Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности социально-психологическая адаптация военнослужащих к срочной службе

vika_glad 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.02.2021
Результаты выполненного мною теоретико-прикладного исследования социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву первого года службы позволяют сформулировать следующие выводы: 1. Теоретический анализ подходов к проблеме психологической адаптации позволил сделать вывод, что при рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный. Способность к адаптации является не только индивидным, но и личностным свойством.
Введение

Проблема адаптации молодого пополнения к условиям военной службы, в процессе развития и реформирования вооруженных сил Российской Федерации, постоянно актуализируется. Задача развития личности в условиях вооруженных сил, в первую очередь, предполагает создание условий для успешной адаптации военнослужащих. Сама среда и условия военной деятельности, сложная боевая техника и сжатые сроки, в которые солдат должен овладеть военной специальностью предъявляют с первых дней достаточно жесткие требования к личности молодого воина. Поэтому проблема адаптации молодого пополнения к условиям военной службы является одним из направлений теоретических и прикладных исследований военной психологии. Адаптация военнослужащих к воинской деятельности влияет на успешность данной деятельности, психологический комфорт военнослужащих, адекватное и уместное поведение, оптимальное взаимодействие с военным коллективом. Процесс адаптации, как первичной, так и вторичной, включает в себя ряд последовательных стадий: ориентировочную; критическую; завершающую. [2]. На ориентировочной стадии новобранцы проявляют стремление к выполнению требований командиров, старательность и исполнительность. В период критической стадии адаптации могут возникать конфликты, во взаимоотношениях военнослужащих с начальством, коллективом или с конкретными личностями. На завершающей стадии адаптации вырабатывается устойчивая модель поведения. Наблюдается дифференциация военнослужащих на три основные группы в зависимости от отношения к выполнению требований военной службы: а) активно-положительное; б) пассивное; в) активно-отрицательное [7]. Результатом адаптации является адаптированность, которую, основываясь на исследованиях А.А. Налчаджяна [8], можно охарактеризовать как состояние взаимодействия личности и группы, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность и в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляются к ней, а также переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Эффективность адаптации во многом зависит от того, насколько индивидуум реально оценивает себя и свои социальные связи, точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, нарушением взаимоотношений, понижением работоспособности и изменением состояния здоровья. [2]. Таким образом, успешность адаптации военнослужащих к службе в армии влияет не только на эффективность прохождения военной службы, но и на жизнедеятельность, эмоциональное состояние и здоровье новобранцев. Следовательно, специфика адаптации военнослужащих к службе в армии состоит в том, что это двухсторонний процесс взаимодействия между личностью и коллективом, опосредованного совместной воинской деятельностью, результатом которого является адаптированность личности и принятие ее коллективом. Разработанность: в исследованиях военных психологов последних лет изучается аспект адаптации молодых воинов в условиях воинской службы в Вооруженных Силах, а именно М.И. Дьяченко, Л.Ф. Железняка, А.Н. Александрова, А.В. Булгакова, Р.А. Абдурахманова, А.В. Боенко и др. В исследованиях военных психологов последних лет (М.И. Дьяченко, Л.Ф. Железняк, Н.Ф. Феденко, С.С. Муцынов, А.И. Александров, Ж.Г. Сенокосов и др.) достаточно глубоко изучается социально-психологический аспект адаптации молодых воинов в армейских коллективах. В частности, Сенокосов Ж. Г. Раскрывает особенности адаптации как процесс выбора и реализации способов поведения и форм общения личности, позволяющим согласовать требования и ожидания участников адаптивной ситуации в условиях, соответствующих или несоответствующих базовым ценностям личности и группы. Наряду с адаптацией личности к групповым требованиям и нормам, представляет интерес исследование личностных детерминант адаптации военнослужащих к условиям службы по призыву, в первую очередь, связанные с индивидуальными особенностями, чертами характера, волевыми и другими качествами. Интерес этот связан с необходимостью оценки адаптационных способностей человека к успешной адаптации в условиях военной службы, и, как уже указывалось, выделением в структуре личности тех составляющих, которые тем или иным образом влияют на успешность протекания этого процесса у новобранцев, призванных выполнить свой гражданский долг. Психологическая адаптация к условиям армейской среды и условиям военной службы, в свою очередь невозможно без изучения механизмов этого процесса и детерминант успешности его протекания. Целью дипломной работы является установить взаимосвязь показателей успешности процесса СПА военнослужащих срочной службы с их индивидуально-личностными особенностями. Объектом исследования являются военнослужащие срочной службы. Предметом исследования является особенности социально-психологической адаптации военнослужащих к срочной службе. Гипотеза: Социально-психологическая адаптация военнослужащих к срочной службе взаимосвязана с индивидуально-психологическими особенностями личности как нервно-психологическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нравственность. Характеристика выборки: военнослужащие по призыву в количестве 50 человек. В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования: 1. Осуществить теоретический анализ проблемы исследования; 2. Исследовать характер социально-психологическая адаптации военнослужащих к срочной службе; 3. Выявить индивидуально психологические свойства личности военнослужащих; 4. Установить взаимосвязь показателей социально-психологической адаптации индивидуально психологические свойства личности; 5. Выявить типы в зависимости от успешности их социально-психологической адаптации; 6. Разработать практические рекомендации по оптимизации социально-психологической адаптации военнослужащих. Для решения поставленных задач использовались следующие методы и методики: 1. Теоретический анализ научных источников. 2. Методика МЛО «Адаптивность» А.Г.Маклакова, С.В.Чермянина 3. Опросник черт характера для взрослых В.М. Русалова 4. Анкета В. Ю. Рыбникова «Прогноз-2» 5. Опросник Дап-2 «Девиантно-аддективное поведение» 6. Опросник САН: самочувствие, активность, настроение (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников) 7. Опросник исследования уровня агрессивности Авторы А. Басс и А. Дарки 8. Исследование волевой саморегуляции - Опросник ВСК 9. Тест ИТО Л.Н. Собчик (Индивидуально типологический опросник) Методы, использованные в данной научной работе: 1. Теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме. 2. Опросник черт характера для взрослых В.М. Русалова. 3. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность-02»(МЛО-АМ). Для обработки эмпирических данных использовали методы математической статистики: 1. Частотный анализ; 2. Корреляционный анализ; 3. Кластерный анализ; 4. Сравнительный анализ. Научная новизна заключается в конкретизации понятий социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву и выделении в структуре личности тех составляющих, которые тем или иным образом влияют на успешность протекания этого процесса у новобранцев, призванных выполнить свой гражданский долг. Практическая значимость: результаты исследования могут найти применение в работе военного психолога при решении проблем дезадаптивных состояний у военнослужащих. Структуру дипломной работы составляют введение; две главы, отражающие теоретический анализ и эмпирическое исследование проблемы; заключение; список литературы и приложения.
Содержание

Введение ……………………………………………………………………….….3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологической адаптации …….7 1.1. Общее понятие психологической адаптации ……………………………...7 1.2. Особенности адаптации военнослужащих по призыву к военной службе ………………………………….…………………………………...…..14 1.3. Психологические факторы адаптационного процесса ..…………………24 1.4. Индивидуально психологические свойства личности как фактор успешной СПА военнослужащих по призыву …………………………...……27 Выводы по 1 главе ………………………………………………………...……32 Глава 2. Эмпирическое исследование СПА военнослужащих к срочной службе ……………………………………………………………………………33 2.1. Организация и методы исследования ………………………………...…...33 2.2. Психологический анализ результатов исследования ……………………40 2.2.1. Исследование особенностей СПА военнослужащих к срочной службе ……………………………………………………………………………40 2.2.2. Исследование индивидуально-психологических свойств личности военнослужащих ……………………………………..………………………….41 2.3 Взаимосвязь показателей социально-психологической адаптации военнослужащих с индивидуально-психологическими особенностями ……46 2.4. Типы военнослужащих в зависимости от успешности СПА к срочной службе ……………………………………………………………………………47 2.5. Практические рекомендации командирам подразделений и военным психологам по оптимизации процесса адаптации военнослужащих по призыву ……………………………………………………………………..……50 Выводы по 2 главе ………………………………………………………………53 Заключение ………………………………………………………………………54 Список литературы …………………………………………………..………….55 Приложения ……………………………………………………..………………60
Список литературы

1. Авдеев В.В., Чернов С.А., Глемба Л.В. Теория и практика воспитательной работы: Учебное пособие. - Новосибирск: Новосибирское ВВКУ, Ч. 1, 2008. - 200 с. 2. Александрович П.И., Малютин А.Г., Сенокосов Ж.Г. Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к армейской жизнедеятельности. - Рига: Рижское высшее военно-политическое училище им. Бирюзова С.С., 1991. - 89 с. 3. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 1993. - 367 с; 4. Абульханова-Славская К.А. Представления личности об отношении к ней значимых других . Психологический журнал. - 2001. - т. 22. - №2. - С. 38-47.; 5. Айдаралиев А.А., Максимов А.Л. Адаптация человека к экстремальным условиям: опыт прогнозирования. Спб.: Наука, 1998. - 124 с.; 6. Александрович П. И., Малютин А. Г., Сенокосов Ж. Г. Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к армейской жизнедеятельности. Рига: Рижское высшее военно-политическое училище им. Бирюзова, 1991. - 89 с.; 7. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: (Пограничные нервно-психические расстройства). М.: 1976. - 272 с.; 8. Амбрумова А.Г. Социальная дезадаптация и суицид: Труды НИИ психиатрии им. Асатиани. - М.: 1974. - с. 47-49. 9. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации // Актуальные проблемы суицидологии. - М., 1976. - Т. 82. - С. 6-28; 10. Апробация и стандартизация психодиагностических методов и методик с применением статистики. Учебно-методическое пособие. М-во обороны РФ. - М: 1992. - 62 с.; 11. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. - 467 с.; 12. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. -№1. - С. 92 - 100; 13. Боенко А. В. Суицидальное поведение военнослужащих срочной службы и его предупреждение: Дисс. ... канд. психол. Наук. М.: ГА ВС РФ., 1993. -252 с.; 14. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления. М.: Медицина, 1987. - 176 с.; 15. Глозман Ж. Нарушение общения и дезадаптация // Вестник Московского университета.- 2001.- №3. - С. 35-46.; 16. Гримак Л. П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: 1991. - 320 с.; 17. Денисов Р. А. Подготовка молодёжи к военной службе: учебно-методическое пособие. / Р. А. Денисов, С. В. Михайлова. – Саров: СГТ, 2010. – 161 с. 18. Дерманова. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности // Вестник СПб университета. - 1996. - Сер.6. - вып.1. - С. 59-68.; 19. Дичев Т. Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека (методологические и социальные аспекты). М.: 1996. - 184 с.; 20. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск.: 1996. - 176 с.; 21. Егорова Л.Г. Факторы адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу технического вуза:- Автореф… дисс. канд. пед. наук. - Л.; ЛГУ 1978. 22. Квасов С.Е. Кузнецов А.А. Социально-психологические аспекты адаптации молодого пополнения к военной службе. -Н.Новгород.: -Изд. Военно-медицинский институт, 1999. 23. Кузьмина Е.И. Исследование детерминант свободы - несвободы от фрустрации // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С. 86-94. 24. Кондратьева В.П. Некоторые психические показатели адаптации студентов первокурсников к условиям в Вузе//Вопросы вузовской педагогики, психологии и дидактики. - Воронеж. 2006. 25. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Вселенная внутри тебя (Эмоции. Поведение. Адаптация). Новосибирск: 1999. - 205 с.; 26. Костюк А. И. Адаптация и военная служба // Вестник ПВО. -1999. №11. - C. 49-52.; 27. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. - 304 с.; 28. Леонова А. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник московского университета. Сер. Психология. - 2000. - №3. - С. 3-21.; 29. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Высшая школа 1994. - 342 с.; 30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Высшая школа, 2000. - 304 с.; 31. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса - Л., 1984.- С. 3-16. 32. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. - 253 с.; 33. Меновщиков В.Ю. Консультирование при эмоциональных проблемах // Работник социальной службы. - 2001. - №2. - С. 65-71; 34. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - т. 22. - №1. - С. 16-25.; 35. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: 1995. - 319 с.; 36. Муцинов С. С. Молодые воины: воспитание и адаптация в коллективе / Институт военной истории МО СССР. М.: 1999. -86 с.; 37. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). Ер.: Изд. АН Арм ССР, 1988. - 262 с.; 38. 30 Озернюк Н.Д. Механизмы адаптаций. М.: Наука, 1992. - 270 с.; 39. Пастушков А.В. «Актуальные проблемы социально психологической адаптации военнослужащих в вооруженных силах Российской Федерации». - журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена», № 33,том 12, 2007 40. Приступа И.В. «Факторы социально-психологической адаптации военнослужащихпо призыву различных возрастных групп». - Вестник Военного университета, №3(27). С.28 41. Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении // Психологический журнал. - 1991. - №1. - С. 47-54.; 42. Практикум по общей, экспериментальной психологии: учебное пособие. /В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский. - СПб: Изд. «Питер», 2000. - 560 с.; 43. Ротенберг В.С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: 1984. - 193 с.; 44. Резапкина Г. Еще раз о страхе // Управление риском. - 2001. - № 1. - С. 45 - 46.; 45. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее социальное взаимодействие со средой . Ереван: Изд. “Мецниереба”, 1989. - 204 с.; 46. Словарь практического психолога. /Сост. С.Ю.Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 800 с.; 47. Современная психология. Справочное руководство. /Под ред. Дружинина. - М.: Инфра - М, 1999. - 688 с. 48. Сухарев А.В., Степанов И.Л., Луговской С.С., Халдеева Н.И. Этнофункциональный подход к психологическим показателям адаптации // Психологический журнал. - 1997. - т.18. - №6. - С. 64-72.; 49. Сенокосов Ж.Г. Молодые воины: трудности адаптации // А педагогом быть обязан. - М., 1990. - С. 63-68.; 50. Тарасов С.В. Срочная служба: вопросы адаптации // Соц. Ис. - 1999. - №2. - С. 75-78.; 51. Утлик Э.П. Естественно-научные основы военной психологии. - М.; 1980. 52. Феденко Н.Ф. Индивидуальная работа с подчиненными//Педагогические проблемы воспитания советских воинов. Под ред. А.В. Барабанщикова. - М., 1974. 53. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психологический журнал. - 1996. - 1. - т.17. - С. 19-34.; 54. Цылев В.Р. Об условиях, влияющих на становление характера // Вопросы психологии. - 2001. - №5. - С. 128-135.; 55. Яковлев С. Эмоции, неврозы, депрессии - Спортивная жизнь России. - 2002. - №12. - С. 20-23. 56. Юревиц А.Ж., Аверьянов В.С., Виноградова О.В. и др. «Адаптация к профессиональной деятельности» // Физиология трудовой деятельности (Основысовременной физиологии) / Под ред. В.И. Медведева - СПб., 1993 57. Яницкнй М.С. «Адаптационный процесс: психологические механизмыи закономерности динамики» - Кемерово. Кемеровский государственный университет, 1999 58. [Encyclopedia of Psychology. H.J.Eysenck, W.Arnold, R.Meili (EDS.), Herder &Herder, N-Y, 1972, vol.1,p.25]. 59. https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00162903_0.html
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологической адаптации 1.1 Общее понятие психологической адаптации Кузьмина Е. И определяет процесс адаптации как процесс совместного изменения субъекта и ситуации, постепенное накопление этих изменений в целях достижения оптимального соотношения между ними. Основной результат адаптации - уравновешивание за счет приобретения нового системного качества[21, с. 21]. По мнению А.И. Воложина, Ю.К. Субботина, адаптация - это составная часть приспособительных реакций системы на изменение условий среды существования, выражающаяся в том, что система, реагируя на изменения, перестраивает свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого[21, с. 5]. Адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности. Такая интегральная характеристика носит название личностного адаптационного потенциала, который определяет особенности психологической адаптации каждого индивида. Психологические аспекты деятельности человека, необходимо рассматривать во взаимосвязи с внешней среды. Объекты и явления внешней среды оказывая определенное воздействие на человека, определяют условия осуществления его деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 85 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Психология, 62 страницы
1550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg