Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ОБОБЩАТЬ ИНФОРМАЦИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

vika_glad 1250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 128 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.02.2021
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит перед учителями начальной школы в качестве одной из значимых задач формирование у детей младшего школьного возраста умения обобщать информацию.
Введение

Актуальность. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) указываются предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования на уроках литературного чтения, и одним из результатов является «достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно - популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» [59, с. 22]. Также необходимость формирования умения работать с информацией отмечается в Примерной основной образовательной программе начального общего образования (ПООП НОО) [47, с. 15]. В целевом разделе в пункте 1.2.1. (формирование универсальных учебных действий) указаны коммуникативные универсальные учебные действия. В данном пункте речь идет о том, что в результате освоения всех учебных предметов, преподаваемых в начальной школе, обучающиеся приобретут элементарные навыки работы с имеющейся в текстах информацией в ходе чтения разного рода соответствующих возрасту текстов, инструкций. Также дети младшего школьного возраста приобретут умение осмысленно читать тексты для того, чтобы удовольствовать познавательный интерес, освоить и использовать информацию; обретут опыт работы с текстами, которые содержат в себе таблицы, рисунки, схемы, диаграммы и т.д. У обучающихся будут сформированы такие умения, как умение искать необходимую информацию, выделять нужные сведения из материала, систематизировать материал, сопоставлять, анализировать, сравнивать, обобщать, а также интерпретировать и преобразовывать. Помимо этого, в пункте 1.2.1.1. (Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)) указывается 3 уровня работы с текстом (см. табл. 1) [47, с. 21].
Содержание

Введение 4 Глава 1. Теоретические основы формирования умения обобщать информацию у детей младшего школьного возраста с помощью информационных моделей 10 1.1. Формирование умения обобщать информацию у детей младшего школьного возраста 10 1.2. Потенциал предмета «Литературное чтение» для формирования умения обобщать информацию у детей младшего школьного возраста 21 1.3. Особенности использования информационных моделей на уроках литературного чтения как средства формирования у детей младшего школьного возраста умения обобщать информацию 26 Выводы по первой главе 45 Глава 2. Опытно-исследовательская работа по формированию умения обобщать информацию у детей младшего школьного возраста посредством информационных моделей на уроке литературного чтения 46 2.1. Диагностика уровня сформированности умения обобщать информацию у детей младшего школьного возраста 46 2.2 Организация работы по формированию умения обобщать информацию у обучающихся третьего класса на уроках литературного чтения посредством информационных моделей 73 Выводы по второй главе 85 Заключение 86 Список использованной литературы 88 Приложение 1. Методика на выявление уровня сформированности умения понимать художественные тексты у третьеклассников 97 Приложение 2. Методика на выявление уровня читательской грамотности 99 Приложение 3. Методика на определение уровня сформированности читательского интереса «Твоя формула интереса к чтению» 102 Приложение 4. Комплекс заданий по формированию умения обобщать информацию с использованием информационных моделей у третьеклассников 104 Приложение 5. Конспект урока по литературному чтению 108 Приложение 6. Презентация «Биография М. М. Пришвина» 118 Приложение 7. Кластер «Творчество М.М. Пришвина» 120 Приложение 8. Блок-схема «Творчество М.М. Пришвина» 121 Приложение 9. Презентация «Интеллект-карты» 122 Приложение 10. Презентация «Критерии оценки работ» 125 Приложение 11. Презентация «Инструкция по добавлению интеллект-карты на гугл-диск» 126 Приложение 12. Карточка для рефлексии 128
Список литературы

1. Алексеева, М. А. Методика преподавания литературы. Практикум : учебное пособие для вузов / М. А. Алексеева. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 98 с. — (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06832-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/455362 (дата обращения: 26.03.2020). 2. Артемова, С. В. Информатика: учеб. пособие. Ч. I / С. В. Артемова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2017. – 160 с. – ISBN 5-8265-0063-8. – Текст : непосредственный. 3. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. – Москва: Просвещение, 1989. – 285 с. – Текст : непосредственный. 4. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. – Москва : Дрофа, 2018. 528 с. – ISBN 978-5-358-04284-1. – Текст : непосредственный. 5. Бойкина, М. В. Литературное чтение. 3 класс : метод. пособие для учителей общеобразоват. орг. / М. В. Бойкина. – Москва : Просвещение, 2012. – 89. – (Перспектива). – ISBN 978-5-09-027064-9. – Текст: непосредственный. 6. Вилков, А. Н. Курс лекций «Методология проведения научного эксперимента» / А. Н. Вилков – Москва : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. – 33 с. – Текст : непосредственный. 7. Воителева, Т. М. Анализ и интерпретация текста как путь к его пониманию (методический аспект) // Rhema. Рема. 2013. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-interpretatsiya-teksta-kak-put-k-ego-ponimaniyu-metodicheskiy-aspekt (дата обращения: 18.10.2019). 8. Волков, К. Н. Психологи о педагогических проблемах / К. Н. Волков. – Москва.: Просвещение, 2012. – 126 с. – ISBN 978-5-458-38119-2. – Текст : непосредственный. 9. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. – Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2016. – 135 с. – Текст : непосредственный. 10. Гильгенберг, Т. Н. Моделирование как способ формирования у школьников ключевых компетенций и целостного представления о картине мира (на материале предметов русский язык и литература) / Т. Н. Гильгенберг. — Текст : непосредственный, электронный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/963/ (дата обращения: 26.11.2019). 11. Гисматуллина, Г. Х. Моделирование на уроках в начальной школе / Гузель Гисматуллина. – Текст : электронный // Первое сентября : [сайт]. – 2010. – URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/586685/ (дата обращения: 12.03.2020). 12. Головина, Т. С. Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках развития речи в начальной школе. – Текст : электронный // EduNeo: [сайт]. – 2018. – URL: https://www.eduneo.ru/priemy-triz-pedagogiki-na-urokax-v-nachalnoj-shkole/ (дата обращения: 22.03.2020). 13. Горский, Д. П. Краткий словарь по логике / Д. П. Горский, А. А. Ивин, А. Л. Никифоров. – Москва : Просвещение, 1991. – 208 с. – ISBN 978-5-09-001060-3. – Текст : непосредственный. 14. Груздева, М. Л. Метод информационного моделирования как средство обучения и инструмент познания действительности // Вестник Мининского университета. 2015. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-informatsionnogo-modelirovaniya-kak-sredstvo-obucheniya-i-instrument-poznaniya-deystvitelnosti (дата обращения: 14.12.2019). 15. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении : Логико-психол. проблемы построения учеб. предметов / В. В. Давыдов; Психол. ин-т. Рос. акад. образования. - 2. изд. – Москва : Пед. о-во России, 2000. - 478, [1] с. – ISBN 5-93134-060-2. – Текст : непосредственный. 16. Давыдов, В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В. В. Давыдов. – Томск: Пеленг, 2008. – 115 с. – ISBN 5-6071-6344-6. – Текст : непосредственный. 17. Дегтерева, Г. Д. Моделирование на уроках литературного чтения / Галина Дегтерева. – Текст : электронный // Учительский портал: [сайт]. – 2017. – URL: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-7978 (дата обращения: 14.12.2019). 18. Дмитриев, Д. В. Большой толковый словарь русского языка / Д. В. Дмитриев. – Москва : АСТ, 2017. – 1584 с. – ISBN 978-5-17-982712-2. – Текст : непосредственный. 19. Дубровина, С. М. Индивидуальные различия в способности к обобщению у детей младшего школьного возраста / С. М. Дубровина // Вопросы психологии. – 2015. – № 6 – С. 123-138. 20. Дэвид, С. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы / Сиббет Дэвид ; перевод П. Ракитин ; под редакцией М. Савиной. — 2-е изд. — Москва : Альпина Паблишер, 2019. — 280 c. — ISBN 978-5-9614-4655-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86855.html (дата обращения: 22.03.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей 21. Зайцев, В. Н. Практическая дидактика : учеб. пособие для пед. специальностей университетов и институтов повышения квалификации работников образования / В. Н. Зайцев. - [2-е изд.]. - Москва : Нар. образование, 2006. – 215 с. – ISBN 5-87953-234-81. – Текст : непосредственный. 22. Зак, А. З. Диагностика различий в мышлении младших школьников: Оценка готовности к начальной и средней школе: Контроль развития в период 6—10 лет. — Москва : Генезис, 2007. – 127 с. – ISBN 978-5-98563-123-4. – Текст : непосредственный. 23. Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста / А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Д. Б. Эльконин. – Москва : Просвещение, 1964. – 352 с. – Текст : непосредственный. 24. Зиновьева, Т. И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению / Т. И. Зиновьева. – Москва : Юрайт, 2016. – 468. – ISBN 978-5-9916-557500. – Текст : непосредственный. 25. Камалова, Л. А. Проблемы детского чтения в современной начальной школе // European research. 2017. №1 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-detskogo-chteniya-v-sovremennoy-nachalnoy-shkole (дата обращения: 13.10.2019). 26. Кашкаров, А. П. Приобщение к чтению : инновации для родителей, инструментарий библиотекаря / А. П. Кашкаров. – Москва: Либерея-Бибинформ, 2012. – 210, [1] с. – ISBN 978-5-81-67-00. – Текст : непосредственный. 27. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 3 класс : учебник. В 2 ч. Ч. 1. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – Москва : Просвещение, 2020. – 160 с. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-070699-5. – Текст: непосредственный. 28. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 3 класс : учебник. В 2 ч. Ч. 2. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – Москва : Просвещение, 2020. – 160 с. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-070700-8. – Текст: непосредственный. 29. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 3 класс : учебник. В 2 ч. Ч. 1. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. – Москва : Просвещение, 2018. – 160 с. ил. – (Перспектива). – ISBN 978-5-09-046298-3. – Текст: непосредственный. 30. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 3 класс : учебник. В 2 ч. Ч. 2. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. – Москва : Просвещение, 2018. – 160 с. ил. – (Перспектива). – ISBN 978-5-09-018611-7. – Текст: непосредственный. 31. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студентов высш. учеб. зав / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва : Академический проект, 2018. – 420, [1] с. – ISBN 978-5-82912175-4. – Текст : непосредственный. 32. Культурология. XX век: Энциклопедия в 2 т. : сайт. – Санкт-Петербург, 2015. – . – URL: http://psylib.org.ua/books/levit01/ (дата обращения: 26.10.2020). – Текст : электронный. 33. Левитов, Н. Д. Психология старшего школьника / Н. Д. Левитов. – Москва : Учпедгиз, 1955. – 215 с. – Текст : непосредственный. 34. Левушкина, О. Н. Диагностика уровня понимания учащимися художественных текстов при обучении русскому языку / Ольга Левушкина. – Текст : электронный // Проблемы современного образования : [сайт]. – 2013. - №1. – . – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-urovnya-ponimaniya-uchaschimisya-hudozhestvennyh-tekstov-pri-obuchenii-russkomu-yazyku (дата обращения: 11.02.2020) 35. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология», «Клин. Психология2 / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл : Academia, 2011. – 345 с. – ISBN 5-89357-153-3. – Текст : непосредственный. 36. Лернер, И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: пособие для учителей / И. Я. Лернер. – Москва : Просвещение, 1982. – 191 с. – Текст : непосредственный. 37. Лукьянов, Г. В. Информационная модель в проектировании информационных систем : учебное пособие / Г. В. Лукьянов. – Москва: Московский гуманитарный университет, 2016. – 29 c. – ISBN 978-5-906822-39-0. – Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/ 38. Матвеева, Е. И. Этапы создания программ и учебников по литературному чтению (из опыта работы 2000-х годов) // Проблемы современного образования. 2014. № 6. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-sozdaniya-programm-i-uchebnikov-po-literaturnomu-chteniyu-iz-opyta-raboty-2000-h-godov (дата обращения: 04.10.2020). 39. Мельникова, Т. В. Технология учебного моделирования / Татьяна Мельникова. – Текст: электронный // Начальная школа: [сайт]. – 2014. – URL: https://n-shkola.ru/articles/view/51 40. Методика обучения литературному чтению / Воюшина М. П., Кислинская С. А., Лебедева Е. В., Николаева И. Р.; под общ. ред. М. П. Воюшиной. – 2-е изд. – Москва : Academia, 2013. – 288. – ISBN 978-5-7695-9678-0. – Текст : непосредственный. 41. Министерство просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Центр оценки качества образования : сайт. – Москва, 2014 – . – URL: http://www.centeroko.ru/index.html (дата обращения: 15.02.2020). – Текст : электронный. 42. Мирошниченко, Л. Ю. Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах / Л. Ю. Мирошниченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3.1 (137.1). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38305/ (дата обращения: 13.12.2020). 43. Новиков, А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – Москва : ИЭТ, 2013. – 268 с. – ISBN 978-5-906-294-01-2. – Текст : непосредственный. 44. Паламарчук, В. Ф. Школа учит мыслить : пособие для учителей / В. Ф. Паламарчук. – Москва : Просвещение, 1987. – 208 с. – Текст : непосредственный. 45. Панфилова, О. В. Обучение систематизации информации и структурированию данных в курсе информатики : дис. … канд. пед. наук / Панфилова Ольга Владимировна ; Федер. гос. бюдж. обр. учреждение высш. образования «Тамбовский Государственный Технический Университет». – Тамбов, 2007. – 211 с. – Текст: непосредственный. 46. Перминова, О. В. Моделирование на уроках в начальной школе / Ольга Перминова. – Текст : электронный // Инфоурок: [сайт]. – 2016. – URL: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-modelirovanie-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-896824.html (дата обращения: 12.03.2020). 47. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2012. – 223, [1] с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-026339-9. – Текст: непосредственный. 48. Русова, Н. Ю. От аллегории до ямба : терминологический словарь-тезаурус по литературоведению / Н. Ю. Русова. – 3-е изд. – Москва : Флинта, 2018. – 304 с. – ISBN 978-5-89349-585-0. – Текст : непосредственный. 49. Светловская, Н. Н. Методика обучения творческому чтению : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2018. – 293. – ISBN 978-5-534-06561-9. – Текст : непосредственный. 50. Сенченко, С. В. Формирование умения обобщать / С. В. Сенченко. – Текст : непосредственный // Издательская группа «Основа». – 2016. - № 6 – С. 7-14. 51. Сказайка : сайт / детские сказки онлайн. – Москва, 2020 – . – URL: http://www.skazayka.ru/ (дата обращения: 10.05.2020). – Текст: электронный. 52. ССЛТ – Словарь-справочник лингвистических терминов : сайт. – Москва, 2020. – . – URL: http://www.textologia.ru (дата обращения: 26.10.2020). – Текст : электронный. 53. Стефаненко, Н. А. Литературное чтение. 3 класс : метод. пособие к учебнику Л. Ф. Климановой / Н. А. Стефаненко. – Москва : Просвещение, 2019. – 96 с. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-064570-6. – Текст: непосредственный. 54. Стрезикозин, В. П. Актуальные проблемы начального обучения / В. П. Стрезикозин. – Москва : Просвещение, 2016. – 207 с. – ISBN 978-5-4263-0128-3. – Текст : непосредственный. 55. Толковый словарь русского языка: 120 000 слов и фразеологических выражений / авт.-сост.: С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – Москва : А Темп, 2020. – 896. - ISBN 978-5-905542-46-6. – Текст: непосредственный. 56. Тураева, З. Я. Лингвистика текста. Текст. Структура и семантика / З. Я. Тураева. – Москва : URSS, 2018. – 144 с. – ISBN 978-5-397-04786-9. – Текст : непосредственный. 57. Тюнина, Г. В. Использование моделирования на уроках литературного чтения / Галина Тюнина. – Текст : электронный // Русская литература : [сайт]. – 2018. – URL: http://ruslita.ru/iz-opyta-raboty/sovety-roditelyam/14-glavnaya/667-ispolzovanie-modelirovaniya-na-urokakh-literaturnogo-chteniya 58. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка / Д. Н. Ушаков. – Москва : Дом Славянской книги, 2017. – 960 с. – ISBN 978-5-903036-99-8. – Текст: непосредственный. 59. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 6-е изд., пераб. – М.: Просвещение, 2018. – 53 с. – ISBN 978-5-09-053641-7. – Текст : непосредственный. 60. Электронный фонд правовой и нормативно-информационной документации : сайт / консорциум «Кодекс». – Москва, 2020 – . – URL: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 10.05.2020). – Текст: электронный.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования умения обобщать информацию у детей младшего школьного возраста с помощью информационных моделей 1.1. Формирование умения обобщать информацию у детей младшего школьного возраста Обучение обучающихся правильному, беглому, сознательному и выразительному чтению – одна из целей начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в воспитании, образовании и развитии человека. ФГОС НОО ориентирован на развитие личности, а именно развитие в обучающихся умения рассуждать, сравнивать, оценивать, обобщать полученную информацию, а также находить информацию из различных источников, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения [59, с.38]. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы также и на формирование умения обобщать информацию, а одним из метапредметных результатов освоения становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать ее необходимо уже в начальной ступени. Перед тем как выяснить, каким образом формировать умение обобщать информацию у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения, рассмотрим следующие понятия: умение (см. табл. 2), информация (см. табл. 3), обобщение (см. табл. 4).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 69 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 62 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg