Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО–ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ

natali2018 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.04.2018
В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Слово обеспечивает содержание общения. Внеситуативно-личностный тип общения, складывающийся в старшем дошкольном возрасте, характеризуется особым содержанием, мотивом и задачами, которые могут быть решены различными средствами. Значительное место среди них занимает эмоционально-оценочная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества.
Введение

Актуальность исследования. В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Слово обеспечивает содержание общения. Значительное место занимает эмоционально-оценочная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества. Формирование эмоционально-оценочной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания. В старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества, к окружающим людям. Знания о нормах и правилах морали, вербализирующиеся в слове, рассматриваются как один из критериев оценки уровня морального развития индивида [23]. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Своевременное развитие словаря - один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению [5]. Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин, Е.А.Флерина, Д.Б.Эльконин. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М.М.Алексеевой, А.Н.Богатыревой, В.В.Гербовой, А.П.Иваненко, Н.П.Ивановой, В.И.Логиновой, Ю.С.Ляховской, Н.П.Савельевой, А.А.Смаги, Е.М.Струниной, В.И.Яшиной и др. В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения [2]. У каждого метода имеются игры и упражнения, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Для речевого развития используются лексические упражнения и все виды игровой деятельности. В данной работе охарактеризуем дидактические игры, которые положительно влияют на развитие словаря детей дошкольного возраста. Нужно отметить, что в процессе занятий по развитию словарного запаса по средствам дидактических игр дошкольники обучаются гораздо успешнее тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ [10]. В ряде современных программ дошкольных образовательных учреждений, основными задачами которых является развитие эмоциональной сферы, нравственное воспитание, адаптация детей к новым условиям жизни, формирование умений налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, контролировать в процессе общения свои эмоции, речь, лексика, обозначающая эмоции и чувства, используется как средство формирования нравственных качеств личности. Вместе с тем, в них не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. Словарь, обозначающий нравственные качества, представлен шире, лексика, обозначающая эмоции и чувства, отсутствует совсем. Вопросы обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексикой требуют дальнейшей разработки, так как имеющиеся методические рекомендации носят фрагментарный характер, не изучены методы и приемы, направленные на формирование умений адекватно использовать лексику эмоциональной оценки в практике речевого общения со взрослыми и сверстниками. Таким образом, становится очевидным противоречие между психолого-педагогическими предпосылками, обусловливающими возможность усвоения старшими дошкольниками эмоционально-оценочной лексики, признанием необходимости ее формирования для эмоционально-нравственного развития детей, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методического аспекта этого вопроса, с другой. Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр как средства формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является процесс формирования эмоционально-оценочной лексики детей дошкольного возраста. Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: при использовании дидактических игр процесс формирования эмоционально-оценочной лексики у детей будет проходить с наибольшей эффективностью. Цель, предмет, объект и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач: 1) изучить и анализировать сущность проблемы в психолого-педагогической и методической литературе; 2) определить роль дидактических игр в формировании эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста; 3) экспериментальным путем апробировать условия, способствующие формированию эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. Методологической основой исследования являются идеи В.Ш.Логиновой [26], В.С.Мухиной [32], С.Л.Рубинштейна [41], Д.Б.Эльконина [59] и других о языке как важнейшем средстве общения, развития личности ребенка, психологической природе речи, механизмах и особенностях ее развития. Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, наблюдение, беседа с воспитателем и детьми, педагогический эксперимет, качественная и количественная обработка данных. Методики: 1. Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); 2. Методика «Распознавание эмоций» (Т.В. Чередникова); 3. Методика «Изучение мимической моторики» (Г.А. Волкова). Практическая значимость исследования: данная работа может быть использована воспитателями детских садов в системе формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста. База исследования: МБДОУ «Новосережкинский детский сад» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район». В исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….…...……………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО- ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Историко-педагогический аспект проблемы формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….7 1.2. Методы и приемы формирования эмоционально – оценочной лексики в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………13 1.3. Специфика формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры…………19 Выводы по 1 главе……………………………………………………………..24 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 2.1. Анализ формирования эмоционально – оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста...………………………………..…….............26 2.2. Методика использования дидактических игр в процессе формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...32 2.3. Динамика формирования эмоционально – оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста…………………………….……………….....39 Выводы по 2 главе …..…………………………………………………………45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….…………………………………………………………..46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..50 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………55
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2008. – 356с. 2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. – М.: Академия, 2007. – 400 с. 3. Артемова Л.В. Окружающий мир дидактических игр дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 2002. – 96с. 4. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования. Филологические науки / Н.Д. Арутюнова, 2000. – 115с. 5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 272с. 6. Ашейчик Т.А. Формирование эмоционально-оценочной лексики старших дошкольников (педагогический проект). – Статья, 2013. – 6с. 7. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 102с. 8. Берменд И.Е. Игра как феномен сознания / И.Е. Берменд. – Кемерово: Альф, 2002. – 96с. 9. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, исп. и доп. М., «Просвещение», 1997. – 104с. 10. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко – М.: Просвещение, 1991. – 160с. 11. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. – Курск: Академия Холдинг, 1996. – 178с. 12. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. – М.: Просвещение, 2002. – 421с. 13. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.А. Ветлугина, Р.С. Буре, Т.И. Осокина и др.; Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 2007. – 215с. 14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2007. – 126с. 15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. – М.: Педагогика, 2001. – 112с. 16. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. Учебное пособие. М.: Айрис-пресс, 1997. – 448с. 17. Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада /Под редакцией В.И. Логиновой/. – М., 2002. – 186с. 18. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – М.: Детство-Пресс, 2006. – 243с. 19. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. психологические труды. – М., 1986. – Т. 1. – 323с. 20. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников – СПб.: Каро, 2002. – 312с. 21. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. – 118с. 22. Колясева Т.Ю. Эмоционально-оценочная лексика в текстовом пространстве Д.И. Стахеева: диссертация кандидата филологических наук: 10.02.01 / Колясева Татьяна Юрьевна. – Кемерово, 2008. – 154с. 23. Корниенко Н.А. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности/ Н.А. Корниенко. – Новосибирск, 1993. – 244с. 24. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 176с. 25. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии/ Р.Е. Левина. – М.: Просвещение, 1967. – 367с. 26. Леонтьева А.А. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку / Под ред. А.А. Леонтьевой. – М., 2008. – 289с. 27. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды/ А.Н. Леонтьев. – М., 2003. – 512с. 28. Логинова В.Ш. Дошкольная педагогика /Под ред. В.Ш. Логиновой, П.Г. Саморуковой – М.: 2003. – 82с. 29. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи / И. Лопухина – М.: Аквариум, 2005. – 315с. 30. Ляско Е. Развитие речи малыша/ Е. Ляско – М.: Айрис-Пресс, 2003. – 182с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Историко - педагогический аспект проблемы формирования эмоционально - оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке. Впервые проблема обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексикой была поставлена в начале 80-х годах ХХ века в работах М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной. В них овладение эмоционально-оценочной лексикой рассматривается как условие формирование социально активной личности старшего дошкольника [2]. Эмоциональную лексику называют оценочной (эмоционально-оценочной), однако следует заметить, что понятия эмоциональные слова (например, междометия) не содержат оценки; в то же время слова, в которых оценка составляет само их лексическое значение (причем оценка не эмоциональная, а интеллектуальная), не относятся к эмоциональной лексике (например: плохой, хороший, гнев, радость, любить, одобрять) [16]. В составе эмоционально-оценочной лексики есть слова, обозначающие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом, слова-оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление с положительной или отрицательной стороны [39]. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет большое значение для полноценного общения и развития личности ребенка. В основе правильного формирования речи лежит ее основная единица – слово. Особое место в речи детей занимают прилагательные. В онтогенезе они появляются позже существительных и глаголов. По мнению исследователей [2; 10; 40] и по нашим наблюдениям, в словаре ребенка дошкольного возраста количество слов-признаков меньше, чем слов-предметов и слов-действий. На ранних этапах развития речи предметы окружающего мира воспринимаются ребенком в единстве с присущими им свойствами и признаками. В 2-3 года ребенок уже воспринимает предметы и признаки раздельно, обособленно, самостоятельно. Дифференциация предмета и его признака приводит к появлению в речи ребенка слов-прилагательных. В старшем дошкольном возрасте ребенок адекватно пользуется словами-признаками, умеет сравнивать, обобщать и противопоставлять характерные признаки предметов. Ребенок уже прочно усваивает знание цвета, формы, величины, владеет элементарными эмоционально-оценочными категориями, которые имеют определенные лексические выражения. В их числе существительные, прилагательные, наречия. Лексика, употребляемая для реализации экспрессивной функции, называется эмоциональной, эмоционально-экспрессивной, эмоционально-окрашенной. Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного лил неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы [32].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg