Актуальность темы определяется в двух аспектах: общенаучном и со-циокультурном. Научный интерес для исследователя выражен в том, что ис-тория повседневности советской школы, в условиях глубоких трансформаций в культурной и духовно-нравственной сферах жизни, затронувшая интересы большинства слоев населения, сегодня вызывает особый интерес. Историки и многие общественные деятели спорят – достаточно хороша ли была советская система образования? Или же система, как таковая, утопична и подлежит забвению? Переняла ли современная образовательная система практику советской школы? Есть ли преемственность? На сегодняшний день данная проблематика, если затрагивать ее в региональном компоненте, мало изучена, однако представляет большой интерес. Для региональной истории характерно отсутствие достаточного количества источников для раскрытия быта сибирской провинциальной школы. Чаще повседневность изучается в общих трудах по истории образования в Иркутской области с разрозненным выбором хронологии. Вступление в новый исторический период нашего государства повлекло за собой реорганизацию многих сфер жизни. Коренные изменения общественно-политического устройства отнюдь не могли не повлиять на такой важнейший общественный институт, как школа. Школа всегда являлась одним из механизмов повышения общей культуры населения, идеологического воспитания. И особенно ярко мы это прослеживаем в советской школе. Изучение истории регионального уровня, где образование тесно переплетается со спецификой развития территории, особенностях контингента населения представляет немаловажный интерес для исследователя. По сравнению с общефедеральным уровнем, образование в сибирской провинции имело роль путевки в «обеспеченное будущее». Образованных людей здесь испокон веков, принимали в различные административные учреждения, допускали к работе с фискальными сборами, дозволяли работать с писчими делами, а также в проведении общегосударственной политики через просветительскую деятельность.
Для нас, как исследователей, немаловажен социокультурный вопрос. Несмотря на то, что с момента распада Советского Союза прошло не более 30 лет – между молодыми людьми и поколением советской эпохи возник идеологический межгенерационный разрыв. Это проявляется в ментальности граждан, в способах организации жизни. Сегодня общество разделяется на два лагеря: одни с ностальгией вспоминают об ушедшей эпохе, другие явно отрицают все возникшие традиции при советской системе. Тема актуальна, т.к. советская школа была одним из институтов социума, в котором формировалось сознание и образ советского человека. Опыт показывает, что нынешнее общество пытается с одной стороны, забыть и ликвидировать наследие советской системы (происходит снос памятников; проводится повсеместная реорганизация заведений и предприятий советской эпохи, вывод их на рыночную систему, где в ходе конкурентной борьбы они не выживают и др.). А с другой, найти в опыте прошлого те воспитательные и образовательные практики, которые актуальны и в настоящее время. Попытка изучить быт советской школы на примерах нормативно-правовых и частных актов позволит приблизиться к пониманию такого феномена, как советский человек и его культура. Исследовательская проблема заключается в теоретическом переосмыслении темы истории повседневности советской школы в условиях 1917–1950-х гг., попытке сопоставить политику государства и практики регионального микроуровня.
Объект исследования: Социокультурные процессы в сибирском сель-ском социуме Верхнего Приленья.
Предмет исследования: феномен провинциальной сельской школы и ее роль в формировании советского образа жизни на примере Тутурской семилетней школы Жигаловского района Иркутской области.
Целью исследования является воссоздание конкретно исторической картины становления и развития советского школьного образования в сибирской провинции в 1917 – 1950-е гг.
Задачи исследования:
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1.провести анализ нормативного законодательства, регулирующего становление и развитие советского общества;
2.изучить потенциал развития региональных школ в 1917-1950-е гг. на примере материалов Верхнего Приленья;
3.разработать предложения по использованию и совершенствованию делопроизводственных документов по истории повседневности советской школы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: историко-педагогический, теоретическое изучение и анализ литературных источников, документальных материалов, обобщение и систематизация полученных результатов.
Степень изученности темы. В рамках выбранной темы были изучены научные труды, изданные сибирскими исследователями в советский и постсоветский период. Изучение научных трудов помогает раскрыть такие темы, как исследования истории образовательной политики советской школы в Сибири. Историографию темы уместно разделить на 2 этапа: советский (середина 1930-х – конец 1980-х гг.) и постсоветский (начало 1990-х – 2000-е гг.). На первом этапе мы можем проследить изучение истории советской школы и педагогики в немногочисленных диссертационных работах. Второй этап, в связи с расширением круга исследователей и возможностью выбора большого количества источников позволил расширить историографическую базу, поэтому трудов выбранного периода значительно больше. В основе исследований советского периода лежит марксистко-ленинская система философских взглядов.
Проблемы становления и развития советской школы не получило широкого освещения в исторических трудах на ранних стадиях советского периода. Абсолютное большинство трудов были посвящены досоветскому периоду. Одной из первых опубликованных работ по истории образования в Сибири стала книга Н.С. Юрцовского «Очерки по истории просвещения в Сибири (1703–1917 гг.)» , выпущенная в 1923 г., в которой отразились общие вопросы просветительской деятельности в Сибири в досоветский период. Работа А.Г. Базанова была также посвящена истории миссионерских школ для нерусских народов Крайнего Севера (Новониколаевск, 1923). Однако, оставшись единичными, эти труды не положили начала систематическому изучению истории школы и педагогической мысли в Сибири.
Наибольший интерес темы истории сибирской провинциальной школы приобрела со второй половины 1930-х гг. В 1935 году С.Ф. Поповым была защищена кандидатская диссертация на тему: «Дореволюционная начальная школа Якутии и ее русификаторская политика» (1935), за ней через год А.П. Панчуков защитил кандидатскую диссертацию на тему: «История Бурят-монгольской школы в дореволюционный период», на основе которой были опубликованы «Очерки по истории развития школ в Бурят-Монголии» . Этот период характерен активизацией историко-педагогической мысли сибирских ученых-педагогов, в частности сотрудников кафедры педагогики Томского педагогического института, и прежде всего будущего лидера историко-педагогической науки в Сибири, ныне известного ученого, профессора Ф.Ф. Шамахова. В 1941 г. появилась одна из его крупных диссертационных работ, освещающая историю повседневности сибирской школы: «Средняя школа в Сибири в период первой русской революции 1905–1907 гг.» . Ученым было положено начало систематического изучения истории народного образования в Западной Сибири. Его опубликованные работы содержали свыше 130 статей и 24 книги (монографии, сборники). Статьи Ф.Ф. Шамахова публиковались в «Педагогической энциклопедии», «Педагогическом словаре», в многотомном труде по «Истории педагогической мысли и школы СССР», в пятитомной «Истории Сибири», в журнале «Советская педагогика», и на сегодняшний момент его труды остаются актуальными для исследователей.
В 1950–1960-х гг. оживился интерес к вопросам истории обучения и воспитания в Советской Сибири, расширился круг исследователей. В этот период была издана монография А.П. Панчукова «История начальной и средней школы Восточной Сибири» (Улан-Удэ, 1959). Интереснейшее исследование было проведено Г.И. Кузнецовой по теме становления советской школы в Западной Сибири (1961). Ряд крупных исследований по истории культуры и просвещения были обнародованы видным историком В.Л. Соскиным: «Очерки истории культуры Сибири в годы революции и гражданской войны» (1965), «Культурная жизнь Сибири в первые годы НЭПа» (1971) и др. Ученый внес колоссальный вклад в историографию проблемы эволюции культуры, в том числе и народного образования в Сибири, собрав все исследуемые труды в одном сборнике «Историография культуры и интеллигенции Советской Сибири» . В нем были освещены проблемы развития народного образования в советской Сибири в 20-30-х гг., рассматривались вопросы руководства системой народного образования, материально-технического обеспечения школ, подготовки педагогических кадров, программно-методической работы и т.д. К концу 70-х гг. интерес к истории образовательной политики в Сибири заметно сократился, прекращает свою работу Сибирское объединение историков педагогики в связи с состоянием здоровья лидера объединения Ф.Ф. Шамахова. В 1983 г. в г. Новосибирске была защищена диссертация Татьяной Николаевной Осташко по теме «Сельская интеллигенция Сибири в 20-е гг.: конец 1919–1927 гг» , где изучается роль интеллигенции в деревне по организации народного образования.
Кардинально новый этап в историографии темы начинается с начала 1990-х гг. С этого времени разворачивается переосмысление прошлых подходов. С 1990-х гг. массово возрастает познавательный интерес к политике советской школы. Исторические процессы советской школы стали изучаться в рамках плюралистического философского подхода, который позволил либерально подходить к вопросам истории. Историческая наука перестала декларироваться политической властью, а исторические исследования стали наиболее независимыми. Однако именно здесь случился разлом – одни ученые смогли приспособиться к модернистским течениям, другие входили в противоречие с новой методикой исследовательской деятельности. Изучение истории образования Восточной Сибири в начале 1990-х гг. были проведено крупным советским ученым В.Ф. Козловым по теме «Развитие школьного образования в Восточной Сибири в 30-е годы» (Москва, 1991) основанные на материалах общественных организаций Красноярского края, Иркутской и Читинской области, а также Бурятской АССР. Однако мы можем отметить, что исследования по истории образования в этой области в 90-е гг. ХХ века резко сокращаются, особенно это касается диссертационных работ, их защиты стали представлять собой эпизодические явления. К 1999 г. мы относим несколько диссертационных трудов: работы Ольги Борисовны Лынша «История образования на Дальнем Востоке с 1870–1970 гг.» (1999). О.А. Блогадарев в своем труде изучил проблематику социокультурного пространства в педагогическом контексте, где затронул в том числе историю образовательных процессов в период 1920-х гг. (1999) . В это же время выходит к защите работа Светланы Борисовны Белоглазовой «История культурного строительства на юге Даль-него Востока СССР, 1917–1941 гг.» (1999) .
На современном этапе расширяется диссертационные исследования по истории советской школы, к ним мы можем отнести труды: С.М. Алексеева «Система образования Иркутской области (1917–1956 гг)» (Иркутск, 2003) В.А. Шевченко «Формирование антирелигиозных представлений советской школой. 1927–1932 гг.» (Москва, 2007) , Е.Н. Афанасова «История детской беспризорности в Иркутской области и Красноярском крае в 1920–1930-х гг.» , Е.Г. Делегеоз «Народное образование Иркутской области в 1937–1958 гг.» (Иркутск, 2008) , А.А. Кальсиной «Становление и развитие единой государственной школы на Среднем Урале.» (Пермь, 2009) , Т.В. Чемодановой «Государственная политика в сфере школьного обществоведческого образования в 1920-х–начале 1930-х годов» (Астрахань, 2009) , Н.И. Трибунских «Исторический опыт становления и развития системы советского образования в 20-30-е гг. XX в.» (Владикавказ, 2015). В настоящее время стало наиболее актуальным издание научных статей, не только научными сотрудниками, но и студентами различных факультетов. Издаются научно-популярные журналы: «Родина», «Россия и современный мир» и др. В рамках интернет-проекта «КиберЛенинка» публикуются научные труды по истории образования в Сибири крупными исследователями: А.В. Ахмадеевой, Д.А. Костькина, К.М. Нечаевой, Н.М.Федоровой, Г.В. Кораблевой, В.Г. Номогоевой, А.П. Романова, Е.В.Панкратовой, Е.А. Ялозиной, Н.В. Быстровой, А.Д. Веселовой, Н.В. Кривощековой, Н,И. Сеник, Т.А. Соловьевой, К.А. Маслинского, Л.М. Конева и др. Стоит сказать, что на 2000-е гг. приходиться большая часть научных трудов. На сегодняшний день наблюдается развитый интерес к исторической науке, расширяется круг источников, совершенствуются методы работы с ними. Внимание исследователя к истории образования в Сибири сегодня представлено в многочисленных сборниках научно-практических конференций, посвященных различным аспектам развития образовательных процессов, пе-дагогическим и психологическим проблемам образования, вопросам состоя-ния и перспективы сибирских образовательных учреждений.
В своей основе изучение истории образования в Сибири имеет широкие перспективы. В сибирских архивах сегодня хранится весомое количество документальных источников, требующих нового прочтения, с новым взглядом, исходя из позиций современных модернизационных процессов образования. Нет сомнения в том, что Сибирь имеет интересный исторический передовой опыт деятельности школ, имеет свои крупные педагогические имена, заслуживающие внимания, но находящиеся пока в неизвестности.
Хронологические рамки диссертации - 1917 – 1950-е гг. Такой широкий охват не случаен, этот период связан с созданием советского государства и началом формирования его особого политического режима. Выбор этого временного отрезка позволил нам раскрыть динамику развития образовательных процессов, которые станут системообразующими для всего советского образования. Период становления советской школы целесообразно разбить на пять периодов: 1 этап: 1917–1921 гг.; 2 этап: 1922–1928 гг.; 3 этап: 1928–1939 гг.; 4 этап:1940-1945 гг; 5 этап: 1946-1953 гг. Характерными чертами первого этапа (1917–1921 гг.) является: поиск государственно-правовой базы образования, создание школ I и II ступени, появление опытно-показательных школ и школ-коммун, становление государственного аппарата управления образованием, привитие к образовательной практике идей коммунизма, социализма. Стихийно открываются большое количество школ, рабфаков, училищ, вузов, изб-читален, культурно-просветительских кружков, пунктов «ликбеза» и по-следнее - зарождается советская педагогика, как новое научное направление. Второй (1922-1928 гг.) и третий этап (1928-1939 гг.) характеризуется развитием системы образования, поиском реализации принципов доступности образования для всего населения, но в связи с нехваткой финансовых ресурсов многие школы переводятся на самообеспечение; вводится плата за высшее и профессиональное образование. В этот период увеличивается количество школ-семилеток, решается вопрос по строительству новых школьных зданий, проводится агитация на укрепление материально-технической базы. Особо актуальными были вопросы введения в школах строго определенного расписания занятий, жесткой регламентации учебной и общественной работы. Четвертый этап (1940-1945 гг.) – период, когда резко сократилось количество учащихся, в связи с отправлением многих подростков на фронт, добровольцами шли и учителя, возросло количество беспризорников, отчего расширяется сеть детских домов и интернатов. Пятый этап (1946-1953 гг.) – послевоенный период, характеризуется временем восстановления хозяйства страны после крупных экономических и социальных потрясений, усилением борьбы с инакомыслием, вызванным началом «холодной войны», однако завершится этот период смертью вожака большевизма И.В. Сталина и начнется новый демократический этап советской образовательной политики.
Территориальные рамки исследования. Тутурское муниципальное образование Жигаловского района Иркутской области. Выбор данной территории обусловлен обнаружением в пределах МКОУ «Тутурской СОШ», в ходе ИЭЭ-2016, уникальных по своей форме делопроизводственных документов – протоколов педагогических советов по истории Тутурской школы (1920–1950-х гг.), которые легли в основу большей части нашего исследования. В период 1917-1926 гг. это село было центром одноименной волости - Верхоленского уезда Иркутской губернии. До 1926 г. волость являлась достаточно крупным муниципальным образованием, в него входило свыше 19 деревень. Территория до 1917 г. представляла собой место правительственной политической ссылки, поэтому контингент населения был различным: от крестьянина до крупной интеллигенции. В дореволюционной России (первая треть XIX в.) здесь уже действовала школа, в которой обучались дети из близлежащих деревень. С 1907 г. известная торговая компания «Рефисов и Фризер» основала здесь Соляновский затон для отстоя и ремонта судов – это служило допол-нительным источником рабочих мест и давало местному населению возмож-ность заработка. Рабочий поселок имеет богатую историю, сохраняет свои памятные места, здесь провели свое детство, юность и отрочество многие из-вестные личности Иркутской области. В 1926 г. был образован Иркутский округ, делившийся на районы. Село Тутура потеряло роль административного центра, он переместился в Жигалово, но школа продолжала обучать детей и подростков школьного возраста из указанных поселений. Таким образом, исследование территориально выходит за границы села, поскольку ученики школы проживали и в других селах волости (Рудовка, Кузнецовка, Окуневка, Головновка и др.).
Источниковой базой исследования является широкий круг разнооб-разных видов источников. К наиболее важным письменным источникам, мы относим законодательные акты РСФСР, в большей степени представленные декретами и постановлениями ВЦИК и СНК по истории образовательной политики, как общегосударственного, так и регионального характера (о введении новых программ и установок; о режиме единой трудовой школы; о введении всеобщего бесплатного образования; о трудовом законодательстве школы; о мерах борьбы с дисциплиной и беспризорностью; об организации культурного досуга и т.д.), в период с 1917–1950-х гг. Очень важно обозначить, что при организации исследования нами были использованы: достаточно богатые Интернет-порталы с законодательной базой РСФСР, такие как «Библиотека нормативно-правовых актов» URL: http://www.libussr.ru ; Проект «Исторические материалы» URL: http://istmat.info . В данном исследовании источники позволяют производить соотношение советской политики и практики в рамках Тутурской школы. «Хроники Приангарья » - портал оцифрованных документов Иркутской области предоставляет возможность в удаленном до-ступе работать с периодическими изданиями. Наиболее интересными для нас оказались газеты: «Восточно-Сибирская правда», «Куйбышевец» (1938 – 1948 гг., Жигаловский р-н), «Ленинская правда» (1946 – 1953 гг., Жигаловский р-н). Отдельные публикации позволили изучить школьную повседневность Жигаловского района в период с 1917-1950-е гг.
Преимущественно впервые вводятся в научный оборот, архивные материалы устной истории Байкальской Сибири, размещенные на кафедре истории и методики Педагогического института Иркутского государственного университета. В работе из архива были задействованы устные и письменные документы, собранные студентами и преподавателями ПИ ИГУ в рамках историко-этнографической экспедиции, проводимой в 2016 г. в с. Тутура, Жигаловского района. К ним мы относим: 1) личные коллекции документов и фотографий местного краеведа и учителя истории Любови Дмитриевны Лысиковой по изучению истории села Тутуры и Тутурской школы; 2) транскрибированные интервью с краеведом Любовью Дмитриевной Лысиковой и директором МКОУ «Тутурской СОШ» Людмилой Михайловной Спиридоновой; 3) делопроизводственная документация Тутурской школы, а именно книги протоколов педагогических советов с 1920–1980 гг., хранящаяся в оригинале в архиве школы. Нами были изучены протоколы педсоветов 1920–1950-х гг. Использование данных источников уже по своей сути уникально, т.к. доку-менты содержат в себе локальную информацию о существовании школы в тот или иной период, а также социокультурные и экономические вопросы, касающиеся непосредственно жизни с. Тутура. Школы и другие образовательные учреждения редко сохраняли документы такого характера. В них мы прослеживаем тесную историю школы и сельской администрации, населения, особенностей быта, а также проблемы повседневной жизни школьника. На педсоветах разбирались вопросы функционирования школы, распределялись права и обязанности учеников и учителей, обсуждались материально-имущественные вопросы школы, изучались декреты и постановления уездного и губернского характера. Протоколы написаны живым, неформальным, языком, т.к. в этот период отсутствовала какая-либо регламентация делопроизводства. Поэтому в поле зрения попадают сюжеты, не связанные с образовательными процессами. Сохранность и использование этих документов сейчас достаточно спорное, т.к. многие рукописи уже начинают ветшать – рассыпается бумага, выцветают чернила. Из беседы с директором школы Л.М. Спиридоновой, мы узнали, что при школе хранились документы и дореволюционной эпохи, однако до наших дней они не сохранились . Очень важно отметить, что из существующих документов 1920–1939 гг. не все сохранились (больше всего мы имеем документов за 1920-е гг., тогда как за 1930-е гг. сохранились протоколы лишь трех учебных лет – 1937/1938, 1938/1939, 1939/1940 гг.). В настоящее время оцифрованные, группой студентов и преподавателей, документы переданы в архив кафедры истории и методики ПИ ИГУ. Таким образом, источниковая база достаточна для реализации задач темы исследования.
Методы исследования. Общенаучные методы: анализ и синтез – в ис-следовании проведен тематический анализ литературы и источников; индук-тивный метод – на основе делопроизводственной документации и законода-тельных актов составлена общая картина повседневности и быта советской школы c 1917– 1950-х гг.; количественный метод - позволил провести статистику при изучении истории быта советской школы. Специальные методы: историко-сравнительный метод – на основе анализа источников и историографии удалось соотнести политику с практикой; историко-критический метод – позволил провести сопоставление нескольких источников и подвергнуть критике факты; конкретно-проблемный метод позволил изучить повседневность школы во всеобщей советской истории начала 1917– конца1950-х гг. При разработке проекта со школьниками были использованы практические методы исследования, такие как наблюдение, фронтальный и индивидуальный опрос, анкетирование, беседа и метод интервью.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем:
- исследованы особенности организации учебной и внеучебной деятельности провинциальной сибирской школы;
- рассмотрены экономические, политические и социальные условия, определяющие развитие учебных учреждений Сибири на примере докумен-тальных источников Верхнего Приленья;
- аргументированы положения культурологического подхода в изучении советской общеобразовательной системы 1917 - 1950-х годов, содержащие в себе идеи консолидации школы, как социального института, в котором объединяются социологический, культурологический и психологический факторы.
Практическая значимость исследования в рамках педагогической работы основывается в разработке элективного курса для старшеклассников, что позволит активизировать познавательный интерес к историческому предмету, а также обратить внимание на изучение узких вопросов региональной истории: «История Сибири», «История Иркутской области», «История семьи» и др. Творческая работа с учениками позволит улучшить навыки исследовательской деятельности учеников – самостоятельное распознавание основной проблемы, поиск ответов на проблемные вопросы, умение работы с источником, структурирование и анализ полученной информации, правильная формулировка умозаключений и т.д. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями и студентами педагогических вузов в профессиональной деятельности.