Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Социальная мобильность как социальный феномен

vika_glad 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.02.2021
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что отсутствие социальных лестниц и социальных лифтов в обществе указывает на его кризисное, тяжелое состояние. В таком обществе назрели перемены, так как отсутствуют социальная справедливость и мобильность, возможность для непривилегированных категорий граждан улучшить свое положение.
Введение

Всякое социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Актуальность темы заключается в том, что социальная мобильность служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Средний гражданин в течение жизни перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, и очень немногим удается шагнуть сразу через несколько ступеней. Женщине, как правило, продвинуться сложнее, чем мужчине. Причинами служат такие факторы мобильности как: социальный статус семьи, уровень образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, воспитание, место жительства и выгодный брак. Поэтому мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей. Предметом исследования является социальный лифт как инструмент социальной мобильности. Объектом является социальная мобильность как социальный феномен. Целью данной курсовой работы является изучение социальной мобильности как социального феномена. Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи: Рассмотреть теоретические аспекты социальной мобильности Проанализировать формы социальной мобильности. Дать характеристику социальному лифту как инструменту социальной мобильности. Социальная мобильность в современной России рассматривается практически во всех источниках, указанных в списке литературы, но подход к ней отнюдь не одинаковый. Наибольший интерес представил автор Сорокин П.А. Автор отметил, что общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. Широкое освещение вопроса социальной мобильности в современной России представлена работами, авторами которой являются Добреньков В.И., Волков Ю.Г., Фролов С.С.. Впервые социальная мобильность в качестве объекта комплексного изучения представлена в книге великого русского социолога Питирима Александровича Сорокина «Социальная мобильность: ее формы и флуктуации». Работа вышла в 1927 году, это одна из первых крупных работ после его эмиграции в США, и до сих пор это – классическая, основополагающая публикация по теме социальной моблиьности. П.А. Сорокин дает определение социальной мобильности, рассматривает ее основные формы и характеристики (направленность, интенсивность, всеобщность). На богатом историческом материале П.А. Сорокин анализирует мобильность элиты обществ – правителей, лидеров церкви, военачальников. Сравнивает разные типы обществ, например, кастовую систему Индии и классовую структуру США. При этом ярко видно различие в интенсивности мобильности: среди 29 президентов США 14 (т.е. 48,3%) вышли из бедных или средних семей, тогда как в Индии выходцы из более низких слоев в правящих группах – единичные исключения (конечно, это подсчет к 1920-м годам XX в.). Такой тип обществ, как в Индии, с ограниченными возможностями мобильности называютзакрытыми обществами, а США – примероткрытого общества. Конечно, не бывает абсолютно открытых или закрытых обществ. Даже в самом закрытом обществе есть примеры людей, которые за счет своей активности, талантов, настойчивости продвигаются к вершинам власти или богатства. А любая открытая система мобильности предполагает некоторые барьеры для желающих попасть «наверх». П.А. Сорокин ввел понятие и проанализировал действиеинститутов (лифтов) мобильности. Это социальные институты и организации, которые, с одной стороны, открывают возможности социальной мобильности, но они же и ограничивают ее, дифференцируя индивидов, пропуская “наверх” только часть из них. Исследования мобильности в современном обществе начинают активно проводиться в середине XX вв. Классическими стали исследования П. Блау и О. Дункана, С. Липсета и Р. Бендикса. Эти исследования включали массовые представительные опросы населения и отвечали на те же, что и у П.А. Сорокина, вопросы, только на современном материале: какова интенсивность мобильности, какие факторы определяют активность перемещений, в рамках каких институтов они происходят. Например, в классическом исследовании 50-60-х годов Дункана и Блау, результаты которого они опубликовали в книге «Профессиональная структура в Америке», анализируется межпоколенная профессиональная мобильность. Социологов интересовал вопрос, насколько влияет происхождение человека на возможность получить более престижную и высокооплачиваемую работу, чем у его отца. В результате исследования выяснилось, что происхождение оказывает влияние на мобильность, прежде всего, через базовый уровень образования, которое могут обеспечить человеку родители. Наиболее известный современный исследователь социальной мобильности - английский социолог Джон Голдторп. В 1972 году он провел крупномасштабное исследование мобильности мужчин в Великобритании. В 1983 году исследование было повторено и доработано, в частности, речь шла уже не только о мужчинах, но и о женщинах как полноправных участниках рынка труда и процессов мобильности; статус семьи определялся по статусу основного кормильца. В исследовании проверяются гипотезы, выдвинутые предшественниками Голдторпа по изучению британской мобильности. Одна из них - идея о закрытости высших слоев общества, которая возникает благодаря стремлению элиты не допустить представителей других групп к их привилегиям. Исследование Голдторпа не подтвердило эту гипотезу. Он установил, что существует довольно большой приток в высший класс представителей других социальных групп. А дети представителей высшего класса очень часто переживают мобильность вниз относительно позиции их отцов, однако для них это чаще всего временное положение. Начиная карьеру на уровне мелких клерков, они, как правило, достигают такого же высокого социального положения, как их отцы к зрелому возрасту. Современные работы Дж. Голдторпа и коллег написаны на основе данных крупных лонгитюдных исследований, последние замеры которых произошли в начале 2000 годов. Голдторп анализирует мобильность между семью классами, которые выделяются на основе критериев положения на рынке и позиции в трудовых отношениях. По сути дела, он классы определяет через профессию и ранжирует их от низшей позиции (неквалифицированный труд) до высшей (высококвалифицированные профессионалы и менеджеры). Голдторп отмечает, что современное общество носит открытый характер – уровень мобильности очень велик, но при этом соотношение восходящей и нисходящей мобильности почти одинаково. Это означает, что импульс восходящей мобильности, связанный с увеличением спроса на специалистов и менеджеров, уже «выдохся», и общество пришло к некоторому балансу. Проблема заключается в том, что за несколько десятилетий общество привыкло к активной восходящей мобильности, достижительская идеология, стремление к продвижению стали важной ценностью, частью образа жизни, и ограничение возможностей восходящей мобильности может вызывать разочарование и социальную неудовлетворенность. В России исследования социальной структуры и мобильности активизируются в период экономических преобразований 1990-х годов. Можно назвать несколько крупных исследований, в которых так или иначе затрагивается тема социальной мобильности: «Социально-экономическая адаптация населения» (исследование проведено в 1994 и 2004 г.), «Изменяющаяся Россия: формирование новой системы стратификации» (2003 г., повторение – 2005 г.), «Мониторинг социальных и экономических перемен» (регулярное исследование ВЦИОМ). С результатами этих исследований можно познакомиться в публикациях Н.Е. Тихоновой, Н.М. Давыдовой, Е.М. Авраамовой и других.
Содержание

Введение…………………………………………………………………..……3-7 Глава 1. Понятие и формы социальной мобильности…………………............8 1.1. Понятие социальной мобильности………………………………….…..8-9 1.2. Социальная стратификация как основа социальной мобильности .....10-16 1.3. Формы и виды социальной мобильности ………………………….....17-20 Глава 2. Социальные лифты как инструмент социальной мобильности …..21 2.1. Вертикальная циркуляция в обществе……………………………..…21-24 2.2.Социальный лифт и вертикальная мобильность……………………....25-26 2.3.Социальный лифт и социальная иерархия…………………………..…27-29 Заключение…………………………………………………………...………30-31 Список использованных источников и литературы……………………….32-34
Список литературы

1. Барсегян В. М. Межпоколенная образовательная мобильность молодых общественно-политических деятелей в современном российском обществе // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социальноэкономические науки. 2014. Т. 14. № 3. С. 163–178. 2. Бендюков М. Царь без горы. Почему в России не работает социальный лифт: [Электронный ресурс]. URL: http://www.americaru.com/blog/post/6190. 3. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. -1994. -№5. с. 37 4. Волков, Ю. Г., Мостовая И. В., Социология: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В. И. Добренькова.- М.: Гардарики, 2007.- 432с. 5. Голов А.А. Массовые чувства к сверхбогатым россиянам: спокойствие и ненависть. URL: https://wciom. ru/index.php?id=236&uid=199 (дата обращения: 03.06.2020). 6. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 624 с.С.238. 7. Запорожец О. Н. «Мобильные методы»: исследование жизни в движении // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 2017. № 44. С. 37–72. 8. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М - 2001г.- 112с. 9. Кравченко А.И. Социология. Учебник, 2-е изд. М - 2003г.- 324с. 10. Леднев В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. 2-е изд., исправ. М.: МГАУ, 2002. 120 с. 11. Ленин В. И. Система Тейлора – порабощение человека машиной // Полное собр. соч. 5-е издание. М.: Политиздат. Т. 24. 1973. С. 369–371. 12. Плющева Е. Л. Система социальных лифтов при применении условно-досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания // Человек: преступление и наказание. — 2013. — № 1 (80). 13. Романова К.С. Социальные лифты как средство социальной мобильности // Дискурс-Пи. 2015. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-lifty-kak-sredstvo-sotsialnoy-mobilnosti (дата обращения: 03.06.2020). 14. . Семенова В. В. Субъективная социальная мобильность: возможности качественного подхода // Социологические исследования. 2016. № 6. С. 84–93. 15. Социальные лифты: кратчайший путь из грязи в князи: [Электронный ресурс] // URL: http:// trendclub.ru/blogs/contest_november/1355. 16. Сорокин П. С. Бизнес-карьера как предмет анализа социальных наук: подходы и направления // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2011. № 4 (24). С. 68–73. 17. СОРОКИН П.А. Социальная мобильность /Пер. с англ. М.В. Соколовой. Под общей ред. В.В. Сапова. — М.: Academia; LVS, 2005. - XX, с.164 18. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 302–373. 19. Турчинов А. И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: МПСИ; Флинта, 1998. 272 с. 20. Тейлор Ф. У. Научная организация труда. М.: НКПС Транспечать. 1925. 276 с. 21. Шабалина Л. А. Использование системы социальных лифтов в уголовном судопроизводстве // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы научнопрактической конференции, 15-16 ноября 2012 г. / отв. ред. А. Г. Антонов. — Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2013. 22. Энгельс Ф. Рабочее движение в Америке. Предисловие к американскому изданию «Положения рабочего класса в Англии» // Сочинения / К. Маркс и Ф. Энгельс. Издание второе. М.: Политиздат, 1961. Т. 21. С. 345–353.
Отрывок из работы

Глава 1.Понятие и формы социальной мобильности. 1.1. Понятие социальной мобильности Социальная мобильность в широком смысле - это любое движение индивидов в социальном пространстве. Необходимо определить и рассмотреть, что такое социальное пространство. Как отмечал П. Сорокин, положение в социальном пространстве радикально отличается от геометрического: "положение президента Гар-Дина в геометрическом пространстве резко изменилось, когда он переехал из Вашингтона на Аляску, а эта социальная позиция осталась такой же, как и в Вашингтоне. Людовик XVI в Версале и Николай II в Царском Селе оставались в одном и том же геометрическом пространстве, хотя в какой-то момент их социальное положение резко изменилось" . Таким образом, люди, которые находятся рядом друг с другом в одном и том же месте, могут быть отделены друг от друга в социальном смысле, и наоборот. Например, люди одной религии живут в разных странах, их разделяет геометрическое пространство, но они социально близки. Поэтому между людьми нет взаимопонимания, даже если они живут в одном районе. Различие между социальным и геометрическим пространством заключается в соотношении позиций индивидов и их места в обществе. Такими параметрами являются принадлежность и место в системе социальных отношений, близость ценностных ориентаций и способ восприятия социальной реальности. Социальное пространство обширно и многомерно. Она имеет различные сообщества с различными дифференцированными системами идеологий и верований. Таким образом, соотношение позиций индивидов может существовать по нескольким критериям: профессиональный статус, уровень политического участия, религиозные убеждения, национальность, пол, возраст и некоторые другие.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 30 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Социология, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Социология, 34 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Социология, 35 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Социология, 39 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg