ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. ПОНЯТИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Инструменты управления — это способы и средства поддержания, подкрепления, обеспечения, практической реализации управляющих воздействий, управленческих решений. К инструментам управления следует относить все то, что применяется для управления процессами достижения цели, решения проблемы, воплощения в жизнь намеченных воздействий на объект управления со стороны субъекта управления. [9, c 18]
Посредством инструментов собственно и реализуется управление.
Рассмотрение особенностей государственного управления невозможно без обращения к вопросу о том, как, посредством чего, каких именно инструментов реализуется государственное управление.
Как говорил Келлер "государственное (муниципальное) управление рассматривается как система управления сложными государственными организациями. С момента своего создания система государственного и муниципального управления акцентировала основное внимание именно на рациональном управлении публичным сектором. Такой подход к публичному управлению является рациональным, и результатом его применения является создание мощной и высокоэффективной системы управления государственными организациями и другими объектами управления". [8]
Рациональное в государственном управлении предполагает отбор наиболее подходящих, эффективных инструментов достижения целей и решения задач государственного управления в той или иной сфере.
Любая управленческая деятельность осуществляется по логической схеме: осознание целей и задач управления — выбор метода управления — разработка и реализация инструментов управления. Под инструментами государственного управления понимаются средства практической реализации управленческого решения. Среди инструментов государственного управления выделяют две подгруппы: общие (универсальные) и локальные. Общие инструменты управления — это существующие, закрепленные в правовых актах нормы и правила управленческой деятельности; имеют форму законов, уставов, инструкций, ограничений и т.д. Локальные инструменты управления носят частный характер, подкрепляя выполнение более значимого управленческого решения, и могут иметь форму постановлений, приказов, распоряжений, сделок, контрактов, совещаний и т.п. По отношению к управленческому решению инструменты вторичны; в зависимости от контекста могут рассматриваться как самостоятельные управляющие воздействия, используемые для выполнения других управленческих решений.[3]Например, установленные государством правила записи актов гражданского состояния правомерно рассматривать как управляющее воздействие государства на участников общественных отношений, запись акта гражданского состояния конкретного гражданина — это инструмент реализации управленческого решения. Понятие «инструменты государственного управления» не получило должного раскрытия и рефлексии в науке государственного управления, поэтому отсутствует признанная классификация. В качестве критериев классификации выделяют:
1) уровень инструмента государственного управления в иерархии системы управления — это инструменты, применяемые на международном, федеральном, региональном уровнях, инструменты отраслевого управления и пр.;
2) документальные формы инструментов государственного управления — это законодательные акты; постановления, регламенты, решения государственных органов; государственные концепции, программы, проекты; государственные бюджеты; государственные стандарты, сертификаты качества, лицензии; государственные свидетельства; государственные дипломы и др.;