Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИКА

ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ

vika_glad 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.02.2021
В ходе выполнения магистерской диссертации достигнуты следующие результаты: 1. Проведено исследование проблем и задач школьного физического эксперимента, его место в процессе обучения физике. Были выявлены причины снижения роли эксперимента в обучении физики, такие как: низкий уровень освещённости физических кабинетов в школах; использование эксперимента только в качестве иллюстрации к рассказу учителя; малая вовлеченность учащихся в процесс проведения демонстрационного эксперимента из-за отсутствия участия в обсуждении и объяснении результатов физических опытов; неспособность учителей эффективно конструировать учебный процесс.
Введение

Новые стандарты ставят перед учителями задачу практической направленности преподавания физики. Чтобы решить эту задачу необходимо: обеспечить прочные и осознанные знания основ наук; ознакомить учащихся с основными методами познания природы - наблюдением и экспериментом; научить их распознавать физические явления и закономерности в природе и технике; обучить применению знаний для объяснения явлений природы, принципа устройства и действия технического оборудования. А это возможно, широко используя в преподавании учебный физический эксперимент. Систематическое выполнение учениками школьного физического эксперимента благоприятствует овладению физическими методами познания: они учатся самостоятельно собирать экспериментальные установки, измерять физические величины, представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и др., делать выводы из эксперимента, объяснять результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций. А публичное обсуждение проведенного эксперимента развивает и поддерживает интерес учащихся к физи¬ке, формирует их интеллектуальные и практические умения, развивает естественно - научный стиль мышления. Но, к сожалению, методический потенциал школьного физического эксперимента не используется пока при обучении физике в должной мере, это вызвано нехваткой оборудования, сложностью подготовки учителями школьного физического эксперимента, компьютеризацией процесса обучения и других факторов. В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди приоритетных целей и задач физического образования выделяется такая цель как приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений [1]. Внедрение ФГОС основного и среднего общего образования задаёт новые цели и задачи повышения эффективности обучения физике. Повышение эффективности учебного процесса по физике возможно при повышении эффективности школьного физического эксперимента через вовлечение учеников в активную познавательную деятельность на его основе. Основным способом получения нового физического знания для учащихся является эксперимент с выдвижением гипотезы, разработкой плана действий, постановкой проблемы, поиском идей по её решению, обсуждением и оценкой полученных результатов, с усвоением нового полученного содержания. Появляются новые аспекты применения эксперимента, а именно, результатом физического опыта должно быть не только усвоение нового знания и умения, но и усвоение способа получения научного знания в ходе экспериментирования. Анализ литературы показал, что проблема школьного физического эксперимента учащихся находится, и находилась в центре научных интересов ученых, как отечественных, так и зарубежных. Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы исследования. Цель исследования состоит в разработке теоретических основ методики формирования исследовательских экспериментальных умений у учащихся основной школы при обучении физике, в создании и реализации данной методики. Задачи работы: - Провести исследование состояния проблем и задач организации физического эксперимента в школе; - рассмотреть основные виды и требования физического эксперимента в школе; - провести педагогических эксперимент для проверки применения экспериментов на уроках физики и проанализировать его результаты.
Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 1 Школьный физический эксперимент, проблемы и задачи развития . . . . 6 1.1 История становления школьного физического эксперимента в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 1.2 Проблемы планирования и организации эксперимента при обучении физике в школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 2 Эксперимент в обучающем процессе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 2.1 Виды экспериментов в школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 2.2 Требования к школьному физическому эксперименту . . . . . . . . 28 2.2.1 Основные требования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 2.2.2 Требования для школьного физического эксперимента в условиях ФГОС основного и среднего общего образования. . . . . . . . . . . 32 3 Подготовка, проведение и анализ результатов педагогического эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 3.1 Методические рекомендации по организации школьного физического эксперимента. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 3.2 Разработка уроков по физике с использованием демонстрационных экспериментов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 3.3 Анализ применения экспериментов на уроках физики . . . . . . . . 60 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 Приложение 1 Технологическая карта урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 Приложение 2 Рабочие листы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Список литературы

1 Инфоурок // Основные направления в развитии школьного физического эксперимента в условиях ФГОС – (РУС). - URL: https://infourok.ru [12 мая 2019]. 2 Библиофонд // Роль демонстрационного эксперимента при изучении физики в школе – (РУС). - URL: https://www.bibliofond.ru/ [15 мая 2020]. 3 Кашин, Н.В. Методика физики. Пособие для преподавателя физики в средней школе. – М.: Типография В.М. Саблина, 1916. – 258 с. 4 Кашин, Н.В. Лабораторный курс физики, Москва, Ленинград: Госиздат, 1928. – 440 с. 5 Красиков, Ф.Н. Упрощенные приборы по физике и опыты с ними / Ф.Н.Красиков . – 4-е изд . – 1925 . – 266 с. 6 Галанин, Д. Д. Физический эксперимент в школе. Том 3. Электричество. Первая часть. / Д. Д. Галанин, Е. Н. Горячкин, С. Н. Жарков, А. В. Павша, Д. И. Сахаров. – Учпедгиз. 1954 – 407 с. 7 Гребенев, И.В. Методическая эффективность школьного физического эксперимента / И.В. Гребенев, С.В. Полушкина // Школа будущего. – 2012. – № 3. – С. 14-19. 8 Хорошавин С. А. Физический эксперимент в средней школе / С. А. Хорошавин. – М.: Просвещение, 2010. – 175 с. 9 Майер, В.В. Учебно-исследовательский проект при изучении закона Архимеда / В.В. Майер, Е.И. Вараксина // Учебная физика. – 2015. – №3. – С. 3-6. 10 Майер, В.В. Простые опыты с неодимовыми магнитами/ В.В. Майер, Е.И. Вараксина // Учебная физика. – 2009. – №3. – С. 3-20. 11 Сауров, Ю.А. Основы методологии методики обучения физике: Монография / Ю.А. Сауров. – Киров: Изд-во Кировского ИУУ, 2003. –198 с. 12 Каменецкий, С.Е. Комплексные системы упражнений как средство повышения эффективности демонстрационного эксперимента / С.Е. Каменецкий, Ю.Д. Пулатов // Физика в школе. – 1983. – № 3. – С. 24-29. 13 Громыко Г.Г. Демонстрационные опыты по физике: Учебное пособие. – Н. Новгород: ВГИПА, 2002. – 98 с. 14 Горячкин Е.Н. Методика преподавания физики в семилетней школе т.1. Общие вопросы методики физики. – М.: Учпедгиз, 1948. – 526 с. 15 Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы / Под ред. С. Е. Каменецкого. – М.: Академия, 2014. – 384 с. 16 Шамало, Т. Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении Текст. / Т. Н. Шамало. — Свердловск, 1990. — 97 с. 17 Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Т.1,2. Под ред. А.А. Покровского. Пособие для учителей. Изд. 2- е, испр. М., «Просвещение», 1971. – 366 с. 18 Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7 – 11 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя/ В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; Под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 368 с. 19 Практикум по физике для профильной школы. Авторы: Гребенев И.В., Лебедева О.В., Полушкина С.В., Портнов В.Н. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский университет, 2014. – 93 с. 20 Лазарев, В.С. Формирование познавательных действий в учебной деятельности / В.С. Лазарев // Педагогика. – 2014. - № 6. – С. 3-12. 21 Кириков М. В., Лаборатория учебного демонстрационного эксперимента по физике / М. В. Кириков, А. М. Шитова. – Я. ЯрГУ, 2009. – 108 с. 22 Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Т.И. Носова и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 368 с. 23 Выготский, Л.С. О педологическом анализе педагогического процесса / Л.С. Выготский // Психология развития ребёнка. – М.: Изд-во Смысл. Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с. 24 Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. – 2017. - №4. – С.18-22. 25 Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с. 26 Brushlinsky A. V. Psychology of thinking and problem training. A. A. Burshlinsky. – M .: Knowledge, 2013. 27 Лазарев, В.С. Формирование познавательных действий в учебной деятельности / В.С. Лазарев // Педагогика. – 2014. - № 6. – С. 3-12. 28 Валиева, З.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях реформирования общеобразовательной школы // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 112-114. 29 Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1982. – 324 с. 30 Махмутов, М.И. Современный урок. Вопросы теории / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1984. – 191 с. 31 Гребенев, И.В. Методическая эффективность школьного физического эксперимента / И.В. Гребенев, С.В. Полушкина // Школа будущего. – 2012. – № 3. – С. 14-19. 32 Education.com // Physical Science Projects & Science Fair Project Ideas – (Engl.). - URL: https://www.education.com [10 мая 2020]. 33 Груденов Я.И. Психиолого-дидактические основы методики обучения математике. – М.: Педагогика, 1987. – 92с. 34 Перышкин А. В. Физика. 9 кл: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / А. В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2015. – 192 с. 35 Смирнов В. В. Учителю о подготовке физического эксперимента / Смирнов В. В. // Физика в школе. – 2007. – Т. 5. – №7. – С. 61–69. 36 Глинка, И.В. Опыт по методике физики в средней школе. Лабораторные уроки в средней школе. – СПб.: Образование, 2011. – 147с.
Отрывок из работы

1 Школьный физический эксперимент, проблемы и задачи развития 1.1 История становления школьного физического эксперимента в России Преподавание физики в школах России насчитывает более 350 лет. Однако физика как самостоятельный учебный предмет получила признание лишь в конце XVIII века. С введением физики в российских школах возникла потребность в разработке вопросов методики ее преподавания. Начало этому положили М. В. Ломоносов, М. Е. Головин, П. И. Гиляровский, идеи которых нашли в дальнейшем полную поддержку и развитие в России. В первое время значение физики как учебного предмета недооценивалось. Только в конце XIX — начале XX века под влиянием успехов науки и техники положение резко изменилось – роль физики в школах увеличилась. На первом этапе изучалась преимущественно «приборная физика», разрабатывались практические методы обучения, появились первые методические руководства по проведению практических работ, сформировалось понимание учителей и учащихся, что эксперимент является неотъемлемой составляющей школьного обучения физике. Научные статьи тех времен были посвящены демонстрационным опытам, экспериментальным исследованиям и лабораторным занятиям. В работе А.В. Ельцова встречается упоминание одной из первых учебных программ, в которой было сказано, что «…законы физики должны выводиться только из опытов, путем более наглядным, а, следовательно, и более легким. Преподавание физики, как науки опытной, без инструментов и приборов для производства опытов, немыслимо»
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg