Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В РОЖДЕСТВЕНСКИХ РАССКАЗАХ (на материале русской прозы XIX – XX вв.)

vika_glad 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.02.2021
«Художественное изображение образа ребенка на определенном историческом этапе позволяет увидеть детство как культурно-историческую реалию, в равной степени как обусловленную контекстом истории, так и определяющую этот контекст», - пишет А. И. Перелешина в работе «Век ребенка в творчестве Куприна». [47, с. 46] Таким образом, исходя из анализа рассмотренных нами рождественских произведений, можно проследить тенденцию, как менялись детские образы на протяжении XIX - XX вв. В творчестве Ф.М. Достоевского и А.И. Куприна мы видим одну концепцию детства, у М. Горького другую, но у обоих писателей содержание остается неизменным.
Введение

Введение Изучением образа ребенка на сегодняшний день занимаются многие гу-манитарные дисциплины. Детские образы обнаруживаются в искусстве, рели-гии, философии и других сферах общественного сознания. Огромное значение образы детей, детства, детских форм поведения имеют и в художественной литературе. В нашем исследовании мы постараемся разобраться, какие художественные функции выполняет образ ребенка в произведениях определённой группы жанров, а именно – жанров рождественской прозы (рождественский рассказ, святочный рассказ, рождественская повесть). Кроме того рассмотрим жаровые функции детских образов, их роль и место в системе персонажей, а также на материале рождественских произведений выявим, какими художественными средствами и приемами пользуются авторы при создании детских образов. В русской литературе рождественский рассказ определяется как святочный, поэтому оба термина допустимы и используются нами в работе. Исследователи жанра Е.В. Душечкина и Х. Баран в предисловии к сборнику «Чудо рождественской ночи» отмечают следующее: «Термины ''рождественский рассказ'' и ''святочный рассказ'', по большей части, используются как синонимы: в текстах с подзаголовком ''святочный рассказ'' могут преобладать мотивы, связанные с праздником Рождества, а подзаголовок ''рождественский рассказ'' отнюдь не предполагают отсутствие в тексте мотивов народных святок» [6, с. 368]. Не различают данные понятия также Б. Глебов и О. Торбина. Стоит отметить, что святочная проза, является богатым источником культурной информации, она позволяет не только более глубоко изучить традиции и религиозные представления народа, но и дает более глубокое понимание национальной духовной мысли. Само определение жанра вызывает у читателя интерес и настраивает на «легкое чтение». Название «святочный» происходит от слова «святки» (от др. рус. «св?атокъ» - время от рождества до крещенья), а, как известно из фольклора, именно в это необычное время происходят на земле различные чудеса. Об этом повествуют притчи, легенды, мифы и предания («Притча о Рождестве и добром мальчике», «Притча о рождественском чуде», различные рождественские традиции). В статье Н.Н. Старыгиной «Святочный рассказ как жанр»[52, с. 113] святки определяются как «святые дни — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления. Они называются и святочными вечерами.…Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен...». На Руси Рождество относилось к календарно-обрядовым праздникам. В этот день люди веселились, гуляли, рассказывали друг другу предания и легенды о рождении Иисуса Христа, гадали и готовили традиционные рождественские блюда. Считалось, что в это время «просыпается» нечисть, и на земле творятся различные «чудеса». Со временем праздник Рождества в значительной степени утратил свое сакральное значение и превратился в семейный, домашний праздник. Н.Н. Старыгина, обращаясь к истории его возникновения, пишет: «Праздник Рождества был светел в русских семьях, как елочные свечки, и чист, как смола. На первом плане было большое зеленое дерево и веселые дети; даже взрослые, не умудренные весельем, меньше скучали, ютясь около стен. И все плясало — и дети, и догорающие огоньки свечек. Праздник был добрым и сентиментальным. Важно было собраться всем вместе, прислушаться к своему сердцу, пробудить в себе, мо-жет быть, уснувшую любовь к людям, проникнуться заветами Христа. Люди прощали друг другу все обиды, радовались друг за друга, вспоминали о событиях Рождества Спасителя, читали Евангелие, пересказывали апокрифы, рассказывали трогательные и незамысловатые истории: либо о бедняке, чудом спасшемся от голода; либо о девушке, к которой вернулся возлюбленный; либо о чудесном превращении жестокосердного богача в доброго человека или жадного скупца — в раздающего милостыню добряка..» [52, с. 124] Как можно заметить из вышесказанного, празднование Рождества и описание святочных традиций находят свое отражение и хорошо закрепляются в фольклоре. Именно на основе устного народного творчества позднее сложится рождественская проза. С литературоведческой точки зрения жанр святочного рассказа интересен тем, что он не до конца изучен, и поэтому имеет перспективы для дальнейшего исследования. Стоит отметить, что рождественский рассказ как самостоятельный жанр формируется в последней четверти XIX века. Обращаясь к традициям рождественского рассказа как жанра, можно говорить о том, что образ ребенка является неотъемлемым компонентом поэтики святочной прозы. Об этом свидетельствуют исследования А. И." Перелешиной (Век ребенка" в творчестве Куприна), В. С. Пушкарёвой («Дети и детство в творчестве Ф. М. Достоевского») и др. В статьях рассматриваются детские образы и их художественное своеобразие в творчестве писателей, в том числе и на материале рождественских произведений. Наша работа является попыткой разобраться, какую смысловую функцию выполняют образы детей в рождественских рассказах Ф.М. Достоевского, А.И. Куприна, М. Горького. Святочная проза занимает особое место в мировой литературе, это интереснейший культурный пласт, который обогащает внутренний мир читателя и расширяет его мировоззрение. Е.В. Душечкина и А.А. Кретова считают, что святочная проза тесно переплетается с народными традициями, поэтому ее изучение позволяет как можно глубже «постичь высшие духовные категории». [19, с. 123; 31, с. 29] Родоначальником жанра исследователи считают Чарльза Диккенса (1812—1870), английского писателя – романиста. Его влияние мы находим в творчестве Ф.М. Достоевского, который отзывался о нём так: «Никто меня так не успокаивает и не радует, как этот мировой писатель». Хотя до Ч. Дик-кенса рождественская тематика появляется и в знаменитых сказках Г.Х. Ан-дерсена. («Снежная королева», «Девочка со спичками»). Уже в эпоху предромантизма «с ее интересом к национальной старине, к фольклорным традициям, к таинственному и фантастическому» [53, с. 115] формируется жанр рождественского рассказа. Отсюда появляется любовь к сюжетам о столкновении героев с демонической силой, встречах с приведениями, парапсихологических явлениях и т. д. Основным выступает мотив, связанный с Вифлеемским «чудом», - к народной фантастике присоединяется и собственно рождественская тема. С начала XIX в. наблюдается повышенный интерес к святкам и святоч-ным гаданиям в русской литературе. Писатели обращаются к литературной обработке святочных быличек и преданий. Одним из первых произведений, действие которого происходит на святках, была опубликованная в 1812 году баллада В. А. Жуковского «Светлана», где главная героиня гадает на сужен-ного во время святок. Стоит отметить, что нужно различать произведения, в которых действие связано со Святками, и произведения собственно святоч-ные, об отличительных чертах которых речь пойдет в теоретической главе. Отечественное литературоведение не очень активно обращается к про-блеме изучения рождественского рассказа, поэтому научных работ на данную тему имеется незначительное количество. Хотя уже во второй половине XIX века в отечественном литературоведении появляются научные статьи, посвященные святочной прозе, в которых фигурирует имя Ч. Диккенса. Подобные исследования отражают вклад английского писателя в разработку рождественского жанра. К выдающимся трудам можно отнести следующие: «Святочный рассказ в творчестве Н. С. Лескова и Ч. Диккенса» А. А. Кретовой, «"Чарльз Диккенс" Г. К. Честертона. Жанровые особенности» М. А Козыревой. Специалистами в области изучения святочной прозы в XX веке стано-вятся такие литературоведы, как Н.Н. Старыгина ( «Святочной рассказ как жанр», 1975), Е. В. Душечкина («,Святочный бум, или Праздничная повин-ность русских беллетристов // Новое литературное обозрение», 1994) А.В. Кубасов («Жанровое своеобразие «святочных рассказов» А. П. Чехова и В. Г. Короленко // Проблемы стиля и жанра в русской литературе XIX века», 1994), О.Г. Третьякова («Стилевые традиции святочного и пасхального жанра в русской прозе рубежа ХIХ-ХХ веков», 2001) и др. Цель нашего исследования - выявление семантических аспектов образа ребенка в контексте художественного целого в рождественских произведениях русских писателей конца XIX–начала XX веков. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие зада-чи: 1) Изучить литературоведческие подходы к жанровой природе рож-дественского рассказа и, на основе уже имеющихся исследований описать особенности поэтики; 2) Определить роль детских образов в рождественских рассказах и обозначить границы «детскости»; 3) Выявить различные аспекты семантики образа ребёнка в произве-дениях, относящихся к жанру «рождественского рассказа»; 4) Классифицировать средства и приемы создания образа ребенка в рождественских произведениях. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения развития темы детства в рождественской прозе конца XIX –начала XX века. Новизна нашего исследования состоит в рассмотрении многоаспектности образа ребенка в рождественском рассказе на основе сопоставительного анализа «рождественских» произведений отечественных писателей конца XIX - начала XX века, а также выявлении художественных средств и приемов, используемых писателями для изображения героев. В нашем исследовании впервые предпринята попытка выявить различные аспекты семантики конкретных детских образов в русских рождественских рассказах. Тема детства в отечественной литературе стала предметом глубокого исследования для многих литературоведов XX века. Т.П. Шалацкая, М. Эпштейн, В. С. Пушкарева, Д. А, Емец и др. в своих работах обращаются к поэтике детских образов в художественных произведениях. Предметом нашего исследования выступает образ ребенка в рожде-ственских рассказах отечественных писателей конца XIX – начала XX века, объектом – жанр рождественского рассказа. Работа состоит из двух глав, теоретической и аналитической, которые в свою очередь делятся на параграфы. В первой главе рассматривается жанровая природа рождественского рассказа и границы понятия «образ ребёнка» в литературоведении. Глава со-держит следующие параграфы: 1. История возникновения жанра «рождественский рассказ» 2. Образ ребенка в литературе и литературоведении. Границы, объем понятия Вторая глава является аналитической. В ней представлен анализ кон-кретных детских образов в произведениях А. И. Куприна и М. Горького, а также рассмотрены средства и приёмы, которыми пользуются автор при со-здании образов детей. Материалом для нашего исследования послужили рождественские произведения русских писателей конца XIX – начала XX веков. Следуя принципу отбора произведений отечественной литературы конца XIX - начала XX века (по наличию детских образов в рождественских произведениях), в которых раскрывается образ ребенка, мы остановились на выборе следующих рассказов: «Мальчик у Христа на ёлке», Ф.М. Достоевского, «Чудесный доктор» А.И. Куприна и святочный рассказ «О мальчике и девочке, которые не замерзли» М. Горького.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................3 ГЛАВА I . РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РАССКАЗ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР…………………………………………………………………………..……9 §1. История возникновения жанра «рождественский рассказ»…………..……..9 §2. Образ ребенка в литературе и литературоведении. Границы, объем поня-тия………………………………………………………………………………….30 ГЛАВА II. ДЕТСКИЕ ОБРАЗЫ В РОЖДЕСТВЕНСКИХ РАССКАЗАХ КОНЦА XIX -НАЧАЛА XX ВВ…………………………………...…………………..40 §1. Семантика детских образов в рассказах «Тапер» и «Чудесный доктор» А. И. Куприна……………………………………………………………………...…40 §2. Семантика детских образов в рождественском рассказе М. Горького «О мальчике и девочке, которые не замерзли»……………………………………..50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………58 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………60
Список литературы

1. Арзамасцева, И.Н. Век ребенка в русской литературе 1900–1930 годов: монография / И. Н. Арзамасцева.– М.: Прометей, 2003. – 571 с. 2. Арзамасцева, И. Н. Детская литература / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева // Горький Максим о теме детства в произведениях. – М.: Проме-тей, 2000. – 275 с. 3. Арзамасцева, И. Н. Художественная концепция детства в русской литературе 1900-1930-х годов: автореф., дис. … канд. филол. наук. 10.01.01 / И. Н. Арзамасцева. - М., 2006. – 452 с. 4. Артемьева, Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е. Ю. Артемьева. – М.: Смысл, 1999. – 350 с. 5. Афанасьев, А. Н. Живая вода и вещее слово / А. Н. Афанасьев. – М.: Советская Россия, 1988. – 470 с. 6. Баран, Х. Дореволюционная праздничная литература и русский модернизм / Х. Баран; перевод с англ. Е. Р. Сквайрс // Поэтика русской лите-ратуры начала ХХ века. – М.: Прогресс — Универc, 1993. – 368 с. 7. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1975. – 496 с. 8. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 1972. – 505 с. 9. Берковский, Н. Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 567 с. 10. Бондарева, Н. С. Мир детства в фольклоре, древнерусской литературе в произведениях русских писателей: Учеб. пособие / Н. С. Бондарева, Е. И. Дворникова, А. В. Морозова. – Ставрополь, 2012. –214 с. 11. Бочарова, Д.С. Образы детей в рождественских рассказах конца XIX – начала XX вв. // Филология, иностранные языки и медиакоммуникации: материалы симпозиума XV (XLVII) Международной научно-практической конференции «Образование, наука, инновации: вклад молодых исследователей» [Электронный ресурс] / науч. ред. Ю. В. Подковырин; Кемеровский государственный университет. – Кемерово: КемГУ, 2020. – Вып. 21. 12. Буслаев, Ф. И. О литературе: исследования, статьи: монография / Ф. И. Буслаев. – Л.: Художественная литература, 1990. – 506 с. 13. Горький, М. Повести, рассказы и сказки / М. Горький. – М.: Дет-ская литература, 1976. – 549 с. 14. Даниленко, Ю. Ю. Трансформация рождественского рассказа в современной литературе [Электронный ресурс] / Ю. Ю. Даниленко // Вестник ПГГПУ. Серия: Языкознание и литературоведение. – 2014. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-zhanra-rozhdestvenskogo-rasskaza-v-sovremennoy-literature-d-bykov-l-petrushevskaya. (дата обращения: 30.05.2020). 15. Диккенс, Ч. Рождественская елка. Собр. соч.: В 30 т. Т. 19 / Ч. Диккенс. - М.: Художественная литература, 1960. - С. 393-412. 16. Диккенс, Ч. Рождественская песнь в прозе. Собр. соч.: В 30 т. Т. 12 / Ч. Диккенс. – М.: Художественная литература, 1959. - С. 5-101. 17. Достоевский, Ф. М. Мальчик у Христа на елке. Собр. соч.: В 12 т. Т. 12 / Ф. М. Достоевский. – М.: Правда, 1982. – С. 457-462. 18. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах / Ф. М. Достоевский. – Л.: Наука, 1972. – 15564 с. 19. Дружинина, А. А. Роман У. Голдинга "Повелитель мух" / А. А. Дружинина // К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе конца XIX - начала XX века. – М.: Наука, 2000. – С. 146-191. 20. Душечкина, Е. В. "Зимних праздников блестящие тревоги" (рус-ские святки) / Е. В. Душечкина // Святочные рассказы. – М.: Рудомино, 1991. – С. 203-212. 21. Душечкина, Е. В. Н. С. Лесков и традиция русского святочного рассказа / Е. В. Душечкина // Русская литература и культура нового времени. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. – С. 94-107. 22. Душечкина, Е. В. Русская ёлка: История, мифология, литература / Е. В. Душечкина. - СПб.: Норинт, 2002. – 77 с. 23. Душечкина, Е. В. Русские святки и петербургский святочный рас-сказ / Е. В. Душечкина // Петербургский святочный рассказ. – Л.: Петрополь, 1991. – С. 3-10. 24. Душечкина, Е. В. Русский святочный рассказ: Становление жанра / Е. В. Душечкина. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. – 256 с. 25. Душечкина, Е. В. Святочный бум, или Праздничная повинность русских беллетристов / Е. В. Душечкина Е. В. // Новое литературное обозре-ние. –СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. - №1. – С. 192-199. 26. Емец, Д. А. Произведения для детей и о детях в творчестве рус-ских писателей второй половины XIX века: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн: автореф., дис. … канд. филол. наук. 10.01.01 / Д. А. Емец. - М., 2001. – 129 с. 27. Засодимский, П. В. Задушевные рассказы: В 2-х т. Том 1-2. / П. В. Засодимский. –М., 1909. – 312 с. 28. Зуева, Т. В. Русский фольклор. Словарь – справочник / Т. В. Зуева. – М.: Просвещение, 2002. – 87 с. 29. Катарский, И. М. Диккенс в России: Середина XIX века / И. М. Катарский. – М.: Наука, 1966. – 426 с. 30. Козырева, М. А. "Чарльз Диккенс" Г. К. Честертона. Жанровые особенности / М. А. Козырева. – Казань: Гуманитарные науки, 2006. – С. 232-239. 31. Колобаева, Л. А. Концепция личности в русской литературе рубе-жа XIX-XX веков / Л. А. Колобаева // Вестник Московского университета. – 1987. - № 2. – 336 с. 32. Кретова, А. А. Святочный рассказ в творчестве Н. С. Лескова и Ч. Диккенса / А. А. Кретова // Тезисы докладов межвуз. науч. конф., посвящ. 160-летию со дня рожд. Н. С. Лескова.– Орёл, 1991. – С. 28-30. 33. Крикунова, Я. В. Лингвокультурологический анализ текста "Мальчик у Христа на ёлке" Ф. М. Достоевского на уроке литературы / Я. В. Крикунова // Молодой ученый. – 2012. - №10. – С. 195-196. 34. Кубасов, А. В. Жанровое своеобразие "святочных рассказов"А. П. Чехова и В. Г. Короленко / А. В. Кубасов // Проблемы стиля и жанра в русской литературе XIX века. – Екатеринбург, 1994. – С. 94-104. 35. Кулешов, В. И. Натуральная школа в русской литературе XIX века / В. И. Кулешов. – М.: Просвещение, 1982. – С. 26-28. 36. Кучерская, М. А. В лесу родилась елочка. Заметки о забытом жанре / М. А. Кучерская // Детская литература. – 1992. - № 1. – С. 11-16. 37. Кучерская, М. А. Русский святочный рассказ и проблема канона в литературе нового времени: автореф., дис. … канд. филол. наук. 10.01.01 / М. А. Кучерская. - М., 1997. – 21 с. 38. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003. – 487 с. 39. Лесков, Н. С. Настали святки / Н. С. Лесков // Литература в школе. – 2009. - № 1. – С. 12-17. 40. Лесков, Н. С. Собрание сочинений в 11 томах. Том 11 / Н. С. Лесков. – М.: ГИХЛ, 1957. – С. 405-407. 41. Лотман, Ю. М. Каноническое искусство как информационный па-радокс / Ю. М. Лотман // Проблема канона в древнем и средневековом искус-стве Азии и Африки. Сборник статей. – М.: Наука, 1973. – С. 16-22. 42. Макаров, Д. В. История отечественной литературы (фольклор и древнерусская литература) / Д. В. Макаров. – Ульяновск: УлГТУ, 2002. – 16 с. 43. Макеева, С. Г. Календарные рассказы духовно-нравственной тематики как литературное явление / С. Г. Макеева, О. С. Михеенко // Ярославский педагогический вестник. – 2013. - № 4. – Том 1. 44. Махинина, Н. Г. Современный святочный рассказ в школьном изучении / Н. Г. Махинина, Л. Х. Насрутдинова // Литература в школе. - 2006. - № 9. – С. 35-37. 45. Минаев, Б. Д. Старинные пасхальные и святочные рассказы / Б. Д. Минаев // Огонек. – 1991. - № 15. - С. 12-13. 46. Миниралов, И. Г. Детская литература: учеб. пособие / И. Г. Минералов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – С. 126-128. 47. Перелешина, А. И."Век ребенка" в творчестве Куприна / А. И. Перелешина. – Львов, 1966. – С. 40-45. 48. Пушкарёва, В. С. Дети и детство в творчестве Ф. М. Достоевского и русская литература второй половины XIX века / В. С. Пушкарёва. – Белгород, 1998. – 103 с. 49. Самсонова, Н. В. Рождественский текст и его художественная ан-тропология в русской литературе XIX - первой трети XX вв.: автореф., дис. … канд. филол. наук. 12.01.98 / Н. В. Самсонова. – Воронеж, 1998. – 164 с. 50. Смирнова, Л. А. Русская литература конца XIX - начала XX веков / Л. А. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 400 с. 51. Смородина, С. С. Рождество / С. С. Смородина // В круге жизни. Семейные праздники, обычаи, обряды. – Пермь: Пермская книга, 1993. – С. 55-76. 52. Старыгина, Н. Н. Из сказок жизни / Н. Н. Старыгина // Литература в школе. - 1992. - №5-6. – С. 23-24. 53. Старыгина, Н. Н. Святочный рассказ как жанр / Н. Н. Старыгина // Проблемы исторической поэтики. Вып. 2: Художественные и научные категории. Сб. науч. трудов. – Петрозаводск, 1992. – С. 113-127. 54. Стенник, Ю. В. Системы жанров в историко-литературном про-цессе / Ю. В. Стенник // Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения. – Л.: Наука, 1974. – С. 168-202. 55. Топоров, В. Н. Праздник / В. Н. Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Том 2. – М.: Большая российская энциклопедия, 2000. – С. 329-331. 56. Третьякова, О. Г. Стилевые традиции святочного и пасхального жанра в русской прозе рубежа Х1Х-ХХ веков: автореф., дис. … канд. филол. наук. 10.01.01 / О. Г. Третьякова. – М., 2001. – 230 с. 57. Хмельницкая, Т. Ю. От научной фантастики к детской сказке / Т. Ю. Хмельницкая // Звезда. – 1970. - № 9. – С. 195-204. 58. Шалацкая, Т. П. Тема детства в малой прозе А. И. Куприна: аспекты психологизма / Т. П. Шалацкая // Вестник Омского государственного университета. Гуманитарные исследования. – 2015. – № 2 (6). – С. 46-47. 59. Швец, Т. П. Диалог с традицией / Т. П. Швец // Духовная литера-тура и святочные рассказы. – Пермь, 2005. – С. 114-121. 60. Эпштейн, М. Образы детства / М. Эпштейн, Е. Юкина // Новый мир. – 1972. - №12. – С. 25-38. 61. Chesterton J. K. Charles Dickens the Last of the Great Men // NY. – 1942. – 236 p.
Отрывок из работы

Глава I. Рождественский рассказ как литературный жанр §1. История возникновения жанра «рождественский рассказ» Рождественский (святочный) рассказ как самостоятельный жанр формируется в отечественной литературе во второй половине XIX века. Развиваясь и совершенствуясь, он продолжает существовать как в XX, так и в XXI веке. Исследователь этого жанра Е. В. Душечкина, в процессе изучения становления жанра святочной прозы, указывает на то, что, будучи генетически связан с фольклорными святочными историями, он каноничен в своей структуре [22, с. 3] В России святочный рассказ как литературный жанр зародился и стал активно использоваться благодаря знаменитому русскому писателю, критику и публицисту Николаю Семёновичу Лескову (1831—1895). Именно он «обновляет» жанровые традиции святочной прозы и дает ей толчок для дальнейшего развития. В «Письмах А.С. Суворину» Н. С.Лесков рассуждает: «Форма рождественского рассказа сильно поизносилась. Она была возведена в перл в Англии Ч. Диккенсом. У нас не было хороших рождественских рассказов с Гоголя до «Запечатленного Ангела». С «Запечатленного Ангела» они опять вошли в моду» [39, с. 403] Стоит отметить, что родиной литературного рождественского рассказа является Англия. Праздник Рождества приобретает здесь не столько религиозное, сколько домашнее, «семейное», «сакральное» значение. Этому успешно поспособствовали святочные истории и мистерии. Таким образом, мы можем выделить два аспекта в рассмотрении становления литературного святочного рассказа: - западноевропейская традиция, связанная с именем Чарльза Диккенса; -влияние календарной прозы на становление жанра в России (обращение к святочным гаданиям, колядкам, быличкам и преданиям). Е.В. Душечкина определяет календарную прозу как тексты, которые приурочены к разным календарным праздникам. Каждое такое произведение обладает особой проблематикой и сюжетом: «За каждым календарным праздником закрепляется определенный комплекс сюжетов» [22, с. 10]. А.А. Кретова в статье «Святочный рассказ в творчестве Н. С. Лескова и Ч. Диккенса» подтверждает предыдущий тезис: «для Рождества свойственно напоминание о Божественном Младенце и Пресвятой Богородице, для Крещения – о событиях Богоявления, для Нового года характерны ощущение временной пограничности и евангельская идея грядущей «полноты» времени». [31, с. 28]
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Языкознание и филология, 47 страниц
1200 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 81 страница
5000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg