Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

БОРЬБА ЗА ПРАВА ЖЕНЩИН В ТУРЦИИ В ХХ ВЕКЕ

vika_glad 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.02.2021
В процессе исследования было рассмотрено решение проблемы «освобождения женщины» в Османской империи, начиная со второй половины XIX столетия по конец XX столетия; определены и описаны государственные меры по улучшению положения женщин, изучены права женщины в аспекте законодательства республики и их практическая реализация; изучена проблема «освобождения женщины» в турецкой политической и философской мысли; рассмотрена политическая и социальная активность турецких женщин; выявлены и рассмотрены новые подходы и пути к решению «женского вопроса».
Введение

Борьба за права женщин продолжается не одно столетие. Женщины и ранее сталкивались с дискриминацией, мирились с ней. Однако в настоящее время дискриминация осуждается обществом, считается совершенно недопустимой. Все это стимулирует женщин на интенсивную борьбу за собственные свободы и права далеко за пределами стран Запада. В мусульманских реалиях данная проблематика приобретает дополнительную остроту и сложность вследствие различий в менталитете, а также по причине некоторого отставания этих государств от западного мира. В настоящий момент здесь все чаще говорят о месте женщины в политической жизни общества . История Турции в ХХ столетии показала, что турецкие женщины, подобно мужчинам, способны оказывать значимое влияние на политическую обстановку и ситуацию в государстве. Турция представляет опыт одного из первых государств, в котором от слов перешли к реальным действиям. Новые технологии, Интернет пространство, процессы глобализации во многом способствуют продвижению феминистского движения в Турецкой республике, что помогает женщинам отстаивать свою свободу в повседневной жизнедеятельности. Данные факторы заставляют задумываться о месте и роли женщины в политической системе современного периода. О политических правах женщин в этом государстве начали активно говорить только в XX столетии, когда в 1926 году вступил в действие Гражданский Кодекс , подобный Гражданскому Кодексу Швейцарии . Основываясь на данном законодательном акте, турецкая женщина стала активным членом социальной жизни общества. Далее, в 1930 году женщины впервые за всю историю страны обрели право выбирать и быть избранными благодаря Муниципальному Кодексу . В 1934 году в Конституцию были внесены изменения, согласно которым женщинам, было дано право принимать участие в парламентских выборах . Это привело к тому, что женщина обозначила себя на первых позициях в жизни общества, что, безусловно, не осталось незамеченным. Политическая система Турецкой республики современного периода подразумевает регулирование правовой сферы общественных отношений, которые представлены многочисленными правовыми и нормативными положениями, касающимися прав женщин . Женщины имеют право свободного выбора партнера для брака еще с 17 лет . В случае, если семья женщины пытается насильно выдать ее замуж, она может обратиться в суд . Важно, что религиозные браки в Турции не имеют законной силы, рассматриваются только браки, зарегистрированные в уполномоченных органах. Также женщина может получить развод, даже если не имеет на это серьезных оснований . В то же время она должна выплатить в этом случае определенную сумму своему супругу на «потерю» жены . После подобного расторжения брака повторный брак между данными людьми возможным не будет. Женщины в Турции защищены семейным правом от клеветы мужа об их неверности . Мужчине необходимо заручиться показаниями четырех свидетелей, в противном случае он сам окажется под угрозой. После расторжения повторный брак будет невозможен. Женщина, занятая в профессиональной деятельности пользуется некоторыми благами, установленными действующей Конституцией Турецкой республики . Она имеет право прекратить трудовую деятельность в течение одного года со дня замужества. Она может находиться в декретном отпуске, который длится 16 недель (8 недель до родов и 8 недель после). Если она захочет еще полгода побыть с ребенком, то имеет право взять оплачиваемый отпуск. Женщина имеет право на час для кормления, пока ребенку не исполнится 1 год . Следовательно, семейное право в Турецкой республике защищает и женщин. Вместе с тем, феминистское движение в Турции получило интенсивное развитие по причине очевидных недоработок и недостатков современной политической системы. Хотя Конституция и защищает права женщин, в реальной действительности ими сложно воспользоваться . Турция – теократическое государство, соответственно ряд ограничений, которые накладывает Ислам, обществом не порицаются, а наоборот, всячески поддерживаются . На внешний вид и одежду законодательные ограничения отсутствуют. Никто не может принудить женщину против ее воли носить хиджаб или купаться в специальном мусульманском купальнике. Однако, в реальности общество не одобряет некоторые виды одежды. К примеру, 29 июля 2017 года в Стамбуле женщины организовали протестную акцию против навязанного им дресс-кода . Они пришли на демонстрацию в майках и шортах, которые им запрещено носить. Проводимые в этой связи исследования и опросы свидетельствуют о том, что в Турции около 60% женщин покрывают голову . Они делают это только из религиозных побуждений, а не вследствие принуждений со стороны близких родственников или друзей. Это личный выбор каждой женщины. Тем более головной убор – часть многовековой культуры, которую таким образом чтят в Турции. Несмотря на то, что турецкая женщина присутствует практически во всех сферах общественной жизни и всех профессиях (на улицах дежурят женщины-полицейские, они активно освоили юриспруденцию, банковское дело, предпринимательство, торговлю, искусство), случаи насилия и притеснения прав женщины, дискриминации по половому признаку на работе и дома, к сожалению, довольно часты . В Турции существуют организации по защите прав женщин . В контексте возможного вступления Турции в Евросоюз эта тема становится особенно актуальной. Очевидно, что хотя женщина и занимает значимые позиции в политической жизни турецкого общества, она все еще не в полной мере защищена со стороны закона . Определенная специфика мышления, которая была сформирована за многие века, не позволяет воспринимать гендерное равенство как часть жизни . Да, безусловно, у людей в Турции присутствует понимание того, что женщина такой же участник политической жизни общества, как и мужчина, однако стереотипы, связанные с полом, продолжают играть важную роль в повседневной жизни, на работе и в семье . Ряд законов Шариата вступают в противоречия с законами и не позволяют стать равноправным членом общества, но борьба за права женщин в Турции не прекращается, а лишь набирает обороты . Западноевропейские тенденции сильно повлияли на процесс становления женщины на один уровень с мужчинами . Актуальность темы исследования. Изучение проблемы формирования новых подходов к определению положения женщины в процессе культурных и общественных преобразований в Турецкой Республике является актуальным и перспективным направлением, поскольку многие вопросы, касающиеся статуса турецкой женщины, выходят за локальные рамки и становятся общими по мере усиления интереса к Востоку и исламу во всем мире обусловлена уникальным в масштабах мусульманского Востока опытом Турецкой Республики по конституционному закреплению за женщиной равного с мужчиной правового статуса, по осуществлению административно-организационных мер, призванных обеспечить ей достойное место в семье, обществе и государстве. В то же время в современной Турции, как и во многих государствах с исповедующим ислам населением, продолжаются бурные дебаты, в ходе которых взгляд на статус, права и обязанности женщины предстает в качестве своеобразного водораздела между позициями светских и религиозных кругов. Объект исследования ? положение женщины в Турецкой Республике в XX столетии. Женщины в Турции всегда играли значимую роль в истории. Чрезвычайно великой роль турецких женщин была в национально-освободительной войне, в становлении республики. В политической жизни страны, на дипломатическом поприще, в сфере образования турецкие женщины также играли важную роль. Предмет исследования ? исламские и светские проекты, инициативы по решению «женского вопроса» в Турецкой Республике с начала ее образования в 1923 году и по конец XX столетия. Цель исследования Цель исследования состоит в рассмотрении изменения социального положения женщины в контексте религиозных, духовных, правовых, административных, культурных, социальных преобразований в Турецкой Республике. В соответствии с обозначенной целью, необходимо решить следующие задачи: 1. рассмотреть и проследить решение проблемы «освобождения женщины» в Османской империи, начиная со второй половины XIX столетия по настоящий момент; 2. определить и описать государственные меры по улучшению положения женщин, изучить права женщины в аспекте законодательства республики и их практическую реализацию; 3. изучить проблему «освобождения женщины» в турецкой политической и философской мысли; 4. рассмотреть политическую и социальную активность турецких женщин; 5. выявить и рассмотреть новые подходы и пути к решению «женского вопроса». Хронологические рамки работы охватывают период с 1923 г. по конец XX столетия. Верхняя граница связана с образованием Турецкой Республики. В это время была ликвидирована отсталость государства, Турция стремилась и достигла уровня европейских стран. В конце XX столетия феминистское течение, особенности развития и функционирования его в мусульманских странах становятся предметом научных исследований. Территориальные рамки охватывают территории Турции и ближневосточного региона. Темы, затрагивающие положение мусульманских женщин в обществе и семье, привлекали повышенное внимание авторитетных российских востоковедов ? В.В. Бартольда , В.А. Гордлевского . Они освещались на страницах журнала «Мир ислама», выходившего под редакцией академика В.В. Бартольда . Благодаря работам данных исследователей, а также их последователей и учеников, в советские годы поддерживались традиции российской академической школы с ее принципами научного объективизма и детального исследования турецких источников. Теоретическая основа работы. Настоящее исследование основывается на положениях и взглядах представителей классической школы востоковедения России относительно положения и роли женщин в мусульманских государствах, в том числе и Турцию (В.В. Бартольда , В.А. Гордлевского ), разработки ученых современного периода (Г.Р. Балтановой , Г.М. Зиганшиной , Н.Ю. Ульченко , Л.И. Шайдуллиной ). В работе Л.И. Шайдуллиной «Арабская женщина и современность: эволюция ислама и женский вопрос» представлено фундаментальное исследование истории, развития и перспективы роли и положения женщины в исламском мире . В диссертационном исследовании современного исламоведа М. Кютюкчю «Ислам и женщина в современной Турции: опыт философско-культурологического анализа» в аспекте религиозной традиции рассматривается положение мусульманской женщины . Однако, М. Кютюкчю по-другому, нежели ученые советского периода оценивает анализируемую проблематику. Исследователь убеждена, что исламская религия в первую очередь предоставляет женщине реализовать себя в плане материнства. Таким образом, религия помогает женщине раскрыть ее главное предназначение. Сравнение гендерного равенства в западной, европейской цивилизации не совсем уместно использовать к восточной, поскольку у исламской религии собственное понимание того, какими должны быть взаимоотношения между полами. Методы исследования. Были использованы научные методы исследования: историко-сравнительный анализ; системный и диалектический анализ; обобщение и сравнение информации на основании библиографических источников, которые включают монографии, научные исследования. Историко-сравнительный анализ помогает определить суть исследуемых явлений по различию и сходству типичных для них свойств и признаков, выходить за пределы исследуемых явлений, основываясь на аналогии, приходить к широким историческим параллелям, обобщениям. Системный и диалектический анализ дают возможность рассматривать исторические явления, факты в двойственности их характеристик и свойств, выявлять их взаимосвязь и противоречие. Свойства любого исторического явления, события могут быть расщеплены на противоположности. Они предстают в виде особенного и общего, количества и качества, причины и следствия, формы и содержания. Любой объект, явление, в том числе и тему настоящего исследования важно рассматривать как систему. В этом случае система – это комплекс объектов. Они могут характеризоваться конкретным набором связей между значимыми объектами и их компонентами, которые функционируют как единое целое. Они подчинены единой установке, развиваются по единым закономерностям и законам. Источниковая база исследования представлена разнообразными по видам и степени информативности источниками. Условно они разграничиваются на группы. В особую группу можно выделить Коран , Сунну (собрание хадисов ? преданий об изречениях и деяниях пророка Мухаммеда) , которые дают ключ к решению мусульманами многочисленных жизненных и повседневных вопросов, в особенности тех, которые затрагивают семью, взаимоотношения в рамках семьи, права и обязанности мусульманских женщин. Правовая группа источников представлена международно-правовыми, а также законодательными актами Турецкой Республики, в которых прописаны нормы, определяющие статус женщины. Отдельную группу представляют мемуары видных турецких женщин. Среди них заслуживают внимания воспоминания государственного деятеля, дипломата Турецкой республики татарского происхождения, дочери российского и турецкого общественно-политического и государственного деятеля, юриста Садри Максуди Айды Адиле . В группу источников также входят избранные речи и выступления создателя нового государства, дипломата, политика и полководца Мустафы Кемаля Ататюрка . Представленные в данном труде документы являются важнейшими источниками по истории Турции между первой и второй мировыми войнами. Еще одну группу составляют материалы и документы женских организаций. Они представлены и были доступны нам лишь в электронном виде. Это официальные сайты женских организаций Турции («KA-MER», «Musawah», «Turk Kad?nlar Birligi»), опираясь на которые удалось изучить направления их деятельности, а также представить дальнейшее будущее освободительного движения турецких женщин. Научная новизна исследования. Рассмотрен государственный механизм перевода теоретических проектов решения «женского вопроса» и проблем семьи в практику административно-правовых, общественных и культурных преобразований в республиканской Турции; проанализированы формы, степень и характер участия турецких женщин в борьбе за повышение их личностно-семейного статуса, а также роли в обществе и в государстве. Практическая значимость исследования. Полученные результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях по обозначенной проблематике, а также в ходе проведения лекционных и семинарских занятий в высших учебных заведениях и старших классах средних общеобразовательных учреждений по культуре и истории Турецкой республики, ключевым вопросам религиоведения, востоковедению и философии, гендерным отношениям в странах Востока, различных проблем правового и социального характера в мусульманском мире. Структура исследования. Работа включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы. В первой главе рассматривается история и предпосылки постановки «женского» вопроса, история борьбы женщин за свои социальные, гражданские, человеческие права. Дается определение феминистскому движению, рассматриваются разновидности и особенности деятельности этого направления. В 1923 году Турецкая Республика обретает независимость, предпринимаются ключевые меры на государственном уровне по улучшению положения женщин. Во второй главе рассматриваются особенности становления образа «новой женщины» в Турецкой Республике в период с 1923 по 1938 годы, политическая и социальная активность турецких женщин, обретение определенных прав женщиной на уровне законодательства, процесс формирования светской системы народного образования и ее воздействие на социальный статус турецкой женщины. В третьей главе рассматривается положение женщин в современной Турции периода второй половины XX – конца XX столетия, юридическое закрепление прав женщин и их реализация на практике, новые пути в решении «женского» вопроса. В заключении подводятся итоги исследования, уточняются ключевые положения проведенной работы.
Содержание

Введение 2 Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы «освобождения женщины» в Османской империи (вторая половина XIX – начало третьего десятилетия XX столетия) 12 1.1. История постановки «женского вопроса» 12 1.2. Турецкая политическая и философская мысль о проблеме «освобождения женщины» 20 1.3. Государственные меры по улучшению положения женщин 25 Глава II. Особенности становления образа «новой женщины» в Турецкой Республике в период с 1923 по 1938 годы 30 2.1. «Новая женщина» как символ новой Турции. Политическая и социальная активность турецких женщин 30 2.2. Права женщины в аспекте республиканского законодательства 41 2.3. Формирование светской системы народного образования и ее воздействие на социальный статус турецкой женщины 46 Глава III. Положение женщин в Турции во второй половине XX столетия 50 3.1. Новые подходы и пути к решению «женского вопроса» 50 3.2. Деятельность органов государственной власти по улучшению положения женщин в Турецкой Республике 53 3.3. Юридическое закрепление прав женщин и их практическая реализация 59 Заключение 63 Список использованных источников и литературы 66
Список литературы

1. Аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари (Свод хадисов имама аль-Бухари) / Пер. с араб., примеч. и указ.: В.А. Нирша. ? М.: Благотвор. Фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим», 2002. – 470 с. 2. Ан-Найсабури М. Сахих Муслим (Свод хадисов имама Муслима) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://namaz24.ru/files/books/5750baef09551_hadisy_sahih_muslim.pdf (дата обращения: 01.02.2020). 3. Ибн Хаджар аль Аскалани. Булуг аль марам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://d1.islamhouse.com/data/ru/ih_books/single/ru_blogh_almaram.pdf (дата обращения: 01.02.2020). 4. Коран / Пер. с араб. и коммент. Ю.И. Крачковского; ред. О. Морозова. – М.: Феникс, 2020. – 543 с. 5. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Заключена 18.12.1979) (с изм. от 22.05.1995) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15158#05897051910150715 (дата обращения: 02.02.2020). 6. Конституция Турецкой республики. 20 апреля 1924 г. Закон об основных организациях. № 491 // Дурденевский В.Н., Лудшувейт Е.Ф. Конституции Востока. ? Л.: Госиздат, 1926. ? С. 44-50. 7. Sadik Balkan, Ahmet E. Constitution of the Turkish Republic. – Ankara, 1961. – 48 p. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.anayasa.gen.tr/1961constitution-text.pdf (дата обращения: 01.02.2020). 8. Конституция Турецкой Республики. 1982 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.belgenet.com. (дата обращения: 01.02.2020). 9. Bacbakanlik Т.С. Kadimn Statusii Genel Mudurlugti. Tiirkiyede Kadinm Durumu (Положение женщины в Турции. Отчет Генеральной дирекции по положению и проблемам женщин при правительстве Республики Турция). ? Ankara, 2008. 10. Bacbakanlik Т.С. Kadmm Statusii Genel Mudurlugu. Tiirkiyede Kadmm Durumu. (Положение женщины в Турции. Отчет Генеральной дирекции по положению и проблемам женщин при правительстве Республики Турция). ? Ankara, 2009. 11. Семейное право Турции. Применение семейного законодательства Турции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo-turkey.ru/law/ (дата обращения: 01.02.2020). 12. Турецкий гражданский кодекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://turkeyforfriends.com/forum/177-5702-1 (дата обращения: 01.02.2020). 13. «Швейцарский обязательственный закон» (Вместе с «Федеральным законом о дополнении Швейцарского гражданского кодекса...») (Принят 30.03.1911 г.) (с изм. и доп., вступившими в силу 01.03.2012 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base (дата обращения: 01.02.2020). 14. Айда Адиле. Садри Максуди Арсал: [Полит. деятель: Пер. с тур.] / Адиле Айда; Науч. ред., примеч., послесл. С.М. Исхакова. ? М.: Б. и., 1996. – 357, [2] с.: ил. 15. Ататюрк К. Избранные речи и выступления / К. Ататюрк. ? М.: Наука, 1966. ? 428 с. 16. Официальный сайт организации «KA-MER» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kamer.org.tr/eng/ (дата обращения: 31.01.2020). 17. Официальный сайт организации «Musawah» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.musawah.org/ (дата обращения: 31. 01. 2020). 18. Официальный сайт организации «Turk Kad?nlar Birligi» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.turkkadinlarbirligi.org/ (дата обращения: 31.01.2020). Статьи 19. Агаев Ахмед-бек. Женщина по исламу и в исламе // Кавказский вестник (Тифлис). ? 1901. ? № 3. ? С. 73-103. 20. Адаян Т.А. К вопросу о правовом статусе женщины в Турецкой республике // Теория и практика общественного развития. – 2012. – Вып. 1. – С. 198-201. 21. Адаян Т.А. Развитие женского движения в Турецкой республике (конец XX – начало XXI века) // Известия высших учебных заведений. Северокавказский регион. Общественные науки. – 2013. ? № 1 (173). – С. 24-29. 22. Алтыкат Б. Семейное воспитание и роль матери в традициях турецкой культуры (1299 – 1923) // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. – 2015. – № 7. – С. 9-13. 23. Амиров М.Г. Особенности правового положения женщины в исламе // Юридический вестник ДГУ. – 2015. – Т. 16, № 4. – С. 25-29. 24. Воронцова Е.А. Права женщин в Турции: законы и реальность // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». – 2018. – Т. 5, № 11 (27). – С. 681-684. 25. Гендер и власть: семья, общество, государство / А.М. Васильев, И.Г. Рыбалкина, С.Н. Турк [и др.]; РАН; Институт Африки // Гендерные исследования. ? 2008. – Т. 10. – 430 с. 26. Дадашев Т.П. Социально-политические предпосылки культурных преобразований в Турции в 20-30-х годах // Иран и Турция: вопросы истории. ? Баку, 1986. ? С. 127-142. 27. Джафарова A.A. Положение женщин Османской империи в годы правления младотурок (1908-1918) // Проблемы истории стран Ближнего и Среднего Востока. ? М.: Наука, 1970. ? С. 140-150. 28. Джафарова A.A. Турецкие женщины в национально-освободительной борьбе 1918-1923 гг. // Страны Ближнего и Среднего Востока. История. Экономика. ? М.: Наука, 1972. ? С. 66-78. 29. Зарипов А. Права женщины в исламе в трудах татарских ученых // Россия и мусульманский мир. – 2016. – С. 159-168. 30. Зиганшина Г.М. К проблеме участия турецких женщин в движении политического ислама // Ислам и общественное развитие в начале XXI века / Отв. ред.: В.Я. Белокреницкий, А.З. Егорин, Н.Ю. Ульченко. ? М.: ИВ РАН-Крафт+, 2005. ? С. 309-318. 31. Ибрагимова Н.Р. Роль женщины в социально-экономической, политической и культурной жизни Турции // Женщины зарубежного Востока и современность: Сб. статей. ? Ташкент: Фан, 1988. ? 199 с. 32. Ислам и женщина Востока: история и современность / Редкол.: М.М. Хайруллаев (отв. ред.), Ф.С. Салимова (сост.); АН УзССР. Ин-т востоковедения им. Абу Райхана Беруни. ? Ташкент: Фан, 1990. ? 250, [2] с. 33. Крыкова И.В. Феминизм: происхождение понятия и его трактования в современной науке // Аналитика культурологии. – 2008. – № 11. – С. 65-70. 34. Кютюкчю М. Права и обязанности женщин в системе коранической антропологии // Мусульманка. – 2009. – № 3. – С. 8-9. 35. Кютюкчю М. Формирование прав женщин в процессе культурных и общественных преобразований в Турецкой республике // Власть. – 2010. ? № 2. – С. 144-149. 36. Ланда Р.Г. Политический ислам и женщины-мусульманки // Ближний Восток и современность. Вып. 29. ? М.: Ин-т Ближнего Востока, 2006. ? C. 161-173. 37. Эфендиева Н.З. Участие женщин Турции в национально-освободительной борьбе турецкого народа // Турция: история, экономика: Сб. статей. ? М.: Наука, 1978. ? С. 108-114. 38. Турк С.Н. Мусульманское семейное право / С.Н. Турк, Э.К. Беджанова // В сб.: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее. Сб. статей XIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. ? 2017. ? С. 162-164. 39. Ульченко Н.Ю. Исламская традиция, феминизм и положение женщин в современной Турции // Ислам и политика. Сб. статей. ? М.: ИВ РАН-КрафтН, 2001. ? С. 327-339. 40. Муртазина Л.Р. Садри Максуди с татарскими студентами в Льеже: история одной фотографии // Историческая этнология. ? 2018. ? Т. 3, № 2. ? С. 302-311. 41. Муслумова Т.В. Феминизм: истоки, этапы развития и основные направления // Вестник Шадринского гос. пед. ин-та. ? 2015. ? № 4 (28). ? С. 3. 42. Набиев Р.А., Гафаров А.А. Связи с исламским миром как фактор укрепления единства и традиций российских мусульман (XIX начало XX в.) // Ученые записки Казанского ун-та. – 2012. – Т. 154, № 3. – С. 36-47. 43. Набиева А.Р. Конституционные реформы в Турции в период происламской Партии справедливости и развития // Ислам и общественное развитие в начале XXI века / Отв. ред.: В.Я. Белокреницкий, А.З. Егорин, Н.Ю. Ульченко. ? M.: ИВ РАН-Крафт+, 2005. ? С. 331-344. 44. Насыров Т. Татарская эмигрантская пресса // Гасырлар авазы – Эхо веков. ? 2004. ? № 2. ? С. 117-128. 45. Современная Турция: проблемы и решения: Сб. статей / Отв. ред. Н.Ю. Ульченко, Е.И. Уразова. ? М.: Ин-т Ближнего Востока, Ин-т Востоковедения РАН, 2006. ? 238 с. 46. Сюкияйнен Л.Р. Исламская политико-правовая культура и демократизация в мусульманском мире: конфликт или совместимость // Религия и конфликт. ? М.: РОССПЭН, 2007. ? С. 85-106. 47. Сюкияйнен Л.Р. Исламские и западные правовые ценности: столкновение или взаимодействие // Dialog avrasya (Istanbul). ? 2007. ? № 17. ? P. 14-17. Монографии, сочинения 48. Балтанова Г.Р. Экономические и политико-правовые аспекты положения женщины в традиционных исламских странах / Г.Р. Балтанова. – Казань: Изд-во Казан. гос. энерг. ун-та, 2003. – 122 с. 49. Барковская Е.Ю. Ислам и проблемы становления государственности на мусульманском Востоке. ? М.: Изд-во РАГС, 2009. ? 146 с. 50. Бартольд В.В. Первоначальный ислам и женщина // Работы по истории ислама и арабского халифата. Собр. соч.: в 9 т. Т. 6. ? М.: Наука, 1966. ? 784 с. 51. Гайнетдинов Р.Б. Тюрко-татарская политическая эмиграция: начало ХХ в. – 1930-е годы. ? Набережные Челны, 1997. ? 159 с. 52. Гордлевский В.А. Женская доля // Избранные сочинения. Т. 2. ? М.: Восточная литература, 1962. ? С. 16-20. 53. Еремеев Д.Е. На стыке Европы и Азии. Очерки о Турции и турках. ? М.: Наука, 1981. ? 238 с. 54. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. ? СПб.: Диля, 2007. ? 512 с. 55. Кипкеева З.Б. Карачаево-балкарская диаспора в Турции. ? Ставрополь: Изд-во Ставропольского гос. ун-та, 2000. ? 184 с. 56. Кютюкчю М. Ислам и женщина в современной Турции: опыт философско-культурологического анализа: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.14 / Кютюкчю Мустафа; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. ? Москва, 2011. ? 30 с. 57. Латыпова Д.Ф. Правовое положение женщины в мусульманских государствах от древности к современности: Монография / Д.Ф. Латыпова. – Уфа: Гилем, 2008. – 133 с. 58. Поленина C.B. Права женщин в системе прав человека: Международный и национальный аспект. ? М.: Ин-т государства и права РАН, 2000. ? 255 с. 59. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. ? М.: Наука, 1986. ? 256 с. 60. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. ? М.: Ин-т государства и права РАН, 1997. – 46 с. 61. Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность: Эволюция ислама и женский вопрос. ? М.: Наука, 1978. ? 199 с. 62. Шамсутдинов А.М. Турецкая республика. Краткий очерк истории 1923-1961 / А.М. Шамсутдинов. – М.: Изд-во восточной литературы, 1962. – 96 с. Учебники, учебные пособия 63. Гасратян М.А., Орешкова С.Ф., Петросян Ю.А. Очерки истории Турции. ? М.: Наука, 1983. ? 294 с. Справочные издания 64. Турецкая Республика. Справочник / Ин-т востоковедения РАН. Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока; [В.И. Данилов и др.]. ? M.: ИИИиБВ, 2000. ? 344 с. Иностранная литература 65. Ahmed L. Women and Gender in Islam. Historical roots of a Modern Debate. ? New Haven; London: Yale University Press, 1992. ? 296 p. 66. Aksin S. K?sa Turkiye Tarihi. ? Istanbul: Turkiye Is bankas? Kultur yay?nlar?, 2011. ? 568 с. 67. Emine Nermin Abadan-Unat, Deniz Kandiyoti, Meubeccel Belik K. ?ray. Women in Turkish politics // Women in Turkish Society. ? BRILL, 1981. ? 358 с. 68. Encyclopedia of Women and Islamic Cultures. Vol. II. ? Leiden-Boston: Brill, 2005. ? 837 p. 69. Esim S. Women’s organizations in 1990s Turkey: predicaments and prospects [Electronic resource] / S. Esim, D. Cindoglu // Middle Eastern Studies. ? 1999. ? Vol. 35. ? P. 186. – Режим доступа: http://www.jstor.org/stable/4283988 (date of the application: 31.01.2020). 70. Fawcett R. The reality and future of Islamic feminism [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aljazeera.com/indepth/opinion/2013/03/201332715585855781.html (дата обращения: 31. 01. 2020). 71. Islam Ansiklopedisi. ? Istanbul: Turkiye Diyanet Vakfi, 2001. ? 588 р. 72. Nordland R. Crackdown in Turkey Threatens a Haven of Gender Equality Built by Kurds // The New York Times. ? 2016. ? 9 декабря. 73. Segran E. The rise of the Islamic Feminists [Электронный ресурс]. ? Режим доступа: http://www.thenation.com/article/rise-islamic-feminists/ (дата обращения: 31.01.2020). 74. Yesim Arat. Rethinking Islam and Liberal Democracy: Islamist Women in Turkish Politics. ? Istanbul: SUNY Press, 2012. ? 160 p. Интернет-ресурсы 75. В Стамбуле женщины протестуют против ношения традиционной одежды [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/religion/20170730/1499413294.html (дата обращения: 30.01.2020). 76. Габдрафикова Л.Р. Гаяз Исхаки: шакирдские будни, развод и политическая опала в жизни и творчестве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/90645-gayaz-ishaki-zhizn-i-tvorchestvo-do-emigracii (дата обращения: 01.02.2020). 77. Лагунина И. «Дочери Ататюрка» – история феминистского движения в Турции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.svoboda.org/content/transcript/441246.html (дата обращения: 31.01. 2020). 78. Мухамеджанов И. Мерве Кавакчи – символ турецких женщин в борьбе за хиджаб [Электронные ресурсы]. – Режим доступа: https://islam-today.ru/blogi/ildar-muhamedzanov/merve-kavakci-simvol-tureckih-zensin-v-borbe-za-hidzab/?desktop=true (дата обращения: 31.01.2020). 79. Тенбекиджи М. Об избирательных правах и положении женщин в Турции // Газета «Demoscope Weekly». ? № 579-580. – 16-31 декабря 2013 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0579/gazeta039.php (дата обращения: 01.02.2020). 80. Успенская В.И. Суфражизм в истории феминизма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.a-z.ru/women/texts/sufrr.htm (дата обращения: 31.01.2020). 81. Челик А. Исламский феминизм (опыт Турции) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://islam-portal.ru/communication/stat/100/1624/ (дата обращения: 31. 01. 2020).
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы «освобождения женщины» в Османской империи (вторая половина XIX – начало третьего десятилетия XX столетия) 1.1. История постановки «женского вопроса» Ислам является одной из самых распространенных современных мировых религий. Становление его произошло под воздействием различных экономических и социальных трансформаций своей эпохи. С его появлением была переоценена существующая действительность . В современный период в условиях глобализации, интенсификации, интеграции межкультурного взаимодействия в научной среде возникают все новые проблемы. Актуальность приобретают вопросы о роли женщины в традиционном мире ислама. С появлением Корана был ознаменован новый этап в истории семейных отношений. Теперь все ключевые положения и взгляды ислама были зафиксированы в письменном виде. Сформировавшиеся новые правовые и моральные нормы сделали положение мужчины доминантным. По мнению В.В. Бартольда , при исламе женщина оказалась в более приниженном положении по отношению к мужчине, поскольку ее роль свелась к положению прислуги дома и мужчины, роженицы и воспитательницы детей. Ислам канонизировал отношение к женщине и регламентировал семейные и брачные вопросы в таких идейных источниках, как Коране, сунне. Однако Коран не решает всех многочисленных вопросов в отношении к мусульманке, его предписания стали абсолютной истиной и получили дальнейшей развитие в исламской теории. Выделяется ряд принципов: идеализация уклада патриархальной семьи, возвышение культа мужчины, строгое разделение семьи и общества на основании полового принципа, неполноценность женщины по происхождению.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg