1. Теоретические аспекты изучения развития способностей младших школьников.
1.1.Различные подходы к изучению проблемы способностей
Учения о развитии способностей всегда являлись одной из актуальных проблем в жизни человека. Она всегда была важной, интересной и увлекательной. Способности образуются и развиваются на протяжении всей жизни людей, они могут изменяться, а следовательно они могут воспитываться и преобразовываться. Это мы можем проследить в многочисленных работах различных психологов. В области психологии и физиологии, в исследованиях способностей существует целый ряд общих идей и подходов. Но в этих многочисленных работах нет пока ни одного исследования, которое поставило бы вопрос о тех физиологических особенностях, которые связаны с понятием способность. Единство строения и функции носит сложный характер, включая многообразные взаимосвязи между ними, различные на разных ступенях развития. Поэтому путь учения и путь познания при всём их единстве вместе с тем различны и определение путей обучения предполагает знание закономерностей развития ребёнка, в частности его психического развития. [1, c. 73]
Так, в 18 веке, Гельвеций, занимая крайние позиции в вопросе о способностях, отрицал природный характер способностей. В своей теории Гельвеций был демократичен. Он пришёл к полному отрицанию природных задатков, по существу отождествляя проблему происхождения общественного неравенства с проблемой индивидуальных различий между людьми.
В противовес этой точке зрения другие, ученые, односторонне подчёркивают, что развитие способностей это всего лишь освоение определённой суммы знаний например, учение Вольфа было общепсихологическим, то есть он имел в виду общие свойства развития человека и его психологических процессов, без индивидуальных различий. Если сейчас говорить о различиях памяти, темперамента, эмоций, интеллекта, как об индивидуальных особенностях психики каждого человека, то основным для взглядов Вольфа было утверждение наличия у других известного комплекса независимых друг от друга способностей, проявляющихся в различных сторонах психологической деятельности. [1, c. 664] Это ложная антитеза. Конечно, нужно развивать ребёнка, формировать его способности
и воспитывать у него умение наблюдать, мыслить и т. д.
Значительный вклад в теорию способностей внёс В.Г. Белинский. В его работах содержится уже довольно стройное и чрезвычайно содержательное учение о способностях. Под способностями Белинский понимал потенциальные природные силы личности. Он считал, что в основе развития способностей лежат природные особенности организма человека и что стоит лишь развить у ребёнка способность наблюдать, мыслить и т.д., и тогда он сам дойдёт до всех необходимых ему знаний сам. И конечном итоге, он будет строить свои представления о той или иной способности опираясь на личный опыт, независимо от общественно-обобщённого который зафиксировался в системе знаний.