Актуальность исследования. Богатство словаря выступает признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в образовательной область «Речевое развитие» делается акцент на владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте .
Как отмечает А.Н. Леонтьев , овладение словарем выступает существенным условием умственного развития ребенка, т. к. в процессе своего развития, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов ребенок усваивает содержание исторического опыта. В свою очередь, бедность словаря препятствует полноценному общениюребенка, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Поэтому проблема развития словаря детей остается актуальной и сегодня.
Исследованию речевого развития посвятили свои труды такие выдающиеся психологи, педагоги как Л.С. Выготский , В.В. Виноградов , А.В. Запорожец , А.А. Леонтьев , С.Л. Рубинштейн , Ф.А. Сохин , Д.Б. Эльконин и др. Исследованием специфики усвоения детьми лексики занимались такие ученые, как М.М. Алексеева , В.И. Яшина, В.В. Гербова , А.П. Иваненко , Е.И. Тихеева , В.И. Логинова, Ю.С. Ляховская и др.
Объект исследования:развитие словаря у детей третьего года жизни.
Предмет исследования:игровая деятельность как средство развитие словаря у детей третьего года жизни.
Целью исследования:выявитьособенности развития словаря у детей третьего года жизни через игровую деятельность.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие развития словаря и его значение.
2. Изучить возрастные особенности детей третьего года жизни в процессе развития словаря
3. Проанализировать игровую детальность как средство развития детей третьего года жизни.
4. Выявить особенности игровой деятельности как средства развития словаря у детей третьего года жизни.
5. Определение уровня развития словаря у детей третьего года жизни.
6. Разработка и апробирование комплекса игр способствующих развитию словаря у детей третьего года жизни.
7. Провести сравнительный анализ уровня развития словаря у детей третьего года жизни
Гипотеза исследования: Развитие словаря у детей третьего года жизни будет носить положительный характер при соблюдении следующих условий:
? Учет возрастныхособенностей ребёнка третьего года жизни;
? Системного использования игр в воспитательно-образовательном процессе.
План исследовательской работы включал в себя следующие этапы констатирующий, формирующий, итоговый.
Констатирующий этап проводился с 19 апреля по 24апреля
Цель: определение уровня развития словаря у детей третьего года жизни.
Формирующий этап проводился с 25 апреля по 6 мая
Цель: разработать и апробировать комплекс игр способствующих повышению уровня сформированности словаря у детей третьего года жизни
Итоговый этап проводился с 8 мая по 12 мая
Цель: сравнительный анализ развития словаря детей третьего года жизни.
Методами исследования были определены: теоретический анализ, синтез и анализ литературы, анализ документов и методы психолога- педагогической диагностики.
Новизна исследования состоит в том, что подобран комплекс игр способствующих развитию словаря у детей третьего года жизни.
Практическая значимость состоит в том, что в процессе работы были получены навыки проведения самостоятельного учебного исследования, что способствовало формированию общих компетенций (ОК), направленных на осознание сущности и социальной значимости профессии (ОК 1), осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК 4), овладение ИКТ в профессиональной деятельности (ОК 5), планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня (ПК 2.1), организовывать общение детей (ПК 2.4), организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование (ПК 2.5), анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей (ПК 2.7), разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников (ПК 5.1).
Структура исследования состоит из введения, трех глав, кратких выводов, заключения, списка использованной литературы, глоссария, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, основные параметры исследования.
В первой главе рассматривается теоретические аспекты развития словаря детей раннего дошкольного возраста.
Во второй главе представлены методы и приемы развития словаря детей раннего дошкольного возраста.
В третьей главе проведено опытно – экспериментальное исследование (констатирующий, формирующий и контрольный этапы)
В заключении приведены основные выводы исследования.
Список использованных источников содержит 1 наименований официальных источников; 28 монографий, учебников, учебных пособий, печатных журналов; 2 электронных источников удалённого/локального доступа.
Глоссарий включает характеристику 12 терминов.