Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие речи в дошкольном возрасте оказывает многообразное воздействие, играет большую роль в их умственном развитии. Исключительное значение имеет речь в установлении контакта детьми с задержкой речевого развития. Дети с задержкой речевого развития испытывают большие трудности в детском коллективе: не могут объяснить проблемы, плохо включаются в игры, занятия, испытывают трудности в школьном обучении.
Освоение языка дает возможность детям свободно рассуждать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Связная речь развивает умения использовать разнообразные средства связи, формирует представления о структуре высказывания и ее особенностях в каждом типе текста (описание, повествование, рассуждение). Овладение культурой связной речи — значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с нормами речевого общения.
Развитие связной монологической речи одна из главных задач речевого развития дошкольников. По высказыванию Ф.А. Сохина , как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательная область «речевое развитие» включает: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» .
Проблемой развития связной монологической речью детей дошкольного возраста занимались ведущие педагоги и психологи: М.М. Алексеева, Л.В. Щерба, А.А. Леонтьев, О.И. Соловьева, М.Р. Львов, А.М. Леушина, выявили, что, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.
В современное время вопросами развития монологической речи занимались: Н.А. Стародубова, Ф.А. Сохин, В.П. Глухов , А.Н. Гвоздев, О.А. Бизикова.
Чтобы помочь детям справиться с решением сложных речевых задач, необходимо позаботиться о подборе эффективных средств развития связной монологической речи. Обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких методов является наглядное моделирование, которое может быть использовано в работе над всеми видами монологического высказывания.
Применение наглядного моделирования в педагогическом процессе для развития монологическойречи дошкольников может быть наиболее эффективным в формировании у дошкольников умений и навыков рассказывания.
Исследования О.А. Бизиковой показывают, что использование наглядных моделей способствует развитию памяти, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации.
Объектом исследования:монологическая речь детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование наглядного моделирования в развитии монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: выявить особенности развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста с использованием наглядного моделирования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность монологической речи и ее значения в развитии детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить возрастные особенности развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать средства, методы развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Раскрыть особенности наглядного моделирования в развитии монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
5. Выявить уровень развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
6. Разработать и апробировать план работы по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста с использованием наглядного моделирования.
7. Дать сравнительный анализ данных по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: монологическая речь детей старшего дошкольного возраста будет развиваться более эффективно, если:
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста;
• использовать в педагогическом процессе обучения метод наглядного моделирования.
Методы исследования:
• теоретический анализ, синтез и анализ литературы,
• педагогическое наблюдение, диагностические задания.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что в процессе работы были получены навыки проведения самостоятельного учебного исследования, что способствовало формированию общих компетенций (ОК), направленных на осознание сущности и социальной значимости профессии (ОК 1), осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК 4), овладение ИКТ в профессиональной деятельности (ОК 5), планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня (ПК 2.1), организовывать общение детей (ПК 2.4), организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование (ПК 2.5), анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей (ПК 2.7), разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников (ПК 5.1) .
Результаты исследования могут быть использованы в педагогическом процессе педагогами дошкольных образовательных организаций для развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, глоссария, приложения.
Во введении обосновывается актуальность, параметры исследования.
В первой главе раскрываются теоретические основы развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе рассмотрена методика обучения монологической речи детей старшего дошкольного возраста с использованием наглядного моделирования.
В третьей главе проанализировано развитие монологической детей старшего дошкольного возраста с использованием наглядного моделирования.
В заключении приведены основные выводы исследования.
Список использованных источников содержит 2 наименований официальных источников; 23 монографий, учебников, учебных пособий, печатных журналов; 3 электронных источников удалённого/локального доступа.
Глоссарий содержит научные определения 10 терминов.
В приложении содержатся описания методов исследования, 7 таблиц, 1 диаграмма, 7 рисунков.