Актуальность темы обусловлена двумя взаимосвязанными факторами: наступившим в 20-30-е гг. оживлением научного интереса к истории в молодой Турецкой Республике и отсутствием цельного представления о степени разработанности обстоятельств жизни и деятельности Гаяза Исхаки в турецкой историографии. В результате национально-буржуазной революции 1918-1923 гг. Турция освободилась от султанского режима, полуколониальной политической зависимости от стран Запада и вступила на путь буржуазных реформ: в ней был установлен республиканский строй, ликвидирован халифат, упразднены шариатские суды, осуществлена смена алфавита . Она трансформировалась в светское государство: в 1924 г. была принята конституция Турецкой республики. Последующая модернизация затронула не только сферу экономики, но и культуры . Росло национальное самосознание, возникла потребность осмыслить прошлое. В этих условиях турецким правительством и самим Кемалем Ататюрком была поддержана идея создания «Турецкого исторического общества», качественно отличного от прежнего «Османского исторического общества». Возникшее новое общество не только организационно объединило турецких историков, но и стимулировало исследовательские поиски, способствовало появлению нового поколения специалистов-историков, объектом внимания которых стала, прежде всего, история Османского государства в средние века, новое и новейшее время. Результаты проведенных турецкими учеными исследований увидели свет как на турецком, так и на западноевропейских языках. Тем самым турецкие авторы и их труды получили мировое признание, центр изучения истории османов переместился в саму Турцию.
Вместе с тем в Турции традиционно существовал интерес к мусульманским народам, в том числе и к казанским татарам. А реформаторское движение, охватившее татарский мир на рубеже XIX-XX вв., усилило этот интерес. Неизменной рубрикой турецкой прессы являлся заголовок «Alem-i Islam»(Исламский мир). Чаще всего, информацию и труды о мусульманах России, в частности и о казанских татарах издавались в печати: «Sabah» , «Ikdam» , «Tercuman? Hakikat». И наконец с 1911 г., начал издаваться «Turk Yurdu» информация о волго-уральских татарах, в количественном плане, резко возростает. К тому же в Турции проживали историки, корни которых восходили к казанским татарам, и они занимались изучением ближайшего прошлого татар, впоследствии историей «шимали тюрк», как называли поволжских татар, стали интересоваться и турецкие исследователи.
Наконец, в XIX столетии многие обыватели, а в начале ХХ в. преимущественно представители татарской интеллигенции – общественные деятели, писатели, ученые и журналисты – по разным причинам: из-за голода, революций, гражданской войны, а также не принявшие советскую власть эмигрировали за рубеж, в том числе и в Османскую империю и ее правопреемницу Турецкую Республику. Отдельные ученые, общественные деятели и писатели обосновались в Турции благодаря специальному государственному приглашению, но больше было тех, кто остался в результате личных усилий. Гаяз Исхаки принадлежит к их числу.
Еще в начале XX столетия Гаяз Исхаки заявил о себе как писатель, драматург, публицист, политический деятель, задающий направление в общественной жизни татарского народа. Это была личность активная, нацеленная на борьбу за справедливость и торжество гуманистических идей. Благодаря активной деятельности ученых и исследователей, за два с небольшим десятилетия, личность Гаяза Исхаки предстала перед современным обществом как значимая личность в истории татарского народа. Благодаря созданным им произведениям и нашедшим в них отражение идеям, Г. Исхаки являлся одной из самых известных фигур, не только в татарском обществе, но и во всем тюркском мире. Известно, что писатель, на раннем этапе своего творчества находился под влиянием идей большевиков. Однако со временем он стал сторонником «тюркского единства», что стало причиной неоднозначного толкования и оценки его общественно-политических взглядов. В постперестроечную эпоху наследие Гаяза Исхаки оказалось в центре внимания научной общественности: стали переиздавать и изучать его сочинения. Появилось множество всевозможных публикаций, статьи и монографии. Были организованы и проведены конференции, вынесены на публичную защиту диссертации на соискание ученых степеней, как кандидатских, так и докторских, посвященные его многогранной деятельности.
Вышеизложенное предопределяет, объясняет и служит основанием правомерности постановки выбранной темы исследования. Без представления мнения историков той страны, с которой связана существенная часть жизнедеятельности одного из ярких представителей национально-освободительного движения мусульманского мира - Г.Исхаки - невозможно считать полной картину степени разработанности вклада этой неординарной личности в социальные и культурные процессы, протекавшие в тюркском мире в первой половине ХХ в.
Объектом исследования являются труды турецких историков и исследователей по истории Турции и Татарстана в первой половине ХХ в.
Предметом исследования — отражение в турецкой историографии XX-XXI вв. жизнедеятельности Гаяза Исхаки.
Хронологические рамки выпускной квалификационной работы занимают период с начала XX до XXI вв. Нижняя граница временного отрезка определяется появлением первых работ, в которых было уделено внимание национальному движению в Поволжье и послевоенной эмиграции. Верхняя граница доведена до настоящего времени, в которое продолжают появляться исследовательские труды по интересующей нас теме.
Степень изученности темы. История изучения жизнедеятельности Гаяза Исхаки как в отечественной, так и в турецкой историографии специального внимания еще не уделялось. Что объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что изучение многогранной жизнедеятельности Г.Исхаки не только в турецкой, но и в отечественной исторической науке еще только набирает ту критическую массу, когда «количество» могло бы перейти в «качество». Во-вторых, тем, что историографическая наука в самой Турции еще лишь переживает процесс становления и интересующий нас аспект прошлого Турции, надо полагать, не скоро станет объектом исследовательского интереса.
Вместе с тем заметим, что накопление исторической информации о мусульманах Поволжья в Турции осуществлялось поволжскими татарами, оказавшимися за границей после октябрьских потрясений 1917 г. Большой вклад в исследование социальных и культурных процессов в татарском сообществе и роли отдельных представителей его интеллектуальной элиты из числа богословов и джадидистов в этом процессе внесли такие современники отмеченных событий, как: Баттал Таймас и Юсуф Акчура, а также Гёздэ Гюнгёр и др.
Габдулбари Баттал, известный в Турции под именем Абдуллах Баттал-Таймас (где проживал с 1925 г.), был одним из активных участников национально-освободительного движения в России. К моменту эмиграции в Турцию он в 1922–1923 гг., находясь в Финляндии, завершил написание одного из своих известных трудов по истории татарского народа – «Казан т?ркил?ре” («Казанские тюрки») . Эта его работа выдержала три издания в Турции: в 1925 г. на арабице, которая еще продолжала использоваться, в 1964 и 1988 гг. на латинице . Проследив историю формирования татарского этноса, Г.Баттал сделал заключение о том, что в начале ХХ в. казанские татары осуществили экономический и мыслительный прорыв.
Еще одним видным политическим и общественным деятелем, журналистом, ознакомившим турецкое общество с новой и новейшей историей поволжских татар являлся выходец из рода симбирских купцов Акчуриных – Юсуф Акчура. В одном из своих сочинений «Гаяз Эфенде» он дал оценку деятельности Гаяза Исхаки как общественного и политического деятеля.
Национальное движение в Поволжье и Приуралье ,рассмотренное как прогрессивное и закономерное явление, стало объектом изучения ряда исследователей второй половины XX столетия: А.Н. Курата, Т. Давлетшина, А. Айды, Н. Давлета и Н. Хаблеметоглу. Их труды, выполненные на более профессиональным уровне, в свою очередь способствовали накоплению в турецком обществе знаний о российских народах, в том числе и о татарах.
Существенный вклад в изучение истории казанских татар начала ХХ в. внес известный историк Надир Девлет, ныне здравствующий и проживающий в Турции. Две его книги «Rusya Turkleri’nin Milli Mucadele Tarihi» («История национальной борьбы российских тюрков») и «1917 Turk Tatar Millet Meclisi» («Тюрко-татарское Национальное Собрание 1917 года») являются взаимодополняющими друг друга произведениями. Не менее значимыми являются также его работы «Dogustan Gunumuze Buyuk Islam Tarihi» («История ислама: от зарождения до наших дней»), «Tataristan Cumhuriyeti» («Республика Татарстан») и «Turk Dunyas?n?n Demografik ve Ekonomik Yap?s?na Toplu Bir Bak?s» («Общий взгляд на демографическое и экономическое устройство тюркского мира»). Его сочинения расширили представления турецкого общества о национальном движении и становлении государственности современных татар.
В определенной степени способствовали появлению интереса у исследователей, как представителей татарского народа, так и турецких авторов к конкретным представителям татарского этноса, оказавшимся за пределами обновляющейся России, и к национальному движению в татарском обществе. В этой связи следует упомянуть писателя-эмигранта из татар М. Тахира, собравшего и сохранившего для будущих поколений ценный материал о жизни и творчестве Г. Исхаки . А также работу турецкого исследователя Кемаля Кочака, посвященную анализу деятельности Гаяза Исхаки. Она интересна тем, что в ней раскрывается эволюция политических и общественных взглядов Г.Исхаки в период его жизни в Турецкой Республике . В этом же ряду необходимо назвать и коллективную монографию доктора Неджипа Хаблеметоглу и Шенгюль Хаблеметоглу «Carl?k Rusyas?'nda Turk Kongreleri (1905-1917)», осветившую новые возможности в изучении женского вопроса в национальном движении мусульман России .
На современном этапе развития гуманитарных знаний в Турции выросла новая плеяда турецких ученых, изучающих различные аспекты социальной жизни поволжских татар, в том числе через труды и деятельность видных деятелей татарской культуры и национального движения. Речь идет, прежде всего, о трудах Ахмета Канлыдере, Ибрагима Мараша, Ильяса Топсакала, Айшегюль Сойсал Акъёз, Якупа Делимериоглу и др.
Труды профессора Университета Мармара Ахмета Канлыдере «Radikal Sosyalizmden Milliyetcilige: Kazanl? Ayaz Ishaki‘nin (1878– 1954) Fikri Seruveni» , «Ayaz Ishaki (1878–1954) ve Turkiye’de Turkculuk Fikrinin Evrimi» содержат в том числе ценную информацию о политической и публицистической деятельности Г. Исхаки, о становлении и развитии его мировоззрения. Автор подробно описывает его эмигрантскую деятельность, опираясь на публикации самого Гаяза Исхаки.
Особую ценность представляет труд Айшегюль Сойсал Акъёз «Martin Hartmanna gore Ayaz Ishaki» («Аяз Исхаки со слов Мартина Хартманна»). В данной работе автор приводит сведения, которые предоставил Мартин Хартманн о Гаязе Исхаки, осуществляет сравнение мнения Гаяза Исхаки о турках и политических изменениях в Османском государстве с его письмами Г.Исхаки, написанными из Стамбула в Казань.
Как видим из вышеизложенного, турецкое общество познакомилось с процессами, протекавшими в татарском обществе, через сочинения татар-эмигрантов, оказавшихся в Турции. Позитивным результатом этого знакомства стали попытки отдельных турецких исследователей самим попытаться изучить отдельные аспекты национального движения тюркских народов Поволжья, его последствий и в том числе деятельность видных деятелей из татар, эмигрировавших и получивших известность в Турции.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы – попытка проведения историографического анализа работ турецких историков XX-XXI вв., в чью сферу научного интереса входило изучение жизни и деятельности писателя, публициста, общественного и политического деятеля Гаяза Исхаки.
Для достижения указанной цели необходимо, на наш взгляд, решить следующие задачи:
1) выявить круг историографических источников, посвященных жизнедеятельности Г.Исхаки;
2) определить основные аспекты изучения многогранной деятельности Г.Исхаки турецкими авторами;
3) выявить основные этапы и концептуальные подходы к исследованию жизнедеятельности Г.Исхаки в турецкой исторической науке;
При этом мы сочли необходимым разделить свою работу на главы по хронологическому принципу с тем, чтобы эволюция истории изучения предмета нашего исследования, была более «наглядной».
Источниковая база выпускной квалификационной работы представлена историографическими источниками-публикациями турецких историков.
Теоретико-методологическая основа выпускной работы определяет осмысление историографического материала (эмпирический уровень) и работы с ним, то есть написания историографического исследования (теоретический уровень). В исследовании использовался системно-аналитический подход, давший возможность осмыслить работу с историографическим материалом и оформить результаты при помощи определенных принципов историзма и объективности. Из специальных методов применялся историографический анализ (реконструкция авторских концепций).
Научная новизна исследования заключается в том, что попытка комплексного анализа турецкой историографии о жизнедеятельности Гаяза Исхаки предпринимается в отечественной науке впервые.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что материалы и выводы, представленные в работе, могут быть использованы при чтении курсов по историографии истории тюркских народов, по истории тюркских и татарского народов, а также хотелось бы надеяться, что окажутся полезными для исследователей как истории тюркских народов, так и при осуществлении дальнейших изысканий о жизнедеятельности видного общественного и политического деятеля, одного из талантливых сыновей татарского народа – Г.Исхаки.