя может выступать активным элементом в этом процессе. У физиологического организма нет выбора при воздействии внешних факторов, а психика может по-разному отнестись к внешнему воздействию и от этого во многом будет зависеть характер последствий травмы. Такое различие обусловлено тем, что внешняя детерминация человека как субъекта происходит не прямо, а через его психику. Согласно С.Л. Рубинштейну, психологический эффект каждого внешнего воздействия на личность обусловлен внутренними условиями – внешнее действует через внутреннее [40, с. 10]. Анализ литературы показывает, что большинство исследователей не делают принципиальных различий между понятиями «психическая» и «психологическая» травма. Термин психический ближе к медицинской и физиологической проблематике, а психологический – к проблемам более высоких – личностных уровней. Неявное разделение этих понятий можно встретить у А.И. Красило, который рассматривает проблему различного отношения к травме психотерапевта (медика) и психолога (консультанта). «Психологическую травму как предмет заботы психолога мы отличаем от психической травмы как предмета деятельности психотерапевта. Психолог — вместе с врачом-психотерапевтом — принимает активное участие в процессе помощи пострадавшему на самом первом — кризисном — этапе реабилитации. Но наиболее затребованной и незаменимой его профессиональная деятельность оказывается на втором и третьем этапах восстановления личного и социального статуса пострадавшего» [14, с. 34]. Автор включает в понятие «психическая травма» комплекс клинических нарушений и расстройств адаптации. Эти проявления проявляются на первых этапах после травмы и здесь необходима помощь врача-психотерапевта. Задача психолога – выявить психологический компонент психической травмы, превратить ее в психологическую травму. А это, с точки зрения А.И. Красило, значит выявить сущность травмы в целостном процессе развития личности. В этом контексте в нашем исследовании речь идет о психологической травме.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg