Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Характеристика профессиональной идентичности сотрудников исправительного учреждения

vika_glad 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.02.2021
Анализ подходов к изучению идентичности показал, что их возможно рассматривать в качестве взаимодополняющих. В рамках каждого подхода выделяются отдельные аспекты идентичности как сложного и многогранного явления. Идентичность – это феномен переживания человеком своей уникальности, целостности и непрерывности, возникающий и функционирующий в социальном контексте, базирующийся на самокатегоризации, имеющий ценностно-смысловую природу, осмысляемый в контексте личной жизненной истории.
Введение

В современных условиях профессиональная идентичность претерпевает значительные изменения из-за быстрого повышения требований к личности как субъекту профессиональной деятельности. Профессиональная идентичность - одно из важнейших условий формирования и самореализации квалифицированного специалиста. Сотрудники федеральной службы исполнения наказаний находятся в постоянной готовности оперативно реагировать в экстремальных условиях деятельности. Поэтому осознанное признание их роли в ситуациях с высокой степенью стресса является неотъемлемой частью профессиональной идентичности, обеспечивающей надежность деятельности, сохранение здоровья и профессионального долголетия. Осознание человеком его принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках профессиональных и социальных ролей - важный компонент жизненного цикла каждого человека. На данном этапе развития психологической науки профессиональная идентичность как ведущая характеристика субъекта труда все чаще выступает критерием профессионального развития личности и свидетельствует о принятии избранной профессиональной деятельности, как средство самореализации и саморазвития, а также о степени признания себя как профессионала. Термин «идентичность» широко используется в современной психологической литературе, причем, разные исследователи дают ему различные определения. Общим для различных подходов является представление об идентичности как сложном и многоаспектном психологическом явлении. Исследование проблемы идентичности прослеживается в трудах классиков зарубежной психологии У. Джеймса, З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, Дж. Мида, Э. Эриксона и ряда других ученых. В отечественной психологии идеи об идентичности традиционно развивались в рамках исследований самосознания и самоотношения, кроме того, идентичность рассматривалась как один из аспектов проблемы «Я» . Сегодня психологи различают социальную, личностную и профессиональную идентичность. Граница между первой и второй более размыта. Социальная идентичность относится к идентификации человека с социальной группой, а личная идентичность - к самоидентификации человека, которая включает его характеристики как отдельного индивида. Личностная и социальная идентичность индивида зависят от социальной среды, в которой человек развивается: и та и другая определяются системой социальных отношений. Отечественные исследователи начали изучение вопроса профессиональной идентичности в конце 90-х гг. предшествующего столетия. Наиболее значительные работы в данной области принадлежат Е.П. Ермолаевой, Л.Б. Шнейдер, Ю.П. Поваренкову, Н.Л. Ивановой, М.М. Абдуллаевой и др., которым удалось показать, что специалисту развитая идентичность в профессиональной сфере помогает легко ориентироваться в новых рабочих задачах и успешно выполнять свои профессиональные функции. Профессиональная идентичность рассматривается современными исследователями не только в контексте социального самоопределения человека относительно некоторого профессионального сообщества или группы, но, прежде всего, как феномен развития личности в процессе профессионализации. Федеральная служба исполнения наказаний России действует в сложных условиях правового регулирования и экстремальности. Служба в уголовно-исполнительной системе предполагает высокие требования к профессиональным и психологическим качествам сотрудников, повышенную ответственность за собственные действия, эмоциональное напряжение, морально-психологические и физические нагрузки, что негативно сказывается на эмоциональном состоянии сотрудников, на качестве социального взаимодействия, психическом и соматическом здоровье, их психологической устойчивости и успешности профессиональной деятельности. Среди сотрудников исправительных учреждений достаточно много тех, кто пришел в уголовно-исполнительную систему из гражданских учреждений. Адаптация к особым условиям деятельности в пенитенциарном учреждении вызывает большие трудности для сотрудников. Проблема профессионализации сотрудников исправительных учреждений в системе проявляется, прежде всего, как проблема формирования их профессиональной идентичности. Становление профессиональной идентичности как интегрального качества личности сотрудника уголовно-исполнительной системы становится приоритетной задачей на пути к эффективному функционированию персонала в своей профессиональной области . Исследователи данной проблемы утверждают, что сотрудники уголовно-исполнительной системы со сформированной профессиональной идентичностью более успешны в выполнении своих служебных обязанностей, уверены в своей профессиональной компетенции, более эффективны в адаптации в сложных профессиональных ситуациях и кризисах и, соответственно, в большей степени способны успешно адаптироваться к условиям профессиональной деятельности исправительного учреждения, противостоять влиянию криминальной среды, идеалам и ценностям криминальной субкультуры и т.д. Некоторые исследования показывают, что существуют противоречия между требованиями практики, выражающиеся в необходимости формирования профессиональной идентичности как фактора повышения продуктивности профессиональной деятельности сотрудников ФСИН России, и недостаточностью теоретических знаний по представленной проблематике. Все сказанное обусловило актуальность нашего исследования. Целью исследования явилось изучение профессиональной идентичности сотрудников исправительного учреждения в соотношении с условиями ее формирования. Объект исследования – профессиональная идентичность. Предмет исследования – характеристики профессиональной идентичности и условия её формирования у сотрудников исправительного учреждения. Гипотезы: 1. Сформированность профессиональной идентичности у сотрудников исправительного учреждения возрастает пропорционально стажу службы в уголовно-исполнительной системе. 2. Вовлеченность в работу и организационная лояльность являются условиями формирования профессиональной идентичности у сотрудников исправительного учреждения, что проявляется в наличии положительной взаимосвязи статусов профессиональной идентичности с показателями вовлеченности и лояльности. Задачи: 1. На основе теоретического анализа подходов к изучению идентичности в современной психологической науке раскрыть понятие профессиональной идентичности. 2. Выделить условия формирования и компоненты профессиональной идентичности. 3. Охарактеризовать специфические условия становления профессиональной идентичности у сотрудников исправительного учреждения. 4. Провести эмпирическое исследование профессиональной идентичности сотрудников исправительного учреждения. Методы исследования: 1. Теоретический анализ научной литературы по теме исследования. 2. Тестирование: методика исследования профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер, Утрехтская шкала вовлеченности в работу, опросник организационной лояльности Л. Портера. 3. Анкетирование: анкета «Оценка представления о себе в профессии». 4. Математические методы обработки данных: корреляционный анализ, U-критерий Манна-Уитни.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 8 1.1.Подходы к изучению идентичности в зарубежной и отечественной психологии 8 1.2. Условия формирования и структура профессиональной идентичности 14 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 30 2.1. Организация и методы эмпирического исследования 30 2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 37 2.3. Рекомендации по итогам исследования 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
Список литературы

1. Авдонина, Е. С. К проблеме определения компонентов структуры профессиональной идентичности / Е. С. Авдонина // Вестник Омского государственного педагогического университета. – 2017. - № 3. – С. 127-131с. – ISSN 2309-9380. 2. Алиханова, В. Л. Психоаналитическая концепция феномена идентичности / В. Л. Алиханова // Время науки. – 2018. - № 1. – С. 3-12. – ISSN 2311-8520. 3. Беляева, О. А. Личностные детерминанты профессиональной идентичности курсантов военного института войск национальной гвардии / О. А. Беляева // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. – 20018 – № 4(5). – С. 48-50. – ISSN 2587-7402. 4. Бовин, Б. Г. Экстремальная психология в особых условиях деятельности: монография / Б. Г. Бовин. – Москва : МГППУ, 2015. – 517 с. - ISBN 978-5-600-00884-7. 5. Бонивелл, И. Ключи к благополучию : что может позитивная психология / И. Бонивелл. – Москва : Время, 2009. – 188 с. - ISBN 978-5-9691-0416-7. 6. Волошина, В. В. Сущностное содержание профессиональной идентичности будущего психолога / В. В. Волошина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. - № 11-1. – С. 364-368. - ISSN 2073-0071. 7. Гузь, А. В. Педагогические условия профессиональной идентификации будущего учителя : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 / А. В. Гузь : Московский педагогический университет. – Москва, 1997. – 16с. – ISBN отсутствует. 8. Дежурова, Е. В. К вопросу об особенностях формирования профессиональной идентичности сотрудников уголовно-исполнительной системы / Е. В. Дежурова // Человек: преступление и наказание. – 2017. - № 1. – С. 151-155. – ISSN 1999-9917. 9. Евтешина, Н. В. Профессиональная идентичность психологов: учебное пособие / Н. В. Евтешина. – Рязань : Рязанский государственный университет, 2012. – 106 с. – ISBN 978-5-88006-822-7. 10. Ермолаева, Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. – 2001. – № 4. – С. 51-59. - ISSN 0205-9592. 11. Жукова, Е. И. Социокультурные аспекты профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук : 22.00.06 / Е. И. Жукова ; Саратовский государственный технический университет. – Саратов : [Б. и.], 2010. – 18 с. – ISBN отсутствует. 12. Завалишина, Д. Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития / Д. Н. Завалишина. – Москва : Институт психологии Российской академии наук, 2005. – 374 с. - ISBN 5-9270-0063-0. 13. Заковоротная, М. В. Идентичность человека: Социально-философские аспекты : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук : 09.00.11 / М. В. Заковоротная ; Ростовский государственный университет. – Ростов-на-Дону : [Б. и.], 1999. – 31с. - ISBN отсутствует. 14. Зыбина, Л. Н. Профессиональное самоопределение личности как проявление субъектности / Л. Н. Зыбина // Актуальные проблемы психологии личности. - Новосибирск: СибАК, 2011. – № 5. С. 57-61. - ISBN 978-5-7186-0614-0. 15. Киселев, И. Ю. Идентичность в меняющемся мире : учебное пособие / И. Ю. Киселев, А. Г. Смирнова, В. Е. Семенов. – Ярославль : Ярославский государственный университет, 2002. – 300с. - ISBN 5-8397-0204. 16. Климов, Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е. А. Климов. - Москва : Флинта, 2003. - 318 с. - ISBN 5-89502-541-2. 17. Климов, Е.А.Психология профессионального самоопределения : учебное пособие для вузов / Е. А. Климов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 509 с. - ISBN отсутствует. 18. Коданева, М. С. Становление профессиональной идентичности психологов уголовно-исполнительной системы : дис. …кандитата психологических наук : 19.00.03 / М. С. Коданева. – Москва : [Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова], 2008. – 231с. – ISBN отсутствует. 19. Маликов Б. З. Значение международно-правовых стандартов обращения с осужденными в формировании и реализации уголовно-исполнительной политки / Б. З. Маликов // Вестник Самарского юридического института. - Самара : Самарский юридический институт ФСИН, 2002. № 4. - С. 48-53. – ISSN 2307-6852. 20. Нор-Аревян, О. А. Факторы формирования профессиональной идентичности / О. А. Нор-Аревян, А. М. Шаповалова // Гуманитарий Юга России . – Ростов-на-Дону : Федеральный научно - исследовательский социологический центр РАН, 2016. – № 5. С. 102-113. - ISSN 2227-8656. 21. Огородников, А. В. Особенности деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы России / А. В. Огородников // Вестник Самарского университета. - Самара : Самарский университет, 2010. - № 79. – С. 219-223 с. – ISSN 1810-5378. 22. Озерина, А. А. Профессиональная идентичность студентов бакалавриата : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук : 19.00.07 / А. А. Озерина ; Волгоградский государственный университет. – Волгоград : [Б. и.], 2012. – 21 с. – ISBN отсутствует. 23. Опросник организационной лояльности Л. Портера [Электронный ресурс] // Владислав Доминяк : официальный сайт. – Режим доступа : https://dominiak.ru/lrc/locq.html. 24. Павленко, В. Н. Представление о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии / В. Н. Павленко // Вопросы психологии. – 2000. – № 1. – С. 135-141. – ISSN 042-8841. 25. Поваренков, Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности: кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества / Ю. П. Поваренков. – Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет, 2003. – 231 с. – ISBN отсутствует. 26. Поляков, А. В. Специфика формирования организационной культуры в коллективах сотрудников уголовно-исполнительной системы / А. В. Поляков // Вестник Владимирского юридического института. – 2018.№ 1(46). – С. 61-66. - ISSN 2071-0313. 27. Пряжников, Н. С. Психологический смысл труда : учебное пособие / Н. С. Пряжников. - Москва : Московский психолого-социальный институт, 2010. – 534 с. ISBN 978-5-9770-0213-4. 28. Родыгина, У. С. Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов - будущих психологов : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук : 19.00.07 / У. С. Родыгина ; Курский государственный университет. – Курск : [Б. и.], 2007. – 25с. – ISBN отсутствует. 29. Седых, А. Б. Вклад Джона Льюиса Холланда в психологию профессий и карьеры (к 90-летию со дня рождения известного ученого) / А. Б. Седых // Южно-российский журнал социальных наук. - 2009. – №4. – С. 54-68. - ISSN 2618-8007. 30. Солдатов, И. В. Основные факторы, влияющие на уровень адаптации выпускников к служебной деятельности / И. В. Солдатов, И. Ф. Солдатова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2001. - № 2. – С. 51-55. - ISSN 2618-1180. 31. Стрельникова, Ю. Ю. Исследование феномена профессиональной идентичности в различных направлениях психологической науки / Ю. Ю. Стрельникова, С. В. Емельянова // Пенитенциарная наука. – 2019. – № 2. – С. 475-478. - ISSN 2311-1305. 32. Тавтилова, Н. Н. Особенности психодинамики личностного роста сотрудников УИС в зависимости от стажа службы / Н. Н. Тавтилова // Прикладная юридическая психология. – 2012. № 3. – С. 98-107. – ISSN 2072-8336. 33. Тарасова, С. А. Психология сотрудников УИС. Личность, общение, деятельность: учебное пособие / С. А. Тарасова. - Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2007. – 114 с. – ISBN 978-5-901465-79-0. 34. Трофимова, Е. Л. Профессиональные трансформации сотрудников пенитенциарных учреждений / Е. Л. Трофимова // Психология в экономике и управлении. – 2016. – № 1-2 С. 36-42. - ISSN 2409-0832. 35. Федорова, Е. М. Формирование профессиональной идентичности сотрудников уголовно-исполнительной системы России как метод борьбы с коррупцией / Е. М. Федорова // Ведомости УИС. – 2018. - № 11(198). – С. 39-44. – ISSN 2307-0382. 36. Чамата, П. Р. К вопросу о генезисе самосознания личности / П.Р. Чамата. – Москва : Академии педагогических наук, 2004. – 241 с. - ISBN отсутствует. 37. Шнейдер, Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность. Теория и методы диагностики: учебное пособие / Л. Б. Шнейдер. – Москва : Московский психолого-социальный институт, 2007. – 128 с. - ISBN 5-89774-023-2. 38. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность. Опыт теоретико-экспериментального исследования : монография / Л. Б. Шнейдер. – Москва : Прометей, 2004. – 334 с. - ISBN 5-7042-1440-1. 39. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность. Структура, генезис и условия становления : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук : 19.00.13 / Л. Б. Шнейдер ; Московский педагогический государственный университет. – Москва : [Б. и.], 2001 – 42 с. – ISBN отсутствует. 40. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность. Теория, эксперимент, тренинг : учебное пособие / Л. Б. Шнейдер – Москва : Московский психолого-социальный институт, 2004. – 599 с. – ISBN 5-89502-504-8. 41. Эриксон, Э. Идентичность. Юность и кризис / Э. Эриксон. - Москва : Прогресс, 1996. – 340 с. - ISBN 5-01-004479-Х.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 1.1. Подходы к изучению идентичности в зарубежной и отечественной психологии Под профессиональной идентичностью понимается безусловное представление человеком собственного места в профессии или в профессиональном сообществе, где представление сопровождают ценностные и мотивационные ориентиры, принимаемые или не принимаемые условия профессиональной принадлежности, где ярко выражены личностные характеристики. Характерным для разных подходов является представление идентичности как сложного психологического феномена с различных точек зрения. Рассмотрим подходы к исследованию идентичности в психологии. Идентичность в психологической науке рассматривается с точки зрения психоаналитического, когнитивно-поведенческого, социально-психологического и других подходов . Э. Эриксон предложил стадии формирования идентичности в соответствии с пошаговым, эпигенетическим принципом развития личности, выделил ее основные аспекты (индивидуальность, тождественность, целостность, единство, синтез, социальная солидарность), приняв во внимание воспитание и культурной среды, а также определил два взаимосвязанных понятия – «групповую идентичность» и «эгоидентичность» . Представители психоанализа Дж. Марсиа и А. Ватерман предложили стадии развития эго-идентичности: «достигнутая идентичность», «диффузная идентичность», «мораторий» и «предрешенность» . Представителикогнитивно - поведенческого направления Х. Тэджфел и Дж. Тэрнер выделили биологический, лингвистический, содержательный, ценностный и хронологический компоненты идентичности, уделив особое внимание социальному аспекту её формирования . Согласно теории «множественной идентичности» Х.Тэджфела, идентичность является частью Я-концепции, которая формируется в связи с осознанием принадлежности к социальной группе и включает в себя ценностную и эмоциональную оценку своей принадлежности к ней .
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 8 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 64 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 89 страниц
2700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg