Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

vika_glad 1150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 113 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.02.2021
Актуальность исследования обусловлена тем, что речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка и любые ее нарушения обуславливают сложности адаптации в социуме. Одной из форм речи является письменная, которая представляет собой сложный вид психической деятельности, формирующийся только в условиях целенаправленного обучения.
Введение

Актуальность и значимость проблемы нарушений устной и письменной письма и их коррекции у младших школьников крайне значима, так как имеющиеся трудности обуславливаются неуспешность учебной деятельности. В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет Причиной данного явления выступает наличие у многих из них дисграфии, т.е. нарушения письма, выражающееся в специфических ошибках стойкого характера, вследствие недоразвития или распада высших корковых функций, участвующих в акте письма. Письменная речь представляет собой сложный вид психической деятельности, противопоставленный устной речи, формирующийся только в условиях целенаправленного обучения. Овладение письменной речью является важным и неотъемлемым условием для успешного усвоения программы по всем школьным предметам, что может привести к неуспеваемости, дезадаптации ребенка. Нарушения процесса овладения письменной речью рассматриваются в различных аспектах: психолого –педагогическом, нейропсихологическом, психолингвистическом (Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н.Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е.Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г.Парамонова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.) Нейропсихологическое направление исследования дисграфии у детей основано на фундаментальных теоретических положениях JI.C. Выготского и А.Р. Лурия о высших психических функциях(ВПФ) как сложных функциональных системах, состоящих из многих структурных компонентов. Принципиальное отличие нейропсихологического подхода от других состоит в том, что он позволяет исследовать непосредственно структурные компоненты различных ВПФ. Согласно Т.В. Ахутиной Л.C. Цветковой, А.В.Семенович, дисграфия у школьников может быть результатом нарушения любого из структурных компонентов, составляющих функциональную систему письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений, программированию и контролю деятельности; избирательной активации.Однако, каждый из перечисленных компонентов письма входит в состав и других ВПФ. Поэтому первичное нарушение любого из структурных компонентов письма закономерно сказывается не только на письме, но и на ряде других ВПФ, в состав которых данный компонент входит. Следовательно, дисграфия не является изолированным нарушением, а сочетается с расстройствами устной речи и других вербальных и невербальных психических функций. Причем эти расстройства имеют своеобразный характер в зависимости от того, какой именно структурный компонент недостаточно сформирован. В исследованиях ученых освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны, как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (И.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева, С.Б. Яковлев и др.). Однако и до настоящего времени эффективность работы по коррекции дисграфии недостаточно высока. Исследуя специфические механизмы нарушений письма, ученые и практики в последнее время все больше внимания уделяют общефункциональным механизмам речевой деятельности, которые играют важную роль и при овладении письменной речью. В качестве таких общефункциональных механизмов рассматриваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, способности к абстрактным способам деятельности, сформированность общего поведения, регуляции и саморегуляции, намерений и мотивов поведения (Т.В. Ахутина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, А.Р. Лурия, И.Н. Садовникова, Е.Ф. Соботович, Л.С. Цветкова и др). Данное положение важно в аспекте нашего исследования. При исследовании данного нарушения и разработки коррекционной работы следует опираться на нейропсихологический подход, т.к именно нейропсихологические методы обследования младших школьников направленные на изучение структурных компонентов письма, позволяют обнаружить закономерные связи специфических нарушений письма с особенностями других психических функций. В связи с этим можно констатировать наличие противоречий, заключающихся в необходимости исследования нейропсихологических механизмов возникновения и коррекции дисгарфии у младших школьников и недостаточностью разработанных психолого – педагогических средств, учитывающих эти подходы при организации коррекционной работы. Противоречия позволили сформулировать проблему исследования: «Каковы специфические особенности нейропсихологического подхода в коррекции дисграфии у младших школьников?» В связи с актуальностью проблемы темой магистерской диссертации избрали: «Нейропсихологический подход в коррекции дисграфии у младших школьников». Объект исследования — процесс коррекции дисграфии у младших школьников. Предмет исследования – реализация нейропсихологического подхода в коррекции дисграфии у младших школьников. Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать формы работы по коррекции дисграфии у младших школьников на основе нейропсихологического подхода. Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс коррекции дисграфии у младших школьников будет протекать успешнее, если реализуется нейропсихологический подход на основе диагностики нарушений, позволяющих выделить конкретный ти дисграфии и построить работу с опорой на трудности, присущие именно этому типу и с учетом возможностей каждого ребенка. Задачи исследования: 1. Проанализировать теоретические источники по проблеме исследования дисграфии с нейропсихологических и психолого –педагогических позиций. 2. Выявить особенности организации работы по коррекции дисграфии у младших школьников на основе нейропсихологического подхода 3. Диагностировать проявления дисграфии у младших школьников 4. Разработать и экспериментальным путем проверить эффективность работы по коррекции дисграфии у младших школьников на основе нейропсихологического подхода. Теоретико-методологическую основу исследования составили: нейрофизиологические и нейропсихологические положения о системной организации высших психических функций (П.К.Анохин Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова), научно-теоретические положения о психофизиологической структуре письма, программирования, регуляции и контроля психической деятельности (Т. В. Ахутина, О.Б. Иншакова А. Р. Лурия, А.В.Семенович, Л. С. Цветкова и др.); исследования процесса письма как специфического процесса ( Т.В. Ахутина, А.В.Семенович и др.); системный подход к диагностике и коррекции речевых нарушений (Л. С. Выготский, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, М.С. Хватцев и др.) Методы исследования: теоретический анализ медицинской, лингвистической, психологической, нейропсихологической и специальной педагогической литературы по теме исследования; экспериментальные методы, включающие констатирующий, формирующий эксперименты, анализ продуктов учебной деятельности; методы математической статистики. Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап(2019г.) – изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов; обоснование сущности и содержания понятий «дисграфия», «нейропсихологический подход», «психолого –педагогический подход»; раскрытие теоретических основ, способствующих разработке эмпирической части работы. Второй этап(2019 -2020 г.г.) – проведение и анализ материалов констатирующего этапа исследования; разработка содержания работы по диагностике дисграфии с нейропсихологических позиций, Разработка и проверка эффективности педагогических условий коррекции дисграфии у младших школьников на основе нейропсихологического подхода; научное обоснование выводов. Третий этап(2020 г.) – систематизация и обобщение результатов исследования, их качественный и количественный анализ; разработка практических материалов, оформление текста диссертации. На защиту выносятся следующие основные положения. 1. Дисграфия – это нарушения письменной речи как сложной функциональной системы, опирающей на работу взаимно связанных мозговых зон, обусловленные состоянием высших психических функций и индивидуальных особенностей детей. 2. Нейропсихологический подход в исследовании и коррекции дисграфии предполагает построение коррекционной работы на основе учета состояния развития всех компонентов, входящие в письмо, готовности к формированию новой функции. 3. Коррекция дисграфии на основе нейропсихологического подхода строится с учетом результатов диагностики, что обуславливает построение работы на основе анализа механизма ошибок и предполагает учет всего симптомокомплекса особенностей письма в их сопоставлении с состоянием других психических функций. Научная новизна исследования состоит в том, что: - обоснована необходимость изучения дисграфии у младших школьников в аспекте нейропсихологического подхода; - выявлены средства осуществления коррекции дисграфии у младших школьников в аспекте нейропсихологического подхода. Теоретическая значимость заключается: - в аналитическом обзоре теоретических источников по проблеме дисграфии с точки зрения ее коррекции в аспекте нейропсихологического подхода; - вносит вклад в уточнение содержания и форм работы по коррекции дисграфии у младших школьников в аспекте нейропсихологического подхода Практическая значимость исследования состоит в выявлении и апробации форм коррекции дисграфии у младших школьников в аспекте нейропсихологического подхода. Достоверность и обоснованность результатов исследования: положения и выводы диссертационного исследования обеспечиваются научной обоснованностью исходных позиций, адекватностью методов исследования решению поставленных задач, междисциплинарным характером изучения проблемы, экспериментальным подтверждением гипотезы, качественным и количественным анализом полученного теоретического и практического материала. Базой исследования выступило МБОУ «СОШ № 24» г.Астрахани. В исследовании приняли участие 10 младших школьников, обучающихся во вторых классах. Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………9 1.1. Исследование дисграфии с нейропсихологических позиций……9 1.2. Психолого –педагогический подход к изучению дисгарфии…..21 1.3. Коррекция дисграфии у младших школьников на основе нейропсихологического подхода ……………………………………………35 Выводы по первой главе……………………………………...……….42 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА……………..45 2.1. Диагностика письменной речи у младших школьников ………45 2.2. Коррекционная работа по устранению дисграфии у младших школьников на основе нейропсихологического подхода …………………58 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы …....………….79 Выводы по второй главе……………....……………………………….83 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...87 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..93 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….101
Список литературы

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста [Текст] / Под ред. Л. С. Цветковой. - Москва - Воронеж, 2001. – 127с. 2. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев // Начальная школа, 2009 - № 6 –С.66-69 3. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. Избранные труды. — М.: «Наука», 2009. - 454 с. 4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с. 5. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика /Т. В.Ахутина// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции.- Москва - Воронеж, 2001 – 251с. 6. Ахутина Т.В. ИншаковаО.Б. Нейропсихологическая диагностика - М.: Секачев , 2016 – 153с. 7. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская H.H., Пылаева Н.М., Яблокова J1.B. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет // Вестник Моск. уи-та. Серия 14, Психология. 2006 - № 2. - С. 51-58. 8. Баль Н.Н. Обследование чтения и письма у младших школьников - М.: НЦ ЭНАС. – 2004г, 136с. 9. Бельтюков В.И., Салахова А.Д. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системой языка М.: Академическая литература, 2010 – 211с. 10. Белякова Л.И., Иншакова О.Б., Немцова Н.Л. Проблемы зеркального письма у детей / Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. - М.: «Прометей», 2009 - С. 451-456. 11. Волоскова H.H. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. -М.: МПСИ, 2001, С. 193-199. 12. Воронова, А.П. Нарушение письма у детей/ А.П. Воронова / – СПб.: Питер, 2004 -94с. 13. Выготский Л.С. Избранные псих. соч. СПб: Лань, 2004 – 284с. 14. Глозман Ж.М., Левин О.С., Таппср Д. Функции контроля и программирования при корковых и подкорковых поражениях мозга // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. - М.: «Российское психологическое общество», 1998 - С. 263-272. 15. Грушевская М.С. Недоразвитие речи у младших школьников и его преодоление. - Алма-Аты: «Мектеп», 2009. - 64с. 16. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 2008 -200с. 17. Ефименкова, Л.Н, Садовникова И.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. /Л. Н. Ефименкова /– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 232с. 18. Жинкин Н.И.Механизмы речи – М.: АПН РСФСР, 1958 -370с. 19. Иваненко, С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект)./ С.Ф. Иваненко // Дефектология. – 2004. -№1. – с. 52-55. 20. Иншакова, О.Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма / О.Б.Иншакова / – СПб.: Речь, 2007 – 147с. 21. Истрип В.А. Возникновение и развитие письма. - М.: «Наука», 2005 - 599 с. 22. Карпенко Н.П., Подольский А.И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недоразвитием речи // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14, Психология, 2000 - №3 - С. 51-52. 23. Колповская, И. К. Особенности письма у детей при общем недоразвитии речи / И. К. Колповская /- Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1990 -23с.. 24. Колповская, И.К., Спирова, Л.Ф. Характеристика письма и чтения. / И. К. Колповская / – М.: Владос, 2008 – 184с. 25. Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление: Межвуз. сб. науч. тр. / РГПУ им. Л.И.Герцена [Редкол.: В.А. Ковшиков (отв. ред.) и др.] - СПб.: «Образование», 2002 - С. 106-116. 26. Корнеев А.А. Психологический анализ эффективности обучения письму / А.А. Корнеев и др. // II Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Тезисы / Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман, Д. Таппера. - 2002. - №6. 27. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей /Корнев А.Н. /– СПб.: Речь, 2003. – 127с. 28. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: СПбАППО, 2004. –99с. 29. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. — М.: «Российское педагогическое агентство», 1997. - 124 с. 30. КрасовскаяO.A. О нарушениях зрительно-перцептивных функций при очаговых поражениях мозга в детском возрасте // Проблемы медицинской психологии. Под ред. А.Н. Леонтьева и др. - М.: Изд-во МГУ, 2009 - С. 79-88. 31. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда / Р.И. Лалаева /– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. –235с. 32. Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция/ Р.И. Лалаева / – Ростов н/Д: «Феникс», СПб.: «Союз», 2004. – 179с. 33. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. – СПб.: СОЮЗ, 2002 - 133с. 34. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи - / Р. Е. Левина /М.: Книга по требованию, 2010 – 244с. 35. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005 – 132с. 36. Леушина Л.И., Невская A.A., Павловская М.Б. Асимметрия полушарий мозга с точки зрения идентификации зрительных образов // Сенсорные системы.[Редкол.: Г.В. Гершуни (огв. ред.) и др.]. – СПб.: Речь, 2010 - С. 76-92. 37. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – СПб.: Владос, 2004.- 216с. 38. Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.С.Кукушина. – М., Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2004. – 325 с. 39. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст]/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008 - 680 с. 40. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / Львов М.Р., Рамзаева Т.А., О.В. Сосновская - М.: Владос, 2000. – 310с. 41. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р.Лурия /- М.: Книга оп требованию, 2000 – 496 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Исследование дисграфии с нейропсихологических позиций Письменная речь, с точки зрения стилистического словаря русского языка, обозначается как речь, изображенная на бумаге (пергамене, бересте, камне, полотне или какой-либо др. поверхности) с помощью специальных графических знаков (знаков письменности). Использование письменной формы речи позволяет пишущему обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание постепенно, исправлять и совершенствовать текст[75]. А.Р. Лурия определял письмо как особую форму экспрессивной речи. Он отмечал, что письмо начинается с определенного замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций. Это многоуровневый процесс. В нём принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, зрительный, речедвигательный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь[41]. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только при высоком уровне её развития. У взрослого человека письмо- это целенаправленная деятельность, цель которой - передача смысла или его фиксация. Графический образ слова воспроизводится не по отдельным элементам (буквам), а как единое целое. Слово воспроизводится единым моторным актом. Процесс письма происходит автоматически и протекает под контролем: кинестетическим и зрительным, подчеркивается Т.В.Ахутиной [5].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg