Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Ценностные ориентации подростков, воспитывающихся в семьях с разными типами семейных отношений

vika_glad 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 104 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.02.2021
Ценности – это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Жизненные ценности подростков складываются под влиянием самых различных факторов. Ценностные ориентации представляют собой целостное, структурно сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов.
Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций подростков представляется особенно актуальной проблемой, так как, во-первых, отсутствует единый подход к трактовке понятия ценностных ориентацией, или правильнее, можно отметить многоплановость подобных трактовок; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у учащихся старших классов. За последнее десятилетие в структуре жизненных приоритетов подростков произошел переход от направленности на самоутверждение и альтруистические ценности к направленности на деловую активность и прагматические ценности. Актуальность изучения влияния семейного воспитания на особенности ценностных ориентаций молодежи из полных и неполных семей обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью, но недостаточно изучены структура м формирование ценностных ориентаций у подростков из полных и не полных семей. Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие. Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев отмечал: "... - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни" Степень разработанности темы исследования. Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, изменением социального положения. Формирование убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. Именно ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение (Б.С. Круглов, В.А. Ядов и другие). Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее – ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности. Цель – выявить особенности ценностных ориентаций у подростков из полных и неполных семей. Объект исследования – подростки 30 человек из полных семей и 30 – из неполных семей, общее количество 60 человек, обучающиеся в 7-9 классах МБОУ Богородицкое СОШ. Предмет исследования – психологические характеристики ценностно смысловой сферы подростков из полных и неполных семей Гипотеза исследования - существуют различия в системе ценностных особенностей подростков в полных и неполных семьях. Подростки из неполных семей в большей мере ориентированы на ценности социальной успешности и тип универсальных ценностей - самостоятельность, а подростки из полных семей на ценности автономности и ценностный тип власть. У подростков из полных и неполных семей достаточно высокий уровень осознанности и ответственности за достижение жизненных целей. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: 1. Выполнить анализ психологической литературы, посвященной проблемам исследования влияния семейного воспитания на формирование структуры ценностных ориентаций подростков. 2. Провести изучение иерархии ценностных ориентаций подростков из полных и неполных семей. 3. . Изучить уровень осознанности и ответственности за достижение жизненных целей у подростков из полных и неполных семей. 4. Выявить тип «универсальных ценностей» подростков из полных и неполных семей. 5. Выполнить сравнительную характеристику особенностей ценностных ориентации у подростков из полных и неполных семей. Методологическая база исследования. В процессе работы был использован комплекс методов, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач, включающих анализ литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение исследований ценностных ориентаций подростков, изучение влияния семьи на формирование ценностных ориентаций подростков, валидные и апробированные методики: 4. Методика «Ценностные ориентации», разработанная М. Рокичем 5. Тест «Осознанность жизненных целей», автор Е. Карапешта 6. Опросник Ш. Шварца Сравнительный анализ данных, методы статистической обработки результатов. Статистическая обработка данных производилась с помощью статистического программного пакета SPSS V 9.0. Выявление корреляционных связей между данными исследования проводилось с использованием коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена. Определение достоверности различий выборочных средних проводилось по t-критерию Стьюдента. Знак (+/-) полученного значения определяет сущность выявленных различий: отрицательный – прирост, а положительный – убывание значения показателя в исследовании группы подростков. Т-критерий Стьюдента для независимых выборок используется для выявления достоверности различий между двумя независимыми группами на основе сравнения выборочных средних. Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности своевременного выявления структуры и динамики ценностных ориентаций подростков из полных и неполных семей, как показателя духовной жизни, целей и общей направленности молодежи в своих позициях, которые определяют мотивы поведения, поступков, и использования этих данных как фундамента для дальнейшей работы и помощи старшеклассникам, их родителям, так же для статистики и научной работы. Данные могут быть использованы психологами и педагогами, в работе с подростками из обычных и проблемных семей, малоимущими семьями, специалистами по социальной работе. База проведения исследования: МБОУ Богородицкое СОШ. Выборку составили 30 человек из полных семей и 30- из неполных семей, обучающиеся в 7-9 класса, всего 60 человек. Структура магистерской диссертации включает: введение, теоретическую часть, экспериментальную часть, заключение, список использованной литературы и приложения. Количество таблиц - 26, количество диаграмм – 2 , количество приложений с описанием методик и статистических таблиц – 3. Список литературы содержит 53 источника, всего в дипломной работе 102 страницы.
Содержание

Введение 4 ГЛАВА 1 . 9 ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 9 1.1. Ценностно – смысловая сфера личности в подростковом возрасте 9 1.2. Ценностно – ориентационные особенности подростков 25 1.3. Семья как фактор формирования ценностных ориентаций и нравственного становления личности 33 Выводы по главе 1 44 ГЛАВА 2. 46 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ. 46 2.1. Методологический аппарат 46 2.2. Организация исследования 50 2.3. Результаты исследования иерархии ценностей подростков 51 2.4. Результаты исследования осознания личностью уровня сформированности жизненных целей 59 2.5. Результаты исследования универсальных ценностей 61 Выводы по главе 2 63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66 ЛИТЕРАТУРА 72 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 93
Список литературы

1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979. 2. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. — 1984. — Т. 5. — № 5. — С. 63-70. 3.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 4. Анурин В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства: Сб. науч. трудов. — Горький, 1982. — С. 116-129. 5. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. — М., 1989. — С. 426-433. 6. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999г. - №4 с. 117-121. 7. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва, Мысль 1976. 8. Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1990. —367 с. 9. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979. 10. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998. 11. Бубнова С.С. Методика диагностики ценностных ориентации личности. М., 1995. 12. Бубнова С.С. Принципы и методы исследования ценностных ориентации личности как системы с нелинейной структурой // Психологическое обозрение. 1997, № 1. 13. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с. 14. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориента¬ции личности в условиях социально-экономических изменений. //. Мир психологии- М., 2004. 226 с. 15. Заиченко Н.У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликты между детьми и взрослыми // Мир психологии – 2001 – 3 – с. 34- 16. Здравомыслов А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. М. 1986. 17. Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса. // Воспитание школьников 1993 №2 с. 4-7. 18. Киприянова Е. Жизненные планы, мотивы, потребности: результаты одного исследования ценностных ориентаций подростков. // Экспресс-опыт 1999 - №1 (январь-июнь) с. 34-36. 19. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности подростков. // Вопросы психологии 1999 №6 с. 29. 20. Кон И. С. Психология старшеклассника.— М.: Просвещение, 1980. — 192 с. 21. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М. 1984 с. 335. 22. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение 1989. 23. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. М. 1983. 24. Крутецкий В.А., Лухин В.С. Психология подростков. М., Просвещение 1965. 25. Крылов А.А. Психология. Учебник. М., 2001 г. 26. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. М., 1994 с. 144. 27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет – 3-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 2006. 28. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М., 2000. 194 с. 29. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации / НГПИ. — Новосибирск, 1992. —216 с. 30. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. — М., 1992,- 17 с. 31. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерми¬нанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25. 32. Максимова О.А., Калезина Г.Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов. // Социс. 1999 - №6 с. 132. 33. Мудрик А.В. Время поисков и решений. Книга для учащихся. М., 1990 с. 180. 34. Мухина В. С. Предисловие // Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности / МГПИ. — М., 1985. — С. 4-7. 35. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действи¬тельности // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982.—С. 35-38. 36. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий – М.: Наука, 1976. 37. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 1998. 38. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика 1998 №3 (май). 39. Попова И.В. Тенденции изменений ценностных ориентации подростков в условиях реформ 1990-1993 гг. (на примере Костром, обл.). Дисс. ... канд. социол. наук. М., 1994. 157 с. 40. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изучение мотивационно-ценностных ориентаций молодежи. // Социс 1999 - №6 с. 53. 41. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М. 1976. 42. Психологические механизмы регуляции поведения. М., Наука 1979. 43. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Санкт-Питербург, 2000. 44. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 45. Саарнийт Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи. Под. ред. Шороховой Е.В. М., 1987. 46. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/Под ред. В.А. Ядова. Л.: На¬ука, 1979. 264 с 47. Словарь практического психолога. Минск Харвест 1998 с. 373, с. 755. 48. Собкин В.С. Динамика ценностных ориентации в старшем школьном возрасте. Докт. дисс. в виде на-учн. докл. М., 1997. 88 с. 49. Фомичева Т.В. Образовательные ценности молодежи. М.: МГСУ, 2003. 201 с. 50. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Под. ред. Дубровиной И.В. М., Педагогика, 1987. 51. Формирование личности старшеклассника. Под. ред. Дубровиной И.В. М., Педагогика, 1989. 52. Шаров А.С. формирование ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 1981. 53. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Соци-ол. журн. — 1994. — № 1. — С. 35-52.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 . ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1. Ценностно – смысловая сфера личности в подростковом возрасте Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров (1; с. 23). Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Эти различия были либо по параметру "общее - индивидуальное", либо по параметру "реально действующее - рефлекторно сознаваемое" в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании (1; с. 35). Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, на других людей, отношение к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Немов Р.С. рассматривает ценностные ориентации как то, что человек особенно ценит в жизни, то, чему он придает особый, положительный жизненный смысл (59). Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности (22; с. 322).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 89 страниц
2700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg