Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Движущие силы развития

natali2018 890 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 147 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.04.2018
В данной выпускной квалификационной работе нашли решение задачи, выдвинутые в связи с проблемой и гипотезой исследования, и получены следующие основные результаты и выводы: 1. Обучение является наиболее значимым средством интеллектуального воспитания. 2. Интеллект – это относительно самостоятельная, динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственно закрепленных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы, во взаимосвязи с ними формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, обусловленной культурно-историческими условиями, и преимущественно обеспечивающая адекватное взаимодействие с окружающей действительностью, ее направленное преобразование.
Введение

Данная тема представляет практический интерес поскольку, изучение личности позволяет получить ответ на вопрос: как и почему люди настолько отличаются друг от друга и почему они ведут себя так, а не иначе? Влияние социальной среды на становление личности является важным моментом, ибо личность не создаёт сама себя, её создаёт общество: родители, школьный класс, коллеги по работе, группа друзей. От качества группы, в которой оказывается индивид, зависит и развитие его личности, её становление. Многие ученые прошлых лет и современности задавались вопросом: благодаря чему развивается личность-будет ли здесь играть большую роль наследственность, некая генетическая программа или же в большей степени в развитии играет роль социум?! Почему развитие личности происходит неравномерно, от чего это зависит?! На эти вопросы пытались дать ответы такие ученые как, В.Штерн (им была создана теория конвергенции двух факторов, он исходил из того, что самораз¬вертывание имеющихся у человека задатков направляется и опре¬деляется той средой, в которой живет ребенок), З.Фрейд (им была создана теория конфронтации двух факторов), Э.Геккель (он считал, что онтогенез представляет собой сокращенное повторение филогенеза), Дж.Локк (он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска. На этой доске воспитатель мо¬жет написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят ви¬деть близкие взрослые). У этих ученых было выработано два направления развития психики- одни придерживались биологизаторского направления (В.Штерн, З.Фрейд), другие- социологизаторского (Дж.Локк). Очевидно, что оба подхода — и биологизаторский, и социологизаторский — страдают односторонностью, пре¬уменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. Вместе с тем, процесс развития лишается прису¬щих ему качественных изменений и противоречий: в од¬ном случае запускаются наследственные механизмы и раз¬вертывается то, что содержалось с самого начала в задат¬ках, в другом — под воздействием среды приобретается все больший и больший опыт. Развитие ребенка, не прояв¬ляющего собственной активности, напоминает скорее про¬цесс роста? количественного увеличения или накопления. Проблема исследования: многие ученые современности полагают, что движущими силами развития являются наследственные и биологические факторы и, лишь в незначительной степени социальная среда, в которой ребенок растет и развивается. Но, также существует множество теорий, которые опровергают эти предположения и доказывают, что в вопросах развития личности наследственность не играет важной роли, гораздо важнее правильно построенные занятия с детьми, общение со взрослыми и сверстниками, среда, в которой живет ребенок, бытовые условия и многое другое. Так что же является движущими силами развития личности ребенка?! Объект исследования: психика ребенка. Предмет исследования: движущие силы развития психики ребенка. Цель исследования: выявить в старшей группе ДДО детей со слабым уровнем интеллекта, средним и одаренных детей , понять, каковы их движущие силы развития и насколько эффективны проводимые занятия с детьми. Задачи исследования: 1. Определить влияние среды и наследственности на развитие личности. 2. Разработать различные занятия для детей со слабым и средним уровнем интеллекта и пронаблюдать их воздействие на интеллектуальное развитие детей. 3. Рассмотреть разные подходы к формированию и развитию личности. 4. Рассмотреть этапы развития личности. 5. Рассмотреть факторы, влияющие на развитие личности ребенка. Гипотеза исследования: развитие старших дошкольников будет происходить более эффективно, если применять различные задания с учетом возрастных особенностей и закономерностей детского мышления. Методологическая база исследования: работа основана на теоретических и практических трудах в области педагогики таких исследователей, как Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, Л.А. Венгера, в области психологии таких, как Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Р.С. Немова и других. А также работа опирается на труды таких ученых как В. Штерн, З. Фрейд, Х.Хеккаузен, А.Г.Асмолов, А.М Эткинд-они считали, что в основе представлений о «наследственной» и «средовой» детерминации развития личности лежит механистический «линейный» детерминизм. В.Штерн и З.Фрейд разработали теории конвергенции и конфронтации двух факторов. Концепция В.Штерна представляет компромиссный вариант между теориями «среды» и теориями «наследственности». А З.Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть поняты, исходя из двух принципов душевной деятельности-принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Методы и методики исследования: в данной работе использовался метод психологического тестирования(методика Векслера), статистический метод (методика Л.В.Костина), метод теоретического анализа литературы по проблеме исследования. Научная новизна исследования: научно обосновывается и экспериментально доказывается эффективность применения различных средств обучения для развития интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных результатов можно сделать вывод, что правильно подобранные занятия для детей (учитывая различный уровень интеллектуального развития) могут благотворно сказаться на развитие их личности. База исследования: исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад № 5 «Белочка»»,г.Людиново. В исследовании приняли участие 27 детей дошкольного возраста (6-7 лет). Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассматриваются факторы развития личности ребенка, различные подходы к развитию и формированию личности, этапы развития личности, влияние социализации и адаптации на становление личности. Вторая глава посвящена процедуре и результатам эмпирического исследования движущих сил развития детей. В заключении подводятся итоги теоретического анализа литературы по изучаемой теме и проведенного экспериментального исследования. Список литературы представлен 61 источником. Приложения содержат подборки тестов на определение интеллектуального потенциала, буклет-памятка для родителей, анкета для родителей, конспект занятий с детьми разного интеллектуального уровня.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 Глава 1.Факторы и условия психического развития………………………….. 7 1.1.Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности…… 7 1.2.Влияние различных занятий на общее развитие ребенка…………………11 1.3.Разные подходы к формированию и развитию личности………………... 20 1.4.Этапы развития личности по Э.Эриксону………………………………… 28 1.5.Факторы, влияющие на развитие психики ребенка……………………… 32 Глава 2.Эмперическое исследование детей старшей группы ДДО на определение интеллектуального уровня в ходе развивающих занятий………………………………………………………………………….. 43 2.1.Методы и методики исследования………………………………………... 43 2.2.Ход и результаты исследования…………………………………………... 44 2.3.Анализ результатов исследования…………………………………………54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 58 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 61 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. т. II. - М.: Просвещение, 1980 - 370с. 2. Анастази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982. – 242c. 3. Агафонова И.Н. и др. Методики изучения интеллекта / Агафонова И.Н., Колеченко А.К., Погорелов Г.А., Шеховцова Л.Ф. - Часть 1. - СПб.: - Питер, 1991. – 264с. 4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212с. 5. Большая Советская энциклопедия. (в 30 томах)/под ред. А.М. Прохоров.- М.: Советская энциклопедия,. Т. 18 -.1974, - 632 с. 6. Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 352 с. 7. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев: Вища школа, 1984. - 142 с. 8. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов н/Д: Феникс, 1983. – 168с. 9. Брушлинский А.В., Темнова Л.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Психология личности в условиях социальных изменений. - М.: Просвещение, 1993. – 342с. 10. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта. – Киев: Рада, 1985. – 282с. 11. Воспитание и обучение в детским саду/Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Педагогика, 1976. – 296с. 12. Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М.: Просвещение, 1973. – 268c. 13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96с. 14. Выготский Л.С. Проблема развития способностей. // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. – 331c. 15. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера, Собр. соч. в 6 т. Т. 5. - М.: Педагогика, 1983. – 412c. 16. Воспитание дошкольников. Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 1983. – 318 с. 17. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. - М.: Просвещение, 1966. – 243с. 18. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. – 118 с. 19. Глуханюк, Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб.пособие./ Н.С. 20. Глуханюк. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 216с. 21. Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей. - М.Педагогика, 1985. – 318с. 22. Дружинин В.Н. //Психология общих способностей. РАН. – М.: МГУ, 2003. – 106 с. 23. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С.138-142. 24. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Н.А. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой и др. Изд. 2-е, переработанное. - СПб.: Акцидент, 1996. - 224 с. 25. Запорожец А.В. Избранные труды: В 2- х т.1.Психологическое развитие ребенка – М.:Педагогика, 1986 – 320с. 26. Исследования мышления в советской психологии. П/р Е.В. Шороховой. – М: Просвещение, 1966. – 243с. 27. Интеллектуальное воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сокина. - М.: Педагогика, 1984. – 346с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1.1 Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «ситуации», «общества», «объективной» и «внешней» детерминации развития личности, как бы ни различались их позиции в интерпретации всех этих понятий, находят множество аргументов в пользу того, что человек представляет собой продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно, вывести общие закономерности жизни личности. Кто будет отрицать самые обычные факты того, что поведение личности ребенка изменяется в саду, школе, на спортплощадке, в семье. Под влиянием других людей ребенок начинает копировать их манеры, усваивает в обществе разные социальные роли, получает из школьной «среды» массу новых знаний. У людей разных культур — разные обычаи, традиции и стереотипы поведения. Без анализа всех этих «внешних» факторов вряд ли удастся предсказать поведение личности. В сфере этих фактов и черпают свои аргументы сторонники различных теорий «среды», начиная со старых позиций «эмпиризма», согласно которым пришедший в мир человек — «чистая доска», на которой «среда» выводит свои узоры, — до концепции современного «ситуационализма» (В.Мишель) в теориях личности. В этих появившихся в 70-х гг. XX века концепциях личности с упорством отстаивается мнение о том, что люди изначально не делятся на честных и бесчестных, агрессивных и альтруистичных, а становятся таковыми под давлением со стороны «ситуации». Был проведен ряд подтверждающих эту позицию экспериментальных исследований, варьирующих «независимые» внешние переменные [3, стр. 27]. Как правило, одни и те же факты интерпретируются по-разному представителями противоположных направлений в решении проблемы соотношения наследственности и среды в личности. Представления о «наследственной» и «средовой» детерминации развития личности сохранились и в настоящее время. Отечественный психолог (А.Г. Асмолов) считает, что в их основе лежит механистический «линейный» детерминизм, вызывающий резкие возражения. В конце 20-го дискуссия о соотношении «средового» и «наследственного» факторов была переведена в плоскость экспериментальных исследований, в частности исследований проблемы устойчивости и изменчивости свойств человека в изменяющихся ситуациях. Раскрывая ограниченность этих противоборствующих подходов, (А.М.Эткинд) обращает внимание на результат, ставший итогом экспериментальных исследований в этой области: за реальную изменчивость поведения различия между ситуациями, взятые сами по себе, отвечают лишь в 10% случаев. Подобный итог исследований, за которыми стоит постановка проблемы «среда или диспозиция», лишний раз убеждает в том, что проблема исходно поставлена в некорректной форме. Но если ни ситуация сама по себе, ни личность сама по себе не определяют большинство человеческих поступков, то что же их определяет? Ответ на этот вопрос в самых разных подходах к исследованию причин поведения личности звучит следующим образом: взаимодействие между личностью и ситуацией, взаимодействие между средой и наследственностью. Выход в различного рода двухфакторных теориях детерминации развития личности, которые определяют постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке, а также методы ее изучения. Существует два наиболее распространенных варианта двухфакторных теорий, или, как их иногда называют, «концепций двойной детерминации развития» личности человека: теория конвергенции двух факторов (В.Штерн) и теория конфронтации двух факторов (З.Фрейд) [10,стр. 25].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 73 страницы
1050 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 45 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg