Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В 1917-1950-Е ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ЖИГАЛОВСКОГО РАЙОНА): ИЗУЧЕНИЕ В КУРСЕ ПО ВЫБОРУ В ШКОЛЕ

vika_glad 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.02.2021
Используя протоколы педсоветов, повседневная история советской школы раскрывается в совершенно непривычном свете со стороны позиции управления, интерпретации по ним повседневной жизни. В целом правильное использование любых документов, собранных и предложенных в данном исследовании может помочь возродить интересное научное путешествие по истории. Разумно сказать, что воспитание в детях наблюдательного и любознательного отношения к документальным объектам памяти, сохранением источников устной памяти позволит ученику в будущем, с интересом подходить к научным исследованиям, а возможно и позволит пополнить плеяду научного сообщества страны.
Введение

Актуальность темы определяется в двух аспектах: общенаучном и со-циокультурном. Научный интерес для исследователя выражен в том, что ис-тория повседневности советской школы, в условиях глубоких трансформаций в культурной и духовно-нравственной сферах жизни, затронувшая интересы большинства слоев населения, сегодня вызывает особый интерес. Историки и многие общественные деятели спорят – достаточно хороша ли была советская система образования? Или же система, как таковая, утопична и подлежит забвению? Переняла ли современная образовательная система практику советской школы? Есть ли преемственность? На сегодняшний день данная проблематика, если затрагивать ее в региональном компоненте, мало изучена, однако представляет большой интерес. Для региональной истории характерно отсутствие достаточного количества источников для раскрытия быта сибирской провинциальной школы. Чаще повседневность изучается в общих трудах по истории образования в Иркутской области с разрозненным выбором хронологии. Вступление в новый исторический период нашего государства повлекло за собой реорганизацию многих сфер жизни. Коренные изменения общественно-политического устройства отнюдь не могли не повлиять на такой важнейший общественный институт, как школа. Школа всегда являлась одним из механизмов повышения общей культуры населения, идеологического воспитания. И особенно ярко мы это прослеживаем в советской школе. Изучение истории регионального уровня, где образование тесно переплетается со спецификой развития территории, особенностях контингента населения представляет немаловажный интерес для исследователя. По сравнению с общефедеральным уровнем, образование в сибирской провинции имело роль путевки в «обеспеченное будущее». Образованных людей здесь испокон веков, принимали в различные административные учреждения, допускали к работе с фискальными сборами, дозволяли работать с писчими делами, а также в проведении общегосударственной политики через просветительскую деятельность. Для нас, как исследователей, немаловажен социокультурный вопрос. Несмотря на то, что с момента распада Советского Союза прошло не более 30 лет – между молодыми людьми и поколением советской эпохи возник идеологический межгенерационный разрыв. Это проявляется в ментальности граждан, в способах организации жизни. Сегодня общество разделяется на два лагеря: одни с ностальгией вспоминают об ушедшей эпохе, другие явно отрицают все возникшие традиции при советской системе. Тема актуальна, т.к. советская школа была одним из институтов социума, в котором формировалось сознание и образ советского человека. Опыт показывает, что нынешнее общество пытается с одной стороны, забыть и ликвидировать наследие советской системы (происходит снос памятников; проводится повсеместная реорганизация заведений и предприятий советской эпохи, вывод их на рыночную систему, где в ходе конкурентной борьбы они не выживают и др.). А с другой, найти в опыте прошлого те воспитательные и образовательные практики, которые актуальны и в настоящее время. Попытка изучить быт советской школы на примерах нормативно-правовых и частных актов позволит приблизиться к пониманию такого феномена, как советский человек и его культура. Исследовательская проблема заключается в теоретическом переосмыслении темы истории повседневности советской школы в условиях 1917–1950-х гг., попытке сопоставить политику государства и практики регионального микроуровня. Объект исследования: Социокультурные процессы в сибирском сель-ском социуме Верхнего Приленья. Предмет исследования: феномен провинциальной сельской школы и ее роль в формировании советского образа жизни на примере Тутурской семилетней школы Жигаловского района Иркутской области. Целью исследования является воссоздание конкретно исторической картины становления и развития советского школьного образования в сибирской провинции в 1917 – 1950-е гг. Задачи исследования: Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: 1.провести анализ нормативного законодательства, регулирующего становление и развитие советского общества; 2.изучить потенциал развития региональных школ в 1917-1950-е гг. на примере материалов Верхнего Приленья; 3.разработать предложения по использованию и совершенствованию делопроизводственных документов по истории повседневности советской школы. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: историко-педагогический, теоретическое изучение и анализ литературных источников, документальных материалов, обобщение и систематизация полученных результатов. Степень изученности темы. В рамках выбранной темы были изучены научные труды, изданные сибирскими исследователями в советский и постсоветский период. Изучение научных трудов помогает раскрыть такие темы, как исследования истории образовательной политики советской школы в Сибири. Историографию темы уместно разделить на 2 этапа: советский (середина 1930-х – конец 1980-х гг.) и постсоветский (начало 1990-х – 2000-е гг.). На первом этапе мы можем проследить изучение истории советской школы и педагогики в немногочисленных диссертационных работах. Второй этап, в связи с расширением круга исследователей и возможностью выбора большого количества источников позволил расширить историографическую базу, поэтому трудов выбранного периода значительно больше. В основе исследований советского периода лежит марксистко-ленинская система философских взглядов. Проблемы становления и развития советской школы не получило широкого освещения в исторических трудах на ранних стадиях советского периода. Абсолютное большинство трудов были посвящены досоветскому периоду. Одной из первых опубликованных работ по истории образования в Сибири стала книга Н.С. Юрцовского «Очерки по истории просвещения в Сибири (1703–1917 гг.)» , выпущенная в 1923 г., в которой отразились общие вопросы просветительской деятельности в Сибири в досоветский период. Работа А.Г. Базанова была также посвящена истории миссионерских школ для нерусских народов Крайнего Севера (Новониколаевск, 1923). Однако, оставшись единичными, эти труды не положили начала систематическому изучению истории школы и педагогической мысли в Сибири. Наибольший интерес темы истории сибирской провинциальной школы приобрела со второй половины 1930-х гг. В 1935 году С.Ф. Поповым была защищена кандидатская диссертация на тему: «Дореволюционная начальная школа Якутии и ее русификаторская политика» (1935), за ней через год А.П. Панчуков защитил кандидатскую диссертацию на тему: «История Бурят-монгольской школы в дореволюционный период», на основе которой были опубликованы «Очерки по истории развития школ в Бурят-Монголии» . Этот период характерен активизацией историко-педагогической мысли сибирских ученых-педагогов, в частности сотрудников кафедры педагогики Томского педагогического института, и прежде всего будущего лидера историко-педагогической науки в Сибири, ныне известного ученого, профессора Ф.Ф. Шамахова. В 1941 г. появилась одна из его крупных диссертационных работ, освещающая историю повседневности сибирской школы: «Средняя школа в Сибири в период первой русской революции 1905–1907 гг.» . Ученым было положено начало систематического изучения истории народного образования в Западной Сибири. Его опубликованные работы содержали свыше 130 статей и 24 книги (монографии, сборники). Статьи Ф.Ф. Шамахова публиковались в «Педагогической энциклопедии», «Педагогическом словаре», в многотомном труде по «Истории педагогической мысли и школы СССР», в пятитомной «Истории Сибири», в журнале «Советская педагогика», и на сегодняшний момент его труды остаются актуальными для исследователей. В 1950–1960-х гг. оживился интерес к вопросам истории обучения и воспитания в Советской Сибири, расширился круг исследователей. В этот период была издана монография А.П. Панчукова «История начальной и средней школы Восточной Сибири» (Улан-Удэ, 1959). Интереснейшее исследование было проведено Г.И. Кузнецовой по теме становления советской школы в Западной Сибири (1961). Ряд крупных исследований по истории культуры и просвещения были обнародованы видным историком В.Л. Соскиным: «Очерки истории культуры Сибири в годы революции и гражданской войны» (1965), «Культурная жизнь Сибири в первые годы НЭПа» (1971) и др. Ученый внес колоссальный вклад в историографию проблемы эволюции культуры, в том числе и народного образования в Сибири, собрав все исследуемые труды в одном сборнике «Историография культуры и интеллигенции Советской Сибири» . В нем были освещены проблемы развития народного образования в советской Сибири в 20-30-х гг., рассматривались вопросы руководства системой народного образования, материально-технического обеспечения школ, подготовки педагогических кадров, программно-методической работы и т.д. К концу 70-х гг. интерес к истории образовательной политики в Сибири заметно сократился, прекращает свою работу Сибирское объединение историков педагогики в связи с состоянием здоровья лидера объединения Ф.Ф. Шамахова. В 1983 г. в г. Новосибирске была защищена диссертация Татьяной Николаевной Осташко по теме «Сельская интеллигенция Сибири в 20-е гг.: конец 1919–1927 гг» , где изучается роль интеллигенции в деревне по организации народного образования. Кардинально новый этап в историографии темы начинается с начала 1990-х гг. С этого времени разворачивается переосмысление прошлых подходов. С 1990-х гг. массово возрастает познавательный интерес к политике советской школы. Исторические процессы советской школы стали изучаться в рамках плюралистического философского подхода, который позволил либерально подходить к вопросам истории. Историческая наука перестала декларироваться политической властью, а исторические исследования стали наиболее независимыми. Однако именно здесь случился разлом – одни ученые смогли приспособиться к модернистским течениям, другие входили в противоречие с новой методикой исследовательской деятельности. Изучение истории образования Восточной Сибири в начале 1990-х гг. были проведено крупным советским ученым В.Ф. Козловым по теме «Развитие школьного образования в Восточной Сибири в 30-е годы» (Москва, 1991) основанные на материалах общественных организаций Красноярского края, Иркутской и Читинской области, а также Бурятской АССР. Однако мы можем отметить, что исследования по истории образования в этой области в 90-е гг. ХХ века резко сокращаются, особенно это касается диссертационных работ, их защиты стали представлять собой эпизодические явления. К 1999 г. мы относим несколько диссертационных трудов: работы Ольги Борисовны Лынша «История образования на Дальнем Востоке с 1870–1970 гг.» (1999). О.А. Блогадарев в своем труде изучил проблематику социокультурного пространства в педагогическом контексте, где затронул в том числе историю образовательных процессов в период 1920-х гг. (1999) . В это же время выходит к защите работа Светланы Борисовны Белоглазовой «История культурного строительства на юге Даль-него Востока СССР, 1917–1941 гг.» (1999) . На современном этапе расширяется диссертационные исследования по истории советской школы, к ним мы можем отнести труды: С.М. Алексеева «Система образования Иркутской области (1917–1956 гг)» (Иркутск, 2003) В.А. Шевченко «Формирование антирелигиозных представлений советской школой. 1927–1932 гг.» (Москва, 2007) , Е.Н. Афанасова «История детской беспризорности в Иркутской области и Красноярском крае в 1920–1930-х гг.» , Е.Г. Делегеоз «Народное образование Иркутской области в 1937–1958 гг.» (Иркутск, 2008) , А.А. Кальсиной «Становление и развитие единой государственной школы на Среднем Урале.» (Пермь, 2009) , Т.В. Чемодановой «Государственная политика в сфере школьного обществоведческого образования в 1920-х–начале 1930-х годов» (Астрахань, 2009) , Н.И. Трибунских «Исторический опыт становления и развития системы советского образования в 20-30-е гг. XX в.» (Владикавказ, 2015). В настоящее время стало наиболее актуальным издание научных статей, не только научными сотрудниками, но и студентами различных факультетов. Издаются научно-популярные журналы: «Родина», «Россия и современный мир» и др. В рамках интернет-проекта «КиберЛенинка» публикуются научные труды по истории образования в Сибири крупными исследователями: А.В. Ахмадеевой, Д.А. Костькина, К.М. Нечаевой, Н.М.Федоровой, Г.В. Кораблевой, В.Г. Номогоевой, А.П. Романова, Е.В.Панкратовой, Е.А. Ялозиной, Н.В. Быстровой, А.Д. Веселовой, Н.В. Кривощековой, Н,И. Сеник, Т.А. Соловьевой, К.А. Маслинского, Л.М. Конева и др. Стоит сказать, что на 2000-е гг. приходиться большая часть научных трудов. На сегодняшний день наблюдается развитый интерес к исторической науке, расширяется круг источников, совершенствуются методы работы с ними. Внимание исследователя к истории образования в Сибири сегодня представлено в многочисленных сборниках научно-практических конференций, посвященных различным аспектам развития образовательных процессов, пе-дагогическим и психологическим проблемам образования, вопросам состоя-ния и перспективы сибирских образовательных учреждений. В своей основе изучение истории образования в Сибири имеет широкие перспективы. В сибирских архивах сегодня хранится весомое количество документальных источников, требующих нового прочтения, с новым взглядом, исходя из позиций современных модернизационных процессов образования. Нет сомнения в том, что Сибирь имеет интересный исторический передовой опыт деятельности школ, имеет свои крупные педагогические имена, заслуживающие внимания, но находящиеся пока в неизвестности. Хронологические рамки диссертации - 1917 – 1950-е гг. Такой широкий охват не случаен, этот период связан с созданием советского государства и началом формирования его особого политического режима. Выбор этого временного отрезка позволил нам раскрыть динамику развития образовательных процессов, которые станут системообразующими для всего советского образования. Период становления советской школы целесообразно разбить на пять периодов: 1 этап: 1917–1921 гг.; 2 этап: 1922–1928 гг.; 3 этап: 1928–1939 гг.; 4 этап:1940-1945 гг; 5 этап: 1946-1953 гг. Характерными чертами первого этапа (1917–1921 гг.) является: поиск государственно-правовой базы образования, создание школ I и II ступени, появление опытно-показательных школ и школ-коммун, становление государственного аппарата управления образованием, привитие к образовательной практике идей коммунизма, социализма. Стихийно открываются большое количество школ, рабфаков, училищ, вузов, изб-читален, культурно-просветительских кружков, пунктов «ликбеза» и по-следнее - зарождается советская педагогика, как новое научное направление. Второй (1922-1928 гг.) и третий этап (1928-1939 гг.) характеризуется развитием системы образования, поиском реализации принципов доступности образования для всего населения, но в связи с нехваткой финансовых ресурсов многие школы переводятся на самообеспечение; вводится плата за высшее и профессиональное образование. В этот период увеличивается количество школ-семилеток, решается вопрос по строительству новых школьных зданий, проводится агитация на укрепление материально-технической базы. Особо актуальными были вопросы введения в школах строго определенного расписания занятий, жесткой регламентации учебной и общественной работы. Четвертый этап (1940-1945 гг.) – период, когда резко сократилось количество учащихся, в связи с отправлением многих подростков на фронт, добровольцами шли и учителя, возросло количество беспризорников, отчего расширяется сеть детских домов и интернатов. Пятый этап (1946-1953 гг.) – послевоенный период, характеризуется временем восстановления хозяйства страны после крупных экономических и социальных потрясений, усилением борьбы с инакомыслием, вызванным началом «холодной войны», однако завершится этот период смертью вожака большевизма И.В. Сталина и начнется новый демократический этап советской образовательной политики. Территориальные рамки исследования. Тутурское муниципальное образование Жигаловского района Иркутской области. Выбор данной территории обусловлен обнаружением в пределах МКОУ «Тутурской СОШ», в ходе ИЭЭ-2016, уникальных по своей форме делопроизводственных документов – протоколов педагогических советов по истории Тутурской школы (1920–1950-х гг.), которые легли в основу большей части нашего исследования. В период 1917-1926 гг. это село было центром одноименной волости - Верхоленского уезда Иркутской губернии. До 1926 г. волость являлась достаточно крупным муниципальным образованием, в него входило свыше 19 деревень. Территория до 1917 г. представляла собой место правительственной политической ссылки, поэтому контингент населения был различным: от крестьянина до крупной интеллигенции. В дореволюционной России (первая треть XIX в.) здесь уже действовала школа, в которой обучались дети из близлежащих деревень. С 1907 г. известная торговая компания «Рефисов и Фризер» основала здесь Соляновский затон для отстоя и ремонта судов – это служило допол-нительным источником рабочих мест и давало местному населению возмож-ность заработка. Рабочий поселок имеет богатую историю, сохраняет свои памятные места, здесь провели свое детство, юность и отрочество многие из-вестные личности Иркутской области. В 1926 г. был образован Иркутский округ, делившийся на районы. Село Тутура потеряло роль административного центра, он переместился в Жигалово, но школа продолжала обучать детей и подростков школьного возраста из указанных поселений. Таким образом, исследование территориально выходит за границы села, поскольку ученики школы проживали и в других селах волости (Рудовка, Кузнецовка, Окуневка, Головновка и др.). Источниковой базой исследования является широкий круг разнооб-разных видов источников. К наиболее важным письменным источникам, мы относим законодательные акты РСФСР, в большей степени представленные декретами и постановлениями ВЦИК и СНК по истории образовательной политики, как общегосударственного, так и регионального характера (о введении новых программ и установок; о режиме единой трудовой школы; о введении всеобщего бесплатного образования; о трудовом законодательстве школы; о мерах борьбы с дисциплиной и беспризорностью; об организации культурного досуга и т.д.), в период с 1917–1950-х гг. Очень важно обозначить, что при организации исследования нами были использованы: достаточно богатые Интернет-порталы с законодательной базой РСФСР, такие как «Библиотека нормативно-правовых актов» URL: http://www.libussr.ru ; Проект «Исторические материалы» URL: http://istmat.info . В данном исследовании источники позволяют производить соотношение советской политики и практики в рамках Тутурской школы. «Хроники Приангарья » - портал оцифрованных документов Иркутской области предоставляет возможность в удаленном до-ступе работать с периодическими изданиями. Наиболее интересными для нас оказались газеты: «Восточно-Сибирская правда», «Куйбышевец» (1938 – 1948 гг., Жигаловский р-н), «Ленинская правда» (1946 – 1953 гг., Жигаловский р-н). Отдельные публикации позволили изучить школьную повседневность Жигаловского района в период с 1917-1950-е гг. Преимущественно впервые вводятся в научный оборот, архивные материалы устной истории Байкальской Сибири, размещенные на кафедре истории и методики Педагогического института Иркутского государственного университета. В работе из архива были задействованы устные и письменные документы, собранные студентами и преподавателями ПИ ИГУ в рамках историко-этнографической экспедиции, проводимой в 2016 г. в с. Тутура, Жигаловского района. К ним мы относим: 1) личные коллекции документов и фотографий местного краеведа и учителя истории Любови Дмитриевны Лысиковой по изучению истории села Тутуры и Тутурской школы; 2) транскрибированные интервью с краеведом Любовью Дмитриевной Лысиковой и директором МКОУ «Тутурской СОШ» Людмилой Михайловной Спиридоновой; 3) делопроизводственная документация Тутурской школы, а именно книги протоколов педагогических советов с 1920–1980 гг., хранящаяся в оригинале в архиве школы. Нами были изучены протоколы педсоветов 1920–1950-х гг. Использование данных источников уже по своей сути уникально, т.к. доку-менты содержат в себе локальную информацию о существовании школы в тот или иной период, а также социокультурные и экономические вопросы, касающиеся непосредственно жизни с. Тутура. Школы и другие образовательные учреждения редко сохраняли документы такого характера. В них мы прослеживаем тесную историю школы и сельской администрации, населения, особенностей быта, а также проблемы повседневной жизни школьника. На педсоветах разбирались вопросы функционирования школы, распределялись права и обязанности учеников и учителей, обсуждались материально-имущественные вопросы школы, изучались декреты и постановления уездного и губернского характера. Протоколы написаны живым, неформальным, языком, т.к. в этот период отсутствовала какая-либо регламентация делопроизводства. Поэтому в поле зрения попадают сюжеты, не связанные с образовательными процессами. Сохранность и использование этих документов сейчас достаточно спорное, т.к. многие рукописи уже начинают ветшать – рассыпается бумага, выцветают чернила. Из беседы с директором школы Л.М. Спиридоновой, мы узнали, что при школе хранились документы и дореволюционной эпохи, однако до наших дней они не сохранились . Очень важно отметить, что из существующих документов 1920–1939 гг. не все сохранились (больше всего мы имеем документов за 1920-е гг., тогда как за 1930-е гг. сохранились протоколы лишь трех учебных лет – 1937/1938, 1938/1939, 1939/1940 гг.). В настоящее время оцифрованные, группой студентов и преподавателей, документы переданы в архив кафедры истории и методики ПИ ИГУ. Таким образом, источниковая база достаточна для реализации задач темы исследования. Методы исследования. Общенаучные методы: анализ и синтез – в ис-следовании проведен тематический анализ литературы и источников; индук-тивный метод – на основе делопроизводственной документации и законода-тельных актов составлена общая картина повседневности и быта советской школы c 1917– 1950-х гг.; количественный метод - позволил провести статистику при изучении истории быта советской школы. Специальные методы: историко-сравнительный метод – на основе анализа источников и историографии удалось соотнести политику с практикой; историко-критический метод – позволил провести сопоставление нескольких источников и подвергнуть критике факты; конкретно-проблемный метод позволил изучить повседневность школы во всеобщей советской истории начала 1917– конца1950-х гг. При разработке проекта со школьниками были использованы практические методы исследования, такие как наблюдение, фронтальный и индивидуальный опрос, анкетирование, беседа и метод интервью. Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем: - исследованы особенности организации учебной и внеучебной деятельности провинциальной сибирской школы; - рассмотрены экономические, политические и социальные условия, определяющие развитие учебных учреждений Сибири на примере докумен-тальных источников Верхнего Приленья; - аргументированы положения культурологического подхода в изучении советской общеобразовательной системы 1917 - 1950-х годов, содержащие в себе идеи консолидации школы, как социального института, в котором объединяются социологический, культурологический и психологический факторы. Практическая значимость исследования в рамках педагогической работы основывается в разработке элективного курса для старшеклассников, что позволит активизировать познавательный интерес к историческому предмету, а также обратить внимание на изучение узких вопросов региональной истории: «История Сибири», «История Иркутской области», «История семьи» и др. Творческая работа с учениками позволит улучшить навыки исследовательской деятельности учеников – самостоятельное распознавание основной проблемы, поиск ответов на проблемные вопросы, умение работы с источником, структурирование и анализ полученной информации, правильная формулировка умозаключений и т.д. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями и студентами педагогических вузов в профессиональной деятельности.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛОЙ В 1917-1953-Е ГГ. 17 1.1.Нормативно-правовое пространство советской школы в 1917 – 1953 гг. 17 1.2. Реализация образовательной политики советского государства в сибирской провинции на примерах школ Верхнего Приленья в 1917 -1950-е гг. 22 ГЛАВА 2. РОЛЬ ТУТУРСКОЙ СЕМИЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОВЕТСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СЕЛЕ 28 2.1. Тутурская школа в условиях становления и укрепления советской модели развития общества (1917 -1930-е гг) 28 2.2 Тутурская школа в годы Великой Отечественной войны 33 2.3. Тутурская школа во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. 37 ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ 42 3.1. Организация исследовательской деятельности школьников с документальными источниками по истории повседневности 42 3.2. Элективный курс «История школьной повседневности в советский период» 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60 ПРИЛОЖЕНИЕ 85
Список литературы

Источники I. МАТЕРИАЛЫ АРХИВОВ I.1. Архив Байкальской Сибири устной истории кафедры истории и методики ПИ ИГУ. I.1.1. Архив МКОУ «Тутурская СОШ» Протоколы педагогических советов 1920-1950-х гг. I.1.2. Коллекция краеведческих альбомов по истории Тутуры Лысико-вой Л.Д. I.1.3. Интервью с Л.Д. Лысиковой. Транскрибирование. (2016 г., с. Ту-тура) I.1.4. Интервью с Л.М. Спиридоновой. Транскрибирование. (2016 г., с. Тутура) II. ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ II.1 Документальные источники II.1.1. Декрет ВЦИК «О ликвидации неграмотности» от 14 августа 1923 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1787.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 15.01.2018 г.) II.1.2. Декрет ВЦИК «О поволостном делении уездов Иркутской губернии» от 14 февраля 1923 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1523.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 04.01.2018 г.) II.1.3. Декрет ВЦИК «О разделении территории Иркутской губернии на округа и районы» от 28 июня 1926 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2944.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 07.02.2018 г.) II.1.4. Декрет ВЦИК «Об объединении РСФСР с Дальневосточной рес-публикой» от 15 ноября 1922 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1440.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 07.01.2018 г.) II.1.5. Декрет ВЦИК «Об обязательном обучении военному искусству» от 22 апреля 1918 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_278.htm – элек-тронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. Дата обращения: 07.02.2018 г.) II.1.6. Декрет ВЦИК Советов «О Единой Трудовой Школе РСФСР» от 16 октября 1918 г. URL: http://istmat.info/node/31601 – электронный ресурс «Исторические материалы». (Дата обращения: 25.04.2018 г.) II.1.7. Декрет ВЦИК СНК «О порядке взимания платы за обучение в учреждениях Наркома просвещения» от 23 марта 1923 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1578.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 17.04.2018 г.) II.1.8. Декрет Наркомпроса РСФСР «О введении нового правописания» от 23 декабря 1917 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_126.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 07.11.2018 г.) II.1.9. Декрет «О введении новой орфографии» от 10 октября 1918 г. URL: http://istmat.info/node/31587 – электронный ресурс «Исторические материалы». (Дата обращения: 13.02.2018 г.) II.1.10. Декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обще-ствах» от 20 января 1918 г. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/religion.htm. – электронная библио-тека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. (Дата обращения: 25.05.2018 г.) II.1.11. Декрет «О воспрещении обязательного взимания платы во всех Советских учебных заведениях» от 27 октября 1921 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1164.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 15.04.2018 г.) II.1.12. Декрет об учреждении государственной комиссии по просвеще-нию от 22 ноября 1917 г. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/kompros.htm – Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. (Дата обращения: 14.03.2018 г.) II.1.13. Декрет СНК «Об образовании при учебных заведениях специ-ального денежного фонда» от 6 марта 1923 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1555.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 09.01.2018 г.) II.1.14. Декрет «Об организации детского питания» от 24 сентября 1919 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_485.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 07.04.2018 г.) II.1.15. Декрет СНК «Об организации питания в сельских школах» от 10 марта 1921 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_873.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 07.04.2018 г.) II.1.16. Декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919 г. URL: http://istmat.info/node/38891 – электрон-ный ресурс «Исторические материалы». (Дата обращения: 29.04.2018 г.) II.1.17. Декрет СНК «О мерах к улучшению снабжения школ и других просветительских учреждений» от 15 сентября 1921 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1085.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 03.01.2018 г.) II.1.18. Декрет СНК РСФРСР «О мероприятиях по борьбе с хулиган-ством» от 29 октября 1926 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3104.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 25.01.2018 г.) II.1.19.Директива «О мобилизации всех сил и средств на разгром фа-шистских захватчиков» от 29 июня 1941 г. URL: https://histrf.ru/lichnosti/speeches/b/diriektiva-ot-29-iiunia-1941-ghoda - портал История.РФ. (Дата обращения:18.02.2020 г.) II.1.20. Договор о ненападении между Германией и СССР от 2 августа 1939 г. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Договор_о_ненападении_между_Германией_и_СССР (Дата обращения: 07.04.2020 г.) II.1.21. Письмо ВЦИК «О положении детской беспризорности» от 11 июня 1928 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3377.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 02.02.2018 г.) II.1.22. Положение ВЦИК «Об единой трудовой школе РСФСР» от 16 октября 1918 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_377.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 07.02.2018 г.) II.1.23. Положение «Об организации дела народного образования в Российской Республике» от 18 июня 1918 г. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/18-06-18.htm. – электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. (Дата обращения: 25.04.2018 г.) II.1.24. Положение «Об охране здоровья подростков и детей РСФСР» от 15 сентября 1921 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1089.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 17.02.2018 г.) II.1.25. Постановление «О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933—1937 гг.)» от 17 ноября 1934 г. URL: http://istmat.info/node/42859 – электронный ресурс «Исторические материалы». (Дата обращения: 29.04.2020 г.) II.1.26. Постановление ВЦИК «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построения школьной сети» от 31 августа 1925 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2624.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 07.02.2018 г.) II.1.27. Постановление ВЦИК «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью» от 13 августа 1926 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2990.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 13.02.2018 г.) II.1.28. Постановление ВЦИК «О разукрупнении Западносибирского и Восточносибирского краев и образовании новых областей в Сибири» от 7 декабря 1934 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4031.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 15.02.2018 г.) II.1.29. Постановление ВЦИК «Об утверждении положения о сельских советах РСФСР» от 1 января 1931 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3688.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 27.02.2018 г.) II.1.30. Постановление ВЦИК СНК «О взимании платы в учебных и воспитательных учреждениях» от 24 января 1927 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3187.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 03.02.2018 г.) II.1.31. Постановление ВЦИК СНК РСФСР «О льготах квалицирован-ным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» от 10 июня 1930 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3652.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 17.02.2018 г.) II.1.32. Постановление ВЦИК СНК РСФСР «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся» от 1 апреля 1936 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4069.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 19.02.2018 г.) II.1.33. Постановление ВЦИК СНК РСФСР «О плане борьбы с детской беспризорностью» от 20 июня 1927 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3313.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 07.05.2018 г.) II.1.34. Постановление ВЦИК СНК РСФСР «Об изменении действую-щего законодательства РСФСР. О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних с детской беспризорностью и безнадзорностью» от 25 ноября 1935 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4061.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 07.02.2018 г.) II.1.35. Постановление ВЦИК СНК РСФСР «Об установлении сокра-щенных сроков и увеличенного размера периодических прибавок для учите-лей школ первой ступени и повышенного типа социального воспитания, рас-положенных в отдаленных местностях РСФСР» от 29 октября 1928 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3511.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 17.02.2018 г.) II.1.36. Постановление Наркомпроса РСФСР «О передаче всех учебных заведений в ведение Народного Комиссариата по просвещению» от 23 февраля 1918 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_244.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 14.01.2018 г.) II.1.37. Постановление Наркомпроса РСФСР «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в введение Комиссариата по народному просвещения» от 11 декабря 1917 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_79.htm – электронная библиотека норма-тивно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 03.03.2018 г.) II.1.38. Постановление Наркомпроса РСФСР «О реформе средней школы» от 30 ноября 1917 г. URL:http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_54.htm. - электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 08.02.2018 г.) II.1.39. Постановление Наркомпроса РСФСР «Об организации дела внешкольного образования в РСФСР» от 4 июня 1919 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_463.htm – электронная библиотека норма-тивно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 17.09.2017 г.) II.1.40. Постановление Наркомпроса РСФСР «Об упразднении в сред-них учебных заведениях должностей директоров, начальниц, инспекторов, и заведывающих, должностей почетных попечителей, смотрителей, блюстите-лей, и об учреждении должностей председателей, товарищей председателя и секретарей Педагогического Совета» от 21 января 1918 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_179.htm – электронная библиотека норма-тивно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 18.10.2017 г.) II.1.41. Постановление «О днях, посвященных памяти В.И. Ленина» от 19 сентября 1924 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2171.htm – элек-тронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 07.12.2017 г.) II.1.42. Постановление « О мероприятиях по народному просвещению» от 15 октября 1924 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2197.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 09.12.2017 г.) II.1.43. Постановление «О порядке проведения в жизнь Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» инструкция» от 24 августа 1918 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_347.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 27.11.2017 г.) II..44. Постановление Президиума ЦИК СССР «Об издании литературы на языках национальных меньшинств» от 21 сентября 1931 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3787.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 07.02.2018 г.) II.1.45. Постановление совета труда и обороны СССР «О переходе некоторых небольших учреждений на пятидневную с перерывом рабочую неделю» от 31 марта 1930 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3635.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 17.04.2018 г.) II.1.46. Постановление Совета труда и обороны СССР N 470 «О снабжении учителей школ первой и второй ступени» от 28 октября 1931 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3793.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 17.03.2018 г.) II.1.47. Постановление СНК РСФСР «О бесплатном отпуске древесины на нужды школьного строительства» от 16 марта 1927 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3228.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 02.02.2018 г.) II.1.48. Постановление СНК РСФСР «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы» от 10 января 1944 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4475.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 22.02.2020 г.) II.1.49.Постановление СНК РСФСР «О внешкольных мероприятиях по борьбе с хулиганством» от 25 июня 1927 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3314.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 07.02.2018 г.) II.1.50. Постановление СНК РСФСР «О мероприятиях по развитию и укреплению хозяйственной помощи деревенской бедноте» от 5 октября 1928 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3485.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 07.02.2018 г.) II.1.51. Постановление СНК РСФСР «О распространении на инструк-торский и педагогический персонал школ социального воспитания, детских домов и других учреждений интернатного типа в рабочих поселках льгот, установленных для сельских учителей и педагогического и инструкторского персонала других учреждений» от 16 августа 1928 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3423.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 07.02.2018 г.) II.1.52. Постановление СНК РСФСР «О состоянии школ повышенного типа» от 23 июля 1927 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3321.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 07.12.2017 г.) II.1.53.Постановление СНК СССР № 750 «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе» от 21 июня 1944 г. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=38464#04679612263086539 – сайт правовых документов КонсультантПлюс. (Дата обращения: 02.04.2020 г.) II.1.54.Постановление СНК СССР N 78 «О подготовке научных и научно-педагогических работников» от 13 января 1934 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3953.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 07.02.2018 г.) II.1.55. Постановление СНК СССР N 185 «О первичном учете в сель-ских советах» от 26 января 1934 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3960.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 05.02.2018 г.) II.1.56. Постановление СНК СССР N 689 «О порядке выплаты заработной платы учителям» от 10 апреля 1936 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4072.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 06.02.2018 г.) II.1.57. Постановление СНК СССР N 894 «О повышении заработной платы учителей школ первой и второй ступени» от 28 октября 1931 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3794.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 09.02.2018 г.) II.1.58. Постановление СНК СССР N 902 «О снабжении сельских учителей» от 20 апреля 1934 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3982.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 09.03.2018 г.) II.1.59. Постановление СНК СССР ЦК ВКП(б) «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР» от 15 мая 1934 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3990.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 10.02.2018 г.) II.1.60. Постановление СНК СССР ЦК ВКП(б) «О приусадебных участках рабочих и служащих, сельских учителей, агрономов и других не членов колхозов, проживающих в сельской местности» от 28 июля 1939 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4195.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 02.02.2020 г.) II.1.61. Постановление СНК СССР ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» от 15 мая 1934 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3988.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 12.02.2018 г.) II.1.62. Постановление совета министров СССР «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» от 10 февраля 1948 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4678.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 02.03.2020 г.) II.1.63. Постановление ЦИК СНК СССР «О пенсионном обеспечении работников просвещения за выслугу лет» от 3 июля 1929 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3584.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 27.02.2018 г.) II.1.64. Постановление ЦИК СНК СССР N 53 СНК СССР N 1682 «Об увольнении за прогул без уважительных причин» от 15 ноября 1932 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3838.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 07.02.2018 г.) II.1.65. Постановление ЦИК СНК N 8 СССР N 371 «О некоторых изменениях трудового законодательства» от 3 июня 1931 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3723.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 07.02.2018 г.) II.1.66. Постановление ЦИК СНК N 43 СССР N 308 «О всеобщем обязательном начальном обучении» от 14 августа 1930 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3667.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 07.02.2018 г.) II.1.67. Постановление ЦИК СНК N 53 СССР N 686 «О персональных званиях для учителей начальных и средних школ» от 10 апреля 1936 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4071.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 01.02.2018 г.) II.1.68. Постановление ЦИК СНК N 108 СССР N 1576 «О самообложении сельского населения» от 11 сентября 1937 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4115.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 03.02.2018 г.) II.1.69. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» от 4 июля 1936 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4084.htm. – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 04.02.2018 г.) II.1.70. Постановление ЦК ВКП(б) «О повышении заработной платы учителям и другим школьным работникам» от 9 апреля 1936 г. URL: http://istmat.info/node/44430 электронный ресурс «Исторические материалы». (Дата обращения: 29.04.2020 г.) II.1.71. Постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе». Приложение № 6 к п. 19 пр. ПБ № 113. от 25 августа 1932 г. URL: http://istmat.info/node/57330. – электронный ресурс «Исторические материалы». (Дата обращения: 25.10.2017 г.) II.1.72. Указ Президиума Верховного совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4318.htm - – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 07.04.2020 г.) II.1.73. Указ Президиума Верховного совета СССР «О всеобщей моби-лизации военнообязанных» от 22 июня 1941 г. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Указ_Президиума_ВС_СССР_от_22.06.1941_о_мобилизации_военнообязанных_по_четырнадцати_военным_округам (Дата обращения: 07.04.2020 г.) II.1.74.Указ Минпросвещения РСФСР «Типовые правила внутреннего трудового распорядка для работников начальных, семилетней и средних школ РСФСР» от 17 июня 1946 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4598.htm – электронная библиотека нормативно-правовых актов СССР. (Дата обращения: 10.03.2020 г.) II.2. Периодическая печать II.2.1. Армия и народ: общественно-литературная популярная газета / Совет воен. депутатов Иркутск. гарнизона. – Иркутск. 1917. II.2.2. Восточно-Сибирская правда : обществ.-полит. газ. Иркут. обл. - Иркутск. 1930-1953. II.2.3. Голос бедноты : газ. Иркутск. Окружн. Ком. ВКП и Окружн. Ис-полнит. Ком. Советов. - Иркутск. 1929-1930. II.2.4. Красный пахарь : бесплат. прил. к газ. "Власть Труда". - Иркутск. 1921-1923. II.2.5. Куйбышевец: орган Жигаловского РК ВКП(б) и Районного Совета депутатов трудящихся. - Жигалово. 1932-1946. II.2.6. Наша деревня: газ. еженедельн. - Иркутск. 1917-1919. II.2.7. Новая Сибирь : лит.-художествен. альм. / Иркутск. отд-ние Союза советских писателей СССР. - Иркутск : Иркутское областное издательство. 1936-1953. II.2. Периодическая печать II.2.1. Армия и народ: общественно-литературная популярная газета / Совет воен. депутатов Иркутск. гарнизона. – Иркутск. 1917. II.2.2. Восточно-Сибирская правда : обществ.-полит. газ. Иркут. обл. - Иркутск. 1930-1953. II.2.3. Голос бедноты : газ. Иркутск. Окружн. Ком. ВКП и Окружн. Ис-полнит. Ком. Советов. - Иркутск. 1929-1930. II.2.4. Красный пахарь : бесплат. прил. к газ. "Власть Труда". - Иркутск. 1921-1923. II.2.5. Куйбышевец: орган Жигаловского РК ВКП(б) и Районного Совета депутатов трудящихся. - Жигалово. 1932-1946. II.2.6. Наша деревня: газ. еженедельн. - Иркутск. 1917-1919. II.2.7. Новая Сибирь : лит.-художествен. альм. / Иркутск. отд-ние Союза советских писателей СССР. - Иркутск : Иркутское областное издательство. 1936-1953. III. ЛИТЕРАТУРА III.1. Афанасова, Е.Н. Материалы региональных архивов об охране ма-теринства и детства в Восточной Сибири в 1920–1930-х гг. – Иркутск. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/materialy-regionalnyh-arhivov-ob-ohrane-materinstva-i-detstva-v-vostochnoy-sibiri-v-1920-1930-h-gg. – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 07.10.2019 г.) III.2. Ахмадеева, А.В. Воспитание сознательной дисциплины в совет-ской педагогике. – Пятигорск. 2008. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-soznatelnoy-distsipliny-v-sovetskoy-pedagogike. (Дата обращения: 07.10.2019 г.) III.3. Базанов, А.Г. Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере (Тобольский Север). Новониколаевск., 1923. – 134 с. III.4. Белоглазова, С.Б. Советская реформа дальневосточной школы (1922–1928). 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskaya-reforma-dalnevostochnoy-shkoly-1922-1928. – научная электронная библиотека «Ки-берЛенинка». (Дата обращения: 15.11.2017 г.) III.5. Бердова, О.В. Из истории школьного образования и костромского учительства периода формирования советской школы (1918 1930-е гг.). – Кострома. 2008. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-shkolnogo-obrazovaniya-i-kostromskogo-uchitelstva-perioda-formirovaniya-sovetskoy-shkoly-1918-1930-e-gg – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 07.10.2017 г.) III.6. Бибанов, Т.П. Вопросы материально-бытового положения учи-тельства в годы социалистического строительства / Советская педагогика. 1981. № 1. С. 109–112. III.7. Быстрова, Н.В. Формирование школьной системы обучения в Нижегородской губернии в 1917–1930 гг. 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-shkolnoy-sitemy-obucheniya-v-nizhegorodskoy-gubernii-v-1917-1930-gg – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 07.10.2019 г.) III.8. Веселова, А.Д. Студенческие строительные отряды и сельские школы (на материалах Саратовской области). 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskie-stroitelnye-otryady-i-selskie-shkoly-na-materialah-saratovskoy-oblasti. – научная электронная библиотека «Кибер-Ленинка». (Дата обращения: 07.10.2019 г.) III.9. Гайфутдинов, А.М. Становление принципов обучения в истории советской педагогики в 1920–1930-е годы. – Набержные Челны. 2013. URL: http://naukarus.com/stanovlenie-printsipov-obucheniya-v-istorii-sovetskoy-pedagogiki-v-1920-1930-e-gody – научная электронная библиотека РАН. (Дата обращения: 07.10.2017 г.) III.10. Гаязов, А.С. Образование и образованность гражданина в совре-менном мире. М.: Наука, 2003. 256 с. III.11. Гинзбург, И.В. Особенности юридической техники советских нормативных правовых актов в сфере образования. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-yuridicheskoy-tehniki-sovetskih-normativnyh-pravovyh-aktov-v-sfere-obrazovaniya научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 07.10.2019 г.) III.12. Дамешек, Л.М. Иркутск в панораме веков: Очерки истории города / С.М. Алексеев, В.В. Барышников, П.П. Боханов и др; Отв. ред. Л.М. Дамешек. Иркутск : Вост.-Сиб. издат. компания, 2003. – 511 с. URL: http://irkipedia.ru/content/irkutsk_v_panorame_vekov_ocherki_istorii_goroda_2004 – сайт «Иркипедия». (Дата обращения: 16.04.2018 г.) III.13. Дурноглазов, В.Е. Развитие народного образования Курского края в 1939-1953 гг. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-narodnogo-obrazovaniya-kurskogo-kraya-v-1939-1953-gg . – научная электронная библио-тека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 07.10.2019 г.) III.14. Капустина, Г.Л. Детская периодика: исторический, функциональ-но-типологический и содержательный аспекты. 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskaya-periodika-istoricheskiy-funktsionalno-tipologicheskiy-i-soderzhatelnyy-aspekty. – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 07.10.2019 г.) III.15. Козловский, К. М. Совместная работа учителей-историков и во-енруков школ в годы Великой Отечественной войны / К. М. Козловский // Преподавание истории в школе. - 1973. - № 1. III.16. Кокоулин, В.Г. Школьное образование в Сибири (1920-1929 гг.). – Новосибирск. 2013. URL: http://naukarus.com/shkolnoe-obrazovanie-v-sibiri-1920-1929-gg – научная электронная библиотека РАН. (Дата обращения: 07.10.2017 г.) III.17. Кондаков, Н. И. Советская система образования в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / Н. И. Кондаков // Социальные и духовные ресурсы Победы: сб. докладов и сообщений Всероссийской научной конференции 17-18 марта 2005 г. / гл. ред. В. Н. Маин; сост.: В. Н. Маин, В. А. Кудинов. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005. III.18. Конев, Л.М. История российской общеобразовательной школы в императорской, советской, президентской России. Региональный аспект: монография / Челябинск : Изд-во Юж.-Урал. гос. гуманитар.-пед. ун-та, 2017. –367 с. III.19. Кораблёва, Г.В. Реализация принципов доступности и бесплатности образования в советском государстве (1917-1991 гг.). – Оренбург. 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-printsipov-dostupnosti-i-besplatnosti-obrazovaniya-v-sovetskom-gosudarstve-1917-1991-gg. – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 07.10.2019 г.) III.20. Королев, Ф.Ф. Советская школа в период социалистической ин-дустриализации / Ф.Ф. Королев ; под ред. чл.-кор. Акад. пед. наук РСФСР В.З. Смирнова. – М. : Учпедгиз, 1959. – 320 с. III.21. Костькин, Д.А. Нравственное воспитание: советское прошлое и современность. 2008. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-vospitanie-sovetskoe-proshloe-i-sovremennost – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 07.10.2019 г.) III.22. Кривощекова, Н.В. Педагогическая научная школа как объект историко-педагогического исследования. 2011. URL: http://naukarus.com/pedagogicheskaya-nauchnaya-shkola-kak-obekt-istoriko-pedagogicheskogo-issledovaniya – научная электронная библиотека РАН. (Дата обращения: 07.10.2018 г.) III.23. Крупская, Н.К. Методические записки. Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин // Избр. пед. произв. М., 1957. – 450 с. III.24. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения. Том 7: Основы политико-просветительной работы / Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, И. В. Чувашева. Подгот. текста и примеч. А. Г. Кравченко и Л. С. Фрид. – М.: Изд-во АПН, 1959. URL: http://litresp.ru/chitat/ru/К/krupskaya-nadezhda-konstatinovna/osnovi-politiko-prosvetiteljnoj-raboti. - электронная библиотека litresp.ru. (Дата обращения: 23.10.2019 г.) III.25. Лейбова, Е.К. Устные исторические источники на школьных уроках истории: учебно-методическое пособие / Е. К. Лейбова, О. М. Хлытина ; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО "Новосибирский гос. пед. ун-т". - Новосибирск : НГПУ, 2011. – 132 с. III.26. Лернер, И.Я. Изучение истории СССР в IX классе / И.Я. Лернер. – М.: Просвещение, 1983. - 231 с. III.27. Лупаренко, С.Е. Детская игротека в системе внешкольного обра-зования в СССР (1930-1950 гг.) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskaya-igroteka-v-sisteme-vneshkolnogo-obrazovaniya-v-sssr-1930-1950-gg . – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 07.10.2019 г.) III.28. Малхасян, Н.В. Деятельность учительской интеллигенции по организации военно-патриотического воспитания школьников в годы великой отечественной войны. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-uchitelskoy-intelligentsii-po-organizatsii-voenno-patrioticheskogo-vospitaniya-shkolnikov-v-gody-velikoy-otechestvennoy . – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 07.10.2019 г.) III.29. Маслинский, К.А. Истоки пионерской дисциплины: отмена и возвращение наказаний в советской школе. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoki-pionerskoy-distsipliny-otmena-i-vozvraschenie-nakazaniy-v-sovetskoy-shkole. – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 12.10.2019 г.) III.30. Маслинский, К.А. Правила поведения в советской школе. В 2-х частях. Ч. 1: Слово государства в устах учителя. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravila-povedeniya-v-sovetskoy-shkole-chast-1-slovo-gosudarstva-v-ustah-uchitelya. – научная электронная библиотека «Ки-берЛенинка». (Дата обращения: 07.10.2018 г.) III.31. Милованов, К.Ю. Динамика стратегических оснований государ-ственной образовательной политики в СССР (1930-1950-е гг.) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-strategicheskih-osnovaniy-gosudarstvennoy-obrazovatelnoy-politiki-v-sssr-1930-1950-e-gg . – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 07.10.2019 г.) III.32. Нечаева, К.М. Образовательная политика в первые годы совет-ской власти. 2008. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-politika-v-pervye-gody-sovetskoy-vlasti. – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 07.01.2019 г.) III.33. Номогоева, В.В. Государственная политика в сфере материально-финансового обеспечения школьного образования в Бурятии (1920-е гг.). // Власть. 2009. № 6. С. 90-93. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-v-sfere-materialno-finansovogo-obespecheniya-shkolnogo-obrazovaniya-v-buryatii-1920-e-gg. – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 17.12.2018 г.) III.34. Панкратова, Е.В. Роль народного образования в идеологизации советского общества в 1930-е гг. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-narodnogo-obrazovaniya-v-ideologizatsii-sovetskogo-obschestva-v-1930e-gg – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 04.12.2019 г.) III.35. Панчуков, А.П. История начальной и средней школы Восточной Сибири - Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1959. – 512 с. III.36. Панчуков, А.П. Очерки по истории развития школ в Бурят-Монголии. Улан-Удэ, 1938. – 48 с. III.37. Пепелина, Н.И. Из истории народного образования в СССР в 1930-х годах: работа над школьным учебником отечественной истории. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-narodnogo-obrazovaniya-v-sssr-v-1930-h-godah-rabota-nad-shkolnym-uchebnikom-otechestvennoy-istorii – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 11.08.2019 г.) III.38. Петухова, И.В. Проблема содержания образования в советской школе 1918-1941 гг. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-soderzhaniya-obrazovaniya-v-sovetskoy-shkole-1918-1941-gg – научная элек-тронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 14.09.2019 г.) III.39. Романов, А.П. Учительская хитрость и крестьянское упрямство (некоторые сюжеты повседневного быта сельской школы в конце XIX – начале ХХ века) / А.П. Романов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. № 10. С. 36–40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchitelskaya-hitrost-i-krestyanskoe-upryamstvo-nekotorye-syuzhety-povsednevnogo-byta-selskoy-shkoly-v-kontse-hih-nachale-xx-veka-1 – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 02.02.2018 г.) III.40. Россинский, Ю.Г. Управление школой РСФСР в 1942-1943 гг. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-shkoloy-rsfsr-v-1942-1943-gg – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 02.02.2018 г.) III.41. Рыбкина, О.Н. Проблема истории общества и культуры в России. Феномен Культурной революции. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-istorii-obschestva-i-kultury-v-rossii-fenomen-kulturnoy-revolyutsii – научная электронная библиотека «КиберЛе-нинка». (Дата обращения: 15.04.2018 г.) III.42. Сеник, Н.И. Идеологические основы формирования учительства советской школы в 20-е гг. ХХ в. 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideologicheskie-osnovy-formirovaniya-uchitelstva-sovetskoy-shkoly-v-20-e-gg-hh-v-2. – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 02.12.2018 г.) III.43. Сеник, Н.И. Концептуальная модель становления советской школы. 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnaya-model-stanovleniya-sovetskoy-shkoly-1920-e-gg. – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 02.12.2018 г.) III.44. Сеник, Н.И. Советизация учительства на Дальнем Востоке в 20-е гг. XX века. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetizatsiya-uchitelstva-na-dalnem-vostoke-v-20-e-gody-hh-veka – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 02.12.2018 г.) III.45. Соловьева, Т.А. Повседневная жизнь воспитанников детских до-мов советского провинциального города в 1920–1930-е годы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: История. Международные отношения. – 2013. Вып. 2. С. 42–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povsednevnaya-zhizn-vospitannikov-detskih-domov-sovetskogo-provintsialnogo-goroda-v-1920-1930-e-gody – научная элек-тронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 12.04.2018 г.) III.46. Соскин, В.Л. Историография культуры и интеллигенции Совет-ской Сибири / АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и филосо-фии.- Новосибирск : Наука. Сиб. отделение, 1978. - 349 с. III.47. Соскин, В.Л. Кадры науки советской Сибири: проблемы истории. / АН СССР. Сиб. отд-ние. Ин-т истории, филологии и философии. Отв. ред. В.Л. Соскин. – Новосибирск : Наука. Сиб. отделение, 1991. – 217 с. III.48. Соскин, В.Л. Культурная жизнь Сибири в первые годы новой экономической политики (1921-1923 гг.). Новосибирск. Изд-во "Наука". Си-бирское отделение. 1971. 350 с. III.49. Соскин, В.Л. Очерки истории культуры Сибири в годы револю-ции и гражданской войны: конец 1917 начало 1921 гг. Новосибирск : Изд-во "Наука," Сибирское отд-ние, 1965. – 279 с. III.50. Соскин, В.Л. Сибирь, революция, наука / Отв. ред. С. А. Красильников; АН СССР, Сиб. отд-ние. – Новосибирск : Наука. Сиб. отделение, 1989. - 173 с. III.51. Соскин, В.Л. Школа и учительство Сибири: 20-е – начало 30-х годов : материалы по истории культуры и интеллигенции советской Сибири. / отв. ред. В.Л. Соскин, Т.Н. Осташко. // – Наука, 1978. – 188 с. III.52. Фатхлисламова, Н.Ф. Школы в системе народного образования Башкирской АССР в послевоенные годы. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkoly-v-sisteme-narodnogo-obrazovaniya-v-bashkirskoy-assr-v-poslevoennye-gody . – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 07.10.2019 г.) III.53. Федорова, Н.М. Самоуправление в советской школе (20-е – 30-е годы ХХ века). 2008. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoupravlenie-v-sovetskoy-shkole-20-e-30-e-gody-hh-veka – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 01.10.2019 г.) III.54. Фролова, Н.В. Становление и развитие историко-обществоведческого образования на территории северо-западной Сибири в 20-30-е гг ХХ в.: история изучения вопроса. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-istoriko-obschestvovedcheskogo-obrazovaniya-na-territorii-severa-zapadnoy-sibiri-v-20-30-e-gg-xx-v-istoriya . – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 08.10.2019 г.) III.55. Шалак, А.В. Социальные проблемы населения Восточной Сиби-ри: (1940-1950 гг.) / А. В. Шалак. - Иркутск, 2000. – 354 с. III.56. Шамахов, Ф.Ф. Средняя школа в Сибири в период первой рус-ской революции 1905–1907 гг. – Новосибирск. 1936. – 150 с. III.57. Шехтер, С. Особенности в изучении истории // Педагогика. 2003. С. 56. III.58. Щеглова, Т.К. Устная история (Oral history) в российской исторической практике 1920–1930-х гг.: к дискуссии о понятии и времени возникновения устной истории. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustnaya-istoriya-oral-history-v-rossiyskoy-istoricheskoy-praktike-1920-1930-h-gg-k-diskussii-o-ponyatii-i-vremeni-vozniknoveniya-ustnoy. – научная электронная библиотека «КиберЛенинка». (Дата обращения: 05.11.2019 г.) III.59. Юрцовский, Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири / Н.С. Юрцовский. – Ново-Николаевск : Сиб. обл. гос. изд-во. / Вып. 1: Общий ход развития школьного дела в Сибири. 1703–1917 гг. 1923. 256 с. III.60. Ялозина, Е.А. Политика и практика платного образования в со-ветской школе 1920–1940-х гг. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-i-praktika-platnogo-obrazovaniya-v-sovetskoy-shkole-1920-1940-h-gg. – научная электронная библиотека «Кибер-Ленинка». (Дата обращения: 10.01.2020 г.) IV.Диссертационные исследования IV.1. Алексеев, С.М. Система образования Иркутской области (1917–1956 гг.): опыт, проблемы, решения.: дис. … канд. ист. наук / Алексеев Сергей Маркович. – Иркутск, 2003. – 303 с. URL: http://cheloveknauka.com/sistema-obrazovaniya-irkutskoy-oblasti-1917-1956-gg-opyt-problemy-resheniya – научная электронная библиотека диссертаций по гуманитарным наукам «Человек и наука». (Дата обращения: 28.03.2018 г.) IV.2. Аллабердина, Г.И.Становление и развитие школьного историче-ского образования в СССР и Российской Федерации. : дис. … канд. ист. наук / Аллабердина Гульфия Иштимеровна. – Уфа, 2003. – 254 с. URL: https://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-shkolnogo-istoricheskogo-obrazovaniya-v-sssr-i-rossiiskoi-federatsii– электронная библиотека авторефератов и диссертаций. (Дата обращения: 07.02.2020 г.) IV.3. Афанасова, Е.Н. История детской беспризорности в Иркутской области и Красноярском крае в 1920–1930-х гг. : дис. … канд. ист. наук / Афанасова Елена Николаевна. – Иркутск. 2007. – 228 с. URL: http://www.dissercat.com/content/istoriya-detskoi-besprizornosti-v-irkutskoi-oblasti-i-krasnoyarskom-krae-v-1920-1930-kh-gg – электронная библиотека ав-торефератов и диссертаций. (Дата обращения: 07.02.2018 г.) IV.4. Белоглазова, С.Б. История культурного строительства на юге Дальнего Востока СССР, 1917–1941 гг. : дис. … канд. ист. наук / Белоглазова Светлана Борисовна. – Владивосток.1999. – 278 с. URL: http://www.dissercat.com/content/istoriya-kulturnogo-stroitelstva-na-yuge-dalnego-vostoka-sssr-1917-1941-gg#ixzz5IsvdHJBM – электронная библиотека авторефератов и диссертаций. (Дата обращения: 13.02.2018 г.) IV.5. Благодарев, О.А. Российское образование в 20-е годы ХХ века. : дис. … канд. ист. наук / Блогадарев Олег Александрович. – Таганрог. 1999. – 125 с. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/rossijskoe-obrazovanie-v-20-e-gody-xx-veka.html – электронный каталог диссертаций. (Дата обращения: 28.03.2018 г.) IV.6. Давыдова, Е.В. Реализация принципа связи школы с жизнью в советской педагогике: 1917 - 1991 гг. : дис. … канд. пед. наук /Давыдова Елена Владиславовна . – Пятигорск, 2012. – 179 с. URL: https://www.dissercat.com/content/realizatsiya-printsipa-svyazi-shkoly-s-zhiznyu-v-sovetskoi-pedagogike – электронная библиотека авторефератов и диссерта-ций. (Дата обращения: 03.02.2020 г.) IV.7. Делегеоз, Е.Г. Народное образование Иркутской области в 1937–1958 гг. : дис. … канд. ист. наук / Делегеоз Елена Геннадьевна. – Иркутск. 2008. – 197 с. URL: http://www.dslib.net/istoria-otechestva/narodnoe-obrazovanie-irkutskoj-oblasti-v-1937-1953-gg.html – электронный каталог диссертаций. (Дата обращения: 12.05.2018 г.) IV.8. Кальсина, А.А. Становление и развитие единой государственной школы на Среднем Урале.: дис. … канд. ист. наук / Кальсина Алла Алексеев-на. – Пермь. 2009. – 298 с. URL: disserCat http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-edinoi-gosudarstvennoi-shkoly-na-srednem-urale#ixzz5IttbH1Pt – электронная библиотека авторефера-тов и диссертаций. (Дата обращения: 13.04.2018 г.) IV.9. Козлов, В.Ф. Развитие школьного образования в Восточной Сибири в 30-е годы (на материалах государственных и общественных организаций Красноярского края, Иркутской и Читинской областей и Бурятской АССР).: автореф. дисс… канд.ист.наук / Козлов Василий Федорович. – М. 1991. – 21 с. URL: http://cheloveknauka.com/razvitie-shkolnogo-obrazovaniya-v-vostochnoy-sibiri-v-30-e-gody-na-materialah-gosudarstvennyh-i-obschestvennyh-organizats#ixzz5ItOX7EDk – научная электронная библиотека диссертаций по гуманитарным наукам «Человек и наука». (Дата обращения: 12.05.2018 г.) IV.10. Кузнецова, Г.И. Борьба Коммунистической партии за создание советской школы в Западной Сибири в период деятельности Сиббюро ЦК РКП(б) и Сибревкома (восстановительный период). – дис. … канд. ист. наук. – Новосибирск, 1961. IV.11. Лынша, О.Б. История образования на Дальнем Востоке России. 1860–1917 гг.: дис. ... канд. ист. наук / Лынша Ольга Борисовна. – Уссурийск, 1999. 233 с. URL: http://www.dissercat.com/content/istoriya-obrazovaniya-na-dalnem-vostoke-rossii-1860-1917-gg – электронная библиотека авторефератов и диссертаций. (Дата обращения: 27.02.2018 г.) IV.12. Осташко, Т.Н. Сельская интеллигенция Сибири в 20-е гг.: конец 1919–1927 гг.: дис. … к.и.н. / Осташко Татьяна Николаевна. – Новосибирск, 1983. 229 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008800152 (Дата обращения: 22.02.2018 г.) IV.13. Попов, С.Ф. Дореволюционная начальная школа Якутии и ее русификаторская политика.: дис. … к.п.н. / Попов Степан Федотович. Якутск. 1935. IV.14. Родак, И. И.Воспитание сознательной дисциплины в советской школе : диссертация ... кандидата пед. наук. - Одесса; Байрам Алл, 1939-1944. - 287 с. IV.15. Трибунских, Н.И. Исторический опыт становления и развития системы советского образования в 20–30-е гг. XX в. : дис. ... канд. ист. наук / Трибунских Наталья Ивановна. Владикавказ, 2015. – 253 с. URL: http://cheloveknauka.com/istoricheskiy-opyt-stanovleniya-i-razvitiya-sistemy-sovetskogo-obrazovaniya-v-20-30-e-gg-xx-v#ixzz5ItwiUXwR – научная элек-тронная библиотека диссертаций по гуманитарным наукам «Человек и наука». (Дата обращения: 12.02.2018 г.) IV.16. Чемоданова, Т.В. Государственная политика в сфере школьного обществоведческого образования в 1920-х – начале 1930-х годов. : дис. … канд.ист.наук / Чемоданова Татьяна Вячеславовна. – Астрахань. 2010. – 208 с. URL: http://www.dissercat.com/content/gosudarstvennaya-politika-v-sfere-shkolnogo-obshchestvovedcheskogo-obrazovaniya-v-1920-kh-na – электронная бибилиотека авторефератов и диссертаций. (Дата обращения: 17.03.2018 г.) IV.17. Шевченко, В.А. Формирование антирелигиозных представлений советской школой. 1927-1932 гг.: дис. … канд. ист. наук / Шевченко Валерий Анатольевич. – М. 2007. – 281 с. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-antireligioznykh-predstavlenii-sovetskoi-shkoloi-1927-1932-gg – электронная библиотека авторефератов и диссертаций. (Дата обращения: 16.02.2018 г.) V. Электронные источники V.1. Большая советская энциклопедия. URL: http://my-dict.ru/dic/bolshaya-sovetskaya-enciklopediya/36163-intelligenciya (дата обраще-ния 25.04.2017 г.) V.2 Библиотека нормативно-правовых актов. URL: http://www.libussr.ru (Дата обращения: 17.09.2019 г.) V.3. Кравченко, А.И. Пионерское движение Приангарья. / -Иркутск. - 2013.URL: http://irkobl.ru/sites/archiv/pulication/Vistavki/gos_archiv/pionerskoe_dvijenie/index.php?sphrase_id=4132102. - сайт архивного агентства Иркутской области. (Дата обращения: 28.05.2018 г.) V.4. Научно-электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru (Дата обращения: 16.10.2019 г.) V.5. Образовательный портал «Инфоурок». URL: https://infourok.ru (Дата обращения: 17.10.2019 г.) V.6. Проект «Исторические материалы»: библиотека, документы, гале-рея. URL: http://istmat.info (Дата обращения: 15.09.2017 г.) V.7. ТАСС Центральное информационное агентство РФ. URL: http://tass.ru (Дата обращения: 16.04.2018 г.) V.8. «Хроники Приангарья»: электронная библиотека краеведческих материалов. URL: https://i.irklib.ru (Дата обращения: 10.04.2020 г.) V.9. Энциклопедия Приангарья «Иркипедия» URL: http://irkipedia.ru (Дата обращения: 12.04.2018 г.)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛОЙ В 1917-1953-Е ГГ. 1.1. Нормативно-правовое пространство советской школы в 1917 – 1953 гг. Школа считается открытой сложной динамичной системой. Она всегда испытывала на себе воздействие многочисленных факторов и сама могла по-влиять на них. Динамичность ее отмечается в постоянных изменениях: что-то уходит в прошлое, что-то претерпевает сложную эволюцию, что-то появляется впервые. Говоря о нормативном пространстве советской школы, мы не можем говорить о внезапно возникнувшей модели советского образования. Развитие образовательной системы в советский период происходило прогрессивно, напряженно и зачастую противоречиво, но оно не возникло на пустом месте. Принято выделять несколько этапов развития образования, которые совпали с важными периодами в развитии СССР . Первый этап, который мы можем отметить – начальной точки склады-вания советской системы образования - зародился после октября 1917 года и продлился вплоть до наступления Великой Отечественной войны. Для этого периода советской школы было характерно: чрезмерная однообразность содержания и методов обучения, стремление к единому образцу, насыщенность идеологией, политичность, доминирование коллективистского воспитания над индивидуальным, строжайшие методы управления, неоднозначное самоуправление на местах .
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, История, 28 страниц
360 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg